Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 26.03.2015

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Корчагина, Г. А. Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму / Г. А. Корчагина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7633/ (дата обращения: 20.04.2024).

Рекреация и экология стали основными проблемами современного общества, вошедшего в новую, экологическую эру, когда ни ученые, ни практики не смогли решить назревшие экологические проблемы. Крайне негативная экологическая ситуация в мире требует от общества особого типа хозяйствования и изменения отношения к подготовке кадров для сфер, профессионально связанных с состоянием окружающей среды.

Россия — одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Обостряют негативное состояние окружающей среды интенсивно развивающаяся экономика, преобладание добывающей промышленности, устаревшие производственные фонды, недостаточный контроль над выбросами от сферы производства. Помимо вышеизложенного, в Российской Федерации отсутствует последовательная система экологического образования и воспитания, формирования экологического мировоззрения, культуры, самосознания, что приводит к преобладанию потребительской психологии у населения, и как следствие к росту экологических проблем государства.

В настоящее время общество испытывает постоянные стрессы и потребность в оздоровлении и укреплении здоровья, то есть в рекреации. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [8] и Федеральной Целевой Программе (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 гг». [9], восстановление работоспособности населения страны, повышение качества жизни, развитие индустрии отдыха и туризма являются важнейшими задачами государства. Однако, необходимо видеть связь между организацией рекреации и состоянием окружающей среды. По словам Д. В. Николаенко, «рекреация в развитой форме губит самое себя» [7, с. 138], поэтому необходимо рационально осваивать дестинации, и постоянно поддерживать экологический баланс территорий. Эффективное функционирование туристской индустрии в России тесно связано с положительной экологической ситуацией окружающей среды, и становится невозможной в состоянии экологического кризиса.

Рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму позволит готовить работников туриндустрии, обладающих экологической культурой и экологическими знаниями, для организации рекреации населения без нанесения вреда окружающей среде в результате оказания туристских услуг.

Цель настоящего исследования — разработка системы и условий эффективной реализации рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму.

Согласно обновленному ФЗ-273 «Об образовании в РФ» [10], «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г». [8], и Государственной программе «Развитие образования» на 2013–2020 гг. [11], необходимо реформирование всего учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, с целью повышения качества образования. Необходима актуализация и адаптация существующих образовательных программ, с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний, назревших глобальных проблем, политической, экономической и экологической конъюнктуры.

Современные исследования в области подготовки специалистов по туризму ведутся в рамках выявления наиболее актуальных компетенций будущих работников туриндустрии. В последние годы во всем мире наибольший интерес представляют изыскания по подготовке кадров туриндустрии в рамках устойчивого развития, экологического туризма и рационального использования туристских ресурсов. За рубежом данное направление изучали В. Ламанаускас [16], Г. Дженнингс, С. Кенсбок, У. Качел, Э. Уилсон, Б. Ф. Канзиани, Б. Б. Болей и ряд других, публикующих свои изыскания в официальном журнале Международного общества педагогов по туризму (ISTTE) «Journal of Teaching in Travel and Tourism» [14]. Виктором Т. С. Мидлтоном и Р. Хоукинс была написана книга «Устойчивый туризм» (1998 г.) [15].

Отечественную науку также волнуют современные тенденции туристского образования в ключе устойчивого экологического развития. Так, К. С. Воронова изучала подготовку специалистов Высшего профессионального образования (ВПО) в области туризма к использованию экотуристского потенциала [1], Д. С. Ермаков исследовал устойчивое развитие [2] и формирование экологической компетенции [3], А. Н. Кондрашкин разработал рекреационно-дидактическую модель туристской деятельности для магистров [4], Т. А. Нечаева — формирование геоэкологической компетенции у специалистов по туризму для среднего профессионального образования (СПО) [6], В. Н. Фефелова — формирование управленческой компетенции специалиста по рекреации и туризму [13]. Изучается и советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Ю. В. Копылов исследовал советский опыт подготовки кадров в сфере туризма [5], Е. Л. Пименова анализировала историю становления экологического туризма [12].

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму не изучалась в полной мере, а существующие исследования, даже приняв во внимание связь рекреации и экологии, не развивают данную мысль в полностью. Большинство исследований проводилось для ВПО, в то время как прогноз потребностей в специалистах туриндустрии в разрезе уровня образования, представленный в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 гг» [9], свидетельствует о необходимости подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, обладающих компетенциями в соответствии с конъюнктурой рынка, и согласно требованиям Федерального образовательного стандарта (ФГОС) 3-го поколения.

Реализация рекреационно-экологической подготовки возможна при определении требуемых знаний, умений и навыков (ЗУНов) ведения соответствующей деятельности, установлении содержания компетенций в подтверждении данной системы, и нахождении места рекреационно-экологической подготовки в учебных планах специальности 43.02.10 Туризм. Также в соответствии с ФГОС 3-го поколения необходимо создать условия для реализации практико-ориентированного подхода рекреационно-экологической подготовки, а также согласование полученной программы с рынком работодателей.

ФГОС 3-го поколения, равно как и профессиональный стандарт специалиста по организации и предоставлению туристских услуг, не содержат требования к уровню ЗУНов по экологичной организации рекреационной деятельности. В то время как зарубежные образовательные учреждения выпускают кадры для туриндустрии с присвоением степени магистра, бакалавра и мастера бизнес администрирования (MBA) по устойчивому и экологическому туризму. Следовательно, существует отставание российской системы образования от общемировых тенденций в области устойчивого образования, развития общества и страны в целом.

В декабре 2013 г. Президент Российской Федерации поставил задачу актуализировать ФГОС и образовательные программы с учетом профессиональных стандартов. При разработке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования рекомендовано углубленное изучение профессионального модуля, расширение знаний и умений, предусмотренных ФГОС 3-го поколения, введение в программу профессионального модуля и профессиональных компетенций, расширение практического опыта, дополнение перечня компетенций с учетом требований профессиональных стандартов, а также согласование вышеперечисленного с работодателями. Включение рекреационно-экологической подготовки в учебные планы специалистов по туризму, в рамках дисциплин профессионального блока, позволит заложить основу экологически ответственного ведения профессиональной туристско-рекреационной деятельности. Так, в рамках блока «Технология и организация сопровождения туристов на маршруте», необходимо внести приобретение ЗУНов по способам рационального использования туристских ресурсов, экологичной организации рекреации населения, путем проектирования экологичной рекреации и безопасному сопровождению туристов на протяжении всего тура.

Рекреационно-экологическая подготовка может стать необходимым стандартом профессиональной годности современных специалистов по туризму. В настоящее время туризм во всем мире используется с целью сохранения наследия страны, повышения качества жизни населения и уровня экономического развития. Данного пути следует придерживаться и России. Глобальные экологические проблемы требуют особого рационального подхода к жизнедеятельности, а значит и к уровню и содержанию образовательного процесса для сфер, ответственных за состояние окружающей среды в результате своей профессиональной деятельности.

Рекреационно-экологическая подготовка кадров туристской индустрии позволит организовать технологический цикл обслуживания туриста без ухудшения состояния колоссального рекреационного потенциала Российской Федерации, а также повысит уровень экологической культуры и экологического самосознания населения страны.

 

Литература:

 

1.      Воронова К. С. Подготовка специалистов в области туризма к использованию экотуристского потенциала Ставропольского края: Автореф. … канд. пед. наук. — Ставрополь, 2011. — 27 с.

2.      Ермаков Д. С. Образование для устойчивого развития: содержание, модели, технологии // Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу: тез. докл. XII международн. конф. по экологич. образованию. — Владимир, 2006. — С. 21–29.

3.      Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — 159 с.

4.      Кондрашкин А. Н. Профессиональная подготовка специалистов по рекреационному ресурсоведению в туристском вузе: Дис. … канд. пед. наук. — Сходня, 2002. — 212 с.

5.      Копылов Ю. В. Советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Автореф. … канд. ист. наук. — М., 2011. — 22 с.

6.      Нечаева Т. А. Формирование геоэкологической компетентности при подготовке специалистов по туризму в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Дис. … канд. пед. наук. — СПб., 2014. — 176 с.

7.      Николаенко Д. В. Рекреационная география: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.

8.      О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р// [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

9.      О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)». Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644// [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

10.  Об Образовании в РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ // [Электронный ресурс]: www.garant.ru.

11.  Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г № 295 г. Москва// [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 10.03.2015).

12.  Пименова Е. Л. История становления и развития экологического туризма в России на рубеже XX-XXI веков: на примере Удмуртской Республики: Дис. … канд. ист. наук. — Ижевск, 2006. — 204 с.

13.  Фефелова В. Н. Формирование управленческой компетентности специалиста по рекреации и туризму: Автореферат дис. … канд. пед наук. — М, 2010. — 24 с.

14.  B. Bynum Boley. Sustainability in Hospitality and Tourism Education: Towards an Integrated Curriculum. Journal of Hospitality & Tourism Education. Volume 23, Issue 4, 2011. p. 22–31.

15.  Middleton, V. T. C. and Hawkins, R. (1998), Sustainable Tourism: a Marketing Perspective, Butterworth Heinemann, Oxford.

16.  Vincentas Lamanauskas. Ecology education as an integral component of primary natural science education: some relevant issues// Problems of education in the 21st century. Volume 21, 2010. p. 5–11.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, рекреационно-экологическая подготовка, профессиональное образование, Российская Федерация, туризм, рекреационно-экологическая подготовка специалистов, Россия, РФ, экологический туризм, въездной туризм.

Похожие статьи

Цели и содержание рекреационно-экологической подготовки...

Ключевые слова:рекреация, профессиональная готовность, рекреационно-экологическая подготовка, специалисты по туризму, среднее профессиональное образование, экологоориентированность.

География экологического туризма России | Статья в журнале...

Экологический туризм — это посещение природных территорий, не тронутых антропогенным воздействием, хотя точного и общепринятого определения экотуризма в настоящее время не

В 2002 г. появился документ «Экологическая доктрина Российской Федерации».

Особенности развития экологического туризма России

Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность, местное население, массовый туризм, особый вид туризма, Россия, вид туризма.

Ставропольский край, Российская Федерация, туризм...

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского... Ставропольский край, Российская Федерация, туризм, туристская индустрия, развитие, Россия, въездной туризм, туристский комплекс, государственная поддержка, Северный Кавказ.

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского края...

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм, народное потребление, национальный туристический продукт.

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

1. Экологический туризм. В последнее время резко возникала тема спасения, улучшение рекреационного ресурса, т. к

Анализ современного состояния туризма в России. Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

Анализ использования биологических ресурсов и их влияние на...

Ключевые слова: региональный туризм, рекреационные ресурсы, экологический туризм, биосферный заповедник.

- стимулирование развития внутреннего и въездного туризма; - развитие социального туризма для групп лиц с ограниченными доходами [5].

Факторы туристской привлекательности и оценка туристского...

Особенности развития экологического туризма России. Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность, местное население, массовый туризм, особый вид туризма, Россия, вид туризма.

экологический туризм, водный туризм, Россия, турист...

Особенности развития экологического туризма России. - отсутствие специалистов в области экологического туризма, а также. Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность...

Похожие статьи

Цели и содержание рекреационно-экологической подготовки...

Ключевые слова:рекреация, профессиональная готовность, рекреационно-экологическая подготовка, специалисты по туризму, среднее профессиональное образование, экологоориентированность.

География экологического туризма России | Статья в журнале...

Экологический туризм — это посещение природных территорий, не тронутых антропогенным воздействием, хотя точного и общепринятого определения экотуризма в настоящее время не

В 2002 г. появился документ «Экологическая доктрина Российской Федерации».

Особенности развития экологического туризма России

Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность, местное население, массовый туризм, особый вид туризма, Россия, вид туризма.

Ставропольский край, Российская Федерация, туризм...

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского... Ставропольский край, Российская Федерация, туризм, туристская индустрия, развитие, Россия, въездной туризм, туристский комплекс, государственная поддержка, Северный Кавказ.

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского края...

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм, народное потребление, национальный туристический продукт.

Развитие российского туристического продукта: теория и практика

1. Экологический туризм. В последнее время резко возникала тема спасения, улучшение рекреационного ресурса, т. к

Анализ современного состояния туризма в России. Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

Анализ использования биологических ресурсов и их влияние на...

Ключевые слова: региональный туризм, рекреационные ресурсы, экологический туризм, биосферный заповедник.

- стимулирование развития внутреннего и въездного туризма; - развитие социального туризма для групп лиц с ограниченными доходами [5].

Факторы туристской привлекательности и оценка туристского...

Особенности развития экологического туризма России. Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность, местное население, массовый туризм, особый вид туризма, Россия, вид туризма.

экологический туризм, водный туризм, Россия, турист...

Особенности развития экологического туризма России. - отсутствие специалистов в области экологического туризма, а также. Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность...