Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища
Автор: Мазова Светлана Викторовна
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 21.09.2017
Статья просмотрена: 839 раз
Библиографическое описание:
Мазова, С. В. Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища / С. В. Мазова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2701/ (дата обращения: 17.12.2024).
В последнее десятилетие началось активное переосмысление роли и значения военного образования, специфики реализуемых образовательных программ, своеобразия подготовки воспитанников в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. В связи с этим актуализировалась проблема совершенствования профессионализма офицеров-воспитателей, способных адекватно реагировать на изменения образовательной ситуации, условия профессиональной деятельности. Тщательно подобранный, подготовленный к работе с подростками воспитательский состав — основа качества и результативности довузовского образования Министерства обороны Российской Федерации.
В Оренбургском президентском кадетском училище разработана и внедряется специальная программа научно-методической подготовки воспитателей из числа военнослужащих.
Организация работы с офицерами-воспитателями по данной программе основывается на принципах:
‒ управляемость и системность процесса;
‒ диагностическая основа отбора структуры, содержания, форм научно-методической подготовки (на основе изучения затруднений офицеров-воспитателей в проектировании образовательного процесса);
‒ усиление субъектной позиции офицеров-воспитателей в обеспечении своего профессионального роста (перенос акцента с обучения на самообразование как самопроектируемого педагогом процесса) [2];
‒ ориентированность на практику непосредственно на рабочем месте, внедрение результатов.
Разработка и реализация программы представляет собой многоступенчатый процесс, включающий подготовительный, основной и заключительный этапы.
Подготовительный этап представлен комплексной диагностикой потребностей в обучении и характера требований к обучению, имеющихся в училище.
На данном этапе использовались методы анкетирования и экспресс-опрос, позволяющие выявить основные затруднения, ожидания, пожелания офицеров-воспитателей училища.
Среди затруднений воспитатели выделяли вопросы, связанные с проектированием технологических карт занятий; отбором форм и этапов реализации современных педагогических технологий, методов военно-профессиональной ориентации кадет в условиях интеграции урочной и внеурочной работы.
Далее на подготовительном этапе с учетом выявленных затруднений, актуальных потребностей и ценностей педагогической деятельности коллектива училища была разработана программа научно-методической подготовки офицеров-воспитателей, включающая в себя направления работы:
‒ информационное (теоретическая подготовка);
‒ организационно-практическое (закрепление и апробация теоретических знаний на практике);
‒ рефлексивное (самостоятельная работа воспитателей по осмыслению и творческому анализу содержания и результатов собственной деятельности);
‒ коррекционное (восполнение знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных профессиональных трудностей).
Особое место в разработке программы научно-методической подготовки офицеров-воспитателей имело определение системообразующих элементов обучения и обеспечение научно-обоснованного взаимодействия внутренних ресурсов президентского кадетского училища и внешних ресурсов (учреждения непрерывного профессионального образования, научно-методические мероприятия Министерства обороны Российской Федерации).
На основном этапе реализации программы (2014 г. — 2017 г.) научно-методической подготовки информационное направление представлено системой занятий методической школы. К проведению теоретических занятий привлекались наставники из числа военнослужащих, имеющих опыт педагогической работы; методисты училища; юрисконсульт; педагоги высшей квалификационной категории, а также представили профессорско-преподавательского состава Оренбургского государственного университета и Оренбургского государственного педагогического университета.
Содержание занятий отбиралось с учетом решения ряда актуальных для училища и педагогов вопросов, связанных с введением ФГОС и ориентацией образовательного процесса на будущую военно-профессиональную деятельность кадет, а именно:
‒ проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС (целеполагание, планируемые образовательные результаты, системно-деятельностный подход, интеграция урочной и внеурочной деятельности, формирующее оценивание);
‒ проектная и учебно-исследовательская деятельность кадет;
‒ этапы, формы и методы военно-профессиональной ориентации кадет;
‒ возрастные и индивидуально-психологические особенности кадет;
‒ специфика организации спортивной и физкультурно-массовой работы в условиях училища;
‒ нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
По итогам занятий были проведены зачеты в устной и письменной форме.
