Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Кении
Автор: Нджороге Парменас Кимани
Рубрика: Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 30.05.2016
Статья просмотрена: 115 раз
Библиографическое описание:
Нджороге, Парменас Кимани. Кредитование малого и среднего бизнеса в Республике Кении / Парменас Кимани Нджороге. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4 (6). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1034/ (дата обращения: 17.12.2024).
В этой статье пойдет речь о малых и средних предприятиях Кении, занимающие средства в виде микрозаймов. В статье подчеркивается их роль в стимулировании экономического развития и рассмотрены препятствия, с которыми сталкиваются малый и средний бизнес при получении средств; рассмотрено микрофинансирование как инструмент финансирования, доступный для малых и средних предприятий. Данная статья также содержит некоторые рекомендации, которые помогут облегчить получение финансирования малыми и средними предприятиями.
Ключевые слова: микрофинансирование, субъекты микрофинансирования, малых и средних предприятий (МСП), микрофинансовые организации.
Методология
Представленная статья основана на обзорах существующих журналов, книг и статей в сфере финансирования малого и среднего бизнеса.
Роль МСП вуправлении экономическим развитием
Определение малого и среднего предпринимательства (МСП) отличается в разных странах. Согласно терминологии Международной Финансовой Корпорации (МФК), малый бизнес — это предприятия с капиталом от $10000 до $100000, средний бизнес обладает капиталом от $100 тыс. до $1 млн. (ЮНЕП, 2007).
В Кении существует множество определений для малого и среднего бизнеса, которые еще предстоит законодательно оформить. Например, согласно опросу, проведенному в 1999 году, малый бизнес определялся как предприятие, состоящее из 6–10 сотрудников, в то время как средний бизнес предполагает наличие 11–100 сотрудников (Правительство Кении, 1999 г.).
МСП играет важную роль в развитии стран. Малый и средний бизнес создает рабочие места, отчисляет налоги государству, продвигает предпринимательство и инновации. МСП также помогает усовершенствовать распределение доходов, снизить уровень бедности и увеличить объемы экспорта.
Согласно опросу (Правительство Кении, 1999 г.), данный сектор предпринимательства трудоустроил 2.4 млн. человек. Эта цифра возросла до 5.1 млн. человек в 2002 году, а в 2003 году сообщалось уже о 675 000 вакансий. В 2002 году 74.2 % трудоспособного населения страны было задействовано в малом бизнесе. Благодаря созданию рабочих мест, МСП способствует повышению уровня жизни и снижению количества социальных проблем.
Невозможно получить достоверное число существующих предприятий малого и среднего бизнеса на кенийском рынке, так как оно слишком быстро меняется.
Препятствия, скоторыми сталкиваются МСП при получении финансовых ресурсов
Банки считают дорогостоящим отслеживать и оценивать небольшие займы, которые необходимы малым предприятиям. Кредитование больших предприятий и правительство сопряжено с гораздо меньшими рисками. Отсутствие в Кении государственных кредитных учреждений, таких как рейтинговые агентства, делает процесс кредитования очень дорогостоящим для банков и увеличивает риски при выдаче финансовых средств малым предприятиям.
Исполнение контрактов также затруднено юридическими проблемами, такими как длительные разбирательства в судах, коррупция, и это заставляет банки требовать залог для обеспечения кредита. Многие МСП не в состоянии внести этот залог в связи с ограниченными ресурсами (Всемирный Банк, 2004г). Некоторые банки также требуют от заемщиков иметь поручителей, а также предоставить банку выписки по банковским счетам за предыдущие финансовые периоды. Очевидно, что многие мелкие торговцы могут не соответствовать этим требованиям.
Недостаток финансовых средств будет в таком случае препятствовать росту и становлению бизнеса развивающихся стран, а также исследованиям и разработкам в этой сфере.
Шрайнер и Коломбет определяют микрофинансирование как «попытку улучшить доступ к малым депозитам и малым кредитам для бедных потребителей, заброшенных банками». Помимо кредитования малоимущих, микрофинансовые организации (МФО) предоставляют другие услуги, такие как сберегательные вклады и страхование.
В Кении существуют два вида МФО:
1 — МФО, которые регистрируются и регулируются Центральным банком. Они имеют право принимать вклады от населения и использовать эти средства для кредитования.
2 — Неформальные МФО, контролируемые Министерством финансов. Такие организации не могут использовать вклады населения и могут предоставлять в кредит только собственные средства.
Продукты и услуги, которые отличают МФО от крупных финансовых организаций — это большая доля кредитов, вкладов и других финансовых услуг, предоставляемых владельцам с низким доходом и малоимущим потребителям.
Данные Центрального Банка Кении (ЦБК) показывают, что МФО в среднем предоставляют кредиты по ставке 22,6 %, тогда как банки — по 16 % годовых.
«Ставки организаций микрофинансирования в целом остаются выше, чем у коммерческих банков», — сообщает ЦБК. Кроме того, организации микрофинансирования предлагают более высокий процент для вкладчиков: 9,7 % против 6,8 % годовых у банков по срочным вкладам.
Высокие процентные ставки позволяют микрофинансовым организациям получать более высокие процентные спреды, чем у банков. Процентная маржа МФО составляла 12,8 % по сравнению с 9,2 % годовых у банков. МФО предлагали повышенные ставки по вкладам для привлечения средств, и это снижало результативность усилий по понижению кредитных ставок.
Для того чтобы МФО могли удовлетворять финансовые нужды МСП, должны быть оптимизированы некоторые элементы. Требования к данным организациям должны предусматривать стандартную структуру управления, функционирующую систему внутреннего аудита и управления рисками. Это снизит их риски и обеспечит финансовую устойчивость в долгосрочном периоде.
МФО могут также предлагать бесплатные консультационные услуги клиентам, направленные на оценку осуществимости проектов МСП. Это означает, что МСП, формирующие реальные бизнес-планы и планы по развитию, будут иметь конкурентные преимущества.
Можно сделать вывод, что важнейшая функция МФО в экономике развивающихся стран — предоставлять предпринимателям реальную возможность оперативно и на приемлемых условиях получать необходимые кредиты, что способствует формированию эффективного малого и среднего бизнеса как основы экономического роста и развития этих государств.
Литература:
- «Национальные микро- и малые предприятия», базовое исследование; — Центральное бюро статистики, 1999 г.
- «Инновационное финансирование для устойчивых малых и средних предприятий в Африке», международные семинары в Женеве, Швейцария, отчет о совещании; — Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP), 2007 г.
- «Производительность субсидированных микрофинансовых организаций» Шрейнер М., Нью-Йорк, 2003г.
- «Микрофинансовые организации», Центральный Банк Кении. — Режим доступа: https://www.centralbank.go.ke/index.php/microfinance-institutions
Ключевые слова
микрофинансирование, микрофинансовые организации, субъекты микрофинансирования, малых и средних предприятий (МСП), микрофинансовые организации.Похожие статьи
Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия
В статье приведены основные программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и в республике Мордовия. Уделено внимание развитию малого инновационного бизнеса. Раскрыты проблемы тормозящие развитие малого и среднего п...
Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности
В статье рассматриваются проблемы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности и пути их решения.
Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона
Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...
Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...
Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области
В данной статье рассматриваются особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области. Также предложены пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан. Целью данной статьи является выявл...
Альтернативное разрешение споров: переговоры и медиация
Данная статья посвящена альтернативным способам разрешения споров — переговорам и медиации. В ней рассматриваются преимущества этих методов по сравнению с традиционным судебным процессом. Автор подробно анализирует переговоры, различные препятствия, ...
Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
В статье анализируется процесс становления налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в России, говорится о специфике развития налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, дается оценка сделанных достижений в эт...
Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России
В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов, а также в выдаче кредитов и микрозаймов субъекта...
Правовой анализ статуса субъектов малого и среднего бизнеса в современной России
В статье рассматриваются правовые положения о субъектах малого и среднего бизнеса в России, а именно: кто относится к субъектам МСП, почему данная категория обладает расширенными мерами поддержки, для чего государство принимает многие концепции и стр...
Финансовое оздоровление предприятий при поддержке коммерческих банков
В статье исследованы вопросы, связанные с финансовым оздоровлением экономически неустойчивых предприятий в условиях модернизации экономики. Проанализированы результаты участия коммерческих банков в этих процессах в регионах.
Похожие статьи
Проблемы развития и основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия
В статье приведены основные программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и в республике Мордовия. Уделено внимание развитию малого инновационного бизнеса. Раскрыты проблемы тормозящие развитие малого и среднего п...
Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности
В статье рассматриваются проблемы развития малого бизнеса и частного предпринимательства в легкой промышленности и пути их решения.
Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона
Государство и его политика, касающаяся регулирования малого предпринимательства, играют важную роль в условиях модернизации экономики регионов Р. Ф. В данной статье рассмотрены особенности регулирования малого предпринимательства на федеральном, реги...
Основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
Целью данной работы является анализ малого и среднего бизнеса в России, с рассмотрением основных проблем их кредитования, а также способы решения данных проблем. Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый и средний бизнес играет большую рол...
Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области
В данной статье рассматриваются особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области. Также предложены пути совершенствования малого бизнеса в Республике Казахстан. Целью данной статьи является выявл...
Альтернативное разрешение споров: переговоры и медиация
Данная статья посвящена альтернативным способам разрешения споров — переговорам и медиации. В ней рассматриваются преимущества этих методов по сравнению с традиционным судебным процессом. Автор подробно анализирует переговоры, различные препятствия, ...
Компаративный анализ налогового стимулирования малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
В статье анализируется процесс становления налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в России, говорится о специфике развития налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, дается оценка сделанных достижений в эт...
Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России
В статье проанализирована поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, оказываемая в регионах России. Особая роль отведена финансовой помощи, которая выражается в субсидировании регионов, а также в выдаче кредитов и микрозаймов субъекта...
Правовой анализ статуса субъектов малого и среднего бизнеса в современной России
В статье рассматриваются правовые положения о субъектах малого и среднего бизнеса в России, а именно: кто относится к субъектам МСП, почему данная категория обладает расширенными мерами поддержки, для чего государство принимает многие концепции и стр...
Финансовое оздоровление предприятий при поддержке коммерческих банков
В статье исследованы вопросы, связанные с финансовым оздоровлением экономически неустойчивых предприятий в условиях модернизации экономики. Проанализированы результаты участия коммерческих банков в этих процессах в регионах.