Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 2151 раз

Библиографическое описание:

Манзюк, Т. В. Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы) / Т. В. Манзюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2964/ (дата обращения: 26.04.2024).



Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег.

Над темой самообразования «Духовно — нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» я работаю второй год. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. Необходимо воспитать так, чтобы дети научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими.

В связи с этим я поставила перед собой задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать обучающихся, вложить в них, помимо знаний, ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитывать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими, быть Патриотами своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности обучающихся. Для правильного составления целей и задач на учебный год, мною был проработан государственный документ «Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Москве», что очень помогло мне в планировании воспитательной работы. Работа по духовно — нравственному развитию организовывалась поэтапно:

– формирование ценностного отношения к труду и творчеству;

– формирование ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;

– изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества;

– изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций;

– развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

Для формирования ценностного отношения к труду и творчеству, обучающиеся получили элементарные представления о различных профессиях, получили первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества, опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.

В течение учебного года согласно календарному планированию, провела серию занятий: «О профессиях и трудолюбии, «Все профессии важны, все профессии нужны…», ролевая игра «На приёме у врача», беседа «Первый космонавт планеты» и т. д. Полученные знания воспитанники закрепляли в коллективной творческой деятельности (аппликация) «Навстречу звёздам».

В своей воспитательной деятельности в течение года формировала у детей ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, народным традициям, старшему поколению.

Проводила беседы с детьми о примерах исполнения патриотического долга. В рамках календарно — тематического планирования были проведены беседы: «Поклонимся великим тем годам…», «Дети в годы Великой Отечественной войны», «Моя Родина — Россия», «Государственные символы России?», «Город, в котором мы живём», заочная экскурсия по Кремлю. Совместно с воспитанниками оформили плакат «Салют над городом в честь праздника Победы!». Далее родители и обучающиеся участвовали в проекте «Никто не забыт, ничто не забыто», совместными усилиями изготовили макет «Поле боя». Из дома дети принесли рисунки на тему войны, макет «Памятник павшему воину». Провела открытое занятие на тему: «Была война, была Победа». Считаю, что проведенная работа воспитывала у детей гражданственность, патриотизм, любовь к России, своему народу, краю.

В течение учебного года знакомила обучающихся с традициями и культурным достоянием своего края. Провела познавательные беседы: «Народные промыслы России», «Русские народные игры-забавы!» Проведены интегрированные занятия «Дымковская игрушка — гордость России», «Золотая хохлома». Для расширения коммуникативной речевой способности, развития культуры речевого поведения были проведены

беседы: «Обычаи и традиции русского народа», «Во что играли дети на Руси?» и т. д. В течение учебного года совместно с обучающимися разучивали заклички, потешки, поговорки, пословицы в народном творчестве», что способствовало развитию речи, памяти. Совместно с родителями организовала посиделки у самовара «Традиции русского гостеприимства»

Для развития нравственных чувств и этического сознания в рамках календарного планирования в течение учебного года проводила беседы о дружбе и друзьях, «Добро и зло в сказках», «Поговорим о честности», этическая беседа «Волшебные слова», «Тайна слова «здравствуйте!», диалог-размышление «Что в дружбе самое ценное?»

Были проведены игровые тренинги «Вместе весело шагать!», «Учимся жить вместе», «Трудно ли быть честным?», «Да здравствует вежливость!», «Добрые слова». В игровой форме моделировали воспитательные ситуации, о честности «Давайте, будем добрыми!».

В процессе своей деятельности старалась дать начальные представления о моральных нормах, и правилах нравственного поведения. Учила быть неравнодушными к жизненным проблемам других людей, уметь сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, различать хорошие и плохие поступки, стремиться избегать плохих поступков; уметь признаться в плохом поступке и анализировать его.

Духовно — нравственное воспитание стало одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Поэтому старалась, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят духовно-нравственным содержанием. Поэтому знакомила воспитанников с традициями образовательного учреждения. На эту тему были проведены беседы: «Школьные правила», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». В своих беседах старалась дать элементарные знания о традициях образовательного учреждения, воспитывала бережное отношение к ним.

Для формирования ценностного отношения к семье, были проведены беседы в рамках календарного планирования: «Кто в моей семье», интегрированное занятие «Я и моя семья», беседа с элементами исследовательской деятельности «Родословное древо». В процессе проведения занятия старалась формировать ценностное отношение к семье, воспитывала почтительное, доброжелательное и уважительное отношение к родителям, старшим, и младшим, к сверстникам.

Считаю, что самообразование зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): ценностное отношение, Россия, беседа, календарное планирование, ребенок, традиция, бережное отношение, государственная символика, моя семья, нравственное воспитание.

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое сопровождение семьи. Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Беседа: «Семейные ценности»; НОД: «Маленькая хозяйка — большого дома»

Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. /

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое сопровождение семьи. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое сопровождение семьи.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей: - Семья. - Детский сад.

1. беседа на тему «Я люблю тебя, Россия». 2. дидактическая игра «Кто живёт в нашей стране». 3. беседа «Государственная символика России».

Воспитание нравственности у дошкольников через...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную

1) непосредственно образовательную деятельность (НОД), 2) беседы

В семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные традиции.

Классный час «Семейные традиции и ценности»

Цель: осмысление необходимости сохранения семейных традиций и ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы

Ответы: образование, семья, материальные блага, политика, карьера, религия, отдых, дети, увлечения, спорт и другие..

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое сопровождение семьи. Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Беседа: «Семейные ценности»; НОД: «Маленькая хозяйка — большого дома»

Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. /

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое сопровождение семьи. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое сопровождение семьи.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей: - Семья. - Детский сад.

1. беседа на тему «Я люблю тебя, Россия». 2. дидактическая игра «Кто живёт в нашей стране». 3. беседа «Государственная символика России».

Воспитание нравственности у дошкольников через...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную

1) непосредственно образовательную деятельность (НОД), 2) беседы

В семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные традиции.

Классный час «Семейные традиции и ценности»

Цель: осмысление необходимости сохранения семейных традиций и ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы

Ответы: образование, семья, материальные блага, политика, карьера, религия, отдых, дети, увлечения, спорт и другие..

Задать вопрос