Первостепенное значение в расширении теоретических знаний офицеров-воспитателей имеет профессиональная переподготовка.
Для данной категории педагогов училища на базе факультета повышения квалификации и переподготовки работников образования Оренбургского государственного университета разработана программа профессиональной переподготовки по направлению «Педагог специализированного общеобразовательного учреждения». За период с 2013–2016 г.г. 100 % воспитателей прошли переподготовку, что способствовало их успешному вхождению в новую сферу профессиональной деятельности, принятию ценностей педагогической профессии и кадетского образования.
В основу взаимодействия организаторов обучения были положены такие методы педагогической поддержки профессионального развития как супервизия, консультирование, модерирование.
Обучение, прежде всего, носило проблемно-ориентированный характер с опорой на реальный опыт офицеров-воспитателей. Особенностью занятий являлось то, что организаторы обучения формулировали цели при участии слушателей, всегда обеспечивалась обратная связь о достигнутом прогрессе по отношению к целям, для корректировки программы обучения поддерживалась связь с методистами училища, было организовано косвенное наставничество.
В ходе обучения исключался формальный контроль и оценка, создавались психологически комфортные условия. Основными формами взаимодействия участников обучения являлось индивидуальное консультирование в диалоговом режиме или по электронной переписке, консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») в виде непосредственного общения, направленного на раскрытие потенциальных возможностей слушателя и его способностей.
Теоретические знания имеют ценность, когда специалист их может применить на практике. Поэтому с теоретическими занятиями тесно взаимосвязано организационно-практическое направление программы научно-методической подготовки воспитателей.
Данное направление в училище представлено дидактическими практикумами, открытыми занятиями, организацией взаимопосещений занятий с последующим их анализом.
Целью дидактических практикумов являлось освоение воспитателями практических приемов решения педагогических задач. Воспитателям предлагались подготовленные планы действий, алгоритмы, следуя которым нарабатываются практические навыки, например, «Алгоритм анализа и решения конфликтной ситуации», «Правила педагогического общения «воспитатель-кадет», «Как корректно провести учебное исследование», «Рекомендации по оказанию помощи кадетам в выборе будущей военно-профессиональной деятельности», «Как спроектировать структуру воспитательного занятия», «Организация самостоятельной работы кадет», «Исследовательский проект в вопросах и ответах», «Типичные проблемы кадет на различных возрастных этапах». Для практикумов отбирались как реально возникшие в образовательном процессе училища ситуации, так и возможные.
Совершенствованию практических навыков воспитателей способствовало посещение и анализ открытых воспитательных занятий. При их анализе уделялось внимание целесообразности используемых приемов взаимодействия с кадетами, адекватности постановки целей и задач занятия, качеству разработки информационно-коммуникационных материалов, соответствию содержания занятия возрастным особенностям кадет.
Предпосылкой и механизмом развития профессионализма является способность педагога к рефлексии. Педагогическая рефлексия — это «форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих собственных действий, и деятельность самопознания, раскрывающую специфику духовного мира человека и осознание им того, как он воспринимается другими» [1].
Умение видеть собственную деятельность не возникает спонтанно, а требует создания специальных ситуаций, которые бы требовали от офицера-воспитателя выхода в рефлексивную позицию и вычленения особенностей себя как субъекта собственной деятельности. В связи с этим, в программу научно-методической подготовки включено рефлексивное направление деятельности, формами реализации которого являлись систематическое ведение личных карточек результатов профессиональной деятельности с последующим их самоанализом, подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности.
Результаты профессиональной деятельности обсуждались на заседаниях методических объединений воспитателей, семинарах, конференциях, педагогических советах.
Восполнение знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных профессиональных трудностей обеспечивалось коррекционным направлением программы научно-методической подготовки воспитателей. Данное направление реализовывалось через индивидуальные консультации, самообразование, наставничество.
Таким образом, научно-методическая подготовка выстраивается в определенную систему развития профессиональных знаний и умений офицеров- воспитателей.
Литература:
- Маркова А. К. Психология труда учителя/ А. К. Маркова, М.: Просвещение, 1993 г.
- Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 186 с.