Теоретические аспекты системы физического воспитания школьников П. Ф. Лесгафта (1837–1909 гг.) в дореволюционной педагогике | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 25.04.2018

Статья просмотрена: 810 раз

Библиографическое описание:

Муслимов, У. М. Теоретические аспекты системы физического воспитания школьников П. Ф. Лесгафта (1837–1909 гг.) в дореволюционной педагогике / У. М. Муслимов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3323/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одной из основных задач современной общеобразовательной школы является сохранение и укрепление морального, физического и психического здоровья воспитанников (Национальная доктрина развития образования РФ). Реформирование школ нуждается в органичном сочетании современных достижений научной мысли с классическим наследством прошлого. Объективная оценка, творческое осмысление и внедрение в практику лучших приобретений отечественного образования и педагогики обеспечит соблюдение принципов единства, системности и последовательности в развитии педагогической науки. Ввиду того, что педагогическая мысль всегда персонифицирована, приобретает значение изучение персоналии как процесса образования ценностей, культуры в рамках гуманитарной традиции (Сухомлинская, 2002). В истории отечественной педагогики второй половины XIX — начала XX века заметное место занимает Петр Францевич Лесгафт (1837–1909 гг.) — выдающийся русский педагог, анатом, врач и общественный деятель. Наследство П. Лесгафта содержит значительное количество научных статей, монографий, пособий. В кругу его научных интересов центральное место занимают проблемы физического воспитания, его связи с умственным, моральным и эстетичным развитием личности. Педагог разработал теорию физического образования, на основе ее сформулировал требования к физическому развитию учащихся в общеобразовательной школе. Свой подход к организации учебно- воспитательного процесса П. Лесгафт воплотил в деятельности созданных им Курсов воспитательниц и руководительниц физического воспитания.

Освещению педагогических идей П. Лесгафта посвятили свои научные работы такие ведущие русские ученые как В. У. Алеевец, Е. Н. Мединский, Г. Г. Шахвердов, Д. Д. Донской. Петр Францевич Лесгафт достаточно много внимания уделял вопросам физического воспитания детей именно в дооктябрьский период. Много из того, что было наработано этим педагогом, успешно использовалось в Советском Союзе. Мысли и взгляды на проблемы физического воспитания, которые были освещены в трудах П. Лесгафта, являются, по нашему мнению, той теоретической основой, которая легла в основу становления и развития советской системы физического воспитания.

Одной из ведущих идей научного миросозерцания и педагогической практики П. Лесгафта было гармоничное физическое и духовное развитие человека средствами физического упражнения. Система физического воспитания П. Лесгафта была направлена на всестороннее развитие личности. Физические упражнения, имея материальную (физическую) и духовную (идеальную) стороны, кроме образования, были направлены педагогом и на физическое развитие, усовершенствование силы, выносливости, скорости, ловкости.

П. Лесгафт считал, что школьные занятия не могут состоять только из умственного труда, а непременно должны включать физический. Педагог выходил из того, что наибольшая тайна воспитания заключается в том, чтобы телесные и умственные упражнения служили друг другу отдыхом. Он придерживался простых мыслей, выраженных еще Ж.-Ж. Руссо: „желаете сформировать рассудок вашего ученика, вправляйте его силы, которыми рассудок должен руководить, неуклонно развивайте его тело, сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным. Дайте ему возможность работать, заниматься делом, бегать, прыгать, быть постоянно в движении, чтобы он был бодрым человеком, и он станет также и рассудительным”. П. Лесгафт также осуждал существующую на то время систему школьного воспитания и обучения. „При знакомстве с нашими школами мы конечно видим, что в них занимаются исключительно умственным развитием ребенка и не обращают никакого внимания на развитие физическое”. Он настаивал на недопустимости и губительности такого подхода к воспитанию, на односторонность в развитии при недостаточности физической нагрузки на мышцы ребенка. Таким образом, П. Лесгафт считал, что в общеобразовательной школе любовь ребенка к физическому труду нужно развивать, начиная с развития позитивного отношения к физическому образованию, неразрывно соединяя с умственным, моральным и эстетичным воспитанием. Он отстаивал не узкоутилитарное образование, к которому склонялась тогдашняя школа, а развитие всех способностей ребенка. Важное значение в формировании гармонично развитой личности П. Лесгафт придавал школе, влияние которой на детей, по его мнению, значительно весомее родственного. Поэтому особенное значение он придавал урокам физического образования в школе. В 1888 году в своем труде „Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задания физического образования в школе” он определил содержание и построение урока физического образования для различных групп школьного возраста:

1. Для младшего возраста (7–12 лет): 1/4 урока — элементарные и сложные упражнения; 1/4 урока — ходьба, бег и метание; 1/4 урока — игры, главным образом „одиночные”.

2. Для среднего возраста (12–15 лет): 1/3 урока — элементарные и сложные упражнения с бегом, 1/3 урока — прыжки, метание с увеличением нагрузки и борьбы; 1/3 урока — игры, главным образом „одиночные”.

3. Для старшего возраста (15–18 лет): 1/2 урока — упражнения с постоянным увеличением нагрузки (прыжки, метание, борьба); 1/4 урока — вольные упражнения с обременением; 1/4 урока — игры и ремесла.

Ученый решительно выступал против использования приборов, которые „превращают руки в ноги, заставляя их неестественно держать вес всего тела. Наилучшие упражнения — бег, прыжки, метание, плавание, борьба.

Второй принцип П. Лесгафт обосновывал, руководствуясь основным требованием школы: учебное заведение должно развивать мышление у воспитанников, поэтому физические упражнения не должны быть простым повторением образцов, показанных учителем. Подитоживая сказанное выше, можно утверждать, что идеи, П. Лесгафта относительно физического воспитания в школе, имели заметное влияние на становление будущей системы физического воспитания в нашей стране.

В последующем изучении нуждается такая проблема, как теоретико-методическое наследство П. Лесгафта с целью учитывания и творческого использования историко-педагогического опыта в практике работы современной школы.

Литература:

  1. Руссо Ж.-Ж. Емиль, или о воспитании. Книга II. — Л., 1983. — С. 177.;
  2. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. — Л., 1981. — С-295.;
  3. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1987. — С.340.;
  4. Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт — создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию //Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов под общ. ред. Н. И. Торопова, М. — П., 1949.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическое образование, упражнение, урок, главный образ, общеобразовательная школа, развитие, увеличение нагрузки, школа.

Похожие статьи

Актуализация идей коллективного воспитания А. С. Макаренко в современной системе среднего профессионального образования

Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах

О значении книги «История военной лексики в русском языке (XI-XVII вв.)» Сороколетова Ф. П. при изучении военной терминологии русского языка

Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации

Изучение и исследование вопроса соотношения философии, культуры и искусства с психологической точки зрения значимости в идеях и произведениях Л. С. Выготского

Проблемы и предпосылки развития системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов (1719–1832 гг.)

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Анализ практики преподавания темы «Выдающиеся русские ученые конца XIX — начала ХХ века» (на примере деятельности Попова А. С., Шухова В.Г, Сикорского И. И., Зворыкина В. К.) в учебной и методической литературе

Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II

Изучение уровня общих творческих способностей российских и вьетнамских студентов по результатам методики «Самооценка творческих способностей» Е. Е. Туникa

Похожие статьи

Актуализация идей коллективного воспитания А. С. Макаренко в современной системе среднего профессионального образования

Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах

О значении книги «История военной лексики в русском языке (XI-XVII вв.)» Сороколетова Ф. П. при изучении военной терминологии русского языка

Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации

Изучение и исследование вопроса соотношения философии, культуры и искусства с психологической точки зрения значимости в идеях и произведениях Л. С. Выготского

Проблемы и предпосылки развития системы военно-учебных заведений по подготовке военных юристов (1719–1832 гг.)

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Анализ практики преподавания темы «Выдающиеся русские ученые конца XIX — начала ХХ века» (на примере деятельности Попова А. С., Шухова В.Г, Сикорского И. И., Зворыкина В. К.) в учебной и методической литературе

Комплексная оценка программы формирования здоровья студентов средствами физической рекреации в условиях технического вуза на примере Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II

Изучение уровня общих творческих способностей российских и вьетнамских студентов по результатам методики «Самооценка творческих способностей» Е. Е. Туникa

Задать вопрос