Автор: Семёнова Наталья Владимировна

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 31.05.2017

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Семёнова Н. В. Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2520/ (дата обращения: 20.02.2018).



В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе полученных данных автор предлагает создание классификатора детей «группы риска» по асоциальному поведению и разработке пособия по обучению педагогов работе с данными детьми для эффективности управления воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в профессиональных организациях.

Ключевые слова: воспитательная работа, дети группы риска, профессиональное образование, управление воспитательным процессом

Преобразования в социально-экономической сфере России, не оставили не затронутыми, ни одного из ее граждан.

Как и любые происходящие изменения, эти не стали исключением и носят как позитивный характер — развитие многих сфер жизнедеятельности человека, так и негативные — социальное расслоение, безработица, снижение востребованности духовных ценностей и много другого, что привело к социально-психологической дезориентации молодежи и омоложению преступности.

Сложившаяся ситуация детерминирует необходимость пересмотрения и внесения корректив в приоритеты учебно-воспитательного процесса происходящего в организациях профессионального образования. Как мы знаем, целью происходящей модернизации образования является обеспечение высокого качества, которое складывается из двух основ — обученности, то есть набором знаний и навыков, и воспитанности, понятием «качества жизни».

В свете происходящих изменений и размытостью идеологических принципов, а также отсутствием понятной системы социально-одобряемого поведения, для некоторой части сегодняшней молодежи престиж материального благополучия стал основным жизненным ориентиром.

Но как следствие изменений социально-экономической ситуации в стране привело к увеличению роста числа детей «группы риска».

Данная категория детей является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

К «группе риска» относят детей, которые испытывают трудности в обучении, психологическом развитии и социализации в целом.

Как правило, таким детям присущи — снижение уровня учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность обще учебных знаний и специальных умений, и при поступлении в организации профессионального образования таким детям бывает намного сложнее, так как им приходится практически заново начинать весь процесс обучения, а также осваивать общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Ни для кого, ни секрет, что подростки, относящиеся к «группе риска», поступающие в профессиональные образовательные учреждения обладают гораздо меньшими возможностями, чем их сверстники, которые воспитываются в нормальных условиях и семьях, не ведущих аморальный образ жизни.

И именно учреждения профессионального образования призваны отвлечь подростков от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения, за счет того, что в СПО дети «группы риска» могут получить помимо общего образования, еще и профессию, могут раскрыться как специалисты, когда выходят на предприятия для прохождения производственных практик.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена, с одной стороны, большим интересом к проблеме детей «группы риска»,и ее недостаточной разработанностью, с другой стороны, особенно в условиях современного общества.

«Группу риска» составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы, заведений профильного обучения.

Детей, которых относят к данной группе принято распределять по следующим категориям:

  1. Медицинская.
  2. Социальная.
  3. Учебно-педагогическая.
  4. Поведенческая.

Проблема детей, относимых к «группе риска», это проблема не самих детей, а общества, в котором они находятся, отличный от моральных норм социальный облик такие не приобретают, а не рождаются с ним, и приобретают его под воздействием множественных, не зависящих от них факторов риска.

Вопросам содержания и организации воспитания в педагогической науке уделялось значительное внимание (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Е. А. Ямбугр).

В настоящей работе мы опирались на результаты исследования проблем воспитания обучающихся «группы риска» в образовательной системе Российской Федерации ученых таких как: И. А. Алексеева, В. С. Агапов, М. Н. Аплетаев М. И. Голикова, И. Ю. Кулагина, И. В. Куричкис, Н. А. Шайденко, Е. А. Ямбург.

Различные аспекты моделирования воспитательных систем исследованы В. И. Аршиновым, Е. Н. Барышниковым, В. А. Караковским, Л. И. Новиковой, С.Д Поляковым, Е. Н. Степановым и другими.

Социологические аспекты воспитания молодежи представлены в трудах В. Г. Бочарова, Н. В. Долматовой, И. М. Ильинского, Т. В. Ковалева, В. Т. Лисовского, Н. П. Петровой, Н. М. Прохорова.

