«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня духовности школьников через интеграцию уроков изобразительного искусства и литературы
Автор: Федина Светлана Витальевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 04.06.2017
Статья просмотрена: 434 раза
Библиографическое описание:
Федина, С. В. «Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня духовности школьников через интеграцию уроков изобразительного искусства и литературы / С. В. Федина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2547/ (дата обращения: 17.12.2024).
Нравственное воспитание учащихся — одна из основных целей процесса образования в современном мире. И школа имеет немаловажную, если не сказать основную роль в этом вопросе. Ведь, как показывает практика, именно в школе для детей открываются и расширяются такие категории как мораль, нравственность, память и многие другие. В данной статье мне хотелось бы поговорить о таком понятии как сострадание, которое в рамках школьной программы (если быть конкретнее, то через интегрированные уроки литературы и изобразительного искусства) мы можем раскрыть через тему Великой Отечественной войны и памяти о ней.
Ни для кого не секрет, что тема Великой Отечественной войны нуждается в более подробном освещении для современных школьников и молодежи. Как бы не освещалась тема памяти со стороны общества, без активности школы в этом направлении, разумы и сердца детей будет затронуть крайне трудно. В наш век цифровых технологий, когда внимание детей денно и нощно устремлено во всевозможные гаджеты, школа, к счастью, остается тем небольшим миром, где технологии пока не заменили человека. Это и дает нам фору в таком деле, как поддержание и актуализация памяти детей о Великой Отечественной войне, ведь наиболее важной частью этой темы является именно эмоциональная составляющая.
Уроки литературы и изобразительного искусства как никакие другие дают нам возможность использования эмоциональной составляющей и воздействия на чувства детей.
Чувство сострадания изначально заложено в ребенке, но, вне всяких сомнений, оно нуждается в правильной стимуляции, что и позволяет нам сделать использование произведений русской литературы, которые входят в программу обучения. И для подкрепления результата, на уроках изобразительного искусства можно использовать различные виды работы, как и самостоятельное (тут надо дописать)
Если говорить о работе на уроках литературы, то здесь благодатным материалом для изучения могут послужить такие произведения как «Судьба человека» М. А. Шолохова для старших школьников и «Ночевала тучка золотая…» А. И. Приставкина для среднего звена. Оба произведения, без сомнений, оставляют в душе не только детей, но и любого взрослого, неизгладимый след.
В произведении «Ночевала тучка золотая…» мы встречаемся с историей двух мальчиков — детдомовцев, которых война завела из детского дома на Кавказ, где они борются с продолжающимися трудностями, ищут понимания и заботы, но вместо того встречаются с жестокостью и смертью. Дети очень глубоко переживают события, описанные в произведении, очень эмоционально воспринимают историю, которая происходит с их ровесниками и, как свойственно учащимся в этом возрасте, проецируют сюжет произведения на самих себя. И как результат мы видим обострение такого чувства как сострадание, сопереживание, жалость, чувство несправедливости и отвращения к насилию и войне. Война, соотнесенная с детьми, представляется школьнику как нечто противное человечеству, так как она нарушает привычный и правильный ход жизни людей. И именно сострадание к героям произведения является единственно верной эмоциональным обоснованием дальнейшего рассуждения и рефлексии ребенка.
В старшем звене таким произведением является «Судьба человека» М. А. Шолохова. В повести мы видим историю простого человека, который пережил войну, но потерял всю семью. Все произведение наполнено сценами военной жизни главного героя, и мы видим, как меняется привычный уклад с наступлением военных действий. Герой переживает многое — плен, ранение, смерть близких и знакомых. И наиболее эмоционально окрашенным моментом произведения для юного читателя здесь являются отношения Андрея Соколова с беспризорным мальчиком Ваней, родители которого погибли на фронте. Именно здесь вновь появляется эта эмоциональная подоплека, которая и заставляет ребенка сострадать героям повести. Они видят душевно раненого Андрей Соколова, видят чудом оставшегося в живых Ванюшку, которые волей судьбы нашли друг друга, что заставляет их не раз задуматься о войне и ее последствиях для каждого человека, который пережил ее.
Великая Отечественная война и сострадание — две категории, которые очень успешно работают вместе. Дополняя друг друга, они создают отличный тандем, позволяющий в полной мере раскрыть оба понятия и донести их для детей. И в полной мере погрузить ребенка в тему и создать подспорье для дальнейшего глубокого размышления позволяет проведения уроков изобразительного искусства на данную тему.
