Система KPI как инструмент управления эффективностью компании | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (19) май 2019 г.

Дата публикации: 22.04.2019

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Никонова Ю. С. Система KPI как инструмент управления эффективностью компании // Вопросы экономики и управления. — 2019. — №3. — С. 18-23. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/126/4148/ (дата обращения: 18.09.2019).



В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Ключевые слова: KPI, ключевые показатели эффективности, стратегия компании, бизнес-проект, бизнес-процесс, мотивация персонала, сбалансированная система показателей.

Система ключевых показателей эффективности как важнейший инструмент финансового контроллинга со времен своего возникновения в 1990-х гг. стала очень популярна не только за рубежом, но в России. Несмотря на то, что в области системы KPI накоплен большой опыт, по-прежнему не прекращаются дискуссии относительно ее содержания, этапов, состава показателей и их разработки и внедрения в компании разных отраслей. Среди наиболее известных западных школ, внесших значительный вклад в развитие KPI, выделяют:

  1. Концепция управления по целям (Management by Objectives, MBO) П. Друкера (1954 г.);
  2. Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management, TQM) (70-е гг. ХХ в.);
  3. Система управления на основе показателя экономической добавленной стоимости (EVA) С. Штерна (начало 1990-х гг.);
  4. Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC) Д. Нортона и Р. Каплана (1992 г.);
  5. Система оценки эффективности деятельности и роста (Effective Progressand Performance Measurement) К. Робертса и П. Адамса (1993 г.);
  6. Универсальная система показателей деятельности (Total Performance Scorecard) Р. Хьюберта (2003 г.) и ряд других.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика подходов зарубежных и отечественных авторов к пониманию сущности ключевых показателей эффективности.

Таблица 1

Подходы кпониманию сущности ключевых показателей эффективности

Автор

Сущностная характеристика KPI

Нортон Д., Каплан Р.

Мера, составляющая механизма последовательного доведения до персонала стратегических целей компании и контроль за их достижением.

Хьюберт К.

Меры результатов, связанные с ключевыми факторами успеха и стратегическими корпоративными целями, которые используются для анализа и оценки функционирования конкретного бизнес-процесса.

Фэррис П.

Система оценки, которая измеряет в количественных показателях динамику или характеристику.

Эккерсон У.

Мощный инструмент для осуществления организационных изменений.

Парментер Д.

Характеристика или параметр, с помощью которого измеряется достижение цели.

Ветлужских Е. Н.

Система оценки эффективности достижения стратегических целей компании и инструмент контроля правильности реализации стратегии.

Клочков А. К.

Не просто показатели, а система, которая используется для достижения главных целей бизнеса: привлечение и удержания клиентов, рост компетенций работников, увеличение доходов и снижение затрат.

Бувин Н. Н.

Измерители достижимости целей, а также характеристика эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного работника.

Яковлева Т. Г.

Параметры, которые позволяют оценить эффективность выполняемых действий.

Попович А. М., Хвоина И. С.

Система финансовых и нефинансовых показателей, которые влияют на количественное или качественное изменение результатов по отношению к стратегической цели.

Во многих сущностных характеристиках отсутствует связь ключевых показателей эффективности с корпоративной стратегией, поэтому сформулируем емкое и полное определение KPI. Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicator, KPI, КПЭ) — оценочная методика компании, направленная на формирование показателей, способствующих достижению целей, используемых руководителями подразделений для оценки эффективности и результативности деятельности сотрудников, а также контроля реализации стратегия.

Систему KPI в компании можно внедрить как своими силами, так и с привлечением консультантов. В первом варианте снижаются расходы и сроки внедрения системы, но увеличивается вероятность субъективности принятия решений, а также появляется необходимость отрыва работников от основной деятельности. На рисунке 1 представлен процесс разработки и внедрения системы KPI.

Рис. 1. Процесс разработки и внедрения системы ключевых показателей эффективности

Цели и ключевые показатели результативности для каждой определенной должности в компании в первую очередь зависят от ее стратегии. Так, на втором этапе разработки KPI компания должна руководствоваться выбранной стратегией развития. Стратегия компании — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. К классическим стратегиям М. Портера относятся три стратегии: «лидерство по издержкам», «дифференциации» и «концентрации». Данные стратегии можно сопоставить с базовыми стратегиями М. Трейси и Ф. Вирсема, а именно «операционное совершенство», «лидерство по продукту» и «близость к клиенту» соответственно.

При разработке системы ключевых показателей эффективности необходимо учитывать тот факт, что показатели бывают запаздывающими и опережающими. Запаздывающие показатели характеризуют деятельность за прошедший период, например, доля рынка, выручка от продаж, удовлетворенность клиентов. Такие показатели легко определить и зафиксировать, но они не отражают текущей деятельности и не дают возможности прогнозировать. Опережающие показатели обычно оценивают промежуточные процессы и действия, например, количество времени, проведенного с клиентами, уровень часовой выработки, уровень невыходов на работу. Такие показатели имеют прогнозный характер и позволяют компании корректировать действия на базе их результатов, но, в то же время, их трудно определить и зафиксировать [1].

Одна из проблем, которая может возникнуть при внедрении системы ключевых показателей, связана с непониманием подходов к оценке бизнес-проектов и бизнес-процессов. Проект — это уникальная деятельность, ограниченная временными рамками, которая направлена на достижение конкретной цели, при этом создается уникальный продукт при заданных ресурсах и требованиях к качеству и уровню риска. Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующая по определенной технологии входы в выходы, которые представляют ценность для потребителя [2].

Далее на примере сельскохозяйственной организации, которая планирует строительство нового свинокомплекса в рамках своей стратегии развития рынка и географической экспансии, представим маркеры для ключевых показателей на стадии «Строительство» как проекта и стадии «Эксплуатации» как совокупности бизнес-процессов (рис. 2).

Цель Директора по строительству — закончить максимально быстро проект в регламентированные проектом сроки, без превышения бюджета на строительство, а основная задача — ввести строительство с соблюдением СНИПов и законодательных нормативов, при этом соблюдая сроки завершения объекта (ввод готового объекта в эксплуатацию) и минимизировать стоимость работ и материалов без сопоставимости со сроками эксплуатации в будущем. Тогда мотивация Директора по строительству: 10–15 % от суммы ФОТ за весь период проекта к выплате после безаварийной работы производства или необходимых дополнительных инвестиций, например, в инфраструктуру в течение 3 или 5 лет после ввода объекта полного цикла в эксплуатацию.

Рис. 2. Маркеры системы KPI для проекта и процесса

Под целью производства понимается: увеличение прибыльности акционерного капитала через организацию стабильной высокоэффективной работы каждого из производственных предприятий (свиноферма, растениеводство, убойной цех в будущем) путем оптимизации структуры затрат и формализации процессов. Цель Директора по производству — получить качественно работающее производство с хорошей эргономикой, низкими затратами на обслуживание оборудования и безаварийной работой (хорошим гарантийным сервисом). На этапе строительства основная задача Директора по производству — получить качественное производственное предприятия полного цикла, с хорошей эргономикой и низкими эксплуатационными расходами. С одной стороны, Директору по производству интересно максимально быстро запустить производство, с другой стороны, для него важно, чтобы производство работало безаварийно в следующие 5–15 лет (в зависимости от сроков полезного использования оборудования), без крупных инвестиций в ремонт или запасные части и важно качество произведённых при строительстве работ. Тогда мотивация Директора по производству есть процент от суммы проектных работ по последнему контракту с проектировщиками с целью на этапе подготовки технического задания для проектировщиков описать все основные производственные бизнес-процессы с указанием количества единовременной нагрузки на 1 м2 строящихся площадей. Это позволит снизить инвестиции в строительство и упростит процедуру проектирования, что позволит привести проекты по новому строительству к типовому проекту. Таким образом, Директор по производству будет заинтересован в регламентации процессов внутри действующего предприятия, чтобы снизить свои временные затраты на подготовку технического задания.

После ввода каждого из производственных объектов в эксплуатацию сотрудники участвуют в каждодневном операционном процессе, и KPI должны строиться на основании показателей ключевых стратегических целей компании в части прибыльности бизнеса, занимаемой доли на рынке, рыночной стоимости группы компаний.

Как и любую систему управления компанией, систему KPI необходимо автоматизировать, причем не с помощью электронных таблиц, так как это достаточно трудоемкий процесс. Рекомендуется для этой цели приобрести программный продукт или внедрить систему в уже используемый программный продукт. Примеры оптимальных ПО: MS AXAPTA (Navision); 1С: Управление по целям и KPI; SAPR/3; MS Visio; Business Studio; KPI Monitor и другие.

Одной из самых популярных методик в России, применяющих ключевые показатели эффективности, стала сбалансированная система показателей Р. Каплана и Д. Нортона, которая также зиждется на целеполагании и декомпозиции П. Друкера. Сбалансированная система показателей эффективности — это система управления компанией, которая позволяет поэтапно реализовывать стратегические цели компании, переводя их на язык операционного управления и контролируя реализацию стратегии на основе ключевых показателей деятельности [3]. Она обеспечивает обратную связь между внутренними бизнес-процессами и внешними показателями, необходимую для повышения стратегической эффективности и достижения необходимых результатов. На рисунке 3 представлена взаимосвязь компонентов сбалансированной системы показателей.

Рис. 3. Основные элементы системы управления эффективности компании через систему сбалансированных показателей

Перечислим критерии, по которым можно оценить эффективность разработанной и внедренной ССП: достижение стратегических целей компании; сравнение изменения выручки и расходов на заработную плату; влияние премиального фонда на динамику производства и продаж; изменение доли компетентных работников в общем составе сотрудников; соотношение динамики эффективности работников и расходов на систему вознаграждения.

Таким образом, система ключевых показателей одна из самых эффективных инструментов топ-менеджмента, который позволяет осуществлять изменения в компании и вести ее в новом направлении. Так, система KPI доказывает свою эффективность в западных компаниях уже более сорока лет, а в российских — более двадцати лет. Тем не менее, такой инструмент управления при его неправильном использовании может привести компанию к хаосу в случае, если ключевые показатели эффективности неточно трансформируют стратегию или цели компании в оперативные действия и деморализуют сотрудников. Работники будут стремиться к разным целям, мешать друг другу, а прилагаемые усилия не приведут к ожидаемым результатам.

Литература:

  1. Бувин Н. Н. Ключевые показатели эффективности: как разработать и внедрить // Финансовый директор. 2016. Вып. 5. С. 123–135.
  2. Ветлужских Е. Н. Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI / Е. Н. Ветлужских. 6-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2018. 224 с.
  3. Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/ Р. Каплан, Д. Нортон. 3-е изд. М.: Олимп-бизнес, 2017. 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): KPI, ключевой показатель эффективности, компания, показатель, внедрение системы, система управления, сбалансированная система показателей, система, полный цикл, сельскохозяйственная организация.

Похожие статьи

BSC, Сбалансированная Система Показателей, EBITDA, KPI...

Авторами предложен подход к управлению сельскохозяйственной организацией на основе сбалансированной системы показателей (BSC) и ключевых показателей эффективности (KPI), который способствует ее устойчивому долгосрочному развитию и повышению...

Повышение эффективности работы производственного...

Повышение эффективности работы производственного предприятия путем разработки и внедрения сбалансированной системы показателей BSC.

Система сбалансированных показателей — это система анализа и контроля эффективности деятельности организации...

Разработка системы KPI в коммерческой организации ООО...

Под системами ключевых показателей эффективности на практике, можно понимать различные виды систем.

Теперь рассчитаем экономическую выгоду компании от внедрения системы. Мировая практика убедительно доказывает, что внедрение системы KPI...

