Система аттестации государственных гражданских служащих
Авторы: Журавлева Ирина Александровна, Суменкова Юлия Юрьевна
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (17) январь 2019 г.
Дата публикации: 15.11.2018
Статья просмотрена: 705 раз
Библиографическое описание:
Журавлева, И. А. Система аттестации государственных гражданских служащих / И. А. Журавлева, Ю. Ю. Суменкова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 1 (17). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/111/3733/ (дата обращения: 16.12.2024).
Аттестация государственных гражданских служащих является обязательной и представляет собой форму оценки степени и уровня квалификации служащих.
Ключевые слова: аттестация, государственный гражданский служащий, проведение аттестации.
При рассмотрении системы аттестации государственных служащих актуальность анализа правового регулирования государственной гражданской службы объясняется тем, что гражданская служба в государственном органе является важнейшим административно-правовым институтом.
В соответствии с положениями статьи 71 Конституции Российской Федерации, «федеральная государственная служба находится в исключительном ведении Российской Федерации». Также установлено, что «установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» [1].
В части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениям части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
С принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были внесены изменения и дополнения в Гражданский и Трудовой кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». Изменения направлены на ужесточение требований к гражданским служащим и предупреждение коррупции.
Все нормативные правовые акты являются необходимыми для регулирования правоотношений в сфере гражданской государственной службы и являются достаточными для функционирования государственных органов. Таким образом, правовые основы государственной гражданской службы на федеральном уровне можно считать сформированными.
За субъектами Российской Федерации согласно федеральному законодательству закреплены полномочия по:
‒ организации и установлению условий прохождения государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
‒ распределению по группам или категориям должностей государственной гражданской службы согласно положениям федерального законодательства о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Квалификационные требования к гражданам для замещения государственных должностей наряду с федеральными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены также законами и прочими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
‒ утверждению реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также по организации и порядку ведения данного реестра;
‒ осуществлению переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и прочими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
‒ присвоению классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
‒ утверждению программ развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом № 79-ФЗ за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по:
‒ установлению квалификационных требований к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности для государственных служащих субъекта Российской Федерации;
‒ утверждению реестра должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации;
‒ определению порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным служащим субъектов Российской Федерации, которые имеют ненормированный служебный день;
‒ установлению величины должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта Российской Федерации;
‒ ежегодной индексации величины окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации;
‒ формированию фонда оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда специалистов, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной службы субъекта Российской Федерации;
‒ установлению порядка и условий командирования гражданского служащего, а также порядка и условий возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган; выплаты по обязательному государственному страхованию;
‒ предоставлению гражданским служащим дополнительных государственных гарантий;
‒ установлению порядка и условий выплаты единовременного поощрения гражданским служащим субъекта Российской Федерации;
‒ утверждению государственного заказа субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая его объем и структуру;
‒ утверждению положения о кадровом резерве, который утверждается соответственно Президентом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельного определения условий предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации.
Также положения о регулировании государственной службы в субъектах Российской Федерации содержатся в уставах и конституциях этих субъектов. Законодательство Омской области о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области состоит из Основного Закона Омской области, Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области (с изменениями на 6 ноября 2014 года) и иных нормативных правовых актов Омской области, принимаемых в соответствии Кодексом о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области.
Также во всех субъектах Российской Федерации активно продолжается формирование правовой базы с целью:
‒ совершенствования государственной политики по борьбе с коррупцией в государственных органах;
‒ ликвидации причин и условий, создающих возможность для реализации коррупционных схем;
‒ устранения злоупотреблений и профилактики совершения преступлений с использованием должностных полномочий;
‒ обеспечения соблюдения норм служебной этики служащими государственных учреждений.
Изменения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации вносятся для приведения регионального законодательства в соответствие с изменениями федерального законодательства, а также с целью совершенствования регулирования правоотношений в сфере государственной гражданской службы.
В государственных органах РФ аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2], и Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». На основании последнего во всех органах государственной власти приняты правовые акты, получившие разные названия — положение, порядок, регламент, определяющие организацию проведения аттестации.
Положение о проведении аттестации государственного служащего, находящегося на соответствующей должности государственной должности, устанавливает порядок проведения аттестации. Для проведения аттестации правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия, утверждается график проведения аттестации, составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационных комиссии.
Таким образом, анализ практики применения законодательства об аттестации государственных гражданских служащих позволяет сделать вывод о том, что, гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт, исключены из процедуры профессиональной оценки их соответствия занимаемой должности. Необходимо унифицировать указанную процедуру для всех категорий государственных служащих, а также поставить в зависимость решение руководителя государственного органа от решения комиссии, проводящей аттестацию.
Литература:
- Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с изменениями на 21 июля 2014г.] [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ivo.garant.ru,- свободный // СПС «ГАРАНТ» (Дата обращения: 01.10.2018г).
- Российская Федерация. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ivo.garant.ru,- свободный // СПС «ГАРАНТ» (Дата обращения: 01.10.2018г).
Похожие статьи
Аттестация государственных служащих
В статье анализируются проблемные аспекты аттестации государственных служащих.
Эффективность системы аттестации государственных гражданских служащих
В статье автор пытается выявить эффективность системы аттестации государственных гражданских служащих.
Процесс прохождения аттестации действующими сотрудниками государственной гражданской службы
В данной статье проводится исследование по одному из важных институтов гражданского общества, который позволяет добиться эффективного функционирования государства, а именно институт государственной гражданской службы. В статье рассматривается процес...
Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ
В статье рассматриваются становление и развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Аттестация государственных служащих: актуальные проблемы и пути их решения
В статье раскрывается порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих. Автором акцентируется внимание на проблемных вопросах данной процедуры. Анализу подлежат отдельные пробелы и проблемы нормативно-правового регулирования аттеста...
Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации
В статье анализируются проблемы определения в законодательстве правового статуса государственного гражданского служащего и вносятся предложения по правовому регулированию государственной гражданской службы и формированию правового статуса гражданских...
Обязанность и право государственных гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования
В статье анализируются возможности получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования. Выявлено влияние инициативы служащего на получение им дополнительного профессионального образования. Определено различ...
Базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих
В статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.
Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих
Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
В данной статье попробуем раскрыть суть привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности и выделить необходимые пути совершенствования института дисциплинарной ответственности, во избежание привлечения государственных...
Похожие статьи
Аттестация государственных служащих
В статье анализируются проблемные аспекты аттестации государственных служащих.
Эффективность системы аттестации государственных гражданских служащих
В статье автор пытается выявить эффективность системы аттестации государственных гражданских служащих.
Процесс прохождения аттестации действующими сотрудниками государственной гражданской службы
В данной статье проводится исследование по одному из важных институтов гражданского общества, который позволяет добиться эффективного функционирования государства, а именно институт государственной гражданской службы. В статье рассматривается процес...
Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ
В статье рассматриваются становление и развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Аттестация государственных служащих: актуальные проблемы и пути их решения
В статье раскрывается порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих. Автором акцентируется внимание на проблемных вопросах данной процедуры. Анализу подлежат отдельные пробелы и проблемы нормативно-правового регулирования аттеста...
Правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации
В статье анализируются проблемы определения в законодательстве правового статуса государственного гражданского служащего и вносятся предложения по правовому регулированию государственной гражданской службы и формированию правового статуса гражданских...
Обязанность и право государственных гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования
В статье анализируются возможности получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования. Выявлено влияние инициативы служащего на получение им дополнительного профессионального образования. Определено различ...
Базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих
В статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетентности государственных гражданских служащих.
Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих
Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
В данной статье попробуем раскрыть суть привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности и выделить необходимые пути совершенствования института дисциплинарной ответственности, во избежание привлечения государственных...