Но, к сожалению, анализируя литературные источники информации, мы пришли к выводу, что за последние десятилетия в область педагогической науки и практики — воспитание внесено много путаницы, прежде всего, это объясняется идеологической причиной: уничижительной критикой всего советского периода, и переориентацией на западные ценности [3, с. 26].

И все-таки, несмотря на активную исследовательскую работу в направлении воспитательной работы и интенсивному поиску концептуальных подходов к моделированию системы управления воспитательной работой с обучающимися «группы риска», данная проблема остается достаточно острой.

В связи, с этим возникает противоречие между объективной необходимостью целенаправленного управления воспитательной работой с обучающимися «группы риска» и ее недостаточной разработанностью в теории и практике организаций профессионального образования.

Все это доказывает, что наличие научного фонда теоретических основ управления воспитательной системой с обучающимися «группы риска» и управлением воспитательной системой в организациях профессионального образования, не стало предметом специального исследования.

Данное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в выявлении и обосновании организации условий управлением воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования. В свою исходя их проблемы исследования мы обозначили следующую тему исследования: «Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования».

Объект исследования — процесс воспитательной работы с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования.

Предмет исследования — методика формирования системы воспитательной работы с обучающимися «группы риска» на основе их групповой классификации.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что управление воспитательной системой в организациях профессионального образования среди обучающихся группы риска будет эффективным если:

  1. Будет разработана групповая характеристика обучающихся «группы риска».
  2. Будут подготовлены педагоги.
  3. В рамках образовательной организации будет систематизирована работа с обучающимися «группы риска».

А для разрешения сложившейся ситуации необходимо:

  1. Построить классификатор обучающихся «группы риска» по асоциальному поведению.
  2. Разработать пособие по обучению педагогов.

Методы исследования определены его целью, задачами и логикой:

– Теоретические методы (логико-теоретический анализ и синтез психологической и педагогической литературы, сравнительный анализ существующих типов воспитательных систем, изучение и сравнение педагогического опыта).

– Прогностические методы (моделирование педагогической деятельности).

– Диагностические методы (беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение).

– Педагогический эксперимент.

– Методы статистической обработки материалов исследования и графический анализ данных.

Для нас как для педагогов гораздо проще будет предотвратить или снизить последствия действий детей «группы риска», если мы будем знать причины того или иного поведения, а также факторы, влияющие на их совершение. Именно поэтому за основу исследования взята категория детей «группы риска» по поведению.

А. С. Макаренко говорил, что «со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя».

Сложность реальных отношений детей предопределяет большие трудности в организации воспитания. Чтобы упростить планирование работы педагоги начали выделять в ней определенные направления, по которым можно распределить основные группы отношений, данная группировка отношений позволяет более конкретно рассматривать цели и задачи воспитания.

Любой педагог может сказать, что отличительной особенностью детей «группы риска» является, то, что юридически они могут считаться детьми, не выносимыми в отдельную категорию, так у них тоже есть семья, родители, данные дети посещают обычные образовательные учреждения, но по факту различных причин данные дети остаются не социализированными. И несмотря на большое количество исследований на данную тему, она так и остается не доработанной до конца, а также стоит обратить внимание и на то, что процесс обучения не может существовать отдельно от процесса воспитания.

Литература:

  1. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 224с.
  2. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. Воспитатика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: НИИ школьных технологий, 2008.- 320с.
  3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. — 240 с.
  4. Коджаспирова Т. М., Коджаспиров А. Ю. педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М:, 2003.- 171 с.
  5. Синягина Н. Ю., Райфшнайдер Т. Ю. Современные аспекты воспитания и социализации личности: Методическое пособие. — М.: Арманов — центр,2011.- 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): «группы риска», детей «группы риска», профессионального образования, организациях профессионального образования, воспитательной работой, управления воспитательной работой, воспитательной системой, воспитательной работы, «группе риска», управлением воспитательной, Управление воспитательной работой, дети «группы риска», управлением воспитательной работой, «Управление воспитательной работой, эффективности управления воспитательной, управлением воспитательной системой, управления воспитательной системой, классификатора детей «группы, увеличения детей «группы, процесс воспитательной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос