Автор: Манзюк Татьяна Васильевна

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Манзюк Т. В. Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 13-14. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2964/ (дата обращения: 26.02.2018).



Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег.

Над темой самообразования «Духовно — нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» я работаю второй год. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. Необходимо воспитать так, чтобы дети научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими.

В связи с этим я поставила перед собой задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать обучающихся, вложить в них, помимо знаний, ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитывать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими, быть Патриотами своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности обучающихся. Для правильного составления целей и задач на учебный год, мною был проработан государственный документ «Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Москве», что очень помогло мне в планировании воспитательной работы. Работа по духовно — нравственному развитию организовывалась поэтапно:

– формирование ценностного отношения к труду и творчеству;

– формирование ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;

– изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества;

– изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций;

– развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

Для формирования ценностного отношения к труду и творчеству, обучающиеся получили элементарные представления о различных профессиях, получили первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества, опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.

В течение учебного года согласно календарному планированию, провела серию занятий: «О профессиях и трудолюбии, «Все профессии важны, все профессии нужны…», ролевая игра «На приёме у врача», беседа «Первый космонавт планеты» и т. д. Полученные знания воспитанники закрепляли в коллективной творческой деятельности (аппликация) «Навстречу звёздам».

В своей воспитательной деятельности в течение года формировала у детей ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению.

Проводила беседы с детьми о примерах исполнения патриотического долга. В рамках календарно — тематического планирования были проведены беседы: «Поклонимся великим тем годам…», «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Моя Родина — Россия», «Государственные символы России?», «Город, в котором мы живём», заочная экскурсия по Кремлю. Совместно с воспитанниками оформили плакат «Салют над городом в честь праздника Победы!». Далее родители и обучающиеся участвовали в проекте «Никто не забыт, ничто не забыто», совместными усилиями изготовили макет «Поле боя». Из дома дети принесли рисунки на тему войны, макет «Памятник павшему воину». Провела открытое занятие на тему: «Была война, была Победа». Считаю, что проведенная работа воспитывала у детей гражданственность, патриотизм, любовь к России, своему народу, краю.

В течение учебного года знакомила обучающихся с традициями и культурным достоянием своего края. Провела познавательные беседы: «Народные промыслы России», «Русские народные игры-забавы!» Проведены интегрированные занятия «Дымковская игрушка — гордость России», «Золотая хохлома». Для расширения коммуникативной речевой способности, развития культуры речевого поведения были проведены

беседы: «Обычаи и традиции русского народа», «Во что играли дети на Руси?» и т. д. В течение учебного года совместно с обучающимися разучивали заклички, потешки, поговорки, пословицы в народном творчестве», что способствовало развитию речи, памяти. Совместно с родителями организовала посиделки у самовара «Традиции русского гостеприимства»

Для развития нравственных чувств и этического сознания в рамках календарного планирования в течение учебного года проводила беседы о дружбе и друзьях, «Добро и зло в сказках», «Поговорим о честности», этическая беседа «Волшебные слова», «Тайна слова «здравствуйте!», диалог-размышление «Что в дружбе самое ценное?»

Были проведены игровые тренинги «Вместе весело шагать!», «Учимся жить вместе», «Трудно ли быть честным?», «Да здравствует вежливость!», «Добрые слова». В игровой форме моделировали воспитательные ситуации, о честности «Давайте, будем добрыми!».

В процессе своей деятельности старалась дать начальные представления о моральных нормах, и правилах нравственного поведения. Учила быть неравнодушными к жизненным проблемам других людей, уметь сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, различать хорошие и плохие поступки, стремиться избегать плохих поступков; уметь признаться в плохом поступке и анализировать его.

Духовно — нравственное воспитание стало одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Поэтому старалась, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят духовно-нравственным содержанием. Поэтому знакомила воспитанников с традициями образовательного учреждения. На эту тему были проведены беседы: «Школьные правила», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». В своих беседах старалась дать элементарные знания о традициях образовательного учреждения, воспитывала бережное отношение к ним.

Для формирования ценностного отношения к семье, были проведены беседы в рамках календарного планирования: «Кто в моей семье», интегрированное занятие «Я и моя семья», беседа с элементами исследовательской деятельности «Родословное древо». В процессе проведения занятия старалась формировать ценностное отношение к семье, воспитывала почтительное, доброжелательное и уважительное отношение к родителям, старшим, и младшим, к сверстникам.

Считаю, что самообразование зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): ценностного отношения, течение учебного, воспитание младших школьников, формирование ценностного отношения, формирования ценностного отношения, рамках календарного планирования, бережное отношение, народным традициям, нравственное воспитание, старшему поколению, ценностное отношение, государственной символике, самообразования «Духовно-нравственное воспитание, образовательного учреждения, нравственное воспитание младших, изучение истории, беседа «Первый космонавт, беседа «Волшебные слова», традициями образовательного учреждения, образовательного стандарта начального.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос