Современное состояние правового положения иностранных граждан в Российской Федерации | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Автор:

Рубрика: Международное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (1) май 2017 г.

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Нестеров М. А. Современное состояние правового положения иностранных граждан в Российской Федерации // Новый юридический вестник. — 2017. — №1. — С. 115-117. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/66/2452/ (дата обращения: 26.05.2018).



Современные международные отношения предполагают под собой взаимодействие граждан разных государств в гражданско-правовой сфере, отношения которой, в данном случае осложнены иностранным элементом. В связи с чем, может возникать ряд дискуссионных вопросов касательно статуса и правового положения иностранного гражданина на территории Российской Федерации. В данной статье рассматриваются отдельные моменты правового положения иностранных граждан в России, проблемы, связанные с этим, а также предполагаются возможные пути решения.

Ключевые слова: иностранные граждане, иностранцы, суверенитет, правовое положение, ограничения

Current international relationships are meant to have correspondence between people in legal sphere throughout the whole world. These relationships could raise some disputable issues in the field of legal status of foreigners at the territory of the Russian Federation. The following article enlightens some sufficient problems concerning legal status of foreigners in the Russian Federation and offers some possible ways to solve them.

Key words: foreign, foreigners, sovereignty, legal status, restrictions

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан регулируется федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кто является иностранным гражданином, согласно закону? В статье второй закреплено, что иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) другого государства. [1] Из смысла данной статьи становится понятно, что иностранный гражданин не связан с Российской Федерацией таким институтом, как институт гражданства, то есть у иностранного гражданина отсутствует устойчивая политико-правовая связь с Российской Федерацией. Суть заключается в том, что у иностранного гражданина отсутствует именно устойчивая правовая связь, так как зачастую нахождение в России подпадает под категории «временного пребывания» или «временного проживания», которые в свою очередь ограничивают правоспособность иностранцев на территории РФ в определенной мере. В то же время, статья 4 вышеупомянутого закона гласит, что иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законодательством. Какие же ограничения предусмотрены для иностранных граждан в РФ?

Прежде всего, стоит разобраться, каким образом определяется личный закон физического лица в Российской Федерации. Согласно ст. 1195 ГК РФ, личным законом для иностранных граждан является закон той страны, гражданами которой они являются. Также имеется оговорка, что в случае если иностранец проживает (имеет место жительства) на территории России, то к нему будет применяться российское право. [2] Но какое право следует применять к иностранным гражданам нелегально находящимся на территории РФ? Все тот же ФЗ № 115 в ст. 33 содержит, положения о том, что иностранцы, незаконно находящиеся на территории РФ подлежат учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. В статье также сказано, что лицо, нарушившее законодательство РФ, будет привлечено к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Незаконное пересечение государственной границы, в соответствии с уголовным законодательством РФ, является уголовно наказуемым деянием [3], следовательно, данные субъекты попадают под юрисдикцию российского права.

Иностранные граждане обладают рядом личных, культурных, политических и социально — экономических прав. Начнем с некоторых ограничений касательно политических прав и свобод. Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». [4] Из формулировки данной статьи можно сделать вывод, что право мирных собраний, митингов, демонстраций и пикетирований принадлежит исключительно гражданам РФ, то есть лицам, имеющим устойчивую политико-правовую связь с Россией, но в то же время, ограничения в отношении запретов на собрания для иностранцев отсутствуют в иных нормативных правовых актах. Следовательно, иностранные граждане, по тем или иным причинам, находящиеся в Российской Федерации, имеют право на собрания. Налицо, правовая коллизия, так как, если обращаться к положениям Всеобщей декларации прав человека, то там можно найти положение, гласящее: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». [5] То есть, право на собрания не зависит от гражданства. К тому же в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что «Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Из существа данной статьи становится понятно, что международные нормы превалируют над национальным законодательством, а, следовательно, иностранные граждане имеют право на мирные собрания, митинги, демонстрации и пикетирования.

Кто в данном случае не прав, национальный законодатель или субъекты международных отношений, принявшие соответствующую декларацию, относительно данного положения? Подобный пример наглядно иллюстрирует неточности некоторых положений законодательства, которые могут приводить к «неприятным последствиям».

В январе 2016 года Госдума РФ приняла к рассмотрению законопроект, который предлагает ввести запрет для иностранцев и лиц без гражданства на участие в митингах, акциях и других подобных мероприятиях. В пояснительной записке говорится о том, что цель данного законопроекта — укрепить общественную безопасность и порядок при проведении массовых мероприятий. По словам политиков «необходимо ограничить присутствие иностранных граждан при выражении и формировании общественного мнения». Как можно «оправдать» данный законопроект? Член партии «Единая Россия» Евгений Федоров заявил следующее: «Митинги — как выборы: на них вправе изъявлять волю только российские граждане». Получается, что государство открыто выступает за ограничение в правах иностранных граждан, при чем за существенные ограничения, которые противоречат положениям международного права.

Что же касается прав собственности на недвижимое имущество относительно иностранных граждан? Здесь мы снова сталкиваемся с рядом определенных ограничений. В целом законодательство РФ позволяет иностранным гражданам приобретать недвижимость в собственность, за рядом некоторых исключений. В Земельном кодексе в ч. 3 ст. 15 содержится положение, запрещающее иностранным гражданам и лицам без гражданства иметь в собственности земельные участки на приграничных территориях. [6] Но на каком же основании власти делают исключение в виде запрета на владение земельными участками именно на приграничных территориях?

В официальных комментариях к Земельному кодексу указано следующее: «указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым — реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». [7]

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, явную обоснованность, данное положение Земельного кодекса стало темой рассмотрения в Конституционном суде на предмет соответствия Конституции РФ. Тщательно изучив данную норму, Конституционный РФ постановлением от 23.04.2004 подтвердил конституционность п.3 ст.15 ЗК РФ. [8]

Касательно административной, управленческой деятельности и государственной службы, иностранцам закрыт доступ на посты в органы полиции, налоговые органы, судебные органы. С этими положениями не стоит спорить и не соглашаться, так как работа в данных сферах зачастую связана с посвящением людей в государственную тайну, что, конечно же, недопустимо для иностранных граждан и лиц без гражданства. К тому же при работе в государственных структурах служащие сталкиваются с рядом проблем, которые зачастую могут решить исключительно граждане страны.

Подводя итог, можно сказать, что ограничения относительно избирательных прав и права занимать государственные посты в отношении иностранных граждан вполне оправданы и не кажутся нарушающими их права и интересы именно как не граждан государства. В то же время законопроект о запрете мирных собраний и митингов остался лишь проектом и соответствующий закон не был принят.

Литература:

  1. См: Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ;
  2. См: «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) — ст. 1195
  3. См: «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) — ст. 322
  4. См: «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  5. См: «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
  6. См: «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  7. См: http://zemkod.ru/kommentarii
  8. См: Постановление КС от 23.04.2004 N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, иностранных граждан, Российской Федерации», Конституции РФ, иностранные граждане, территории РФ, иностранным гражданам, кодекс Российской Федерации», законодательство РФ, законодательством РФ, Российской Федерацией, Российской Федерации правовое, legal status, территории Российской Федерации, legal status of, гражданином Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, «Граждане Российской Федерации, договоры Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос