Автор:

Рубрика: Учет, анализ и аудит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (9) май 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Мединская Е. А. Изменение парадигмы аудита и ее применение к сфере услуг // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №2. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/58/2400/ (дата обращения: 23.05.2018).



Аудит — общественно значимая деятельность, которая обеспечивает получение обществом (собственниками, инвесторами, другими заинтересованными пользователями) полной и достоверной информации о финансовом положении и эффективности деятельности, движении денежных потоков, рисках и иных существенных аспектах деятельности аудируемых лиц, влияющей на принятие ими решений, в том числе стратегического характера [1, c. 77]. Как формализованный общественный институт, аудит позволяет реализовать особую неформальную норму в обществе — доверие.

Аудит на сегодняшний день выступает гарантом достоверности отчетности экономического субъекта. Отношения, складывающиеся между аудитором и аудируемым лицом, носят общественный характер, так как итогом обязательного аудита является заключение, входящее в состав бухгалтерской отчетности. В связи с этим аудит служит обеспечению информационной безопасности общества, оказывая влияние на формирование полной и достоверной информации, и является основой принятия решений тактического и стратегического плана.

Однако на сегодняшний день общество, в лице всех групп заинтересованных лиц аудируемого лица, испытывает потребность не только в финансовой информации, но требует анализа и составления прогноза для предпосылок роста интеллектуального капитала, который имеет каждый экономический субъект, что обусловливает необходимость изменения концепции аудита.

Аудит на современном этапе в широком смысле следует понимать в качестве формы независимого контроля, позволяющей разрабатывать и реализовывать концепцию аудита, которая соответствует требованиям информационного общества. Концепция аудита включает следующие уровни (рисунок 1).

Рис. 1. Парадигма аудита, учитывающая концепции его развития

В методологическом плане кризис аудита связан с целью, представленной в Стандарте № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», состоящей в выражении мнения о достоверности отчетности, не отражая в обязательном порядке информации о непрерывности деятельности организации, эффективности системы управления, что значительно снижает ценность аудита и вынуждает клиентов прибегать к дополнительным, прочим и сопутствующим аудиту услугам.

При изменении концепции аудита как анализа бизнеса, учитывающего все направления деятельности субъекта хозяйствования, аудит переходит на новый этап развития. Аудитор в данной ситуации перестает рассматриваться как технический специалист, сравнивающий ситуацию в организации с нормами и правилами учета, закрепленными законодательно; аудитор становится аналитиком, определяющим, как должна функционировать организация.

Современное информационное сообщество требует оперативного получения данных о состоянии бизнеса, о структуре капитала, о прогнозных значениях финансовых результатов аудируемых компаний. Оценка данных показателей позволяет определить эффективность организации бизнеса, правильно принять то или иное управленческое решение, что является свидетельством грамотной координации бизнес-процессов как со стороны собственника бизнеса, так и со стороны руководства. Итогом является наращивание капитала хозяйствующего субъекта. В связи с этим главной целью аудита является обеспечение достоверной информации о состоянии отчетности участников рынка.

В результате изменения концепции аудита, собственники, помимо уверенности, что все многочисленные операции их бизнеса отражены законно и правильно, получат гарантию эффективности работы управленческого персонала, решая в определенной мере агентскую проблему. Руководство, в свою очередь, получит независимое мнение относительно функционирования внутренних систем: контроля, учета, информационных технологий. Для инвесторов и акционеров такого рода информация послужит побуждением к инвестиционным и прочим стратегическим решениям, а непосредственным пользователям услуг бизнеса — дополнительной гарантией правильного выбора поставщика услуг и положительного прогноза относительно непрерывности деятельности объекта, которые могут повлиять на их решения, которые не могут быть приняты ими самостоятельно в силу отсутствия специальных знаний и доступа к информации и оценке ее качества. В результате данной концепции аудит может консолидироваться с другими услугами, такими как оценка бизнеса, финансовое прогнозирование, что выведет аудитора за границы бухгалтерской профессии.

Для предприятий сферы услуг аудит бизнеса, с учетом данного аспекта является особенно актуальным, так как сфера услуг достаточно специфична и сложна, и при этом максимально приближена к широкому кругу заинтересованных лиц. В настоящее время доля сферы услуг в ВВП составляет приблизительно 75 % от его общего объема, что существенно превышает долю материального производства, к тому же, наблюдается ее динамичный рост, в результате научно-технического прогресса появляются новые виды услуг, такие как интернет-продажи, а со стороны производства растет спрос на прочие услуги: маркетинг, консалтинг, страхование, связи с общественностью. В то же время, учет услуг характеризуется неосязаемостью, неделимостью, собственной структурой производственных затрат, которую необходимо принимать во внимание при выборе методов учета и расчета себестоимости услуги, высокой степенью дифференциации.

Так, актуальность и необходимость аудита организаций, расширение аудита до аудита бизнеса и применимость данной концепции к сфере услуг связаны с тем, что пользователи отчетности получают не только достоверную отчетность, но и заверение в эффективном функционировании бизнеса, который непосредственно удовлетворяет их потребности, а аудируемые лица совершенствуют систему внутреннего учета и операционной деятельности. Так, аудит играет важную роль как для компании, так и для общества в лице многочисленных заинтересованных лиц (стейкхолдеров): собственников, пользователей услуг, государства, и других лиц.

Литература:

  1. Голосов О. В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис / О. В. Голосов, Е. М. Гутцайт. ‒ М.: Бухгалтерский учет, 2013. ‒ 512 с.
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Бизнес-Книга, 2014
  3. Парушина Н. В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: Учебное пособие / Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 560 c.
Основные термины (генерируются автоматически): концепции аудита, изменения концепции аудита, достоверной информации, изменении концепции аудита, Изменение парадигмы аудита, заинтересованных лиц, итогом обязательного аудита, кризис аудита связан, принципы аудита финансовой, аудита бизнеса, Парадигма аудита, главной целью аудита, Концепция аудита, необходимость аудита организаций, концепцию аудита, ценность аудита, основы аудита, расширение аудита, достоверности отчетности, непрерывности деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос