Подготовка старших школьников к сдаче норм ВФСК ГТО в испытании по выбору «стрельба» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.09.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Разинкова, Я. Н. Подготовка старших школьников к сдаче норм ВФСК ГТО в испытании по выбору «стрельба» / Я. Н. Разинкова, Д. В. Пешиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117620/ (дата обращения: 27.09.2024).



Актуальность исследования заключается в том, что в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2023 года особо подчеркивается, что результатом ее внедрения должно быть повышение эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Для достижения желаемых результатов необходимо разработать эффективную систему физического воспитания населения в соответствии с текущими реалиями. В качестве системообразующего компонента можно использовать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК), в котором долгосрочной и масштабной программой является ГТО.

Для успешной сдачи норм ВФСК ГТО в испытании по выбору стрельба старшим школьникам необходимы навыки стрельбы и знание правил безопасности. Поэтому в работе предлагается следующая методическая подготовка:

  1. Теоретическая подготовка:

— Ознакомление с правилами безопасности при обращении с оружием.

— Изучение устройства и основных частей оружия, которое будет использоваться при испытании.

— Ознакомление с правилами исполнения различных видов стрельб.

— Основы теории стрельбы: цель, дистанция, позиция, дыхание и т. д.

  1. Практическая подготовка:

— Обучение правильной стрельбе на стенде или в специализированном учебном центре.

— Проведение тренировочных стрельб для отработки навыков.

— Организация симуляторной стрельбы, чтобы практиковаться в условиях, максимально приближенных к реальной стрельбе.

  1. Определение индивидуального уровня подготовки каждого школьника:

— Проведение проверочных испытаний для определения начального уровня подготовки.

— Корректировка методической подготовки школьников в зависимости от результатов проведенных проверок.

  1. Организация проведения испытаний:

— Подробное описание правил и условий проведения испытаний.

— Обеспечение соответствующего оборудования и инвентаря на месте проведения испытаний.

— Организация предварительных тренировочных сессий для подготовки школьников к испытаниям.

Важным моментом является постоянный мониторинг и оценка результатов учащихся, а также корректировка методической подготовки в случае необходимости. Знание правил и техники стрельбы является ключом к успешной сдаче норм ВФСК ГТО в испытании по выбору стрельба.

Эксперимент проводился на базе МБОУ Лицей № 6 г. Воронеж. В нашем эксперименте испытуемыми были ученики 10 «А» (экспериментальная группа) и «Б» (контрольная группа) классов в количестве 32 человек. Цель проведения эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность разработанной нами методики по проведению занятий физкультуры с использованием средств допризывной подготовки для индивидуализации физической подготовленности старшеклассников к выполнению норм комплекса ВФСК ГТО.

Исходное тестирование проводилось в начале семестра (сентябрь). Анализ результатов (таблица 1) свидетельствовал, что к эксперименту были привлечены статистически однородные группы испытуемых, имеющих по большинству показателей «низкий» уровень физической подготовленности.

Таблица 1

Физическая подготовленность старшеклассников контрольной и экспериментальной групп до эксперимента.

Вид испытания (теста)

Группа

(КГ и ЭГ)

Результат

m±x

1

Бег на 100 м (с)

КГ

17,4±1,8

ЭГ

17,3±1,6

2

Подтягивание из виса лежа на высокой перекладине (количество раз)

КГ

13,8±3,3

ЭГ

14,1±3,6

3

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см)

КГ

8,2±3,5

ЭГ

7,9±3,1

4

Кросс на 5 км по пересеченной местности (мин, с)

КГ

9,1±2,2

ЭГ

9,0±2,2

5

Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом

КГ

32,7±3,2

ЭГ

38,9±1,8

6

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту)

КГ

35,7±2,2

ЭГ

34,9±2,8

Таблица 2

Физическая подготовленность старшеклассников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.

Вид испытания (теста)

Группа

(КГ и ЭГ)

Результат

m±x

1

Бег на 100 м (с)

КГ

17,4±1,8

ЭГ

17,3±1,6

2

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)

КГ

13,8±3,3

ЭГ

14,1±3,6

3

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см)

КГ

8,2±3,5

ЭГ

7,9±3,1

4

Кросс на 5 км по пересеченной местности (мин, с)

КГ

9,1±2,2

ЭГ

9,0±2,2

5

Стрельба из положения сидя с опорой локтей о стол, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом

КГ

35,7±2,2

ЭГ

34,9±2,8

6

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту)

КГ

35,7±2,2

ЭГ

34,9±2,8

Для анализа полученных данных и более наглядного сравнения прироста в показателях КГ и ЭГ до и после эксперимента все данные были занесены в сводную таблицу.

Таблица 3

Сравнение показателей в КГ и ЭГ до и после эксперимента.

Вид испытания (теста)

Группа

(КГ и ЭГ)

Результат до проведения эксперимента

m±x

Результат после проведения эксперимента

m±x

1

Бег на 100 м (с)

КГ

17,4±1,8

17,1±1,2

ЭГ

17,5±1,6

16,9±1,1

2

Подтягивание из виса лежа на высокой перекладине (количество раз)

КГ

13,8±3,3

14,7±3,1

ЭГ

14,1±3,6

17,5±2,4

3

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см)

КГ

8,2±3,5

10,2±2,5

ЭГ

8,1±3,1

15,6±1,3

4

Кросс на 5 км по пересеченной местности (мин, с)

КГ

9,1±2,2

8,9±1,2

ЭГ

9,2±2,2

8,1±0,5

5

Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом

КГ

168,5±12,4

170,5±8,5

ЭГ

171,2±11,8

180,2±9,8

6

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту)

КГ

35,7±2,2

38,7±1,3

ЭГ

34,9±2,8

45,6±1,8

Сравнительный анализ результатов предварительного и итогового тестирования показал положительный прирост в показателях физической подготовленности, что подтверждает положительная динамика средних показателей в обеих группах, однако в экспериментальной группе произошли более значимые улучшения в показателях.

Так, в тестировании бег на 100 м(с) в КГ результат улучшился с 17,4 секунды до 17,1 секунды, что составляет прирост в 0,3 секунды (1,7 %). В то время как в ЭГ результат улучшился с 17,5 секунды до 16,9 секунды, что составляет прирост в показателях 0,5 секунды (3,4 %). Наглядно динамика изменений показателей представлена на рисунке 1.

Динамика изменений показателей в тесте «Бег на 100 м»

Рис. 1. Динамика изменений показателей в тесте «Бег на 100 м»

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз). В КГ результат улучшился с 13,8 раз до 14,7 раз, что составляет прирост в 0,9 раза (6,5 %). В то время как в ЭГ результат улучшился с 14,1 раз до 17,5 раз, что составляет прирост в показателях на 3,4 раза (24,1 %). Наглядно динамика изменений показателей представлена на рисунке 2.

Динамика изменений показателей в тесте «Подтягивание из виса на высокой перекладине»

Рис. 2. Динамика изменений показателей в тесте «Подтягивание из виса на высокой перекладине»

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см). В КГ результат улучшился с 8,2 см. до 10,2см., что составляет прирост в (24,3 %). В то время как в ЭГ результат улучшился с 8,1 см. до 15,6 см., что составляет прирост в показателях (92,5 %). Наглядно динамика изменений показателей представлена на рисунке 3.

Динамика изменений показателей в тесте «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»

Рис. 3. Динамика изменений показателей в тесте «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»

Кросс на 5 км. (бег по пересечённой местности) (мин,с). В КГ результат улучшился с 9,1 секунды до 8,9 секунды, что составляет прирост в (2,1 %). В то время как в ЭГ результат улучшился с 9,2 секунды до 8,1секунды, что составляет прирост в показателях 1,1 секунды (11,9 %). Наглядно динамика изменений показателей представлена на рисунке 4.

Динамика изменений показателей в тесте «Кросс на 5 км по пересечённой местности (мин,с)»

Рис. 4. Динамика изменений показателей в тесте «Кросс на 5 км по пересечённой местности (мин,с)»

Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом. В КГ средний результат остался 25 очков, а ЭГ результат улучшился со средних показателей в 26 очков до 33, что составляет прирост в показателях 7 очков (21 %).

Таким образом, анализ полученных данные в ходе проведения эксперимента позволяет подтвердить эффективность разработанной экспериментальной методики с применением средств допризывной подготовки с помощью занятий физической культурой в школе.

В экспериментальной группе достоверно улучшились все исследуемые показатели, что даёт основание предполагать, что учащиеся смогут не только успешнее подойти к выполнению норм комплекса ГТО, но и укрепить свое здоровье, повысить работоспособность и поднять уровень физической подготовки для поступления в военные вузы.

Литература:

  1. Березин, А.В. Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов: пособие для учителя / А. В. Березин, А. А. Зданевич, Б. Д. Ионов и др. / под ред. В. И. Ляха. — Москва: Просвещение, 2001. — 125 с.
  2. Волков, Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. ‒ Москва: Академический проект, 2017. ‒ 240 с.
  3. Гачечиладзе, Я. В. Физическая подготовка стрелка-спортсмена / Я. В. Гачечиладзе, В. А. Орлов. — Москва: ДОСААФ, 1984. — 109 с.
  4. Дворкин, А. Д. Стрельба из пневматических винтовок / А. Д. Дворкин. — Москва: ДОСААФ, 1986. — 112 с.
  5. Золотарев, И. Пулевая стрельба: учеб.-методич. пособие / И. Зотлотарев, В. С. Лисин. — Москва: Изд-во «Стрелковый Союз России», 2010. — 313 с.
  6. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. — Москва: Просвещение, 2016. — 127 с.
  7. Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением ВФСК ГТО в субъектах Российской Федерации. — URL: www.minsport.gov.ru/metodisheskierekomendacii.doc (дата обращения: 16.04.2023).
  8. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540 (ред. от 17.01.2023) «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164253/ (дата обращения: 16.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): динамик изменений показателей, высокая перекладина, гимнастическая скамья, пересеченная местность, экспериментальная группа, опора локтей, открытый прицел, пневматическая винтовка, секунд до, уровень скамьи.


Похожие статьи

Задать вопрос