Развитие цифровой экономики в России: актуальные вопросы обмена налоговой информации | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Мировая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (15) июль 2018 г.

Дата публикации: 30.05.2018

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Кузина, Е. А. Развитие цифровой экономики в России: актуальные вопросы обмена налоговой информации / Е. А. Кузина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 4 (15). — С. 8-15. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/97/3406/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрывается внедрение международных стандартов автоматического обмена налоговой информацией в России и соответствующие изменения в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Новые стандарты позволят сделать процесс предоставления информации о налогоплательщиках более прозрачным и удобным, что позволит существенно увеличить эффективность осуществления контроля со стороны налоговых органов.

Ключевые слова: законодательство, международный обмен налоговой информацией, налогоплательщик, офшоры, страновая отчетность, финансовый счет, цифровая экономика, экономическая деятельность.

Обращая внимание на текущую динамику развития цифровой экономики, национальные налоговые органы должны разрабатывать новые инструменты для эффективного осуществления контроля и борьбы с практиками уклонения от уплаты налогов международными компаниями и налогоплательщиками, которые имеют счета в иностранных банках, вызванные несовершенством налоговой системы. «Сеть Интернет во время своего создания задуманная лишь как средство коммуникации в настоящее время является одним из наиболее перспективных средств маркетинга и представляет собой мощный коммерческий инструмент, используемый для ведения бизнеса, продажи товаров, и оказания услуг» [3, с. 71].

Чтобы решить эту проблемы страны должны взаимодействовать с друг другом путем обмена информацией по налогоплательщикам.

Ранее источниками информации об иностранных доходах налогоплательщиков являлись сведения, которые предоставляли сами налогоплательщики, данные, полученные в результате налоговых проверок, и сведения, полученные по запросам от иностранных налоговых органов на основании имеющихся соглашений между странами. Но налоговые органы в рамках таких соглашений были ограничены внутренними законодательными требования по предоставлению информации и формой составления подобных запросов. Тем не менее, по данным ФНС поток получаемых данных по запросам существенно увеличился. В год отправляется примерно 5 тысяч запросов и полученные ответы в последствие становятся доказательствами в судебных спорах против налогоплательщиков. Но получение информации путем запросов является средством точечного контроля и не позволяет в полной мере охватить значительный круг российских налогоплательщиков и их иностранные активы. В связи с этим было принято решение о разработки единых международных стандартов для обмена налоговой информацией между странами в автоматическом режиме, что позволило бы значительно упростить процесс получения и передачи информации. Требования стандартов направленные на повышение прозрачности международной налоговой среды, приняли на себя около 100 юрисдикций, в том числе и Россия.

Данные стандарты предусматривают наличие многосторонних рамочных соглашений, разработанных Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) и «Группы двадцати» между компетентными органами сторон. Данными соглашениями являются Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах в соответствие с Общим стандартом отчетности (далее- MCAA CRS) и Многостороннее соглашение компетентных органов по обмену документацией по международным группам компаний (далее — MCAA CbCR), включающие положения, позволяющие сторонам обмениваться в автоматическом режиме финансовой информацией между странами-участницами в налоговых целях.

Соглашения MCAA CbCR и MCAA CRS обеспечивают стандартизированный и эффективный механизм, облегчающий автоматический обмен данными. Они определяют детали того, какая информация и когда подлежит обмену, спецификацию методов и шифрования передаваемой информации, требования защиты данных, а также будет ли юрисдикция обмениваться на взаимной или не взаимной основе.

Положения стандартов должны быть закреплены на государственном уровне. Поэтому, чтобы имплементировать требования и нормы международных стандартов в национальное российское законодательство был разработан Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» от 27.11.2017 N 340-ФЗ, с целью правового регулирования осуществления автоматического обмена информацией.

В частности, Налоговый кодекс был дополнен новыми главами: 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями), 20.2. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и главой 14.4–1. Представление документации по международным группам компаний. В которых перечислены обязанности по предоставлению информации, её содержание и ответственность сторон в случае нарушения выполнения условия по предоставлению налоговой информации.

Таким образом, в соответствие со стандартом MCAA CbCR международные группы компаний обязаны предоставлять в налоговые органы уведомление об участии в группе, страновой отчет, глобальную и национальную документацию. [3] Уведомление об участие содержит сведения на отчетную дату о наименования, ИНН, КПП, ОГРН, каждого участника международной группы компаний, название государства налогового резидентства материнской компании, адрес регистрации, регистрационный номер и код в качестве налогоплательщика в государстве.

Глобальная документация содержит информацию о структуре капитала и нематериальных активах международной группы компаний, о рынках на которых участники группы осуществляют свою основную деятельность, описание основных факторов влияющих на финансовый результат компании, а также перечень и краткое описание договоров оказания услуг, заключенных между участниками группы, общее описание методик ценообразования по сделкам, связанным с финансированием участников международной группы компаний.

Национальная документация содержит информацию о контролируемой сделки выгодоприобретателем, которой является другой участник международной группы компаний, не являющийся резидентом Российской Федерации. К такой информации может относиться описание контролируемой сделки, перечень лиц, связанной с этой сделкой, условия ее осуществления, включая условия и сроки осуществления платежей по этой сделки, а также прочую информацию.

Страновый отчет будет содержать в себе данные об общей сумме полученных доходов, сумме прибыли либо убытка до налогообложения, сумме уплаченного налога на прибыль, о численности работников, о величине материальных активов, а также идентификационные сведения о каждом участнике международной группы с указанием основных видов деятельности каждого участника и государства его налогового резидентства. [1]

Первую страновую отчетность международные группы компаний, которые являются резидентами Российской Федерации, должны предоставить уже в декабре 2018 год за отчетный период. [5] Отчетным периодом для предоставления страновой отчетности является финансовый год, следующий за финансовым годом, в котором общая сумма дохода международной группы компаний в соответствие с ее консолидированной финансовой отчетностью превысила 50 миллиардов рублей. В случае если отчетность составляется в иностранной валюте, применяется средний курс валюты, установленный Центральным банком Российской Федерации, за финансовый год, непосредственно предшествующий отчетному периоду.

Российским налоговым органам эта информации позволит оценить размер и структуру иностранных активов российских холдингов, а также выявить случаи несоразмерности получаемой прибыли отдельным участником группы его вкладу в создание добавленной стоимости в цепочке поставок и оценить общую налоговую нагрузку за отчетный период.

На реализацию этой же цели направлено соглашение MCAA CRS, которое предусматривает обмен информации о финансовых счетах налогоплательщиков между странами на взаимной основе. В соответствие с данным соглашением и статьей 142.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, российские организации финансового рынка обязаны предоставлять данные в налоговые органы о финансовых счетах и вкладах клиентах не являющимися резидентами Российской Федерации, а также о выплатах и операциях, связанных с договорами о брокерском обслуживании, депозитарными и пенсионными договорами. При этом, подлежит раскрытию не только юридическая сторона договоров, но и данные о фактическом выгодоприобретателе и лица, прямо или косвенно его контролирующего. Для физического лица это данные, такие как код страны резидентства, ИНН, ФИО, дата рождения и адрес проживания, для юридического лица данные о регистрации. Передаваемая информация также будет содержать в себе данные банка, сведения о поступлении и остаток денежных средств на счете налогоплательщика на конец отчетного периода или на момент закрытия счета. [2] В случае необходимости налоговые органы вправе запросить дополнительную информацию об источниках происхождения денежных средств. Это поможет налоговым органам выявлять случаи сокрытия доходов с целью уклонения от уплаты налогов и незаконные источники их происхождения.

К организациям финансового рынка относятся кредитные организации, страховщики, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую или депозитарную деятельность, по договору доверительного управления имущества, а также различные фонды и организации, принимающие денежные средства от клиентов или иные финансовые активы с целью инвестирования, управления, хранения и иных сделок в интересах или за счет клиента. [1]

Организации финансового рынка обязаны в рамках идентификации своих клиентов запрашивать необходимую информацию у клиентов, обрабатывать и анализировать полученные данные, принять соответствующие меры по установлению резидентства клиента. В случае отказа клиента предоставлять необходимую информацию в течение 15 дней организация финансового рынка вправе расторгнуть договор или отказаться от сотрудничества с ним. Так же в этом случаи финансовые организации при нарушении клиентом своих обязанностей вправе отказать в осуществление операции по договору. [1]

Первый обмен информации о финансовых счетах Россия должна осуществить в сентябре 2018 года, данные будут переданы за отчетный период. Отчетным периодом является календарный код, начиная с 2017 года. В России обмену подлежит информация как о вновь открытых счетах начиная с 1 января 2017 года, так и об уже существующих. [2]

Перед началом автоматического обмена финансовые организации будут обязаны провести процедуры due diligence в отношении счетов клиентов, чтобы классифицировать и восполнить недостающие данные для последующей их передачи в налоговые органы. Под данную процедуру попадают все созданные счета начиная с 1 января 2017 года, а также существующие счета, остаток которых для физических лиц равен более 1 млн. долл. США, для юридических лиц более 250 тыс. долл. США. Данное послабление поможет сократить объем работы банков со счетами, имеющими незначительные суммы.

Полученную информацию от организаций финансового рынка налоговая служба передает налоговым органам других стран, с которыми осуществляется автоматических обмен финансовой информацией. В свою очередь российские налоговые органы смогу получить аналогичную информацию о налоговых резидентах России имеющие счета в иностранных банках. Полученные данные помогут выявить не задекларированные доходы российских компаний, объективно оценить реальную структуру и размер иностранных активов российских налогоплательщиков.

В первую очередь последствия от участия в автоматическом обмене информацией коснутся компаний финансового сектора. Присоединение к Стандарту налагает на них дополнительное административное бремя, которое связанно с увеличением рисков. Так как российские финансовые организации должны самостоятельно внедрить и доработать процедуры, за которые они несут ответственность связанные с классификацией клиентов, приемом новых клиентов на обслуживание, проведением анализа клиентской базы и последующем ее мониторинге, чтобы подать соответствующую отчетность в налоговые органы.

В соответствие со Стандартом лица, взаимодействующие с финансовыми организациями, обязаны предоставить таким организациям необходимую информацию. В связи с этим нефинансовые компании и группы, попадающие под действия Стандарта, должны определить статус каждой компании для того, чтобы предоставить контрагентам или финансовым организациям нужные сведения. Помимо того в некоторых случаях компаний входящие в состав групп, чей не является финансовая деятельность основной, могут быть рассмотрены в качестве финансовых институтов согласно требованиям Стандарта. Это приведет к дополнительной административной нагрузке для них. Поэтому, необходимо провести классификацию компаний в соответствие со Стандартом, чтобы определить объем обязательств для компаний Группы по раскрытию информации и минимизировать риски во взаимодействие с участниками финансового рынка.

Основной проблемой, с которой придется столкнуться структурам управляемые частным капиталом, является их идентификация. С одной стороны, в рамках Стандарта такие структуры могут быть признаны финансовыми организациями, что накладывает на них дополнительные обязательства по сбору и предоставлению отчетности. С другой стороны, Стандарт предусматривает передачу информации о таких структурах, которая включает в себя данные о бенефициарах, а также об учредителях и иных задействованных лиц, которые вносят имущество и активы. Диагностика используемых структур в соответствие со Стандартом позволит эффективно управлять налоговыми рисками, избежать раскрытия некорректной или неполной информации в рамках автоматического обмена.

Несмотря на существенный масштаб изменений и возможность возникновения трудностей с внедрением стандартов существуют несомненные преимущества от участия в автоматическом обмене информации. Он позволит существенно упростить процесс взаимодействия налоговых служб с финансовыми институтами и крупными международными холдингами. Налоговые органы смогут получать актуальную информацию о налогоплательщиков и повысить эффективность контроля.

По словам министра финансов России Антона Силуанова на встрече в октябре 2017 года в Вашингтоне ОЭСР предоставила данные о полученных совокупных доходах в виде налоговых поступлений в бюджет государств, участвующих в автоматическом обмене в размере 75 миллиардов долларов. [6] Таким образом, как предполагают, Российские власти присоединение к автоматическому обмену налоговой информацией позволит сократить теневую экономику и незаконный вывод прибыли из России, что в свою очередь будет способствовать увеличению дохода бюджета страны и ее экономическому развитию.

«Добиться качественного перелома ситуации со сбором налогов в нашей стране возможно, с одной стороны, предпринимая решительные действия по сохранению налоговой базы, организации эффективного налогового контроля и с другой стороны в решении проблемы уплаты налогов следует использовать такие механизмы как формирование ответственного налогового поведения российских налогоплательщиков, основным идеологическим посылом которого будет являться не смирение налогоплательщика перед налоговой системой как неизбежным злом, а его мотивированный выбор, осознанное решение принятия на себя обязанности по уплате налогов. У представителей бизнеса должно укрепиться понимание того, что не платить налоги — не только предосудительно, но и неприлично, по крайней мере, для тех, кто считает себя патриотом страны» [2, с. 95].

Литература:

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 20.03.2018).
  2. Зверева Т. В. Коллективная социальная ответственность как политический институт налоговой сферы.// Власть 2015. № 8. Москва, с. 90–95.
  3. Зверева Т. В. Налогообложение операций, связанных с использованием доменного имени. // Инновационное развитие экономики. — Йошкар-Ола: 2017. № 1 (37). с. 71–77.
  4. «Multilateral competent authority agreement on automatic exchange of financial account information»/ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/finans/russia_mcaa.pdf (дата обращения: 20.03.2018)
  5. «Multilateral competent authority agreement on the exchange of country-by-country reports» / [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/about-automatic-exchange/cbc-mcaa.pdf (дата обращения: 20.03.2018)
  6. «The Automatic Exchange of Information — Organisation for Economic Co-operation and Development» / [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/ (дата обращения: 20.03.2018)
  7. Федеральная налоговая служба./ [Электронный ресурс]. — URL:https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 20.03.2018)
  8. РИА Новости / [Электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/ (дата обращения: 20.03.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): MCAA, автоматический обмен, международная группа компаний, Российская Федерация, отчетный период, CRS, данные, финансовый рынок, налоговая информация, Россия.

Ключевые слова

законодательство, экономическая деятельность, налогоплательщик, офшоры, цифровая экономика, международный обмен налоговой информацией, страновая отчетность, финансовый счет

Похожие статьи

Совершенствование механизма налогового контроля за НДС на базе цифровых технологий

В научной статье представлены результаты обзора перспективы использования цифровых технологий и информационных систем в современной практике налогового контроля за НДС в России. Актуальность исследования на рассматриваемую тематику связана с необходи...

Правовое регулирование применения информационных технологий в судах общей юрисдикции

Информатизация судебных систем путем внедрения современных IT-технологий является сегодня одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия в мире. Внедрение электронных сервисов правосудия способно значительн...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Реформа российского законодательства в сфере регистрации прав на недвижимое имущество: от идеи к практике реализации

Статья посвящена анализу новелл в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществленных в связи с совершенствованием действующего гражданского законодательства, сформулированы идейные основы реформы, установлен проблемно-пр...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Современные технологии по учету и аудиту доходов и расходов предприятия

В данной научной статье рассматриваются принципы учета и аудита доходов и расходов, как основных элементов финансовой отчетности, влияющих на финансовые результаты субъекта. Особое внимание уделено научно-обоснованным методам ведения бизнес-процессов...

Применение современных информационных технологий в деятельности Арбитражного суда Тюменской области

В научной статье исследуются информационные технологии, применяемые в деятельности Арбитражного суда Тюменской области. Рассмотрены автоматизированные информационные системы, ответственные за обработку, регистрацию, учет и хранение документов; систем...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

Административно-регламентная деятельность в зарубежных странах и возможность использования данного опыта в Российской Федерации

В статье раскрываются основные характеристики административно-регламентной деятельности в зарубежных странах. Анализ законодательства зарубежных государств показал, что зарубежный опыт административно-регламентной деятельности может стать ориентиром ...

Информационные технологии в таможенной сфере

В статье рассмотрены ключевые моменты внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, так как специфика деятельности участников внешнеэкономической деятельности требует скорости принятия важных решений для обеспечения качествен...

Похожие статьи

Совершенствование механизма налогового контроля за НДС на базе цифровых технологий

В научной статье представлены результаты обзора перспективы использования цифровых технологий и информационных систем в современной практике налогового контроля за НДС в России. Актуальность исследования на рассматриваемую тематику связана с необходи...

Правовое регулирование применения информационных технологий в судах общей юрисдикции

Информатизация судебных систем путем внедрения современных IT-технологий является сегодня одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия в мире. Внедрение электронных сервисов правосудия способно значительн...

Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации

В данной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенс...

Реформа российского законодательства в сфере регистрации прав на недвижимое имущество: от идеи к практике реализации

Статья посвящена анализу новелл в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществленных в связи с совершенствованием действующего гражданского законодательства, сформулированы идейные основы реформы, установлен проблемно-пр...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Современные технологии по учету и аудиту доходов и расходов предприятия

В данной научной статье рассматриваются принципы учета и аудита доходов и расходов, как основных элементов финансовой отчетности, влияющих на финансовые результаты субъекта. Особое внимание уделено научно-обоснованным методам ведения бизнес-процессов...

Применение современных информационных технологий в деятельности Арбитражного суда Тюменской области

В научной статье исследуются информационные технологии, применяемые в деятельности Арбитражного суда Тюменской области. Рассмотрены автоматизированные информационные системы, ответственные за обработку, регистрацию, учет и хранение документов; систем...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых органов

Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательст...

Административно-регламентная деятельность в зарубежных странах и возможность использования данного опыта в Российской Федерации

В статье раскрываются основные характеристики административно-регламентной деятельности в зарубежных странах. Анализ законодательства зарубежных государств показал, что зарубежный опыт административно-регламентной деятельности может стать ориентиром ...

Информационные технологии в таможенной сфере

В статье рассмотрены ключевые моменты внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, так как специфика деятельности участников внешнеэкономической деятельности требует скорости принятия важных решений для обеспечения качествен...

Задать вопрос