Профсоюзы России в борьбе за экономику, обеспечивающую достойную жизнь на базе достойного труда | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика труда

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №6 (22) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 31.10.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Макеева Т. С. Профсоюзы России в борьбе за экономику, обеспечивающую достойную жизнь на базе достойного труда // Вопросы экономики и управления. — 2019. — №6. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/147/4545/ (дата обращения: 21.11.2019).

Препринт статьи



В рамках реализации целей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» профсоюзы отстаивают необходимость принятия мер по повышению заинтересованности работников в повышении производительности труда через расширение права работников на участие в управлении организацией, как одну из форм социального партнерства, и сохранения гарантий, установленных в трудовом законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: экономика, национальный проект, профсоюзы, бюджетная политика, реальный сектор экономики.

В российской экономике в период 2015–2018 годов отмечался переход от снижения ключевых показателей к их сдержанному росту.

Рис. 1. Основные индикаторы экономического роста в 2015–2018 гг.

В настоящее время в Российской Федерации наметилась относительная стабилизация экономической ситуации. Ряд показателей демонстрирует положительную динамику: по данным Росстата, замедлилась инфляция, растут ВВП, промышленное производство, инвестиции в основной капитал, реальная заработная плата. Однако текущие темпы роста экономики не соответствуют цели устойчивого экономического развития.

Федерация независимых профсоюзов России (далее — ФНПР) неоднократно указывала на внутренние базовые проблемы российской экономики: зависимость доходов федерального бюджета от цен на сырьевые ресурсы, низкий платежеспособный спрос населения, отсутствие механизмов финансово-кредитной поддержки внутренних инвестиций в реальный сектор экономики, зависимость от импорта инвестиционных товаров, неэффективное использование бюджетных средств. Нерешенные экономические проблемы, сохраняющиеся значительное социально-экономическое неравенство населения, препятствуют снятию социальной напряженности в обществе.

Профсоюзы России последовательно добивались изменения вектора государственной социально-экономической политики в сторону развития отечественного производства и внутреннего потребительского спроса.

В программе ФНПР «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны», принятой IX съездом ФНПР (далее — Программа ФНПР), обозначены основные цели модернизации России: устойчивое развитие экономики на базе создания достойных рабочих мест, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, рост доходов, улучшение уровня жизни населения.

Цели профсоюзов нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года) [2], такие как: обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан; рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; снижение в два раза уровня бедности; обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности; создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора и другие.

Для реализации каждой из национальных целей развития Российской Федерации, утверждённых Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года, разработаны национальные проекты и программы, в том числе при непосредственном участии представителей ФНПР.

Вопросы социально-экономической политики Российской Федерации являлись предметов переговоров профсоюзов на всех уровнях социального партнёрства.

В рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — РТК) ежегодно рассматривались основные направления бюджетной, денежно-кредитной и тарифной политики, а также проекты прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, которые используются в качестве основы для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

При рассмотрении этих вопросов ФНПР обращала особое внимание на необходимость безусловного достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации, прежде всего, в части развития реального сектора экономики, обеспечения роста доходов, в том числе заработной платы, а также преодоления бедности работающего населения.

Именно ФНПР обратила внимание на то, что в национальных проектах, государственных программах не предусмотрено достижение таких национальных целей развития Российской Федерации, как обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации. По предложению ФНПР в «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» были включены ключевые действия по достижению указанных целей.

В отчётный период на заседаниях РТК и её рабочих групп рассматривались вопросы, связанные с разработкой, дополнением и контролем над реализацией государственных программ Российской Федерации. Представители профсоюзов неоднократно обращали внимание органов государственной власти на необходимость достижения установленных в государственных программах показателей, отражающих уровень жизни населения. Например, в 2018 году во время рассмотрения на заседании РТК национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» ФНПР настояла на возвращении ранее исключенного из программы целевого показателя «соотношение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны». За основу была определена величина 90 %, установленная в Отраслевом соглашении по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2018–2020 годы.

Профсоюзы оказывали корректирующее воздействие на проводимую экономическую политику, в том числе при рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете на предстоящий и плановый периоды.

В 2015 году ФНПР выступила с жесткой критикой решений Правительства Российской Федерации о замораживании индексации фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, иных социальных обязательств, о сокращении социальных расходов, урезании социальных гарантий, которые ведут к падению уровня жизни и покупательной способности населения, сокращению потребительского спроса и росту социальной напряжённости. В заключении ФНПР, направленном в Государственную думу в 2015 году, отмечалось, что государство должно проводить активную политику стимулирования внутреннего спроса, поддержания покупательной способности населения как фактора экономического роста, в том числе за счёт увеличения бюджетных расходов на эти цели.

В 2016 году профсоюзы не поддержали федеральный бюджет, в котором предполагалось ежегодное сокращение расходов в реальном выражении не менее чем на 5 %; дальнейшее сокращение численности работников бюджетной сферы и бюджетных ассигнований на оплату труда; продолжение политики сдерживания оплаты труда во внебюджетном секторе; снижение реального размера пенсий; отсутствие мер по поддержанию и расширению совокупного потребительского спроса; незначительное снижение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2017–2019 годах, по сравнению с 2016 годом.

В 2018 году ФНПР и её членским организациям удалось отстоять возвращение индексации заработной платы значительной части работников бюджетной сферы, которая в 2015–2017 годах для них не производилась, а также безусловное сохранение достигнутых целевых соотношений по оплате труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

При обсуждении стратегических документов финансирования экономического развития ФНПР неизменно добивалась изменения денежно-кредитной политики в сторону обеспечения реального сектора экономики доступными финансовыми кредитными ресурсами, выступала против политики по ограничению внутреннего спроса под предлогами борьбы с инфляцией.

Например, в 2018 году при рассмотрении на РТК хода реализации Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [3], отчета о выполнении в 2017 году плана мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития Российской Федерации, доклада о реализации мер поддержки промышленности в 2017 году и первом полугодии 2018 года профсоюзы отметили необходимость снижения ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации с целью создания благоприятных условий для кредитования реального сектора экономики.

ФНПР предложила направить профицит федерального бюджета на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов и достижение национальных целей развития Российской Федерации (при рассмотрении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»).

Принимая участие в обсуждении основных направлений налоговой политики на предстоящий и плановый периоды и законопроектов, затрагивающих имущественные интересы граждан, ФНПР отстаивала позицию о том, что налоговая политика помимо фискальных задач должна выполнять функцию по справедливому распределению доходов населения.

Решение данной задачи ФНПР видела и видит во введении прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Первым этапом перехода к дифференцированной шкале должно стать введение нулевой ставки НДФЛ для граждан со среднесемейными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

В 2018 году ФНПР выступила категорически против повышения с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость до 20 процентов и предложила альтернативные методы по повышению доходов бюджета: введение прогрессивной шкалы налогообложения, введение налогов и сборов с предметов роскоши, меры по легализации теневых доходов, возвращение администрирования сборов страховых платежей в государственные внебюджетные социальные фонды.

И хотя закон, вопреки мнению социальных партнеров был принят, Президент Российской Федерации дал поручение Правительству Российской Федерации провести анализ роста фискальной и квазифискальной нагрузки на население по итогам рабочей встречи Председателя ФНПР М. В. Шмакова с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в ноябре 2018 года.

ФНПР регулярно участвовала в экспертизе тарифно-ценовой политики Российской Федерации. Профсоюзам удалось добиться ограничения роста регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных компаний и организаций для населения ниже уровня инфляции.

По инициативе профсоюзов в отчётном периоде инициировано рассмотрение вопроса об учете в регулируемых тарифах экономически обоснованных затрат на персонал, устанавливаемых в соответствии с положениями коллективных договоров и соглашений. С 2016 года представители ФНПР, общероссийских профсоюзов участвовали в разработке и доработке Методических рекомендаций о правилах учета в тарифах экономически обоснованных затрат на персонал (далее — Методические рекомендации), как в рамках РТК, так и на заседаниях специально созданной рабочей группе при Федеральной антимонопольной службе (далее — ФАС России). Проект Методических рекомендаций в 2017 году доработан ФАС России в соответствии с решением РТК, в результате чего Методические рекомендации могут распространяться на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. В настоящее время проводится апробация Методических рекомендаций. В 2020 году запланировано рассмотрение промежуточных итогов правоприменительной практики в рамках рабочей подгруппы, образованной на площадке ФАС России, с последующим представлением итоговой информации в РТК.

Рис. 2. Рост потребительских цен по категориям, накопленный в 2015–2018 годах

Профсоюзы ежегодно участвовали в рассмотрении вопросов, касающихся развития конкуренции в Российской Федерации.

ФНПР настаивала на том, что развитие конкуренции не должно быть предлогом для снижения уровня социальных гарантий работников и необоснованного сокращения их численности или штата.

Например, профсоюзы настояли на исключении из проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» отдельных видов экономической деятельности, в которых реорганизация государственных и муниципальных унитарных предприятий может привести к массовым сокращениям численности работников и снижению уровня качества и доступности социально-значимых услуг для населения.

В 2017 году была принята приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (далее — приоритетная программа), в разработке которой активное участие принимали представители ФНПР. В приоритетной программе было учтено значительное количество замечаний и предложений ФНПР. В 2018 году приоритетная программа была преобразована в национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».

Литература:

  1. Экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Липсиц И. В., — 8-е изд., стер. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 607 с.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
  5. ФНПР в меняющемся мире., Информационный сборник, Х съезд ФНПР. Москва, 2019.
Задать вопрос