Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области
Авторы: Дохнадзе Тамрико Зазаевна, Бугаян Илья Рубенович
Рубрика: Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (10) июль 2017 г.
Дата публикации: 03.07.2017
Статья просмотрена: 252 раза
Библиографическое описание:
Дохнадзе, Т. З. Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области / Т. З. Дохнадзе, И. Р. Бугаян. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/65/2578/ (дата обращения: 11.12.2024).
В условиях нарастающих внешнеполитических трансформационных процессов, новых социально-экономических и политических вызовов, с которыми сталкивается Российская Федерация, необходимость развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как основы сильного и устойчиво-развивающегося государства выходит на приоритетные позиции.
Развитие России как современной, демократической державы во многом зависит от развития и функционирования института предпринимательства, от его организационно-правовой «архитектуры», которая должна вбирать в себя черты, присущие современному демократически-правовому, социально- и инновационно-ориентированному предпринимательскому сообществу.
Эффективные преобразования и социально-экономическое развитие государства являются основными приоритетами политики Российской Федерации на долгосрочную и среднесрочную перспективу. В соответствии со «Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [1], утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083–р, — «создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу», возможна лишь путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.
Отрицательное воздействие на развитие сферы малого и среднего предпринимательства, безусловно, оказали кризисные явления 2014–2015 гг. Рост процентных ставок, кризис ликвидности — эти и другие смежные факторы негативным образом повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий. Обострилась ситуация со спросом на продукцию, услуги малых и средних предприятий.
Государству необходимо выполнять стратегически-значимые задачи, несмотря на трудности, складывающиеся последние годы в экономике страны. Внедрять новые технологии и развивать соответствующую инфраструктуру становится возможным лишь посредством привлечения представителей малого и среднего предпринимательства для решения общественно-значимых задач и достижения стратегически-важных целей. Эффективность же функционирования бизнеса может быть обеспечена только при создании необходимых условий в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Следует предположить, что, в настоящее время, именно государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших инструментов для реализации качественно-ориентированных институциональных преобразований в сфере российского предпринимательства.
5,6 млн. хозяйствующих субъектов и 18 млн. рабочих мест для граждан Российской Федерации обеспечивают малые и средние предприятия. Почти одну пятую валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются именно субъектами малого и среднего предпринимательства.
Малое предпринимательство, в основном, сосредоточено в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия — представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью, таких как: обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.
В Российской Федерации сформированы как нормативно-правовые, так и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. В 2015 году дополнительные меры по поддержке малых и средних компаний рассматривались на заседании Государственного совета Российской Федерации. В перечень реализуемых Правительством Российской Федерации в 2015–2016 годах первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности были включены меры, которые направлены на поддержку самозанятости, реализацию инвестиционного потенциала малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализуемых масштабных программ по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, — во всех регионах страны предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях.
Введены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей, ориентированные на малый бизнес.
Принят ряд мер, нацеленных на расширение доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, нужд компаний с государственным участием, включая установление квоты на осуществление вышеуказанных закупок.
В субъектах Российской Федерации сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства.
Правительством Российской Федерации «развернута работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, в рамках планов мероприятий национальной предпринимательской инициативы». [2]
В 2015 году в Российской Федерации был создан государственный институт развития малого и среднего предпринимательства — акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
В то же время вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в Российской Федерации значительно ниже, чем в большинстве как развитых, так и даже развивающихся стран.
95,5 % общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации составляет микробизнес. Число средних предприятий относительно невелико.
На малые и средние предприятия приходится 5–6 % общего объема основных средств и 6–7 % объема инвестиций в основной капитал в целом по стране. [3]
По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, производительность труда на малых и средних предприятиях России отстает от уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в 2–3 раза.
В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля малых и средних предприятий поступательно снижается. В 2014 году по сравнению с 2013 годом падение показателя составило 1,8 подпунктов — с 34,2 % в 2013 году до 32,4 % в 2014 году.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Российской Федерации составила около 6 %. Вместе с тем, вклад малых и средних предприятий в экспорт развитых стран довольно существенен — по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в общем объеме экспорта их доля составляет от 25 до 35 %.
Инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий по-прежнему невелика.
Сложности с процедурами государственного регулирования, административное давление, высокий уровень финансовой нагрузки и др. — провоцируют рост уровня неформальной занятости в секторе малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства развиваются на территории Российской Федерации достаточно неравномерным образом. Так, распределение малых и средних предприятий по регионам характеризуется высокой степенью концентрации. В соответствии со статистическими данными на 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий — юридических лиц приходится около 46 % общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц. Аналогичная ситуация наблюдается в разрезе индивидуальных предпринимателей. Слаборазвитая бизнес-инфраструктура и низкий платежеспособный спрос на отдельных территориях «тормозят» процесс активации ведения предпринимательской деятельности в качественно новых форматах.
В Российской Федерации только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями. [4] Более высокие значения показателя зафиксированы в странах БРИКС: Бразилия — 17,2 %, Китай — 15,5 %, Индия — 6,6 %, ЮАР — 7 %). Доля граждан, начинающих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения США составляет 13,8 %.
По данным Центрального банка Российской Федерации, в 2015 году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9 % (среднемировой уровень — 23 %). Что, в свою очередь, указывает на ряд нерешенных вопросов, связанных с доступом малых и средних предприятий к финансовым ресурсам для целей развития бизнеса.
Не до конца обеспечили учет интересов малого и среднего предпринимательства некоторые меры проводимой государственной политики в социально-экономической сфере. Такие как: отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации и др.
В некоторых отраслях, система административно-правового регулирования остается недружественной в отношении малого и среднего предпринимательства, а также не учитывает специфический характер ведения предпринимательской деятельности в рамках малых и средних форм хозяйствования. В совокупности с значительной фискальной нагрузкой вышеуказанные обстоятельства не позволяют бизнесу, который находится на начальном этапе деятельности, расширить рынок сбыта продукции или услуг, повысить доходность, а, следовательно, обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес.
Снижает уровень доверия предпринимателей к государству и создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, а также нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки, — недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при разработке и реализации регуляторных решений.
Все сказанное выше говорит о том, что развитие адекватной институциональной среды, формирование нормативно-правового обеспечения, выработка научно-практических мер в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства являются весьма важными задачами развития Российской Федерации в целом и ее регионов, в частности. Именно согласованная государственная, региональная и муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства должна стать неотъемлемой частью модернизации российского государства.
Следовательно, существует объективная необходимость проведения комплексного анализа проблем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и выработки научно обоснованных подходов по совершенствованию ее развития в Российской Федерации.
К настоящему времени сформирована обширная база научных работ, посвященных проблемам в области управления социально-экономическим развитием государства и региона посредством использования инструментария государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Изучение роли малого и среднего предпринимательства в экономической системе, в том числе в переходный период, выявление специфических черт хозяйствования малых и средних предприятий в различных регионах и отраслях, — исследования, носят как прикладной, так и теоретический характер.
Среди российских и зарубежных светил, изучающих проблемы малого и среднего предпринимательства и развивающих фундаментальные основы теории предпринимательства, выделяются: Кантильон Р., Сей Ж. Б., Зомбарт В., Шумпетер Й., Аквинский Ф., Ордин-Нащокин А. Л., Посошков И. Г., Татищев В. Н., Кокорев В. А., Бабста И. К., Чупров А. И., Вернадский И.В, Безобразов В. П., Туган-Барановский М. И., Чаянов А. В., Булгаков С. Н., Ильин И. А., Бугаян И. Р. и др.
Исследования в рамках институционального подхода, направленные на изучение институтов и институциональной структуры различных сфер экономики: рынка труда, нефтегазового сектора, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства.
Становление и развитие институциональной теории стало возможным благодаря трудам выдающихся российских ученых, а именно: Булгакова С. Н., Бугаяна И. Р., Ильина И. А., Львова Д. С., Полтеровича В. М., Нуреева Р. М., Клейнера Г. Б., Олейника А. Н., Радаева В. В., Шаститко А. Е., Капелюшникова Р. И., Иншакова О. В., Бессонову О. Э., Кирдину С. Г., Вольчика В. В. и др.
Однако, в данных работах не получила комплексного разрешения проблема формирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и особенностей ее функционирования в Российской Федерации и ее субъектах.
Проблемы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в отечественной науке, отражены в трудах: Шамхалова Ф. И., Рубе В. А., Ичитовкина Б. Н., Блинова А. О., Виленского А. В., Чепуренко А. Ю., Лазарева В. С., Колесниковой Л. А., Игнатовой Т.В, Келарева В. В., Мурыгиной Л. С., Старцева А. В., Гончарова Ю. М., Бугаяна И. Р. и др.
В большинстве работ отмечено, что развитие малого и среднего предпринимательства «тормозится» отсутствием общесистемного подхода к его развитию и несогласованностью государственной, региональной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Однако, как показывает практика, несмотря на обширные исследования в области сравнительно новых для России видов и форм реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, степень значимости их исследования только увеличивается. К настоящему времени отсутствует единый организационный механизм реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как на уровне регионов, так и на уровне государства, нет единой классификации видов и форм осуществления взаимодействия власти и бизнеса в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Не в полной мере проработаны вопросы создания организационных структур и методического обеспечения управления механизмом государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Федерации.
Все выше обозначенное предопределило тему исследования, постановку цели, позволило выделить задачи исследования.
Цель исследования заключается в том, чтобы на базе анализа состояния государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и сложившихся в этой сфере проблем, разработать пути совершенствования управления данной сферой на уровне субъектов Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
‒ исследовать понятие и сущностные подходы к категории малого и среднего предпринимательства;
‒ исследовать историческую взаимообусловленность развития «народного хозяйства» и «малого и среднего предпринимательства»;
‒ исследовать российскую практику государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
‒ проанализировать состояние, тенденции развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, а также практику управления этой сферой и сложившиеся проблемы;
‒ обосновать необходимость развития системы органов управления и координации в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области;
‒ разработать рациональную модель подготовки кадров для сферы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Ростовской области.
Объект исследования — система организационно-правовых видов и форм реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне региона Российской Федерации.
Предмет исследования — особенности развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне субъекта Российской Федерации.
Основные результаты, полученные лично автором как элементы научной новизны, можно считать:
1. Предложенное определение категории «предприниматель» и «предпринимательство (предпринимательская деятельность)» на основе проведенного критического анализа существующих подходов к данной категории.
На наш взгляд, «предприниматель» — это человек, осуществляющий хозяйственную деятельность с целью удовлетворения своих материальных и духовных потребностей за свой счет, риск и под личную ответственность, использующий собственный талант комбинирования факторов производства для создания доминантного товара или услуги, что гарантирует высокую добавленную стоимость, а также стремящийся развивать свое предприятие посредством развития собственно-личностных качеств.
Исходя из выше сформулированного определения понятия «предприниматель», мы считаем, что «предпринимательство» или «предпринимательская деятельность» — это хозяйственно-творческая деятельность предпринимателя по удовлетворению его материально-духовных потребностей, имеющая трансцендентно-метафизическую природу, и являющуюся движущим катализатором социально-хозяйственного развития государства.
2. Предложенную систему координирующих органов для развития сферы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Ростовской области. Обоснована необходимость создания института развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства — Центра государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
3. Представленную модель подготовки кадров для высокопрофессиональной и высококвалифицированной деятельности в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Ростовской области в рамках взаимодействия органов управления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнес-структур и учреждений высшего образования, в результате внедрения которой произойдет стимулирование развития инструментария и форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных и бизнес-инициатив в данной области.
Теоретическая значимость исследования заключается в: а) систематизации теоретических основ государственной поддержки предпринимательства; б) дальнейшем развитии научных подходов к технологиям реализации государственной поддержки предпринимательства; в) обосновании необходимости исследования основных проблем функционирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области; г) определении концептуальных основ исследования и путей совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
Теоретические положения работы позволяют обогатить и конкретизировать региональное направление исследований в рамках реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, уточнить соответствующий понятийный и категориальный аппарат.
Выводы и отдельные рекомендации исследовательской работы могут быть учтены при разработке путей совершенствования механизмов функционирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства не только в Ростовской области, на базе которой они были разработаны, но и в других субъектах Федерации. Основные положения магистерской диссертации могут быть использованы в деятельности органов власти, управляющих сферой развития и поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, для подготовки учебных курсов по «общественному сектору хозяйства», «государственному регулированию предпринимательства», а также в реализации государственной политики в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в субъекте Федерации.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»)// http://government.ru/docs/23354/
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // http://government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf
- Government.ru: Малое и среднее предпринимательство: некоторые важные результаты и показатели 2016 года // http://government.ru/info/27248/
- Проект Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) // GEM 2014 Global Report // http://www.gemconsortium.org/report/49079/