Система сбалансированных показателей | Статья в журнале...

Система сбалансированных показателей является современным инструментом управления, который позволяет провести соответствие между стратегическими целями и оперативной деятельностью компании, распределить ресурсы в соответствии с приоритетами...

Принципы работы ключевых показателей эффективности.

KPIсистема показателей, с помощью которой работодатели оценивают своих сотрудников. Она имеет много общего с обычным плановым подходом. С одним серьезным отличием: показатели работы каждого отдельного сотрудника привязывают к общим KPI всей компании...

Роль и значение ключевых показателей эффективности...

Сбалансированная система показателей — модель Мейсела. Модель Лоренца Мейсела была предложена в 1992 году [6]. Мейсел

В классической модели сбалансированная система показателей рассматривает деятельность организации по четырем критериям: финансовому...

Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях...

Авторами предложен подход к управлению сельскохозяйственной организацией на основе сбалансированной системы показателей (BSC) и ключевых показателей эффективности (KPI), который способствует ее устойчивому долгосрочному развитию и повышению...

Стратегические показатели управления качеством процессов...

Ключевые слова: сельскохозяйственная организация, экономическая состоятельность, сбалансированная система показателей

В данной научной статье рассматривается понятие ключевых показателей эффективности (KPI), как они применяются на практике, какие плюсы...

Методика внедрения системы сбалансированных показателей...

Система Сбалансированных Показателей, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США) — это концепция управления компанией, ориентированная на перенос и декомпозицию стратегических целей для планирования...

Похожие статьи

BSC, Сбалансированная Система Показателей, EBITDA, KPI...

Авторами предложен подход к управлению сельскохозяйственной организацией на основе сбалансированной системы показателей (BSC) и ключевых показателей эффективности (KPI), который способствует ее устойчивому долгосрочному развитию и повышению...

Повышение эффективности работы производственного...

Повышение эффективности работы производственного предприятия путем разработки и внедрения сбалансированной системы показателей BSC.

Система сбалансированных показателей — это система анализа и контроля эффективности деятельности организации...

Разработка системы KPI в коммерческой организации ООО...

Под системами ключевых показателей эффективности на практике, можно понимать различные виды систем.

Теперь рассчитаем экономическую выгоду компании от внедрения системы. Мировая практика убедительно доказывает, что внедрение системы KPI...

Система сбалансированных показателей | Статья в журнале...

Система сбалансированных показателей является современным инструментом управления, который позволяет провести соответствие между стратегическими целями и оперативной деятельностью компании, распределить ресурсы в соответствии с приоритетами...

Принципы работы ключевых показателей эффективности.

KPIсистема показателей, с помощью которой работодатели оценивают своих сотрудников. Она имеет много общего с обычным плановым подходом. С одним серьезным отличием: показатели работы каждого отдельного сотрудника привязывают к общим KPI всей компании...

Роль и значение ключевых показателей эффективности...

Сбалансированная система показателей — модель Мейсела. Модель Лоренца Мейсела была предложена в 1992 году [6]. Мейсел

В классической модели сбалансированная система показателей рассматривает деятельность организации по четырем критериям: финансовому...

Анализ эффективности внедрения ERP-систем в организациях...

Авторами предложен подход к управлению сельскохозяйственной организацией на основе сбалансированной системы показателей (BSC) и ключевых показателей эффективности (KPI), который способствует ее устойчивому долгосрочному развитию и повышению...

Стратегические показатели управления качеством процессов...

Ключевые слова: сельскохозяйственная организация, экономическая состоятельность, сбалансированная система показателей

В данной научной статье рассматривается понятие ключевых показателей эффективности (KPI), как они применяются на практике, какие плюсы...

Методика внедрения системы сбалансированных показателей...

Система Сбалансированных Показателей, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США) — это концепция управления компанией, ориентированная на перенос и декомпозицию стратегических целей для планирования...

Задать вопрос