Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 26.01.2018

Статья просмотрена: 679 раз

Библиографическое описание:

Кочкина, О. Г. Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения / О. Г. Кочкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3101/ (дата обращения: 30.10.2024).



Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация — это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации.

Особенности социализации лиц со слуховой недостаточностью определяются ролью слуха в формировании социальных навыков. Л. С. Выготский отмечал, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Глухонемота — недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности». Слуховой дефект препятствует социализации неслышащих людей обычными способами, изолируя их от контактов с другими, затрудняя доступ к широкому кругу источников информации, влияя на отношение к ним окружающих.

Социальная адаптация людей с нарушение слуха — составная часть их социализации. Она отражает процесс активного приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды.

Школьники с нарушением слуха и, как следствие, своеобразным развитием всех психических процессов, особенно речи, не получают достаточного социального опыта прежде всего из-за трудностей общения с окружающими детьми и взрослыми. Из-за слуховых нарушений и недоразвития речи младших школьников характерно неадекватное отношение к себе и к окружающим. Отмечается неумение правильно реагировать на замечание, вступать в общий разговор, выражать свои чувства и мысли, реагировать на эмоции других. Трудности общения снижают у школьника потребность в коммуникативной деятельности, способствуют формированию душевной замкнутости, снижают адаптацию в обществе.

Как указывается в исследованиях сурдопедагогов, для расширения умственного кругозора, для развития умения общаться с окружающими, усвоения опыта социальных отношений и дальнейшей адаптации среди слышащих необходимы благоприятные условия воспитания и целенаправленная коррекционная работа с ребенком как в семье, так и в школе. В современной специальной школе I и II вида учебно-воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных возможностей личности каждого ученика, расширение, обогащение индивидуального опыта ребенка в познании окружающего мира и человеческих отношений. Одно из направлений социализации — личностно-ориентированное воспитание неслышащего. Без осознания себя как личности, без понимания своих отношений с окружающими, без сформированности своей жизненной позиции, правил поведения и речевого общения в обществе невозможна социальная адаптация учащихся с нарушением слуха.

Действующая ныне целостная педагогическая система обучения детей с нарушением слуха языку на основе словесной речи разработана проф. С. А. Зыковым и его сотрудниками. В основе этой системы следующие положения: обучать словесному общению необходимо в связи с деятельностью; необходимо учитывать потребность детей в общении друг с другом и использовать ее в качестве стимула в овладении речью; обучение следует начинать с формирования диалогической речи, необходимо расширять повседневную практику речи.

Обучение глухих школьников начальных классов языку начинается с развития диалогической речи как наиболее естественной и распространенной формы непосредственного общения, дающей возможность учителю установить контакт между ним и учащимся и позволяющей организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом.

С 2003 года педагогический коллектив нашей школы перешел на использование в работе элементов верботонального метода. В верботональной системе создан аудиовизуальный курс. Основная работа по АВК проводится на уроках по развитию слухового восприятия. Конечная цель АВК — перенос воспринятого на уроках речевого материла в самостоятельную речь. В этом ученикам помогает драматизация, способствующая максимальному использованию в новой ситуации слов и фраз пройденной на уроках АВК темы.

На уроках развития речи мной использовались темы из книги «Русский язык в картинках 1 класс». Этот курс построен на основе жизни одной семьи (мамы, папы, детей Соня, Зина, Шура). Между членами семьи возникают диалоги дома на кухне, в комнате, в школе, в магазине, в зоопарке. В ходе драматизации ребенок проигрывает роль каждого члена семьи, т. е. учится выполнять определенную социальную роль.

Уроки АВК вызывают у учащихся с нарушением слуха неподдельный интерес, т. к. все предлагаемые темы так или иначе перекликаются с их жизненным опытом и дают возможность проигрывать ту или иную ситуацию всякий раз по-новому. Слова и фразы из АВК неслышащие дети используют в диалогической речи. У детей постепенно исчезает скованность в речевом общении, появляются положительные эмоции и потребность в коммуникации. Речь становится интонационно богаче.

На основе этих диалогов мной составлялись и проводились ролевые игры на уроках по развитию слухового восприятия «В автобусе», «На день рождении», «В магазине», «На почте»,«У врача», «В аптеке», «В зоопарке», «В столовой».

Диалог «У врача».

Вова: Тома, мы играем в доктора!

Тома: Хорошо, ты будешь доктором, а я буду мамой.

Вова: Твоя кукла будет ребенком. Добрый день!

Тома: Добрый день, доктор!

Вова: Кто болен?

Тома: Моя дочка больна. Она не ест и не пьет. У нее нет аппетита.

Вова: Температура есть?

Тома: Да, температура есть.

Вова: У вас есть градусник?

Тома: Да, вот он.

Вова: Спасибо. Принесите мне еще ложечку, пожалуйста.

Тома: Вот ложка, доктор.

Вова: О! У вашей дочки грипп. Быстро в кровать. Вот лекарства.

Тома: Вы завтра снова придете?

Вова: Да, я приду завтра опять.

Диалог «В зоопарке».

Автор: Дети и бабушка пришли в зоопарк. Они стоят перед клеткой.

Бабушка: Смотрите, тут лев, сейчас он спит.

Тома: Нет, он не спит. Он играет с косточкой.

Петя: Здесь — медведи. У них детеныши — медвежата.

Вова: Пойдемте к обезьянам. Я хочу их покормить. У меня есть банан обезьянам.

Петя: Ой, обезьяна залезла с бананом на дерево.

Тома: Все обезьяны хотят банан.

Бабушка: Теперь мы пойдем к слону.

Вова: Ой, бабушка твоя шляпа!

Бабушка: Моя шляпа! Где она?

Вова: Твоя шляпа у слона! Ха-ха-ха.

Диалог «В магазине».

Зина: Добрый день!

Продавец: Добрый день! Что вам угодно?

Зина: Дайте нам коробку печенья.

Продавец: Пожалуйста.

Зина: И еще, прошу вас, пачку масла и банку варенья.

Продавец: Может быть, что-нибудь еще?

Зина: Больше ничего, спасибо.

Соня: А молоко?

Зина: Да, и бутылку молока.

Соня: Две бутылки.

Зина: Зачем?

Соня: Одну бутылку маме, а другую Мурке. Моя Мурка любит печенье с молоком.

Зина: Сколько мы вам должны?

Продавец: Два двадцать.

Зина: До свидания.

Продавец: До свидания, девочки.

Текст «Завтрак».

Шура и Зина: Доброе утро, папа.

Папа: Доброе утро, дети.

Зина: Мы уже завтракаем.

Папа: Что на завтрак?

Мама: Чай, хлеб, сыр и мед.

Папа: А где Соня?

Соня: Я сейчас.

Мама: Садись. Возьми чай и хлеб.

Шура: Я не могу пить чай. Где сахар?

Мама: Сахар вот. Возьми.

Шура: Здесь ничего нет.

Зина: Ах, вот где сахар!

Соня: И Мурка завтракает.

В ролевой игре учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, детей, их взаимоотношения. Школьники входят в роль, которая досталась им в игре. Подражая взрослым, они совершают действия в соответствии со своей ролью и логикой игры. В такой игре усвоение речевого материала облегчается ситуацией.

В играх дети усваивают правила поведения в школе и семье, знакомятся с общественными отношениями, формируются навыки коллективной деятельности, общения со взрослыми и с друг с другом. У детей возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого выражения мыслей, ведения диалога.

В 4 классе мной было проведено анкетирование, которое показывает, как учащиеся относятся к урокам по развитию речи и занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения, насколько серьезно они и их относятся к развитию слушания, создана ли речевая среда в семье.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в семьях со слышащими родителями дети общаются речью, а в глухих семьях жестами и речью. Дети и родители понимают друг друга. В основном родители уделяют внимание развитию словесной речи и обогащению словаря. Ребятам интересно общаться со слышащими людьми. В основном общение проходит дома, на улице с друзьями, в магазине. Ребятам нравятся уроки ППО, чтение. Они считают, что индивидуальные занятия необходимы.

Анкетирование.

1. Ты используешь дома слуховой аппарат?

Да — 3 Редко — 2 Нет — 1

2. Как ты считаешь, тебе помогает аппарат?

Да — 5 Нет — 1

3. На каком языке вы общаетесь дома?

Речь — 2 Речь и жесты — 1

Речь и дактиль — 2 Жесты — 1

4. Понимаешь ли ты своих родителей?

Да — 6

Понимают ли они тебя?

Да — 6

5. Твои родители объясняют тебе новые слова?

Да — 5 Редко — 1

6. Родители переводят тебе телепередачи?

Всегда — 3 Редко — 3

7. Тебе интересно общаться со слышащими?

Да — 5 Нет — 1

8. Где ты общаешься со слышащими?

(дома, на улице, в магазине, на футболе)

Они тебя понимают?

Да — 5 Редко — 1

9. Ты хорошо понимаешь своих одноклассников?

Да — 4

Не понимаю Олесю — 1

Не понимаю Мишу — 1

На каком языке вы общаетесь?

Речь и жесты — 5 Дактиль — 1

10. Ты хорошо понимаешь учителей и воспитателей?

Да — 6

11. Какие из речевых уроков тебе нравятся?

Чтение — 4 ППО — 3

12. Как ты думаешь, нужны индивидуальные занятия по РСВ? Почему?

Да — 6 Учиться хорошо говорить звуки, слушать речь, узнавать новые слова.

Литература:

  1. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. — М.: Издательство «Академия» 2007.
  2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М.: Владос, 2001.
  3. Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. — М.: Владос, 2005.
  4. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить. — М.: Парадигма, 2011.
  5. Самощенко И. В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение. Опыт матери и сурдопедагога. — М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, Доброе утро, какой язык, речевое общение, словесная речь, Твоя шляпа.

Похожие статьи

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Похожие статьи

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ДЦП

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

Реализация педагогических условий формирования безопасного поведения в цифровом пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Развитие пространственного ориентирования и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью нестандартного оборудования

Задать вопрос