Библиографическое описание:

Медведев В. В., Евстафьева С. А., Проскурникова Е. А., Станкевич А. В., Кушнерёва Г. Ю., Амитина О. В., Курмаев В. Ж., Долматов В. П. Применение нейролингвистического подхода в процессе обучения детей // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2926/ (дата обращения: 20.02.2018).



Нейролингвистический подход — это одно из направлений психотерапии и практической педагогики и психологии, рассматривающее копирование вербального и невербального поведения людей, а также взаимосвязь между формами речи, движением глаз, тела и рук, с влиянием на окружающих.

В популярном варианте нейролингвистический подход — это технология моделирования успешности, когда учитель при правильном использовании техник нейролингвистического подхода в обучении способен значительно улучшить свои успехи. Наука нейролингвистика продолжает своё развитие гигантскими шагами, регулярно предлагая более эффективные методы воздействия на личность ребенка. Основой методики стало применение разных лингвистических и коммуникативных приёмов, напрямую влияющих на сознание ученика. Точнее, временно отключающих его и открывающих доступ к самому сокровенному каждого человека — подсознанию. Ведь все неосознаваемое нами исходит именно из него. Практически, это то же самое, что и владение навыками «на автоматизме», когда руки и ноги «сами знают, что и как делать». От всех понемногу были перенята техника копирования поведения человека как на уровне вербального общения, т. е. с помощью слов, так и невербального, предполагающего то же самое, только в качестве «носителя информации» становятся неконтролируемые движения рук, мимики и т. п. Сегодня наука о нейролингвистическом программировании широко применяется в урочных учебных ситуациях.

Ещё до формулирования принципов нейролингвистического программирования ученые обращали внимание на то, что ученики разделяются на определённые категории по типу восприятия:

1. Визуальная.

Это система помогает человеку ориентироваться в пространстве благодаря органам зрения. Люди-визуалы воспринимают окружающий мир через зрительный анализатор (глаз). Они лучше усваивают информацию после наглядной демонстрации материала. Даже словесное привлечение внимания ребенка происходит лучше с использованием таких слов, как «смотрите, взгляните, смотрится, видите». Исходя из этого, учитель владеющий методами нейролингвистического программирования, постарается привлечь внимание визуала при помощи фраз: «Видимо, вам это подойдёт», «Посмотрите, как это смотрится» и т. д.

2. Аудиальная.

Система делится на прослушивание внешних или внутренних звуков. Эта система помогает человеку ориентироваться в пространстве благодаря органу слуха (ухо). Люди-аудиалы воспринимают окружающий мир через слуховой анализатор. Вся услышанная информация «врезается» в память и стимулирует воображение. Если учитель хочет воздействовать на аудиала, то он должен:

‒ выразительно говорить;

‒ украшать свою речь приёмами и оборотами;

‒ играть интонацией в речи;

‒ говорить чётко;

‒ описывать много и красочно;

‒ использовать в речи такие слова, как «послушайте, на слуху, звучание, это звучит убедительно» и др.

Среди аудиалов выделяют две групп:

а) те, которые реагируют на фонетику;

б) те, которые воспринимают значение слов.

3. Кинестетическая.

Система делится на внутреннюю кинестетику и внешнюю. К внешней кинестетике относятся такие тактильные ощущения как температура, прикосновения, влажность, а к внутренней — эмоции, чувства, ощущение баланса и состояния тела. Ощущение вкуса и запаха часто служат в качестве быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними. Система высокоразвитых рецепторов кожи, которая активно реагирует на различные воздействия. Кинестетики воспринимают и запоминают информацию лучше, если у них есть возможность дотронуться до объекта или выполнять какие-либо действия самому. Исходя из этого, человек владеющий методами нейролингвистического программирования постарается привлечь внимание кинестетика при помощи таких фраз: «Не кажется ли вам, что касается этого вопроса, вы тоже ощущаете это» и т. д. Для более хорошего эффекта можно коснуться его руки и т. п.

4. Дискретная

Она опирается в своей работе на логический анализ информации, полученной от остальных система. Другими словами, дискрету, чтобы понять материал, отобразить его в своем воображении и запомнить, нужно провести логический анализ данных. Чтобы повлиять на дискрета, подойдите к нему с фразой «Я думаю…» или «Вам не кажется…», также подойдет «Как вы считаете…». Репрезентативные системы не исключают друг друга. Ученик может представлять себе картину, ассоциировать с ней ощущения и слышать звуки, то есть выполнять все три системы одновременно. И все же какая-то часть мыслительного процесса останется неосознаваемой.

Репрезентативные системы напрямую связаны с деятельностью головного мозга, с мышлением, так как любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, обработка и оценка.

‒ведущую (ввод информации),

предпочитаемую (представление информации в сознании)

‒референтную (оценка информации).

С позиции применения нейролингвистического программирования, определив один из наиболее приоритетных типов восприятия конкретного ребенка, можно путём подстройки целенаправленно обучать ребенка с ОВЗ. Однако, доминирующее восприятие делает человека очень уязвимым, поэтому после выявления особенностей восприятия ученика учителю необходимо быть внимательным к коммуникации собеседника.

Разрыв шаблона

Следующим шагом после определения типа восприятия ребенка наиболее явной точки воздействия становится тот приём, который часто называют «разрыв шаблона». При этом нейролингвистическое программирование осуществляется в момент, когда испытуемый во время нахождения в ступоре из-за нетипичного поведения собеседника, воспринимает поступающие знания не разумом, а напрямую подсознанием. Например, во время объяснения новой темы, после многократного повтора правильного действия, учитель может сказать неправильно, сделать вид, что оговорился, и дети тут же заметят это и поправят учителя. Такие приемы как «неполные предложения», «позитивные комментарии» также помогают учителю легко сконцентрировать на себя внимание класса.

Продолжительность периода, в течение которого личность наиболее восприимчива, находится в пределах 30 секунд, но на практике это зависит от индивидуальной, в меру контролируемой, чувствительности. В такие моменты любые слова закладываются прямо в подсознание как программа, исполнение которой подавляющее большинство не могут даже осознать, не то чтобы ещё и запомнить её суть.

В процессе нейролингвистического программирования могут быть применены и другие правила, например:

‒ исключать из разговора фразы, предполагающие извинение или пренебрежение к собеседнику. Например, «Извините, но вы на уроке» или «Давайте быстро с вами разберем новую тему»;

‒ избегать фраз «нападения», вроде «Что за безобразие здесь творится?».

Лучше прибегнуть к использованию фраз, которые вызывают у ребенка положительные эмоции:

‒ упомянуть в разговоре анекдотическую ситуацию, произошедшую с вашим знакомым;

‒ задать пару вопросов личного характера, способствующих откровенному настрою ученика (например, о родителях, самочувствии и т. п.).

С помощью взаимодействия с репрезентативными системами личности можно достигнуть двух основных целей: во-первых, заставить ученика воспринять то, что вы подаете; во-вторых, преодолеть негативное отношение ребенка к предложенной информации, если таковое возникло.

Эффективными методиками для использования в процессе обучения детей с ОВЗ являются якорение и визуализация.

Визуализация

У многих учеников с ОВЗ существуют проблемы и различия между тем, что они слышат и информацией, которую дети способны запомнить, им невозможность «увидеть» информацию, которая заменяется восприятием информации посредством речи. Необходимо провести диагностику по выявлению учащихся с проблемами, после выявления таких учащихся нужно провести упражнения на визуалицию:

  1. Цвет. Ученики должны научиться заполнять свое сознание одним определенным цветом.
  2. Геометрические фигуры. Нужно представить образ любой геометрической фигуры и попробовать изменить его цвет, форму и размер.
  3. Трехмерные объекты. Нужно визуализировать мяч, стул, чашку и попробовать «разглядеть» это предмет со всех сторон.
  4. Визуализация образа знакомого человека, здания, комнаты и конкретного места.

Якорение

Любое поведение учителя, которое находит отклик у класса, является якорением. Задачей программирования в образовании является научение учителя создавать в сознании учащихся определенного состояния, которое связано с установлением связей между невербальными сигналами и содержанием (жесты, поза, определенное место в классе). Задание «Поднимите руки» помогает учителю наладить обратную связь с классом, в процессе выполнения этого задания происходит привлечение внимания учеников на речь учителя. Задание «неподвижное тело» выполняемое самим учителем способствует привлечению внимания учащихся, наиболее эффективным это задание становится если учитель его выполняет, двигаясь по классу. Невербальные сигналы учителя заметят большинство учащихся. Каждая из перечисленных систем может быть представлена визуально, аудиально и кинестетически.

Один из способов мышления заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали. Извлекая информацию, т. е. вспоминая что-либо, человек мысленно проходит через переживания, используя органы чувств внутренним способом, чтобы репрезентировать данные переживания. Переживанием является сочетание воспоминаний и воображения. Большая часть мышления обычно представляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорных впечатлений.

Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть измерены. Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляют собой одну систему.

В обучении детей разных возрастных групп нейролингвистическое программирование способствует корректировать возникающие затруднения в обучении. Наш опыт показывает, что влияние телевидения, компьютерных игр, видеофильмов, отсутствие традиций семейного чтения книг и сказок приводит к возрастанию трудных детей, у которых в значительной мере развивается зрительный канал восприятия, при низком уровне развития слухового канала восприятия. Основным методом обучения в современной школе является устный (словесный) метод, необходимо использовать технологии для более эффективного процесса обучения, и передачи основной информации.

Известно, что все функции осуществляются деятельностью мозга, причем не только корой, но и подкорковыми структурами, в свою очередь эти структуры развиваются гетерохронно и неравномерно. Нейролингвистическая диагностика позволяет не только определить локализацию поражения, но и этап до которого созрели эти структуры, что позволяет вести ребенка по типу замещающего онтогенеза, т. е. пройти с помощью коррекционных упражнений тот путь, который здоровый ребенок проходит естественным путем.

Нейропсихологический подход позволяет раннее определение механизмов дизонтогенеза и формирования нарушений функций ЦНС, лежащих в его основе, что в свою очередь дает возможность своевременно и адекватно подобрать коррекционную программу для преодоления нарушений двигательного, перцептивного, речевых, интеллектуального и речевого развития.

Крайне важным условием такой работы является последовательность упражнений, причем особое внимание уделяется правильности и точности выполнения. Не переходим к следующему упражнению, не добившись освоения ребенком предыдущего. Кроме того, всем упражнениям, которые мы выполняли с детьми, обучали родителей с тем, чтобы они дома выполняли с ребенком, ориентируясь на критерии правильности (критерии выдавались в напечатанном виде). Занятия с детьми проводились индивидуально и маленькой группой, разрабатывалась коррекционная программа, учитывалась степень утомляемости и работоспособности, на занятиях создавалось чувство безопасности. Кроме того, обязательно сочетали совместное выполнение упражнения с ребенком, показ, словесную инструкцию, следили за тем, что ребенок способен воспринять (воспринял). Постепенно, но систематически включали ребенка в самостоятельную оценку своей работы, формируя у ребенка адекватное отношение к самому себе и своим поступкам. Оценивая динамику продвижения ребенка, сравнивали его успехи не с другими детьми, а с тем уровнем, на котором он находился на предыдущем этапе.

С этими детьми была проведена последовательная систематическая работа по программе нейропсихологического сопровождения развития детей, которая включала в себя: дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения, упражнения двигательного репертуара: растяжки, скручивание, перекатывание; сочетание дыхательных и двигательных упражнений, сочетание двигательных упражнений и развитие пространственных представлений; были включены упражнения на развитие чувства ритма, игровой массаж и другие нейропсихологические упражнения.

У некоторых детей без специальных занятий с логопедом появились слова обозначающие воспринятое в правильном их употреблении, у одного ребенка появилась фразовая речь. В целом, проведенная в течение полугода работа позволила сформировать у детей представления о телесном и внешнем пространстве, освоить пространственные схемы и диктанты, научить конструировать и копировать фигуры, овладеть пространственными речевыми конструкциями (пространственными предлогами и понятиями); сформировать у детей оптимальный для них уровень произвольной саморегуляции; сформировать чувство ритма; расширить поля зрительного восприятия, развить зрительно-моторной координации; у детей значительно улучшилось произвольное внимание, память, образное мышление, речевая деятельность; оптимизировался общего тонуса тела и двигательная активность а также общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Литература:

  1. Андреас, К, Андреас, С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. — СПб.: Ювента, 2011. — 238 с.
  2. Бэндлер, Р., Гриндер, Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевой стратегии. — Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2005. — 256 с.
  3. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных. — М., 1953. — Т. 5.
  4. Эриксон, М. Мой голос останется с вами. — СПб.: 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): нейролингвистического программирования, методами нейролингвистического программирования, процессе обучения детей, нейролингвистического подхода, восприятия конкретного ребенка, типа восприятия ребенка, нейролингвистического программирования ученые, Применение нейролингвистического подхода, процессе нейролингвистического программирования, техник нейролингвистического подхода, восприятия ученика учителю, привлечение внимания ребенка, применения нейролингвистического программирования, окружающий мир, ребенка положительные эмоции, ребенка адекватное отношение, негативное отношение ребенка, динамику продвижения ребенка, двигательных упражнений, личность ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос