Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панаева, Т. В. Компонент гражданско-патриотического воспитания — музейная педагогика / Т. В. Панаева, В. Б. Шакимов, Е. З. Матвеева, С. В. Мельник. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3107/ (дата обращения: 17.12.2024).



Гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной работы Казанского суворовского военного училища. Надо отдать должное, в училище проводится большая и плодотворная работа по данному направлению. Музей общеобразовательного учреждения — это прежде всего центр всей воспитательной работы учреждения.

Перефразировав одно известное выражение можно сказать: «Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, суворовец должен научиться быть патриотом своего училища, знать его историю, активно участвовать во всех делах и акциях училища».

Действительно, любовь к большому, всегда начинается с любви к малому: с любви к своей семье, к дому, к школе, к городу. Для наших суворовцев училище на долгие годы становится и домом, и семьей, и школой. А как воспитать любовь к этому дому? Следует начинать со знакомства с ним, с его славной историей, славными традициями; постараться вызвать уважение к его прошлому и настоящему, гордость за принадлежность к семье суворовцев.

И в этом музей истории училища играет ведущую роль.

В настоящее время, музей, является важным направлением воспитательной работы. Музейное дело объединяет разные поколения, разных людей. Эффективность деятельности музея определяется значимостью, выбранных направлений работы, уровнем просветительской, исследовательской и поисковой работы, количеством желающих посетить данное учреждение, качеством развития компетентностей обучающихся.

Z:\2_Воспитательный отдел\МУЗЕЙ!\учебный корпус с небом2.jpg

Рис .1. Казанское суворовское военное училище

E:\IMG_7863.JPG

Рис. 2. Письма с войны

Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства. Закрывшись миром своих увлечений, обучающиеся часто забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества.

Одним из направлений работы музея училища является составление летописи истории выпускников КСВУ, а также помощь в раскрытии значимости подвига выпускников училища в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, подвига выпускников -героев Советского Союза и России.

Такая направленность работы музея заставляет задуматься обучающихся над важными жизненными вопросами: Что такое патриотизм? Как прожить свою жизнь с пользой для общества? Как надо себя вести, чтобы быть достойным гражданином своего Отечества? Все эти вопросы весьма актуальны в нашем обществе, так как их задаёт подрастающее поколение, формирующиеся личности.

Вместе с суворовцами мы занимаемся изучением истории училища, сбором письменных и вещественных источников, поисковой работой. Совместными усилиями мы собрали важную историческую информацию об историческом прошлом нашего училища. Работа в школьном музее требует от обучающихся ответственности, эрудированности и творческого эмоционального настроя. В музее училища регулярно проводятся выставки, экскурсии, презентации с целью изучения и приобщения обучающихся к материальным и духовным ценностям человечества. Через исследование и изучение предметов музейного быта, встреч с ветеранами, выдающимися людьми идёт приобщение обучающихся к активной жизненной позиции, воспитание чувства патриотизма, гражданского долга и ответственности за судьбу своей Родины. Суворовцы активно участвуют в беседах, творческих вечерах с ветеранами войны и труда, бывшими выпускниками.

E:\DCIM\101NIKON\IMG_8160.JPG

Рис. 3. Встреча с героем СССР Б. Кузнецовым

C:\Users\Музей\Desktop\РАБОЧИЙ СТОЛ\ГЕРАСИМОВ И ВЕТЕРАНЫ\IMG_7823.JPG

Рис. 4. Встреча с В. Герасимовым

В училище ежегодно проходит диагностика уровня воспитанности обучающихся. Данное исследование помогает выявлять уровень развития нравственной направленности обучающихся. Оценку качествам обучающихся дают родители, классный руководитель, сами суворовцы. Результаты диагностики показали, что 76 % обучающихся считают важными личностными качествами честность, 58 % — мужество, 69 % — патриотизм, 76 % — доброту, 82 % — справедливость. Данные анкетирования и диагностики показывают эффективность воспитательной работы, в том числе и музея.

Музей истории училища был открыт в 1994 году к 50-летию со дня образования Казанского СВУ.. Здание Казанское СВУ размещается в здании Родионовского института благородных девиц и было построено в 1841 году. Все копии фотографий представлены в экспозиции музея.

Центральное место в музее занимают Грамота Верховного Президиума Советского Союза и Красное Знамя, которые были вручены 8 ноября 1944 года.

Среди первых воспитанников были сыны полков, которые имели боевые награды. Это Юрий Малышев, Иван Пахомов, Борис Овсянников, Вячеслав Тамаркин, Юрий Петров-Тюрин, Виктор Кисилев, Юрий Брусилов. В экспозиции музея имеются личные документы сына полка В. Тамаркина — это памятка воспитаннику Казанского суворовского военного училища, комсомольский билет 1956 г., аттестат зрелости об окончании училища.

Центральное место в экспозиции музея занимает парадный мундир образца 1944 года — черный, суконный, со стоячим воротником, однобортный, на 8 латунных пуговицах, по обшлагам рукава и краю воротника красный кант, концы воротника красные с золотым шитьем, погоны вшивные и погон первого вице-сержанта Владимира Кисилева образца 1944 года и др.

21 сентября 2014 года в честь 70-летия училищу была вручена Грамота Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации В. В. Путина.

За 72 года Казанское СВУ подготовило 12094 выпускника, один из которых удостоен звания Героя Советского Союза, 9 — звания Героя России, 16 — звания академика, более 60 получили звание генерала.

Выпускники училища успешно командуют частями, соединениями, родами и видами Вооруженных Сил Российской Федерации, стали видными военачальниками. Гордостью училища является выпускник 1973 года, заместитель Министра обороны Российской Федерации — начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, герой Российской Федерации, генерал армии Валерий Васильевич Герасимов.

Отдельная экспозиция посвящена выпускнику училища 1973 года начальнику Генерального штаба ВС РФ — первому заместителю Министра обороны, Герою Российской Федерации генералу армии В. Герасимову. Свой китель он подарил музею в 2014 году, когда приезжал на 70-летний юбилей. Гордостью училища являются выпускники-генералы.

E:\IMG_7905.JPG

Рис. 5. Китель В. Герасимова

E:\IMG_7910.JPG

Рис. 6. Выпускники училища

Сегодня Казанское суворовское военное училище имеет высокий учебно-воспитательный потенциал. Здесь в процессе обучения и воспитания успешно внедряются новые методы и программы.

В училище созданы все условия для реализации Федерального государственного образовательного стандарта: кадровые, материально-технические, учебно-методические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, информационно-методические. Для реализации основных целей ФГОС организуется внеурочная деятельность, по направлениям развития личности.

Суворовцы обеспечены хорошими бытовыми условиями для успешной учебы. Современные спортивные и тренажерные залы, открытые спортивные площадки и бассейн позволяют заниматься различными видами спорта: легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, спортивные игры, пулевая стрельба, самбо, футбол.

В 2016 г. проведена реконструкция плаца и территории училища, спортивного комплекса, помещений психологической службы. Кабинеты психологов оснащены современным оборудованием.

В настоящее время осуществляется строительство общежития для суворовцев на 600 человек с комнатами ячеечного типа на 4 человека, контрольно-пропускного пункта с управлением и крытый ледовый дворец с трибунами на 296 мест.

Удерживая свои лидирующие позиции, училище уверенным шагом идет навстречу празднованию 75-й годовщины образования училища.

Училище живет и развивается, решая непростые задачи настоящего, устремляясь в будущее, в завтрашний день. Но у нашего училища есть славное прошлое, которое должно стать достоянием каждого суворовца, воспитателя и преподавателя училища. И донести это прошлое до наших воспитанников — задача музея.

Литература:

  1. Белякова Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. — 2016.
  2. Воспитательный потенциал художественного музея: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов. — 2012.
  3. Берикова Л. Б. Музейная педагогика// инфоурок -2016.
  4. Захарова И. «Музей — школе». Экспериментальная программа по эстетическому воспитанию в Прогимназии N 1768 г. Москвы // Искусство в школе. — 2014. — N 3.
  5. Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. — 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Казанское суворовское военное училище, воспитательная работа, выпускник училища, Советский Союз, суворовец, училище, экспозиция музея, поисковая работа, центральное место.

Похожие статьи

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Преемственность в развитии математических способностей «школа-техникум-вуз»

Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта)

Вариативность профессиональной подготовки учителей-логопедов как условие формирования этнопедагогической культуры

Похожие статьи

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Преемственность в развитии математических способностей «школа-техникум-вуз»

Приоритетные направления современного образования — экологическое воспитание

Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе (обобщение педагогического опыта)

Вариативность профессиональной подготовки учителей-логопедов как условие формирования этнопедагогической культуры

Задать вопрос