Русская культура богата на интерпретацию темы Великой Отечественной войны в живописи. На уроках ИЗО учитель может предложить ученикам обратить внимание на ряд таких картин как «Возвращение» В. Н. Костецкого, «Без вести пропавший» А. П. Горского и «Зло мира» Б. В. Щербакова. Все эти картины, безусловно, связаны единым лейтмотивом — чувством сострадания к людям, в чьи жизни жестоко вмешалась война.
Первой для рассмотрения школьников предлагается картина Б. В. Щербакова «Зло мира». Здесь, на фоне разрушений и завалов, нам представлены три небольшие истории, каждая из которых заслуживает отдельного внимания.
Б. В. Щербаков «Зло мира»
На переднем плане мы видим старуху с маленьким мальчиком: она, практически в облачении Смерти, устало смотри вдаль, а мальчик, возможно, пока не до конца осознавая ситуацию, ожидающе смотрит на бабушку, протягивая ей руки. Учащиеся могут сами рассказать, кого они видят в этой паре, порассуждать, где родители мальчика, что ждет бабушку и внука в будущем. После этого взгляд падает на дальнюю пару: молодых девушку и юношу. Они ранены, их лица наполнены болью, но девушка с заботой и любовью придерживает юношу. И после этого взгляд устремляется в центр картины, здесь мы видим девочку. Она растеряна, в глазах ее разочарование и печаль. У ног девочки лежит кот, кто знает, может быть, он — последний, кто у нее остался?
Вся картина, ее настроение, атмосфера передают человеку, увидевшему ее, чувство жалости, несправедливости, сострадания… Разум человека не понимает, почему это случилось, кому это нужно и ради чего людей заставляли так страдать? Зачем вообще нужно это антигуманное действо, калечащее и убивающее людей и разрушающее судьбы?
Второй картиной, иллюстрирующей данную тему, является полотно А. П. Горского «Без вести пропавший». Здесь, на фоне ясного летнего дня, произошла встреча двух людей: молодого солдата и, вероятно, его жены. Из названия мы понимаем, что солдат был «без вести пропавшим», что и подтверждает черная одежда женщины. Она, с радостью, граничащей с болью, держит солдата за плечи, прижавшись головой к его груди. Нам понятны чувства женщины — она, отчаялась, и не ждала возвращения любимого человека с войны, но произошло чудо, он смог выжить, и, несмотря ни на что, вернулся домой. После радости за женщину и солдата, к нам приходит чувство несправедливости и жалости, ведь, не будь войны, их судьба могла сложиться по-другому, они были бы вместе, любили друг друга и им не пришлось бы испытывать все то, что принесла им война. Ученикам можно предложить подумать о том, что пережила эта женщина, поставить себя на ее место и порефлексировать: какие чувства испытала женщина, узнав, что ее возлюбленный считается «без вести пропавшим»? Какие эмоции вызвало у нее его возвращение домой?
А. П. Горский «Без вести пропавший»
Далее учащимся предлагается рассмотреть картину В. Н. Костецкого «Возвращение», написанную художником в первые послевоенные годы.
В. Н. Костецкий «Возвращение»
Эта картина в идейном плане продолжает предыдущую: перед нами вновь солдат, который после войны встречает свою семью. Но количество участников происходящего уже больше, что дает нам повышение уровня эмпатии, а, следовательно, и расширение эмоционального диапазона и более широкое влияние на чувства зрителя. Картина передает нам чувство сострадания и несправедливости, единственные вопросы, возникающие после ее просмотра — это, какое право имеет война забирать отца у ребенка, мужа у жены и сына у матери?
После просмотра картин и обсуждения их в заданном ранее направлении, ученикам предлагается самостоятельно продолжить ряд работ по заданной тематике. Безусловно, опыт и познание детей в этой теме не ограничиваются представленным уроком, так как и ранее с учениками были проведены уроки о Великой Отечественной войне, включая тему Холокоста, поэтому ставить рамки в выборе сюжета для рисунка не стоит, напротив, чем разнообразнее будут работы, тем лучше.
Данная работа уже была проведена с учениками, и мне бы хотелось представить ее результаты:
Литература:
- Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. Выпуск 9: Сборник/ Сост. А. И. Алтман, Д. В. Прокудин; под ред. И. А. Альтмана. — М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2012.-136 с.
- Мой солнечный город: Сборник сочинений учащихся школ Самарской области. — г. Тольятти. — 2015. — 191 с.
Похожие статьи
Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»
Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.
Похожие статьи
Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»
Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.