Фиктивный брак: проблема противодействия правонарушению | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (7) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.10.2018

Статья просмотрена: 1148 раз

Библиографическое описание:

Соснова, Е. А. Фиктивный брак: проблема противодействия правонарушению / Е. А. Соснова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3648/ (дата обращения: 18.11.2024).



В толковых словарях русского языка термин «фиктивность» объясняется как «что-то ненастоящее, выдуманное, не соответствующее тому, за что принимается либо выдаётся» [8]. Это понятие подразумевает неправомерные действия субъекта, имеющие целью приобретение определённых социальных удобств и гарантий на основе юридических фактов, не соответствующих действительности.

Следует признать, что в семейных взаимоотношениях это отрицательное явление обретает всё более распространённый характер, и к ранее известным ситуациям прибавляются новые. Так, уже после включения возможности получения материнского капитала начали выявляться факты регистрации фиктивных рождений, достаточно распространено фиктивное установление отцовства в целях облегчения миграционного режима. Суды всё больше встречаются с проблемой отсутствия в законе способов охраны, которые обязаны применяться в подобных случаях. Кроме того, в последние года в научной литературе и в СМИ обговариваемой темой считается увеличение количества фиктивных союзов. Ведь на самом деле, в настоящее время замечается увеличение количества незаконных браков [5]. Так, согласно суждению сотрудников загсов Москвы, каждый третий заключаемый брачный союз считается фиктивным [12].

Фиктивный брачный союз как брак без намерения формирования семьи считается одним из правонарушений, влекущих признание союза недействительным (его прекращение с момента заключения) в соответствии с ст. 27 Семейного кодекса Российской Федерации [1].

Исследованиям фиктивности в семейных взаимоотношениях посвящён ряд научных исследований специалистов в сфере семейного права. Прежде всего следует отметить работы Н. Н. Тарусиной, которая сформулировала определение, обширно применяемое в публикациях по данной проблеме: «фиктивным считается подобное действие либо отношение, которое по внешнему виду соответствует формальным условиям этой правовой конструкции, которая применяется, но не отвечает ее цели и содержанию» [10, c. 84].

В настоящее время в сети Интернет расположено большое число объявлений о возможности заключения подобных союзов за конкретное денежное вознаграждение. Объявления об услугах по подбору «супруга» оставляют в сети и специализированные компании. Стоимость заключения фиктивного союза — 1–2 тысячи долларов, при данном поощрение «супругов», осмелившихся на заключение вымышленного союза, составляет не более 500–600 долларов, прочее берут посредники [9].

В настоящее время к фиктивному браку зачастую прибегают мигранты, которые подобным способом «приобретают» облегченный вариант получения гражданства и с ним права, возможность устроиться на работу, приобрести медицинскую страховку. Существует миграция ВИЧ-инфицированных, лечение каковых за границей весьма дорогое, подобным людям экономичнее в Российской федерации подписать фиктивный брак и в дальнейшем в качестве граждан получать лечение, которое в нашей стране финансируется из бюджета. Отмечается, что к фиктивному браку прибегают гомосексуалисты с целью возможности сделать карьеру, девушки — с целью повышения собственного социального статуса. Подразумевается, что фиктивные союзы заключаются с целью получения должности, перед выборами в органы законодательной власти различного уровня. К фиктивному браку прибегают осужденные к лишению свободы, поскольку для состоящих в союзе лиц законодательством дано право на продолжительные свидания с проживанием за пределами исправительного учреждения. Фиктивные союзы встречаются в телешоу-бизнесе, они создаются и расторгаются ради громкого скандала.

Таким образом, заключение фиктивного брака, как правило, продиктовано подозрительными целями, не связанными с формированием семьи, что определяет его кратковременный характер. Нередко такого рода брачный союз, по сущности, становится объектом товарно-денежных отношений, что, принимая во внимание его подлинное предназначение, считается аморальным.

В Российской Федерации крайне обширно и обоснованно дискутируется необходимость уголовного и административного преследования заключения фиктивных браков. Предпринимались усилия внедрить ограничения на заключение фиктивных союзов и уголовную ответственность за брачное мошенничество. В частности, в 2011 г. авторы законопроекта предложили выдавать разрешение на работу супругу-иностранцу не ранее чем через год после заключения союза. Если же он получал вид на жительство после заключения брака, в таком случае данный документ автоматически аннулировался в случае расторжения брака в течение года после его выдачи [13].

В 2012 г. была предпринята попытка расширить Уголовный кодекс РФ статьей 159.1 «Брачное мошенничество», предусматривающей в качестве максимального наказания лишение свободы до 7 лет с штрафом в размере до 1-го миллиона руб. либо в размере заработной платы либо другого заработка осужденного за период до 3-х лет (в части определения ответственности за получение иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации путем заключения фиктивного брака) [3]. Но, эту инициативу депутатов о привлечении к ответственности супругов за отсутствие намерения формировать семью ни Правительство Российской Федерации, ни Верховный Суд РФ не поддержали.

Таким образом, основной причиной распространённости фиктивных юридических фактов необходимо признать роль семейных состояний в динамике разных по собственной природе правоотношений — жилищных, конституционных, социально-обеспечительных, наследственных и других. Из числа мотивов фиктивности, указываемых в исследованиях, замечены: желание приобрести регистрацию, возможность выбора места работы, приобретение вида на жительство и многие прочие [4, c. 30].

Следует отметить, что для сотрудников органов ЗАГС фиктивность союза весьма часто очевидна: колебания в искренности чувств, очень значительная разница в возрасте новобрачных, асоциальный стиль жизни российского жениха (невесты), пребывание брачующихся в различных регионах, государствах. Однако даже в подобных вариантах они никак не вправе отказать в государственной регистрации, которая в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации осуществляется при соблюдении условий заключения брака [2]. В основном в заключении фиктивного брака лицо (лица) имеет необходимость немедленно, по причине существующей необходимости срочного решения какого-либо вопроса (к примеру, регистрации по месту жительства либо пребывания). В данной ситуации в части уменьшения количества фиктивных союзов результативным средством может быть право загсов увеличивать период, по истечении которого осуществляется государственная регистрация заключения брака, если при подаче заявления о государственной регистрации заключения союза очевидно намерение лиц заключить брак без цели формирования семьи (фиктивный брачный союз).

Как было сказано прежде, закон содержит только лишь положения о фиктивности брака, последствия других фиктивных юридических фактов и способы их устранения СК РФ не учтены. Отталкиваясь из находчивости людей и изменяющихся реалий, следует прояснение вероятных мер и обстоятельств, которые обязаны приниматься во внимание при анализе дел, связанных с фиктивными семейными фактами и состояниями. Причём различие данных фактов и состояний потребует дифференцированного подхода к способам охраны прав и законных интересов людей. Как правильно установлено Н. Н. Тарусиной и О. И. Сочневой, проблема семейного законодательства заключается в «нехватке непосредственно системной реакции на данные отрицательные проявления «творчества» граждан» [11, с. 47].

Среди мер, которые применяются в случае раскрытия фиктивных фактов и отношений, более изученным в литературе считается аннулирование правоотношения в случае признания союза недействительным. В соответствии с п. 4 ст. 29 СК РФ данная мера не может быть применена, если брачный союз между супругами расторгнут. И если в частных спорах по признанию фиктивными расторгнутых браков суды такой возможности не допускают, ссылаясь на вышеназванную норму, то в спорах, связанных с наличием публичного интереса (упрощение процедуры получения гражданства), подход обратный. Суды признают брак фиктивным уже после его расторжения, аннулируя запись акта гражданского состояния о расторжении брака по искам прокуроров.

Второй вариант решения проблемы -подумать о внедрении в семейное законодательство термина «злоупотребление семейными правами», которое в случае грубого нарушения публичных интересов позволило бы суду признать отсутствие оснований для получения искомого социального блага (к примеру, вид на жительство, подданство). Принимая во внимание, то что данный вариант считается универсальным и для других ситуации фиктивности, его возможно рассматривать преимущественным.

Третья мера, используемая в случае фиктивных усыновления, опеки (попечительства), установления отцовства — прекращение правоотношения.

Четвертая мера, применяемая в случаях аннулирования актовой записи о расторжении брака либо отмены соответствующего решения суда, — восстановление правоотношения (правового состояния).

Весьма эффективным в вопросе предотвращения случаев заключения фиктивных браков с целью получения гражданства в упрощенном порядке представляется опыт многих иностранных государств (например, германии), в которых такая возможность появляется у супруга по истечении трех лет.

В литературе справедливо отмечается, что стимулом для правомерного поведения являются не столько юридические, сколько иные социальные запреты [6, с. 43, 44]. В связи с этим немаловажная роль в предотвращении заключения браков с нарушением установленных законом условий принадлежит иным социальным нормам, в частности, нормам морали и нравственности. Следует отметить, что в последнее время в нашей стране в данном направлении делается немало: все активнее культивируются семейные ценности, проводятся различные мероприятия, направленные не только на укрепление морали и нравственности, но и на повышение уровня правовой культуры носителей гражданских прав и обязанностей [7, с. 434].

Литература:

1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание Законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 года N 1 ст. 16

  1. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ (последняя редакция) // Собрание Законодательства Российской Федерации от 24 ноября 1997 года N 47 ст. 5340
  2. Проект федерального закона N 419191–6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (внесен 27.12.2013 Законодательным Собранием Калужской области) (не действует)
  3. Авхадеев И. В. Указ. соч.; Белякова А. М. Вопросы советского семейного права в судебной практике. — М.: Знание, 1989. — С. 30–32;
  4. Биткина С. Гражданство в брачной корзине // Рос. газ. 2008. N 4634.

6. Братко А. Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979. — 62 с.

7. Волков А. В. Злоупотребление гражданскими правами: проблемы теории и практики: монография. М.: Волтерс Клувер, 2009. — 464 с.

  1. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. — М.: ACT, 2010. — 699 с.

9. Корчмарек Н. В России развивается рынок фиктивных браков // Демоскоп. 2008. 15–28 сент. N 345346. URL: http://www.demoscope.ru (дата обращения: 15.03.2018 г.).

10. Тарусина Н. Н. О фиктивных семейно-правовых состояниях // Правоведение. — 1983. -№ 2. — С. 84–87.

11. Тарусина Н. Н., Сочнева О. И. Указ. соч. — С. 47–50.

  1. Филимонова И. В. Фиктивный брак как разновидность фиктивного семейно-правового состояния: проблемы законодательного регулирования. URL: http://web.snauka.ru (дата обращения: 15.03.2018 г.).
  2. Шекель Т. Испытание чувств. URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 15.03.2018 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): фиктивный брак, Российская Федерация, брак, брачный союз, лишение свободы, расторжение брака, семейное законодательство, способ охраны, фиктивный брачный союз, формирование семьи.
Задать вопрос