Системообразующие факторы и угрозы экономической безопасности железнодорожной отрасли России | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Отраслевая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (23) февраль 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Герасимов, А. И. Системообразующие факторы и угрозы экономической безопасности железнодорожной отрасли России / А. И. Герасимов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 1 (23). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/153/4881/ (дата обращения: 19.01.2021).



В статье проанализированы системообразующие факторы и условия обеспечения экономической безопасности Российских железных дорогах. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к мониторингу и оценке уровня экономической безопасности железнодорожной отрасли России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, мониторинг безопасности

Кризисная ситуация на мировом рынке и в экономике страны привела к снижению объемов перевозок на железнодорожном транспорте России. Уменьшились доходы, а вместе с ними инвестиционный потенциал отрасли. В результате инвестиционная программа ОАО «РЖД» сокращена почти в два раза. Все это влечет за собой недофинансирование ремонтных работ. Это, в свою очередь, может вызвать проблемы с безопасностью движения. Для оценки экономической ситуации в железнодорожной отрасли необходимо: выявить угрозы экономической безопасности, произвести выбор индикаторов и определить пороговые значения экономической безопасности, организовать проведение мониторинга и разработать меры по нейтрализации угроз.

Состояние транспорта, отвечающее требованиям экономической безопасности, характеризуется набором показателей-индикаторов стабильности системы, за пределами которых теряется возможность воспроизводства, а затраты на её поддержание растут. Выбор индикаторов различают по признакам, учитывающим влияние отрасли на обеспечение макроэкономической безопасности и внутриотраслевые угрозы.

К основным индикаторам, как отмечают специалисты [1; 2; 3], относятся объёмные, ресурсные и индикаторы эффективности. В свою очередь к объёмным индикаторам следует отнести: транспортоёмкость валового внутреннего продукта; структуру транспортного рынка; перевозимость продукции стратегических отраслей и показатели транспортной обеспеченности. К ресурсным индикаторам относятся: доля конечной продукции отрасли в валовом внутреннем продукте; доля работников в численности экономически активного населения; доля основных фондов в общей стоимости основных фондов. К эффективности относят: рентабельность; производительность труда; уровень ресурсопотребления; соотношение по показателям эффективности с другими отраслями промышленности и видами транспорта.

Таблица 1

Классификация индикаторов экономической безопасности железнодорожного транспорта

Сфера деятельности

Угрозы экономической безопасности

Индикаторы экономической безопасности

Перевозочная деятельность

Снижение безопасности перевозочного процесса

Физический и моральный износ МТБ

Технологическое отставание в организации и управлении перевозочным процессом

Снижение научно-технического потенциала отрасли

Показатели безопасности, в т. ч. экономические

Износ основных фондов

Уровень использования средств доминирующего технологического уклада

Уровень внедрения современных информационных технологий

Удельные затраты на науку

Социальная сфера

Снижение мотивации в повышении эффективности работы

Снижение социальной защищённости

Соотношение роста производительности труда и средней зарплаты

Показатели отраслевых социальных программ

Финансовая сфера

Убыточность пассажирских перевозок

Соотношение доходных ставок и предельных затрат

Данный состав индикаторов позволяет, как комплексно оценить участие железнодорожного транспорта в общем воспроизводственном процессе, так и соответствие отраслевого экономического потенциала конечным результатам хозяйственной деятельности.

При определении пороговых значений могут использоваться: расчётные методы (общие пороговые значения рассчитываются на основе частных); метод аналогий (пороговые значения определяются по аналогии с параметрами аналогичных индикаторов зарубежных стран или на различных этапах развития отечественной экономики); метод определения пороговых значений на основе принятых директивных решений; экспертный метод (пороговые значения определяются на основе суммирования мнений группы экспертов).

Возможно сочетание нескольких методов, так как они взаимосвязаны. Процесс определения пороговых значений экономической безопасности состоит из следующих действий: а) определение реально достижимых в проектируемый период параметров прогноза социально- экономического развития; б) проведение анализа на предмет соответствия параметров пороговым значениям экономической безопасности; в) выявление наиболее глубоких и опасных с позиций экономической безопасности отклонений между показателями проектируемыми, пороговыми значениями и оптимальными критериями.

К показателям, определяющим устойчивость работы железнодорожного транспорта, относятся показатели оценки состояния безопасности транспортной системы. В качестве количественных показателей используются статистические данные: число крушений, аварий, случаев брака за определённый период. Так как этого недостаточно, используют дополнительно вероятностные характеристики. Показатель безопасности движения поездов определяется как вероятность движения поезда в неопасном состоянии в течение расчётного времени, а показатель безопасности транспортной системы по параметрам движения поезда — как вероятность нахождения транспортной системы в работоспособном нерабочем состоянии в течение расчётного времени.

На практике используется оценка состояния безопасности движения поездов по показателям количества аварий, крушений и брака.

Одним из основных показателей экономической безопасности, оценивающих устойчивость функционирования железнодорожного транспорта, является степень износа и старения основных средств. Для определения порогового значения данного показателя проводят оценку состояния основных производственных фондов (ОПФ) с целью установления максимального износа технических средств, сооружений, устройств железных дорог, при котором они могут безопасно функционировать. Показатель износа основан на бухгалтерских данных об амортизационных отчислениях, не характеризующих истинное состояние основных фондов. К тому же величины берутся средние, что не отражает полной информации о физическом состоянии основных средств. Оценка состояния основных фондов по величине амортизационного износа. Обновление материально-технической базы отрасли чаще происходит не за счёт амортизационных средств, а за счёт централизованных инвестиций в виде государственных капитальных вложений. Фактический износ основных средств требует корректировки в сторону снижения в связи с капитальным ремонтом.

При разработке пороговых индикаторов экономической безопасности в части состояния и использования основных производственных фондов учитываются следующие характеристики их физического состояния: производственные мощности предприятий, объектов; восстановительная и остаточная стоимость основных фондов; износ основных фондов; средний возраст основных фондов; стоимость основных фондов, находящихся за пределами установленных нормативных сроков службы технических средств; стоимость основных средств, не отвечающих современным требованиям к эксплуатации; соответствие зарубежным аналогам; количество основных фондов с просроченными сроками капитальных видов ремонта.

Показателем-индикатором, определяющим развитие инфраструктуры транспорта, служит уровень инвестиций в развитие железнодорожного транспорта. Его пороговое значение определяется минимально потребными инвестициями на ежегодное обновление ОПФ, обеспечивающими возможность расширенного воспроизводства.

Следующий индикатор, влияющий на обеспечение устойчивой работы транспорта — уровень импорта технических средств и запасных частей к ним в процентах от общего количества. Этот показатель даёт возможность вовремя определить зависимость от импорта.

Уровень доступности пассажирских услуг служит мерой оценки размера субсидирования транспорта из государственного бюджета. Показатели должны характеризовать возможности удовлетворения потребности в перевозках и степень удовлетворения этой потребности. Выбор правильных индикаторов и их пороговых значений позволяют своевременно разрабатывать меры по нейтрализации угроз экономической безопасности.

Реформирование железнодорожной отрасли, задачей которого является активизация и наращивание экономико-технического потенциала и необходимость повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и транспортной системы страны в целом, определяет необходимость новых подходов к методологии и организации управления экономическими процессами. В комплексе подходов особая роль отводится поддержанию должного уровня экономической безопасности как обязательному условию устойчивого функционирования и достижения экономического роста национальной экономики, ее отраслей и хозяйствующих субъектов.

Преобразование структуры управления и форм собственности железнодорожной отрасли определяют особую актуальность данной проблемы на уровне хозяйствующих субъектов железнодорожного транспорта. При этом достигнутые в последние годы показатели работы железнодорожного транспорта, особенно состояния материально-технической базы, не содержат качественных изменений и предпосылок для дальнейшего устойчивого роста. Сложность ситуации усугубляется во время нестабильного современного макроэкономического положения.

Литература:

  1. Иванов, Д.А., Орлов В. В., Охотников, И. В. Мониторинг и оценка безопасности функционирования объектов железнодорожной инфраструктуры на основе методологии УРРАН // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  2. Латышева Н. А., Шведов Л. А. Совершенствование информационного обеспечения принятия управленческих решений в условиях интеллектуализации производственных процессов // Современная интеллектуальная трансформация социально-экономических систем. Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, ИИРПК, 2019, с.86–89.
  3. Охотников И. В. Риск-ориентированный подход к мониторингу и оценке безопасности функционирования объектов железнодорожного транспорта // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М: МАКС Пресс, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, железнодорожный транспорт, железнодорожная отрасль, показатель, транспортная система, валовый внутренний продукт, выбор индикаторов, перевозочный процесс, пороговое значение, расчетное время.

Похожие статьи

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную...

Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую

железнодорожный транспорт, экономическая безопасность, государство, организация

Экономическая безопасность — это внутренние и внешние условия, способствующие...

Показатели и индикаторы инвестиционной безопасности региона

Показатели. Пороговые значения. 1. Объем валового внутреннего продукта

Показатели экономической безопасности РФ и их поровые значения могут и должны быть модифицированы и

соотношение темпов прироста инвестиций и ВВП в отраслях и регионах

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Основным в транспортной системе России является железнодорожный транспорт.

В пассажирских перевозках большое значение имеют такие показатели, как соблюдение расписания и

В экономике России железнодорожный транспорт играет центральную роль.

Методы оценки величины перспективного грузопотока...

В современных условиях транспорт имеет особое значение. Уровень экономического развития напрямую зависит от уровня развития транспортной отрасли. Это касается, в первую очередь, России — страны, обладающей огромной территорией.

Основные показатели экономической безопасности во...

показатели устойчивости финансовой системы: дефицит государственного бюджета

Применяя методику пороговых показателей, следует отметить, что достоверность оценки

В целом, в настоящее время в экономической литературе применяются следующие подходы к...

Ключевые проблемы эффективности работы железнодорожного...

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и

Они функционируют днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условиях, что

С развитием железнодорожного транспорта улучшились показатели российской экономики.

Финансовые проблемы повышения качества транспортного...

Транспорт активно воздействует на весь процесс воспроизводства, и он объединяет в одно целое все отрасли экономики. Развитие транспортной системы, повышение качества транспортных услуг все это является важным фактором экономического роста.

Система индикаторов внешнеэкономической безопасности...

Обоснован набор показателей (индикаторов) оценки внешнеэкономической безопасности субъекта РФ.

Сопоставление фактических и пороговых значений показателей внешнеэкономической безопасности — центральное звено системы ВЭБ.

Роль железнодорожного транспорта как районообразующего...

В статье обосновывается влияние транспортной системы на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, рассматривается роль железнодорожного транспорта как районообразующего фактора в освоении и организации территории.

Проблемы регулирования тарифов на услуги по перевозке грузов...

В совершении перевозочных процессов по железной дороге на территории Российской Федерации одной из сторон выступает компания Российские железные дороги, являющаяся собственником большей части железных дорог и инфраструктуры рядом с ней.

Похожие статьи

Анализ влияния железнодорожной отрасли на национальную...

Определяется влияние железнодорожной отрасли на национальную экономическую

железнодорожный транспорт, экономическая безопасность, государство, организация

Экономическая безопасность — это внутренние и внешние условия, способствующие...

Показатели и индикаторы инвестиционной безопасности региона

Показатели. Пороговые значения. 1. Объем валового внутреннего продукта

Показатели экономической безопасности РФ и их поровые значения могут и должны быть модифицированы и

соотношение темпов прироста инвестиций и ВВП в отраслях и регионах

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

Основным в транспортной системе России является железнодорожный транспорт.

В пассажирских перевозках большое значение имеют такие показатели, как соблюдение расписания и

В экономике России железнодорожный транспорт играет центральную роль.

Методы оценки величины перспективного грузопотока...

В современных условиях транспорт имеет особое значение. Уровень экономического развития напрямую зависит от уровня развития транспортной отрасли. Это касается, в первую очередь, России — страны, обладающей огромной территорией.

Основные показатели экономической безопасности во...

показатели устойчивости финансовой системы: дефицит государственного бюджета

Применяя методику пороговых показателей, следует отметить, что достоверность оценки

В целом, в настоящее время в экономической литературе применяются следующие подходы к...

Ключевые проблемы эффективности работы железнодорожного...

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и

Они функционируют днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условиях, что

С развитием железнодорожного транспорта улучшились показатели российской экономики.

Финансовые проблемы повышения качества транспортного...

Транспорт активно воздействует на весь процесс воспроизводства, и он объединяет в одно целое все отрасли экономики. Развитие транспортной системы, повышение качества транспортных услуг все это является важным фактором экономического роста.

Система индикаторов внешнеэкономической безопасности...

Обоснован набор показателей (индикаторов) оценки внешнеэкономической безопасности субъекта РФ.

Сопоставление фактических и пороговых значений показателей внешнеэкономической безопасности — центральное звено системы ВЭБ.

Роль железнодорожного транспорта как районообразующего...

В статье обосновывается влияние транспортной системы на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, рассматривается роль железнодорожного транспорта как районообразующего фактора в освоении и организации территории.

Проблемы регулирования тарифов на услуги по перевозке грузов...

В совершении перевозочных процессов по железной дороге на территории Российской Федерации одной из сторон выступает компания Российские железные дороги, являющаяся собственником большей части железных дорог и инфраструктуры рядом с ней.

Задать вопрос