Индивидуальные туры как инструмент развития экологического туризма | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Туризм

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (25) июнь 2020 г.

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Сандальнева, С. А. Индивидуальные туры как инструмент развития экологического туризма / С. А. Сандальнева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 3 (25). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/169/5355/ (дата обращения: 19.01.2021).



Данная статья посвящена вопросам влияния индивидуальных туров на экологический туризм. В ней приведены отличительные черты индивидуального и массового туризма. Также в статье проведен SWOT-анализ и разработаны стратегические действия, с помощью которых индивидуальные туры могут помочь в развитии экологического туризма и минимизировать вред от туризма на окружающую среду.

Ключевые слова: индивидуальный тур, авторский тур, экологический туризм, мягкий туризм.

С каждым годом в мире всё большей популярностью начинают пользоваться индивидуальные туры. Благодаря развитию технологий людям проще стало путешествовать. Теперь необязательно идти в туристическую фирму, чтобы там подобрали тур с полным пакетом экскурсий, на которые зачастую не всегда охота идти. Туристу достаточно иметь у себя в смартфоне 2–3 приложения, чтобы организовать себе уютный отдых по его критериям.

Но что тогда делать туристическим фирмам, чтобы удовлетворить потребности своих потребителей? Ответом является разработка индивидуальных (авторских) туров.

Сейчас всё больше туристов хотят уникальных предложений. Их больше не удивить стандартными экскурсиями по городским или природным достопримечательностям, им нравится самим управлять своим временем и местоположением. Туристы сами выбирают, хотят ли они размеренный и спокойный отдых или программу нон-стоп. Также они могут выбрать себе комфортные места проживания, вид транспорта и сроки поездки. Это является основными плюсами индивидуальных путешествий. Но каково влияние таких туров на окружающую среду?

Еще в 1980 году немецкий футуролог Роберт Юнг ввел такой термин как «мягкий» туризм. Данный вид туризма характерен минимизацией отрицательного воздействия социоприродной трансформации туристического места, в отличие от «жесткого туризма». С основными чертами «мягкого и жесткого туризма можно ознакомиться в таблице 1 [2].

Таблица 1

Характерные черты жесткого имягкого туризма

«Жесткий» туризм

«Мягкий» туризм

Массовость

Индивидуальные и семейные туры, поездки в кругу друзей

Кратковременные поездки

Продолжительные путешествия

Быстрые средства передвижения

Медленные и среднескоростные средства передвижения

Заранее согласованная программа

Спонтанные решения

Импорт стиля жизни

Стиль жизни по образцу страны пребывания

«Достопримечательности»

«Впечатления»

Комфорт и пассивность

Активность и разнообразие

Предварительная информационная подготовка к поездке невелика

Страна — цель путешествия изучается заранее

Турист не владеет языком страны и не стремится его узнать

Язык страны изучается заранее, хотя бы на элементарном уровне

Турист приезжает в страну с чувством хозяина, которого «обслуживают»

Путешественник познает новую культуру

Покупки утилитарны (шопинг) или стандартны

Покупки — это памятные подарки

После поездки остаются только стандартные сувениры

После поездки остаются новые знания, эмоции и воспоминания

Турист покупает открытки с видами

Путешественник рисует с натуры или фотографирует сам

Турист любопытен

Путешественник тактичен

Громогласность

Спокойная тональность

Согласно таблице 1 можно определить, что индивидуальные туры относятся к «мягкому туризму», когда как массовые туры к «жесткому». Именно массовый туризм негативно в наибольшей степени негативно влияет на окружающую среду.

Присутствие даже одного человека не проходит для окружающей среды бесследно. Уплотняется грунт, спрессовывается подстилка, а сбор грибов, ягод, цветов уменьшает возможность самовосстановления растений. Сломанная ветка, зарубка или насечка на стволе вызывают заражение деревьев болезнями и вредителями. Конечно, влияние одного человека или группы людей извне малозаметный, поскольку раньше или позже все восстанавливается к предыдущему состоянию. Однако при массовом наплыве людей процессы восстановления происходят медленнее, чем процесс разрушения [4].

Также одним из основных загрязнителей окружающей среды в туризме туристический транспорт. Согласно рисунку 1, транспорт является основным источником загрязнения атмосферы. Массовые туры предполагают путешествие на быстрых средствах передвижения, которые выбрасывают в атмосферу вредные вещества, для таких поездок необходимо также строительство новых дорог, автозаправочных станций и станций технического обслуживания. Все эти объекты оказывают негативное влияние на растительный и животный мир. В то время как путешественники, которые придерживаются «мягкого туризма», будут получать удовольствие от пеших и велопрогулок. Находясь на природе, они занимаются сплавом на байдарках или катаются на весельных лодках, а если они находятся в городе, могут воспользоваться сегвеями, электросамокатами и гироскутерами. Эти транспортные средства оказывают наименьшее отрицательное влияние на окружающую среду.

Рис. 1. Загрязнение атмосферы [3]

Для того чтобы понимать какое влияние индивидуальные туры могут оказывать на развития экологического туризма был проведен SWOT-анализ, с которым можно ознакомиться в таблице 2.

Таблица 2

SWOT-анализ влияния индивидуальных туров на развитие экологического туризма

Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

- Свобода выбора мест посещения и проживания;

— Самостоятельно продуманный маршрут и свобода передвижения;

— Возможность выбрать удобные средства передвижения;

— Путешествие вместе со своими родными и близкими или наедине с собой;

— Персональный гид и трансфер;

— Круглосуточная помощь и поддержка от персонального гида

- Туры несут наименьший вред окружающей среде

- Стоимость тура намного выше массового;

— Требуется много времени на проработку маршрута и подготовку пакета документов

Внешняя среда

Стратегические действия (SO)

Стратегические действия (WO)

Возможности (O)

— минимизация вреда от туризма окружающей среде;

— рост популярности экологического туризма

— появление новых турфирм, базирующихся на индивидуальных турах;

— в послепандемийный период индивидуальные туры будут безопаснее массового туризма

- создание специальной инфраструктуры для туристов, путешествующих индивидуальными турами;

— создание уникального туристического продукта

- создание квалифицированных сотрудников в сфере индивидуальных путешествий

— проработка индивидуальных туров только высококвалифицированными кадрами, которые могут быстро и качественно подобрать тур и подготовить документы

Угрозы (T)

Стратегические действия (ST)

Стратегические действия (WT)

- Не все туристы захотят пользоваться экологическими видами транспорта;

— Для многих туристов индивидуальные туры могут оказаться не «по карману»;

— Мировой экономический кризис

— выбор быстрых средств передвижения в пользу экологичных аналогов (электрокары, машины на гибридной установке или на альтернативном топливе)

— поддержка среднего и малого туристического бизнеса на государственном уровне

- создание гибкой системы бонусов и скидок для путешественников в индивидуальных турах

В полученном SWOT-анализе видно, что индивидуальный тур больше сильных сторон, чем слабых. Основными проблемами такого тура являются: время и деньги. Для того чтобы подобрать по всем критериям индивидуальный тур менеджеру необходимо потратить много времени, а так как это будет не «пакетный» тур, то клиенту необходимо будет выложить немало денег.

На данный момент авторские туры относятся к VIP-турам и позволить их себе может не каждый путешественник. Тем не менее, предлагая более экономичные варианты туров можно способствовать дальнейшему развитию индивидуального туризма. Индивидуальные туры позволяют также выбирать экономичные направления, средства размещения, транспорт, экскурсионные программы. Это является положительным фактором для развития индивидуального туризма [1].

Таким образом, можно сказать, что индивидуальные туры находятся не на пике своей популярности, но их ожидает большое будущее. В проведенном в статье SWOT-анализе были разработаны стратегические действия, а именно:

– создание специальной инфраструктуры для туристов, путешествующих индивидуальными турами;

– создание уникального туристического продукта;

– создание квалифицированных сотрудников в сфере индивидуальных путешествий

– проработка индивидуальных туров только высококвалифицированными кадрами, которые могут быстро и качественно подобрать тур и подготовить документы;

– выбор быстрых средств передвижения в пользу экологичных аналогов (электрокары, машины на гибридной установке или на альтернативном топливе);

– поддержка среднего и малого туристического бизнеса на государственном уровне;

– создание гибкой системы бонусов и скидок для путешественников в индивидуальных турах.

Благодаря данным действия сфера индивидуальных путешествий может стать доступнее и интереснее для туристов, а также минимизирует вред от туризма на окружающую среду.

Литература:

  1. Агамирова, Е. В. Особенности и перспективы развития программ индивидуальных туров [Электронный ресурс] / Е. В. Агамирова. — Электрон. журн. — Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2015. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-perspektivy-razvitiya-programm-individualnyh-turov
  2. Две модели экотуризма [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — 2016. — URL: https://lektsia.com/1x3b29.html
  3. Загрязнение окружающей среды [Электронный ресурс] / Савинкина Е. — Электрон. журн. — Энциклопедия Кругосвет, Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/
  4. Мальска, М. П. Влияние туризма на экосреду /М. П. Мальска, В. В. Худой. — Туристический бизнес: теория и практика, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, тур, экологический туризм, быстрое средство передвижения, турист, индивидуальный тур, массовый туризм, путешествие, создание, альтернативное топливо.

Ключевые слова

экологический туризм, индивидуальный тур, авторский тур, мягкий туризм

Похожие статьи

Особенности развития экологического туризма России

окружающая среда — необходимое условие существования туризма. Следовательно, направление экологического туризма возникло и

В развитии экотуризма, возможно, будут найдены и приняты альтернативные варианты устойчивого развития территории, основанные...

Индивидуальный туризм как перспективное направление...

Индивидуальный туризм — это вид туризма, который предполагает путешествие количественным составом не более пяти человек по индивидуальным туристским программам, с учётом индивидуальных предпочтений туриста. У любого товара или услуги есть...

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Индивидуальные туры в основном подходят для тех туристов, которых интересуют

Подобрать индивидуальный тур можно как самостоятельно, так и при помощи турагентства.

Ключевые слова: туризм, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение...

География экологического туризма России | Статья в журнале...

Значительная часть населения России живет и работает в городах, где сформировался свой микроклимат. В течение рабочего периода накапливается усталость и появляется большое желание пообщаться с природой, подышать чистым воздухом, послушать щебет птиц...

Разработка тура для китайских туристов на основе туристской...

Ключевые слова:туризм, тур, межгосударственные взаимоотношения, китайские туристы

- развитие в Приморском крае делового, событийного и экологического туризма

Таким образом, внедрение разработанного тура для китайских туристов в Приморском крае приведет...

Сельский туризм как основной путь развития внутреннего...

Одним из направлений развития внутреннего и въездного туризма является развитие сельского туризма. Общепринятое определение данного вида туристской деятельности, выглядит следующим образом: сельский туризм — это путешествия граждан из постоянного места...

Туризм как развивающаяся отрасль экономики Таджикистана

Следует отметить, что туризм обладает также множеством социального, культурного и экологического эффектов, влияющих на туристов и местных жителей. Вместе с тем, наличие подобных факторов вызывают большие риски. Предусмотрено, что в связи с экономическими и...

Конные туры как перспективное направление активных видов...

туризм, виды туризма, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение туров. Конные туры как перспективное направление активных видов туризма Приморского края. Влияние государственной программы Приморского края «Развитие туризма в Приморском...

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической...

Рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму позволит готовить работников туриндустрии, обладающих экологической культурой и экологическими знаниями, для организации рекреации населения без нанесения вреда окружающей среде в результате...

Похожие статьи

Особенности развития экологического туризма России

окружающая среда — необходимое условие существования туризма. Следовательно, направление экологического туризма возникло и

В развитии экотуризма, возможно, будут найдены и приняты альтернативные варианты устойчивого развития территории, основанные...

Индивидуальный туризм как перспективное направление...

Индивидуальный туризм — это вид туризма, который предполагает путешествие количественным составом не более пяти человек по индивидуальным туристским программам, с учётом индивидуальных предпочтений туриста. У любого товара или услуги есть...

Формирование индивидуальных туров: стратегия эволюции...

Индивидуальные туры в основном подходят для тех туристов, которых интересуют

Подобрать индивидуальный тур можно как самостоятельно, так и при помощи турагентства.

Ключевые слова: туризм, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение...

География экологического туризма России | Статья в журнале...

Значительная часть населения России живет и работает в городах, где сформировался свой микроклимат. В течение рабочего периода накапливается усталость и появляется большое желание пообщаться с природой, подышать чистым воздухом, послушать щебет птиц...

Разработка тура для китайских туристов на основе туристской...

Ключевые слова:туризм, тур, межгосударственные взаимоотношения, китайские туристы

- развитие в Приморском крае делового, событийного и экологического туризма

Таким образом, внедрение разработанного тура для китайских туристов в Приморском крае приведет...

Сельский туризм как основной путь развития внутреннего...

Одним из направлений развития внутреннего и въездного туризма является развитие сельского туризма. Общепринятое определение данного вида туристской деятельности, выглядит следующим образом: сельский туризм — это путешествия граждан из постоянного места...

Туризм как развивающаяся отрасль экономики Таджикистана

Следует отметить, что туризм обладает также множеством социального, культурного и экологического эффектов, влияющих на туристов и местных жителей. Вместе с тем, наличие подобных факторов вызывают большие риски. Предусмотрено, что в связи с экономическими и...

Конные туры как перспективное направление активных видов...

туризм, виды туризма, индивидуальный туризм, индивидуальный тур, продвижение туров. Конные туры как перспективное направление активных видов туризма Приморского края. Влияние государственной программы Приморского края «Развитие туризма в Приморском...

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической...

Рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму позволит готовить работников туриндустрии, обладающих экологической культурой и экологическими знаниями, для организации рекреации населения без нанесения вреда окружающей среде в результате...

Задать вопрос