Cовременные эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха обуви | Статья в журнале «Техника. Технологии. Инженерия»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Узакова Л. П., Абдурахманова Ф. А., Турсункулова М. С. Cовременные эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха обуви // Техника. Технологии. Инженерия. — 2019. — №2. — С. 30-33. — URL https://moluch.ru/th/8/archive/120/4042/ (дата обращения: 23.09.2019).



В данной статье приведены современные эксплуатационные и технологические требования, предъявляемые к деталям верха обуви, а также степень воздействия технологических приёмов изготовления обуви и внешних условий на наружные детали верха обуви.

Все детали заготовок подразделяются на наружные, внутренние и промежуточные. В зависимости от расположения деталей в обуви к ним предъявляют различные требования, определяемые их влиянием на внешний вид, технологические и эксплуатационные свойства. Так, наиболее заметные участки наружных деталей верха не должны иметь пороков, ухудшающих внешний вид обуви. Чтобы исключить искажение формы и размеров деталей в процессе формования на колодках, они должны иметь наименьшее удлинение вдоль следа и достаточную прочность при растяжении.

При эксплуатации обуви наиболее ответственные детали (союзки, переда) должны быть устойчивы к повторным деформациям, связанным с изменением формы и размеров стопы при движении человека. Такие детали, как носки и задники, должны быть устойчивы к трению и ударам о твердые предметы. Все наружные детали верха обуви должны быть устойчивы к воздействию окружающей среды, в том числе влаги, загрязнений, пыли, низкой и высокой температуры.

Степень воздействия технологических приёмов изготовления обуви и внешних условий на наружные детали верха неодинакова и определяется их расположением. В зависимости от назначения и выполняемой работы наружные детали верха делят на следующие группы:

1) наиболее ответственные: носки, союзки, переда, задние наружные ремни, чересподъемные ремни;

2) менее ответственные: берцы, задинки, голенища, надблочные ремни, обтяжки платформ и каблуков;

3) неответственные: язычки, клапаны, закрепки.

Степень ответственности участков наружных деталей обуви и допустимых пороков на них также неодинакова. На рис.1 показаны участки наружных деталей верха обуви, различающихся по степени ответственности.

В зависимости от вида обуви, ответственности деталей верха и их участков государственными стандартами установлены нормы толщины, зависящие от родовой группы обуви и вида кож, из которых они выкраиваются, а также определены допустимые пороки.

Наружные детали. Носок — передняя деталь обуви, закрывающая тыльную часть пальцев стопы. Поверхностные пороки на носках I сорта допускаются только с внутренней стороны.

При формовании носок подвергается наибольшим деформациям растяжения, а при эксплуатации — воздействию окружающей среды, поэтому он должен выкраиваться из чепрачной части кожи, иметь красивую и прочную лицевую поверхность.

Союзка — ответственная деталь, прикрывающая тыльную часть плюснефалангового сочленения стопы. В сапогах союзку, как правило, выкраивают вместе с носком и называют передом.

Перед — деталь заготовки, закрывающая всю тыльную часть стопы. Как союзка, так и перед должны выкраиваться из чепрачной кожи. На союзке и переде пороки допускаются только на крыльях. Союзка и перед (особенно шейка) испытывают значительные нагрузки как при формовании, съеме обуви с колодок, так и при эксплуатации. Союзка и перед должны отличаться эластичностью, одинаковым удлинением в крыльях, значительным сопротивлением растяжению и устойчивостью к многократным изгибам.

Рис. 1. Степень ответственности участков наружных деталей верха обуви: а — туфля типа лодочки; б — полуботинок с накладными берцами; в — ботинок с накладной союзкой; г — сапог с целыми голенищами

Берцы — детали, закрывающие подъемную часть стопы, голеностопный сустав и нижнюю часть голени. При формовании и эксплуатации они подвергаются меньшим деформациям растяжения и изгиба, чем союзка. Выкраивают их из периферийных участков кожи. Верхняя часть берцев ботинок может быть выкроена из менее плотных участков кожи. К качеству берцев для полуботинок и туфель предъявляются более высокие требования, так как верхние края их подвергаются значительным деформациям. Берцы могут быть целые (с задинкой) или отрезные.

Задинки — детали, закрывающие боковую поверхность предплюсны, частично плюсны и облегающие задник в пяточной части обуви. Эти детали в процессе изготовления обуви подвергаются незначительным деформациям. Их выкраивают из менее плотных периферийных участков кожи.

Задний наружный ремень — деталь, служащая для укрепления заднего шва задинок, берцев и голенищ. При формовании заготовок верха наружный ремень испытывает значительное растяжение, а при эксплуатации — деформацию изгиба. Задний наружный ремень должен быть плотным и устойчивым к растяжению и истиранию. Его выкраивают из чепрачной части кожи. На задних наружных ремнях допускаются такие же дефекты, как и на берцах, кроме подрезей.

Чересподъемный ремень — деталь, служащая для удержания обуви на стопе. В процессе формования и эксплуатации обуви чересподъемный ремень подвергается деформации растяжения. В связи с этим он должен быть плотным, эластичным и нетягучим. Выкраивают чересподъемные ремни из чепрачной кожи. На них допускаются такие же пороки, как и на нижней части берцев, кроме подрезей с бахтармяной стороны.

Обтяжка для каблука — деталь, закрывающая боковую, а в обуви с язычком подошвы под каблук. Обтяжка должна быть тонкой, легко растягивающейся в продольном и поперечном направлении. Выкраивают обтяжки из периферийных участков. На обтяжках допускаются те же пороки, как и на нижней части берцев, кроме подрезей.

Обтяжка платформы — деталь, закрывающая торец платформы. Она должна быть плотной и эластичной. Выкраивают ее из периферийных участков кожи. На обтяжке платформы допускаются те же дефекты, что и на обтяжке каблуков.

Язычок — деталь, предохраняющая стопу от давления блочков, крючков и шнурков, а также от пыли и грязи. Эту деталь выкраивают из периферийных участков кожи. Допускаются те же дефекты, что и на берцах.

Закрепка служит для укрепления места соединения берцев с союзками, для укрепления заднего шва, вырубается из отходов кожи для верха обуви.

Прошва — деталь, применяемая для укрепления заднего шва голенища. Выкраивается из чепрака. Она должна быть плотной, прочной и малотягучей.

Бизик — деталь, предназначенная для укрепления и украшения переднего шва союзки. Требования к нему аналогичны требованиям, предъявляемым к прошве.

Промежуточные детали. К промежуточным относятся детали, располагаемые между верхом и внутренними деталями, предназначенные для повышения стойкости верха обуви и снижения его тягучести. К ним относятся межподкладка, межподблочник и боковинка.

Межподкладка служит для повышения стойкости и уменьшения тягучести деталей верха. Выкраивается из ткани.

Межподблочник применяется для повышения толщины и уплотнения переднего края берцев. Выкраивается из прочной ткани.

Боковинка служит для сохранения формы боковой поверхности союзки, предохраняет ее от растяжения во время носки обуви, укрепляет также места скрепления союзки с носком и задинкой. Выкраивается из прочной ткани.

Внутренние детали верха обуви. Основная подкладка предохраняет стопу от непосредственного воздействия на нее швов наружных деталей, упрочняет верх, способствует сохранению формы обуви, предохраняет верх и его швы от быстрого износа. При эксплуатации обуви детали подкладки подвергаются повторным деформациям, связанным с изменением формы и размеров стопы, а также трению, действию влаги и пота. При носке интенсивно разрушается пяточная часть подкладки, поэтому ее в большинстве случаев выкраивают из подкладочных кож, а подкладку под союзку — из текстильных материалов. В обуви с крупной перфорацией, в летней открытой обуви ремешковых конструкций, в кожаных сапогах применяют сквозную кожаную подкладку. Детали кожаной подкладки выкраивают из всех участков кожи. Толщина деталей подкладки должна соответствовать государственному стандарту. Так же как и детали верха, детали кожаной подкладки должны иметь наименьшее удлинение вдоль следа.

Задний внутренний ремень — деталь, предохраняющая задний шов, скрепляющий наружные детали верха обуви и текстильную подкладку, от быстрого разрушения. Задний внутренний ремень должен быть плотным и устойчивым к растяжению в продольном направлении.

Подблочники — детали, служащие для придания стойкости передней части берцев и более прочного крепления блочков. Подблочники должны быть плотными.

Штаферка — деталь, предохраняющая верхний кран берцев от растяжения, а верхний край текстильной подкладки — от осыпания. Штаферка должна быть тонкой, эластичной, прочной и устойчивой к продольному растяжению. Штаферка выкраивается из кожи для подкладки, при обработке канта ботинок в выворотку нарезается из тесьмы.

Вкладная стелька, подпяточник — детали, изолирующие стопу от контакта с основной стелькой и с крепителями низа обуви, улучшающие внутренний её вид. Вкладные стельки выкраивают из кожи для подкладки или текстильных материалов, подпяточники из кожи для подкладки.

Литература:

  1. Зыбин Ю. П. и др. Конструирование изделий из кожи. М.,1982.
  2. Шагапова И. М. Технология раскроя материалов на детали обуви. М., I980.
Основные термины (генерируются автоматически): деталь, наружная деталь верха обуви, союзка, задний шов, кожа, участок, задний внутренний ремень, задний наружный ремень, кожаная подкладка, наименьшее удлинение.

Похожие статьи

Исследование влияния молочной среды на прочность ниточного...

Целью работы является исследование влияния молочной среды на прочность ниточного крепления деталей верха обуви, а также влияния молочной среды на физико-механические свойства специальной обуви для работников молочной промышленности.

Требования, предъявляемые к применению соединительных...

 предельные отклонения наружного диаметра деталей в неторцовых сечениях должны быть не

 при расточке или обточке концов деталей должен быть обеспечен плавный переход от

, где: D и d — наружные диаметры концов перехода, мм; γ — угол наклона образующей...

Результаты оперативного лечения переломов лодыжек

При размере фрагмента заднего края большеберцовой кости меньше 1/4 суставной поверхности любым смещением его можно пренебречь. Исходя из анализа литературы, можно определить следующие особенности оперативного лечения: 1. При переломе обеих лодыжек и...

Сравнительный анализ швейных машин для скрепления деталей...

Для скрепления деталей верха ортопедической обуви существуют швейные машинки Pfaff которые, очень выгодно

Для скрепления деталей заготовки обуви из кож хромого дубления, тканей и искусственных кож применяют одноигольные швейные машины 230, 34М и 330–8 кл.

Восстановление рабочей поверхности гильз цилиндров двигателей...

Следовательно, цинкование наружной поверхности гильз до шлифования рабочей поверхности нецелесообразно. Один из недостатков восстановления гильз обработкой под ремонтный размер — резкое (на 20...30 %) снижение их ресурса из-за уменьшения твёрдости поверхности.

Результаты применения Х-образного шва в аноректальной хирургии

В большинстве случаев внутреннее отверстие свищевого хода диагностировано в «задних»

Х-образный шов наложенный после рассечения параректального свища позволяет ушить дно

Гемостатическая возможность Х-образного шва хорошо выражена и позволяет ушить дно раны...

Эффективный метод восстановления изношенных поверхностей...

В данной статье приведены материалы восстановления деталей наплавкой, совмещенной с механической обработкой и пластическим деформированием. Ключевые слова:техническое состояние, восстановление, механическая обработка, наплавка, себестоимость.

Исследование проблем обработки алюминия | Статья в журнале...

При изготовлении деталей из крупногабаритных поковок целесообразно использовать следующую схему изготовления

Вывод: для алюминиевых сплавов 1201 и Д16 необходима выдержка деталей, особенно тонкостенных, перед переустановкой, в противном случае может...

Анализ способов восстановления корпусных деталей...

Основные дефекты корпусных деталей машин образуются в процессе эксплуатации и зависят от окружающих условий и режимов нагружения. Существующие технологии позволяют устранять эти дефекты с той или иной степенью эффективности.

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

 смазка поперечного шва жидким битумом;  проверка работоспособности укладчика на холостом ходу, смазка трущихся деталей, соприкасающихся с горячей смесью

Большое значение для качественной укладки смеси имеет монолитность продольных и поперечных швов.

Похожие статьи

Исследование влияния молочной среды на прочность ниточного...

Целью работы является исследование влияния молочной среды на прочность ниточного крепления деталей верха обуви, а также влияния молочной среды на физико-механические свойства специальной обуви для работников молочной промышленности.

Требования, предъявляемые к применению соединительных...

 предельные отклонения наружного диаметра деталей в неторцовых сечениях должны быть не

 при расточке или обточке концов деталей должен быть обеспечен плавный переход от

, где: D и d — наружные диаметры концов перехода, мм; γ — угол наклона образующей...

Результаты оперативного лечения переломов лодыжек

При размере фрагмента заднего края большеберцовой кости меньше 1/4 суставной поверхности любым смещением его можно пренебречь. Исходя из анализа литературы, можно определить следующие особенности оперативного лечения: 1. При переломе обеих лодыжек и...

Сравнительный анализ швейных машин для скрепления деталей...

Для скрепления деталей верха ортопедической обуви существуют швейные машинки Pfaff которые, очень выгодно

Для скрепления деталей заготовки обуви из кож хромого дубления, тканей и искусственных кож применяют одноигольные швейные машины 230, 34М и 330–8 кл.

Восстановление рабочей поверхности гильз цилиндров двигателей...

Следовательно, цинкование наружной поверхности гильз до шлифования рабочей поверхности нецелесообразно. Один из недостатков восстановления гильз обработкой под ремонтный размер — резкое (на 20...30 %) снижение их ресурса из-за уменьшения твёрдости поверхности.

Результаты применения Х-образного шва в аноректальной хирургии

В большинстве случаев внутреннее отверстие свищевого хода диагностировано в «задних»

Х-образный шов наложенный после рассечения параректального свища позволяет ушить дно

Гемостатическая возможность Х-образного шва хорошо выражена и позволяет ушить дно раны...

Эффективный метод восстановления изношенных поверхностей...

В данной статье приведены материалы восстановления деталей наплавкой, совмещенной с механической обработкой и пластическим деформированием. Ключевые слова:техническое состояние, восстановление, механическая обработка, наплавка, себестоимость.

Исследование проблем обработки алюминия | Статья в журнале...

При изготовлении деталей из крупногабаритных поковок целесообразно использовать следующую схему изготовления

Вывод: для алюминиевых сплавов 1201 и Д16 необходима выдержка деталей, особенно тонкостенных, перед переустановкой, в противном случае может...

Анализ способов восстановления корпусных деталей...

Основные дефекты корпусных деталей машин образуются в процессе эксплуатации и зависят от окружающих условий и режимов нагружения. Существующие технологии позволяют устранять эти дефекты с той или иной степенью эффективности.

Температурный режим и другие простые правила как залог успеха...

 смазка поперечного шва жидким битумом;  проверка работоспособности укладчика на холостом ходу, смазка трущихся деталей, соприкасающихся с горячей смесью

Большое значение для качественной укладки смеси имеет монолитность продольных и поперечных швов.

Задать вопрос