Влияние уровня налогового бремени на экономическую привлекательность страны
Автор: Круговцова Екатерина Вячеславовна
Рубрика: Экономическое развитие и рост
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (11) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 11.09.2017
Статья просмотрена: 248 раз
Библиографическое описание:
Круговцова, Е. В. Влияние уровня налогового бремени на экономическую привлекательность страны / Е. В. Круговцова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/73/2704/ (дата обращения: 22.12.2024).
В настоящее время оценка налоговой нагрузки российской Федерации подвергается критике различными субъектами хозяйствования. Проблематикой данной темы являются следующие вопросы: целесообразность определения высокого налогового бремени, неравномерное и несвоевременное расходование бюджетных средств, неоднозначная основа налоговой политики и в единичных случаях не удается избежать двойного налогообложения.
Решение вышеуказанных задач требует построения плана действий, результатом осуществления которого будет стремление к увеличению инвестиционной привлекательности страны и снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования.
План оптимизации оценки налоговой политики состоит из следующих этапов. На первоначальной стадии необходимо определить отрасти деятельности, которые наиболее обременены высокой долей давления налоговых отчислений. Эта мера воздействия негативные последствия, так как снижение налогового бремени отдельных отраслей хозяйствования неизменно приводит к снижению доли налогов, поступающих в консолидированный бюджет страны.
Спасительным рычагом данного воздействия выступает Центральный банк Российской Федерации, который решает вопрос дефицита федерального бюджета более чем на 30 % зависимого от нефтегазовых доходов.
Всемирным банком каждый календарный год проводится оценка экономического положения стран, в результате которой составляется рейтинг благоприятных условий ведения экономической деятельности субъектов предпринимательства. При составлении рейтинга используется десять индикаторов регулирования экономической деятельности.
Таким образом, составляется анализ факторов, таких как регулирование предпринимательской деятельности, учитывающий время и стоимость выполнения предпринимателем требований государства по регистрации нового предприятия, деятельности предприятия, ведение торговых операций, обеспечение исполнения контрактов, налогообложение и закрытие предприятий.
Каждый индикатор имеет равный вес. Данные вопросы равноценны при составлении рейтинга. При этом, такие объективные факторы определения экономической среды благоприятных условий ведения бизнеса, макроэкономическое состояние экономики страны, процентное соотношение квалификационной рабочей силы и работников без образования, резкое изменение курса валют, оценка инвестиционной привлекательности страны не оценивается.
Результатом оценки вышеуказанных вопросов является составление рейтинга стран по уровню благоприятных условий ведения бизнеса. На первых местах рейтинга находятся страны, экономика которых является наиболее благоприятной, на последних,- соответственно страны с неблагоприятными условиями ведения предпринимательской деятельности.
Российская Федерация за 2016 год поднялась в рейтинге на 11 пунктов с 51 до 40 места. По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между Болгарией и Венгрией. Следует однако отметить, что в нынешнем году авторы исследования поменяли методологию, пересчитав по ней и прошлогодние показатели. В результате оказалось, что Россия занимала в 2015 году не 51, а 36 место, поэтому с учётом новых данных общий рейтинг страны ухудшился на четыре позиции. За минувший год Россия улучшила условия ведения бизнеса лишь по двум из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, хотя ещё годом ранее входила в первую пятёрку экономик по числу проводимых реформ в области регулирования предпринимательской деятельности.
Ключевые показатели Российской Федерации таковы. По показателю простоты регистрации бизнеса страна занимает 26 место в мире; простоты регистрации прав собственности — 9 место; обеспечению исполнения контрактов — 12 место; возможности кредитования — 44 место; по уровню защиты инвесторов — 53 место; по уровню налогообложения — 45 место; по уровню ведения международной торговли — 140 место; по показателю простоты ликвидации предприятий — 51 место; возможности подключения к системе электроснабжения — 30 место; по показателю простоты получения разрешений на строительство — 115 место. Подробнее с показателями России и их сопоставление с другими странами можно ознакомиться при помощи информации, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Рейтинг Российской Федерации |
Страна снаилучшим показателем |
Страна снаихудшими показателями |
1.Регистрация предприятий. |
26 место |
Новая Зеландия |
Венесуэла |
2.Получение разрешений на строительство. |
115 место |
Новая Зеландия |
Афганистан |
3.Подключение к системе электроснабжения |
30 место |
Южная Корея |
Афганистан, Южный Судан |
4.Регистрация собственности. |
9 место |
Новая Зеландия |
Микронезия, Тимор-Лешти |
5.Кредитование |
44 место |
Новая Зеландия, Сингапур |
Ливия, Эреитрея |
6.Защита инвесторов. |
53 место |
Новая Зеландия, |
Афганистан, Гаити |
7.Налогообложение |
45 место |
Объединённые Арабские Эмираты, Катар |
Мавритания,Чад |
8.Международная торговля. |
140 место |
Дания, Австралия, Польша, |
Камерун, Йемен |
9.Обеспечение исполнения контрактов. |
12 место |
Южная Корея |
Мьянма |
10.Ликвидация предприятий. |
51 место |
Финляндия |
Бутан |
Настоящий рейтинг составлен с учетом положения нашей страны по показателям 2016 года.
За данный год сотрудники Всемирного банка проводили оценку 137 государств, 283 нормативных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности, направленных на улучшение условий с целью создания и ведения бизнеса.
В 2014 году Российская Федерация находилась на 92 месте в общем рейтинге, но с каждым годом наблюдается положительная динамика экономического положения страны по сравнению с другими странами и, как следствие, уровня ведения предпринимательской деятельности.
Таким образом, беря во внимание исследование Всемирного банка, наша страна уделяет наименьшее внимание двум показателям: получению разрешений на строительство и международной торговли.
При получении разрешение на строительство объектов в Российской Федерации застройщик обязан пройти сложную процедуру оформления документов. В настоящее время этот вопрос решается правительством Российской Федерации, в виде процедуры упрощения получения разрешений, то есть помощи индивидуальным застройщикам и малому бизнесу при получении документов в более кратковременный срок. Таким образом, ожидается рост данного показателя в общем уровне исследования Всемирного банка.
Внешняя торговля России в 2016 году демонстрировала отрицательный прирост. Таким образом эксперты Всемирного банка установили уровень междунарожной торговли в России 140 строчку в рейтинге. Но, в 2017 году, положение изменилось, внешнеторговый оборот за первое полугодие 2017 года составляет $270,4 миллиарда по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, таким образом показывая прирост более чем на 28 процентов. Такой прирост обусловлен, в первую очередь достижением договоренностей странами ОПЕК о снижении темпов добычи нефти. Соглашение о снижении подписано до марта 2018 года, что по мнению экспертов поддержит стоимость «черного золота» до конца 2018 года.
Налоговая политика Российской Федерации также пересматривается с целью улучшения существующих условий. Планируется увеличить налоговые ставки в отношении доходов от дивидендов для физических и юридических лиц с 9 % до 13 %, повысить водных налог и плату за пользование водными объектами, отменить порог зарплат для отчисления в ФОМС. РСПП помимо того, как предлагает отменить выше представленные инициативы, вносит на рассмотрение к реализации следующие предложения фискального характера: проведение переоценки самортизированного имущества с целью его налогообложения, введение страхования экологических и других рисков вместо снижения завышенных тарифов страхования опасных объектов, и это лишь малая доля предложенного. В текущих экономических условиях РСПП придерживается мнения полного отказа от повышения налоговой нагрузки на бизнес в любой из его форм, ослабления уголовной ответственности для предпринимателей в части нарушения налогового законодательства. Помимо рассмотренных инициатив, касающихся увеличения налогового бремени на российский бизнес, без внимания не остается введение с 2015 года единого налога на имущество. Изменения касаются иного принципа расчета налогооблагаемой базы, а именно стоимости жилья, исходя из кадастровой оценки, и соответственно введения новых налоговых ставок. ФНС приводит следующую статистику: если в 2016 году сбор в среднем составляет 642 рубля в год с одного объекта, то после вступления закона в силу сумма вырастет до 1900 рублей.
Таким образом, правительством Российской Федерации предпринимаются меры, которые положительно влияют на скорость получения разрешений на строительство, повышение уровня международной торговли, увеличение уровня налоговых доходов, что должно способствовать повышению места нашей страны в рейтинге Всемирного банка в области исследования экономически.
Литература:
- Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2017 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 26.10.2017. 07:00. URL: http://gtmarket.ru/news/2016/10/26/7312
2. Исследование Всемирного банка: Ведение бизнеса в 2016 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 28.10.2015. 07:55. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/10/28/7261
3. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 30.09.2015. 16:00. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246
4. Bloomberg: Рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2016 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 08.10.2016. 21:00. URL: http://gtmarket.ru/news/2016/10/08/7306