Профсоюзы России в борьбе за экономику, обеспечивающую достойную жизнь на базе достойного труда | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика труда

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №6 (22) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 31.10.2019

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Макеева, Т. С. Профсоюзы России в борьбе за экономику, обеспечивающую достойную жизнь на базе достойного труда / Т. С. Макеева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 6 (22). — С. 17-23. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/147/4545/ (дата обращения: 27.04.2024).



В рамках реализации целей национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» профсоюзы отстаивают необходимость принятия мер по повышению заинтересованности работников в повышении производительности труда через расширение права работников на участие в управлении организацией, как одну из форм социального партнерства, и сохранения гарантий, установленных в трудовом законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: экономика, национальный проект, профсоюзы, бюджетная политика, реальный сектор экономики.

В российской экономике в период 2015–2018 годов отмечался переход от снижения ключевых показателей к их сдержанному росту.

Рис. 1. Основные индикаторы экономического роста в 2015–2018 гг.

В настоящее время в Российской Федерации наметилась относительная стабилизация экономической ситуации. Ряд показателей демонстрирует положительную динамику: по данным Росстата, замедлилась инфляция, растут ВВП, промышленное производство, инвестиции в основной капитал, реальная заработная плата. Однако текущие темпы роста экономики не соответствуют цели устойчивого экономического развития.

Федерация независимых профсоюзов России (далее — ФНПР) неоднократно указывала на внутренние базовые проблемы российской экономики: зависимость доходов федерального бюджета от цен на сырьевые ресурсы, низкий платежеспособный спрос населения, отсутствие механизмов финансово-кредитной поддержки внутренних инвестиций в реальный сектор экономики, зависимость от импорта инвестиционных товаров, неэффективное использование бюджетных средств. Нерешенные экономические проблемы, сохраняющиеся значительное социально-экономическое неравенство населения, препятствуют снятию социальной напряженности в обществе.

Профсоюзы России последовательно добивались изменения вектора государственной социально-экономической политики в сторону развития отечественного производства и внутреннего потребительского спроса.

В программе ФНПР «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны», принятой IX съездом ФНПР (далее — Программа ФНПР), обозначены основные цели модернизации России: устойчивое развитие экономики на базе создания достойных рабочих мест, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, рост доходов, улучшение уровня жизни населения.

Цели профсоюзов нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года) [2], такие как: обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан; рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; снижение в два раза уровня бедности; обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности; создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора и другие.

Для реализации каждой из национальных целей развития Российской Федерации, утверждённых Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года, разработаны национальные проекты и программы, в том числе при непосредственном участии представителей ФНПР.

Вопросы социально-экономической политики Российской Федерации являлись предметов переговоров профсоюзов на всех уровнях социального партнёрства.

В рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — РТК) ежегодно рассматривались основные направления бюджетной, денежно-кредитной и тарифной политики, а также проекты прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, которые используются в качестве основы для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

При рассмотрении этих вопросов ФНПР обращала особое внимание на необходимость безусловного достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации, прежде всего, в части развития реального сектора экономики, обеспечения роста доходов, в том числе заработной платы, а также преодоления бедности работающего населения.

Именно ФНПР обратила внимание на то, что в национальных проектах, государственных программах не предусмотрено достижение таких национальных целей развития Российской Федерации, как обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации. По предложению ФНПР в «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» были включены ключевые действия по достижению указанных целей.

В отчётный период на заседаниях РТК и её рабочих групп рассматривались вопросы, связанные с разработкой, дополнением и контролем над реализацией государственных программ Российской Федерации. Представители профсоюзов неоднократно обращали внимание органов государственной власти на необходимость достижения установленных в государственных программах показателей, отражающих уровень жизни населения. Например, в 2018 году во время рассмотрения на заседании РТК национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» ФНПР настояла на возвращении ранее исключенного из программы целевого показателя «соотношение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны». За основу была определена величина 90 %, установленная в Отраслевом соглашении по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2018–2020 годы.

Профсоюзы оказывали корректирующее воздействие на проводимую экономическую политику, в том числе при рассмотрении проектов федеральных законов о федеральном бюджете на предстоящий и плановый периоды.

В 2015 году ФНПР выступила с жесткой критикой решений Правительства Российской Федерации о замораживании индексации фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, иных социальных обязательств, о сокращении социальных расходов, урезании социальных гарантий, которые ведут к падению уровня жизни и покупательной способности населения, сокращению потребительского спроса и росту социальной напряжённости. В заключении ФНПР, направленном в Государственную думу в 2015 году, отмечалось, что государство должно проводить активную политику стимулирования внутреннего спроса, поддержания покупательной способности населения как фактора экономического роста, в том числе за счёт увеличения бюджетных расходов на эти цели.

В 2016 году профсоюзы не поддержали федеральный бюджет, в котором предполагалось ежегодное сокращение расходов в реальном выражении не менее чем на 5 %; дальнейшее сокращение численности работников бюджетной сферы и бюджетных ассигнований на оплату труда; продолжение политики сдерживания оплаты труда во внебюджетном секторе; снижение реального размера пенсий; отсутствие мер по поддержанию и расширению совокупного потребительского спроса; незначительное снижение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2017–2019 годах, по сравнению с 2016 годом.

В 2018 году ФНПР и её членским организациям удалось отстоять возвращение индексации заработной платы значительной части работников бюджетной сферы, которая в 2015–2017 годах для них не производилась, а также безусловное сохранение достигнутых целевых соотношений по оплате труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

При обсуждении стратегических документов финансирования экономического развития ФНПР неизменно добивалась изменения денежно-кредитной политики в сторону обеспечения реального сектора экономики доступными финансовыми кредитными ресурсами, выступала против политики по ограничению внутреннего спроса под предлогами борьбы с инфляцией.

Например, в 2018 году при рассмотрении на РТК хода реализации Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [3], отчета о выполнении в 2017 году плана мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития Российской Федерации, доклада о реализации мер поддержки промышленности в 2017 году и первом полугодии 2018 года профсоюзы отметили необходимость снижения ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации с целью создания благоприятных условий для кредитования реального сектора экономики.

ФНПР предложила направить профицит федерального бюджета на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов и достижение национальных целей развития Российской Федерации (при рассмотрении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»).

Принимая участие в обсуждении основных направлений налоговой политики на предстоящий и плановый периоды и законопроектов, затрагивающих имущественные интересы граждан, ФНПР отстаивала позицию о том, что налоговая политика помимо фискальных задач должна выполнять функцию по справедливому распределению доходов населения.

Решение данной задачи ФНПР видела и видит во введении прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Первым этапом перехода к дифференцированной шкале должно стать введение нулевой ставки НДФЛ для граждан со среднесемейными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

В 2018 году ФНПР выступила категорически против повышения с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость до 20 процентов и предложила альтернативные методы по повышению доходов бюджета: введение прогрессивной шкалы налогообложения, введение налогов и сборов с предметов роскоши, меры по легализации теневых доходов, возвращение администрирования сборов страховых платежей в государственные внебюджетные социальные фонды.

И хотя закон, вопреки мнению социальных партнеров был принят, Президент Российской Федерации дал поручение Правительству Российской Федерации провести анализ роста фискальной и квазифискальной нагрузки на население по итогам рабочей встречи Председателя ФНПР М. В. Шмакова с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в ноябре 2018 года.

ФНПР регулярно участвовала в экспертизе тарифно-ценовой политики Российской Федерации. Профсоюзам удалось добиться ограничения роста регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных компаний и организаций для населения ниже уровня инфляции.

По инициативе профсоюзов в отчётном периоде инициировано рассмотрение вопроса об учете в регулируемых тарифах экономически обоснованных затрат на персонал, устанавливаемых в соответствии с положениями коллективных договоров и соглашений. С 2016 года представители ФНПР, общероссийских профсоюзов участвовали в разработке и доработке Методических рекомендаций о правилах учета в тарифах экономически обоснованных затрат на персонал (далее — Методические рекомендации), как в рамках РТК, так и на заседаниях специально созданной рабочей группе при Федеральной антимонопольной службе (далее — ФАС России). Проект Методических рекомендаций в 2017 году доработан ФАС России в соответствии с решением РТК, в результате чего Методические рекомендации могут распространяться на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. В настоящее время проводится апробация Методических рекомендаций. В 2020 году запланировано рассмотрение промежуточных итогов правоприменительной практики в рамках рабочей подгруппы, образованной на площадке ФАС России, с последующим представлением итоговой информации в РТК.

Рис. 2. Рост потребительских цен по категориям, накопленный в 2015–2018 годах

Профсоюзы ежегодно участвовали в рассмотрении вопросов, касающихся развития конкуренции в Российской Федерации.

ФНПР настаивала на том, что развитие конкуренции не должно быть предлогом для снижения уровня социальных гарантий работников и необоснованного сокращения их численности или штата.

Например, профсоюзы настояли на исключении из проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» отдельных видов экономической деятельности, в которых реорганизация государственных и муниципальных унитарных предприятий может привести к массовым сокращениям численности работников и снижению уровня качества и доступности социально-значимых услуг для населения.

В 2017 году была принята приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (далее — приоритетная программа), в разработке которой активное участие принимали представители ФНПР. В приоритетной программе было учтено значительное количество замечаний и предложений ФНПР. В 2018 году приоритетная программа была преобразована в национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».

Литература:

  1. Экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Липсиц И. В., — 8-е изд., стер. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 607 с.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
  5. ФНПР в меняющемся мире., Информационный сборник, Х съезд ФНПР. Москва, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, федеральный бюджет, бюджетная сфера, плановый период, приоритетная программа, реальный сектор экономики, заработная плата, национальный проект, профсоюз, ФАС России.

Похожие статьи

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской...

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, расходы

Весь рассматриваемый период бюджет исполняется и планируется с дефицитом.

федеральный бюджет, трлн рублей, Российская Федерация, Резервный фонд, расходная часть...

Политико-экономический анализ противоречий в реализации...

В представленной статье автор предпринимает попытку анализа противоречий и трудностей в реализации приоритетных национальных проектов, которые сложились в современных российских условиях.

Антикризисные мероприятия в реальном секторе экономики...

Реальный сектор экономики является одним из центральных объектов государственного

Сравнение прибыли в отраслях реального сектора экономики России 2004–2014 гг.

Цель этой программы — создание финансового механизма для поддержки проектов в реальном...

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

программа, программный бюджет, государственная программа, Российская Федерация, бюджетная стратегия, плановый период, исполнительная власть, достижение целей, бюджетный процесс, бюджетная политика.

Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной...

Особенностью системы заработной платы работников бюджетной сферы является то, что оплата труда производится за счет средств

Таким образом, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включают в себя размеры...

Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской...

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, расход, Пенсионный фонд

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет — это форма образования и расходования денежных средств...

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

федеральный бюджет, Российская Федерация, расход, Пенсионный фонд, народное хозяйство, местное самоуправление

– расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; – расходы государственных внебюджетных фондов; – расходы...

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

В статье рассмотрены особенности функционирования бюджетной системы РФ, а также возможность её

Бюджет – один из основных инструментов регулирования жизни общества, при

Также из положительного опыта страны с самой мощной экономикой в Европе можно...

Похожие статьи

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской...

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, расходы

Весь рассматриваемый период бюджет исполняется и планируется с дефицитом.

федеральный бюджет, трлн рублей, Российская Федерация, Резервный фонд, расходная часть...

Политико-экономический анализ противоречий в реализации...

В представленной статье автор предпринимает попытку анализа противоречий и трудностей в реализации приоритетных национальных проектов, которые сложились в современных российских условиях.

Антикризисные мероприятия в реальном секторе экономики...

Реальный сектор экономики является одним из центральных объектов государственного

Сравнение прибыли в отраслях реального сектора экономики России 2004–2014 гг.

Цель этой программы — создание финансового механизма для поддержки проектов в реальном...

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

программа, программный бюджет, государственная программа, Российская Федерация, бюджетная стратегия, плановый период, исполнительная власть, достижение целей, бюджетный процесс, бюджетная политика.

Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной...

Особенностью системы заработной платы работников бюджетной сферы является то, что оплата труда производится за счет средств

Таким образом, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включают в себя размеры...

Анализ и меры оптимизации расходов бюджета Российской...

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, расход, Пенсионный фонд

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет — это форма образования и расходования денежных средств...

Пути оптимизации сбалансированности федерального бюджета

федеральный бюджет, Российская Федерация, расход, Пенсионный фонд, народное хозяйство, местное самоуправление

– расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; – расходы государственных внебюджетных фондов; – расходы...

Проблемы бюджетной системы РФ и возможности их решения на...

В статье рассмотрены особенности функционирования бюджетной системы РФ, а также возможность её

Бюджет – один из основных инструментов регулирования жизни общества, при

Также из положительного опыта страны с самой мощной экономикой в Европе можно...

Задать вопрос