Тренировочный процесс студентов Российского университета транспорта (МИИТ) по армрестлингу
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 14.02.2018
Статья просмотрена: 1472 раза
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Тренировочный процесс студентов Российского университета транспорта (МИИТ) по армрестлингу / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3139/ (дата обращения: 16.11.2024).
Спортивная тренировка в армрестлинге — многолетний процесс. Многолетний план тренировки создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Для каждого года определяется частная цель, поэтапно планируется рост спортивных результатов.
Тренировочный процесс состоит из повторяющихся отрезков времени — циклов. Различают большие — макроциклы (многолетние, годичные), средние — мезоциклы (сезонные, месячные, соревновательные) и малые — микроциклы (недельные) циклы.
Годичный тренировочный цикл в армрестлинге, состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Такая периодизация основывается на закономерностях развития «спортивной формы» и календарных сроках основных соревнований. При этом важно, чтобы главные соревнования попадали в границы соревновательного периода, а контрольные, учебно-тренировочные и другие второстепенные состязания планировались на подготовительный период. Количество соревнований должно быть таким, чтобы создавались условия для совершенствования физических и морально-волевых качеств рукоборца. Интервалы между соревнованиями должны обеспечивать восстановление и дальнейшее увеличение работоспособности.
При планировании процесса спортивной тренировки необходимо учитывать итоги прошедшего тренировочного периода, результаты врачебного контроля рукоборца, выявившиеся слабые и сильные стороны его подготовленности, недостаточность развития отдельных физических качеств и другие моменты, на которых следует сконцентрировать внимание в плане предстоящих занятий.
Подготовительный период делится на два этапа: обще подготовительный и специально подготовительный. В начале подготовительного периода необходимо восстановить уровень ранее достигнутых показателей физического развития и только после этого переходить к дальнейшему развитию качественно новых физических возможностей спортсмена. В ходе подготовительного периода создаются предпосылки для достижения «спортивной формы”, расширяются функциональные возможности организма спортсмена. В этом периоде 60–70 % времени отводится ОФП, и лишь в конце периода больше внимания уделяется специальным упражнениям и подготовке к соревнованиям.
Задачей соревновательного периода является сохранение и улучшение спортивной формы, достижение максимальных спортивных результатов. Главными средствами этого периода тренировки являются специально-подготовительные упражнения и соревновательно-тренировочные поединки, а основным методом выступают соревнования. Объём тренировочных нагрузок увеличивается за счёт средств специальной физической подготовки. В этом периоде необходимо на протяжении всего времени удерживать достигнутые в подготовительном периоде наивысшие показатели физического развития. Тренировочный процесс строится на основе деления учебного года соответственно на делится на микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
- Микроциклы. Это серии занятий, проводимых в течение нескольких дней, решающих определенные задачи на данном этапе подготовки. Длительность микроцикла в армрестлинге может колебаться от 5 дней до 15 дней, в зависимости от годичного периода подготовки, также от скорости протекания восстановительных процессов в организме. Часто используется семидневный микроцикл — это позволяет совмещать спортивную деятельность с общим режимом жизни, так как недельный микроцикл совпадает с календарной неделей. В армрестлинге, различают следующие микроцикпы: втягивающие, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
Втягивающие микроциклы — характеризуются невысокой суммарной нагрузкой, основной целью этих микроциклов является подведение организма рукоборца к напряженной тренировочной работе. Втягивающие микроциклы применяются в начале подготовительного периода, ими часто начинаются мезоциклы. Продолжительность этих микроциклов может колебаться от 7 до 15 дней, в зависимости от расположения его в годичном цикле. Содержанием занятий в основном являются средства ОФП и обще подготовительные упражнения, создающие предпосылки для резкого увеличения суммарной тренировочной нагрузки в последующих занятиях.
Ударные микроциклы — характеризуются большим суммарным объемом тренировочной работы, высокими нагрузка ми. Ударные микроциклы являются основным содержанием подготовительного периода. Задачей этих микроциклов является значительное увеличение показателей физической работоспособности, воспитание силовых, скоростно-силовых возможностей, силовой выносливости, решение главных задач технико-тактической, волевой, специально-психической подготовки. Основное тренировочное время уделяется средствам специальной физической подготовки. Продолжительность микроциклов целесообразно определять в зависимости от оставленных целей. В армрестлинге ударные микроциклы правильно располагать сериями по 3–5 тренировочном периоде, где количество тренировочных занятий можно довести до 40. За недельный тренировочный период 4 занятия отводится специально-подготовительным упражнениями 2–3 занятия средствам ОФП и обще- подготовительным упражнениям.
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов очень разнообразное. Само название говорит о направлении этих микроциклов. Располагают эти микроциклы в годичном тренировочном цикле чаще всего в предсоревновательном периоде. В тренировочном процессе этих микроциклов решаются задачи полноценного восстановления и психологической настройки к предстоящим соревнованиям. В зависимости от величины суммарной нагрузки на заключительных этапах подготовки рукоборца к соревнованиям, подводящие микроциклы могут резко отличаться друг от друга. После тяжелых ударных микроциклов, подводящие микроциклы строятся в форме активного отдыха, состоящего из средств ОФП и упражнений, кардинально отличающихся от специально-подготовительных в армрестлинге. В содержание занятий целесообразно включать непродолжительные кроссы (5–7 км, где чес не превышает 150 уд/мин), а также элементы спортивной борьбы, тяжелой атлетики и других видов спортивной деятельности. Продолжительность подводящих микроциклов обычно не превышает 12–14 дней. Суммарная тренировочная нагрузка не высокая. В этих микроциклах также решаются вопросы регулировки собственного веса и подведение его в нужную весовую категорию.
Восстановительные микроциклы. Располагают их после серии ударных микроциклов и после тяжелой соревновательной деятельности. На этом периоде создаются условия, обеспечивающие быстрое протекание восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Суммарная тренировочная нагрузка невысокая, основным содержанием занятий выступают средства ОФП и обще-подготовительные упражнения в армрестлинге. Продолжительность восстановительных микроциклов может варьироваться от 7 до 14 дней, в зависимости от скорости протекания восстановительных процессов в организме рукоборца соревновательном цикле.
Эти микроциклы направлены на создание оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности. В армрестлинге соревновательный микроцикл длится несколько дней, в зависимости от программы соревнований, содержанием этих микроциклов является непосредственное подведение организма к соревновательному дню, предстартовая подготовка, восстановительные процедуры.
- Мезоциклы. Мезоцикл это этап тренировочного процесса, продолжительностью от 3 до б недель. Содержание занятий в мезоциклах строится в соответствии с задачей данного тренировочного этапа или периода подготовки. Мезоциклы включают в себя серию микроцикпов. В армрестлинге мезоциклы строят так, чтобы в рамках одного тренировочного периода находились мезоциклы, с помощью которых можно решать различные задачи.
Втягивающие мезоциклы. Тренировочный год обычно начинают с втягивающих мезо- циклов. Основной задачей этого мезоцикла является постепенная подготовка спортсмена к выполнению большой тренировочной нагрузки. Такая задача решается с помощью упражнений, направленных на увеличение возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, укрепления опорно-двигательного и костно-связочного аппаратов (эти упражнения в армрестлинге необходимо использовать на протяжении всего периода спортивного совершенствования, включая высококвалифицированных спортсменов). В этом мезоцикле основное тренировочное время должно быть уделено упражнениям общей физической подготовки, в основном подготовительным и соревновательным тяжелоатлетическим упражнениям, упражнениям с использованием элементов вольной, греко-римской и других видов борьбы, легкоатлетические кроссы и упражнения, развивающие скоростно-силовые качества (спринтерский бег, прыжки, метания), плавание, спортивные игры и др.
Базовые мезоциклы. Представляют собой большую тренировочную работу, направленную на повышение функциональных возможностей организма, воспитанию силовой выносливости, максимальных силовых показателей, скоростно-силовых возможностей, а также совершенствование технической и тактической подготовки. Упражнения, использующиеся этом мезоцикле относятся к специально-подготовительным: статические нагрузки, уступающие упражнения, упражнения взрывного характера. Все они выполняются основными рабочими мышцами в армрестлинге: мышцы предплечья, мышцы рук (преимущественно сгибатели), мышцы спины и плечевого пояса. В этом мезоцикле требуется достичь максимальных силовых показателей этих мышц и затем, в следующем мезоцикле, на базе достигнутых силовых возможностей развивать скорость сокращения основных рабочих мышц, как в преодолевающих движениях, так и в статических положениях, то есть в тренировочных и соревновательных поединках.
Контрольно- подготовительные мезоциклы. Основной целью этих мезоциклов является подготовка спортсмена к соревновательной деятельности. Собираются воедино все достигнутые в предыдущих мезоциклах возможности спортсмена. Осуществляется интегральная подготовка (координация и реализация в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства — технической, физической, тактической и психологической подготовленности.
Для новичков тренировочный процесс в этих мезоциклах строится на основе СФП с широким применением специально-подготовительных упражнений, тренировочных и соревновательных поединков.
Предсоревновательные мезоциклы. В тренировочном процессе этих мезоциклов устраняют мелкие недостатки, выявленные в ходе подготовки спортсмена, совершенствуются его технические возможности. Большое внимание в этих мезоциклах уделяется психологической и тактической подготовке. В ходе подготовки к соревнованиям, тренировка строится на основе микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной физической подготовленности, а также микроциклов, способствующих ускорению процессов восстановления, пре предотвращению переутомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.
Соревновательные мезоциклы. В армрестлинге эти мезоциклы используются крайне редко. Тренировочный процесс состоит из соревновательных микроциклов, где осуществляется непосредственная предстартовая, специально-психологическая и тактическая подготовка и восстановительные процедуры. Соревнования являются средством реализации достигнутых результатов в течение всей подготовки.
- Макроциклы. Макроциклы представляют собой многоступенчатую структуру тренировочного процесса и решают комплекс задач на данном этапе многолетнего совершенствования (См. табл. 1).
- Построение макроциклов на первом этапе многолетней подготовки. Основная задача этого макроцикла — создание на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья технических и функциональных предпосылок для эффективной подготовки в дальнейшем.
Во многих видах спорта используются макроциклы, продолжительностью до 4 лет (это связано с организацией планомерной подготовки к олимпийским играм), в армрестлинге же, на первом этапе подготовки, целесообразно строить макроструктуру тренировки продолжительностью 1 год. В первую очередь это связано с подготовкой к первым важнейшим соревнованиям — «чемпионату города», а также с возможностью корректировки тренировочных нагрузок в зависимости от времени года. Тренировочный процесс в макроциклах состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периода. Начальный этап многолетней подготовки отличается большой продолжительностью подготовительного периода, соревновательный этап очень непродолжителен и нечетко выражен.
Построение макроциклов на этапах совершенствования спортивного мастерства. В этом периоде тренировочного процесса решается задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей рукоборца для достижения наивысших спортивных результатов. Макроструктура тренировки приобретает вид очень сложной системы. Годичный тренировочный циклпринято называть одноцикловым, при использовании в году 2 макроциклов — двуцикловым, 3 — трехцикловым. Переходные периоды между первым и вторым, вторым и третьим макроцикпами не планируются. Такое построение тренировочного процесса зависит от календарного плана соревнований (например, участие в чемпионатах Москвы, России, Мира). У рукоборцев высокой квалификации подготовительный период непродолжительный, а соревновательный период повторяется несколько раз в год.
Таблица 1
Годичный макроцикл |
|||||||
Подготовительный период |
Соревновательный период |
Переходный период |
|||||
Мезоциклы |
|||||||
Втягивающий |
Базовый |
Контрольно-подготовит. |
Предсореновнователь. |
Соревновательный |
Втягивающий |
||
Микроциклы |
|||||||
Втягивающий, ударный |
Ударный, подводящий |
Ударный, подводящий |
Ударный, подводящий |
Соревновательн. |
Восстанвительный |
||
Литература:
- Давиденко Д. Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие / Д. Н. Давиденко, В. Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004.
- Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильина. — М.: Гардарики, 2004.
- Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. — СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998.
- Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, О. Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л. С. Дворкина. — Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008.
- Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.