Нравственное воспитание и профессиональный выбор выпускника школы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Гусаков В. Н., Салогуб Ю. В. Нравственное воспитание и профессиональный выбор выпускника школы // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2462/ (дата обращения: 12.11.2018).



У каждой школы есть свое лицо, свой уникальный облик, свои весомые достоинства и преимущества, свой стиль воспитания ученика, который во многом и определяет его дальнейший профессиональный выбор и жизненную дорогу в целом.

Одна из особенностей МБОУ «Школа № 88 имени Якова Петровича Бакланова», это ее расположение, территория района школы по протяжённости более 7,5 километров (частный сектор, удаленность от основных социальных и культурных объектов города), школа, единственная в нашем миллионом городе, получила статус «казачье» образовательное учреждение, поэтому изучение культурно-исторического и военно-патриотического наследия земляков, воспитание в духе казачьих традиций является приоритетным направлением воспитательной работы. Уютное школьное здание построено в 1968 году рабочими совхоза «Нива», впоследствии ставшего подсобным хозяйством завода «Ростсельмаш», рассчитано на обучение 400 школьников, здесь, как нигде, наверное, ощущаешь себя в большой, теплой и любящей семье.

Территория школы, а это около 3,5 гектаров земли, находится в живописнейшем месте г. Ростова-на-Дону — в Советском районе близ посёлков «старой» Левенцовки и п.Каратаево. Это очень уютное и красивое место. Весеннее цветение абрикоса, чистые подворья, утопающие в нежной молодой яркой зелени и пьянящем аромате цветущих садов. Но вот домики расступаются, открывая большую холмистую поляну с завораживающим видом на реку Мертвый Донец, и простирающуюся за ней величественную Дельту Дона. Здесь же располагается один из древнейших исторических архитектурных памятников Ростовской области — Левенцовский археологический комплекс, который в прессе называют «старейшей крепостью в Европе», а также «Донской Троей». Левенцовская и Каратаевская крепости, некрополи и курганы, стойбища, поселения эпохи бронзы. Все это появилось здесь с III века до нашей эры до XIV века нашей эры [c. 15–27]. В 1747 году за два года до основания Темерницкой таможни и крепости Димитрия Ростовского здесь был основано казачье поселение хутор Семерников станицы Гниловской. Казачий сотник Семерников первым построил себе дом за окраиной станицы, на берегу Мертвого Донца. Позже рядом с ним стали селиться и другие казаки [2].

Одними из первых, еще в XVIII веке, здесь поселились родовые казаки Рытиковы, Евстратовы, Марковы, Гарбузлаевы, Черевковы, Колесниковы, Скориковы, Ливенцевы, Семилетовы. Их потомки живут в п.Ливенцовка до сих пор. Кстати, поселок сохранил около 60 процентов казачьего населения [3].

Природа, любовь к спорту, физическому труду, который начинается на школьном участке, родной земле, привязанность к корням и традициям своих дедов и прадедов, культурно нравственное и военно-патриотическое воспитание – все это основа дальнейшего профессионального выбора для наших учеников.

Профессиональное самоопределение тесно связано с любовью к Отечеству, любовью к родной земле. Не зря ведь говорят: «где родился, там и пригодился». Если есть желание делать что-либо во благо, быть полезным, включаться в родное пространство, то средства и пути найдутся всегда.

В рамках сотрудничества с муниципальным бюджетным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования Советского района г. Ростова-на-Дону, школа участвует в реализации проекта «Создание целостной системы профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребности личности в саморазвитии».

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Ростова-на-Дону «Школа № 88 имени Якова Петровича Бакланова» создано единое социокультурное пространство, которое не только формирует гармонично развитого человека и его стиль поведения, но и объединяет учащихся, связывает их общим чувством единства с делами школы. Педагогический коллектив школы стремится к тому, чтобы выражение «самореализация личности» не было красивым ярлыком, а действительно помогло учащимся реализовать себя как личность, поэтому обеспечена интеграция основного, дополнительного образования и внеклассной работы.

Большое внимание уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества, в школе работает избранным путем Школьная демократическая Республика «Лика».

Работа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровому все здорово» ведется как для детей с ослабленным здоровьем, так и с профилактической деятельностью, направленной на формирование здорового образа жизни.

Детям прививается положительное отношение к труду, физической культуре, здоровому образу жизни. Регулярно проводимые в классах беседы, диспуты, выступления школьной агитбригады, встречи с лекционными группами подкрепляются походами, товарищескими встречами по футболу, волейболу, баскетболу, участию школьных команд в районных соревнованиях.

На протяжении многих лет основным направлением в воспитательной работе школы является патриотическое и гражданское воспитание. В целях возрождения казачества, воспитания духовно-нравственных качеств личности разработана и используется программа «Казачьему роду нет перевода». В 2012 году школа получила статус «казачье» образовательное учреждение имени донского генерала Бакланова Якова Петровича. Это событие определило главную задачу сегодняшнего дня: формирование педагогической специфики образовательного учреждения, использование культурно-исторических традиций донского казачества, основанного на духовно-нравственном, военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, воспитание физической и правовой культуры. Созданная на Дону система казачьего образования является оптимальным вариантом военно-патриотического, духовного и физического воспитания подростков и решения многих социальных проблем российского общества. Это стало возможным благодаря большой и кропотливой работе атамана Ростовского городского казачьего общества ВКО «Всевеликое войско Донское» Потанина Романа Геннадьевича, поддержке законодательной и исполнительной властей [4, c. 6].

Школа активно взаимодействует с Русской Православной Церковью, в марте 2012 года подписан договор с местной православной религиозной организацией приходом Новомучеников Российских, находящимся на территории района школы. Настоятель прихода иерей Константин Садчиков уделяет большое внимание духовно-нравственному воспитанию обучающихся, участвуя в организации многих значимых воспитательных мероприятий проводимых в школе. Совместно с приходом проводятся ставшие традиционными праздники Рождества, масленица, пасхальные утренники, паломнические поездки. Беседы, диспуты, дискуссии которые проводит отец Константин помогают ребятам постичь богатый мир Православия.

Православие и воспитание, вера и просвещение — это те две составляющие, которые, дополняя друг друга, ведут вперед и всегда дают человеку право выбора.

В настоящее время в школе сформирована воспитательная система, которая позволяет успешно решать вопросы социализации обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, здоровьесбережения и профилактики асоциальных явлений, накоплен опыт использования регионального компонента содержания образования, связанного с историей казачества, его культурой, бытом.

Учащиеся школы на уроках и классных часах знакомятся с историей, бытом, культурой донских казаков, донскими традициями. Проводятся такие мероприятия как «Казак родился — Отчизне пригодился», «Казачество и патриотизм» и многие другие педагогами школы, а также силами казаков-наставников из Донского казачьего университета пищевых технологий. Чаще всего такие мероприятия проходят в музейной комнате школы, что позволяет создать особую атмосферу донского колорита. Учащиеся старательно готовят декорации, костюмы, учат слова, поют казачьи песни. Также ведет свою работу школьный казачий хор, одни костюмы которого настоящие произведения искусства.

Любовь к труду, природе, родной земле прививается на таких школьных праздниках древонасаждения как «Сад моей любви к школе», которые регулярно проходят в школе в октябре и апреле каждого года, где школьники совместно с родителями и педагогами сажают деревья и цветы, облагораживают территорию.

Проводятся заседания юных казаков-экологов «Станица Заповедная». Целью заседаний является создание экологической модели станицы Заповедной, обобщение знаний о Красной книге Дона, о растениях о животных, нуждающихся в помощи человека. В ходе заседаний ребятам рассказывают о традициях бережного отношения донских казаков к природе, исполняются казачьи песни, наполненные уважением и любовью к родным степям и Дону-батюшке.

Сегодня в России резко возрастает потребность в образах, чья устойчивость и авторитет несомненны. И именно казачье воспитание, учитывающее меняющиеся реалии жизни, отвечает этим требованиям.

Все вышеперечисленные и многие другие мероприятия культурно нравственного воспитания школьников направлены в первую очередь на то, чтобы попытаться ответить на вопрос ЗАЧЕМ? КТО Я? КАКОЙ Я? ЧЕГО Я ХОЧУ? А уже из этой парадигмы отвечать на вопросы: ЧТО Я МОГУ? ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДО? И по классической схеме оптимального выбора на пересечении этих ответов и будет сделан наиболее верный профессиональный выбор.

На наш взгляд, такую работу необходимо начинать с самого раннего школьного возраста совместно с родителями учеников.

Цель профессиональной подготовки определена нами следующим образом: сформировать у школьников готовность к общественно полезному труду, с удовлетворением для себя — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательность и добросовестное отношение к труду, сплоченность, организованность, ответственность, честь и совесть, основы морали и нравственности, прочные знания и умения.

И потому мы ставим и активно решаем такие задачи как:

  1. Информационная работа: ознакомление учащихся с потребностями в кадрах, с особенностями различных профессий, с условиями труда, зарплаты, с возможностями повышения квалификации. Для этого используются внеурочная деятельность, классные часы, круглые столы, стенды, а также активное участие в мероприятиях в рамках профплощадки совместно с ЮФУ и Центром диагностики и консультирования Советского района г. Ростова-на-Дону.
  2. Профессиональная диагностика: один раз в год в школе проводится выездная профориентация с помощью центра занятости населения, а также с помощью педагога-психолога. Проводится полный цикл диагностического обследования школьников. При этом широко используются анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработки полученных данных.
  3. Профессиональная консультация педагога-психолога, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
  4. Анализ результатов профориентационной деятельности школы.
  5. Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой. Регулярно проводятся производственные совещания, круглые столы, вебинары, семинары.
  6. Работа с родителями учеников. Один раз в четверть и чаще проводятся общешкольные и классные собрания.

С нашей точки зрения, урок технологии, служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Ведет занятия опытнейший педагог-технолог со стажем около 30 лет работы.

Практические работы оказывают эффективное влияние на формирование у школьников положительного отношения к рабочим профессиям.

Значительная часть учеников нашей школы, идя в ногу со временем, предпочитает после 9-го класса выбирать среднее профессиональное образование — профессиональные училища, колледжи. Это связано с высокой практичностью и во многом психологической зрелостью учеников, обусловленной соответствующим школьным и родительским воспитанием, стремящихся раньше стать самостоятельными, получить профессию и при необходимости продолжить обучение в ВУЗе имея уже на руках диплом и профессиональные знания, в то время как вузовское обучение больше направлено на научно-теоретическую подготовку.

Среднее профессиональное образование на сегодняшний день является более востребованным на современном рынке труда, массовым, доступным и практикоориентированным. Такое образование даёт возможность к основной специальности получить ряд смежных профессий, что делает выпускников более квалифицированными, а значит, дефицитными и востребованными [5].

Зачастую работодатели в большей степени отдают предпочтение выпускникам колледжей, чем специалистам с высшим образованием. Об этом говорит статистика: процент трудоустройства выпускников колледжей по специальности значительно выше [5].

За короткий промежуток учебы в колледже можно разобраться, насколько верно выбрана специальность, и уже осознанно определиться с выбором ВУЗа [5].

Выпускники МБОУ «Школа № 88» традиционно поступают в престижные вузы страны. За последние 5 лет наибольшее число выпускников поступили в ЮФУ, ДГТУ, РИСИ, РГСУ.

В 2015–2016 учебном году школу закончили 39 обучающихся 9,11 классов. Из них в учреждения СПО поступило 22 человека. Это такие заведения как: техникум ФГБОУ при РГУПС, Ростовский колледж им. Седова, авиационный колледж, сельскохозяйственное училище в Ставрополе, Ростовский автодорожный колледж, РТИМС, финансово-экономический РГЭУ, РТЭК, Ростовский техникум индустрии и моды и многие другие. 8 выпускников поступило в ВУЗы такие как: РАНХ и ГС, строительный ВУЗ г. Грозного, ДГТУ, РГУПС, ЮФУ и др.

В заключении хотелось бы сказать, что на наш взгляд, основная цель профессионального воспитания в системе образования — это создание среды для формирования самостоятельной зрелой личности, обладающей высокими нравственными качествами, способной правильно выбрать профессию в соответствие с ее склонностями и возможностями, воспитать будущего профессионала, способного получать удовольствие от своего профессионального выбора и приносить пользу обществу.

Литература:

  1. Братченко С. Н. Левенцовская крепость. Памятник культуры бронзового века. Изд.: Скиф, Киев, 2012 г, 308 с.
  2. Газета Завтра, 15.08.2013/ Донская Троя.
  3. http://rslovar.com/content / Как казак Левенцев дал имя современной Левецовке.
  4. Еженедельник науки и образования на Юге россии «Академия» № 11 26.03.2016/ Казачье образование: непрерывно, актуально, содержательно.
  5. Образовательный портал http://moeobrazovanie.ru/Преимущества среднего образования.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, родная земля, работа, Советский район, ростов-на-дону, Мертвый Донец, профессиональное образование, дальнейший профессиональный выбор, положительное отношение, военно-патриотическое воспитание.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание обучающихся...

Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном образовании. Тарханова Светлана Юрьевна, преподаватель.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Немалую пользу в деле патриотического воспитания приносит издание кадетских журналов: «Работая на пользу родного корпуса, родной школы, кадеты …готовятся к самостоятельной и живой работе на пользу Родины» [1]...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

Таким образом, на уроках гуманитарного цикла воспитательная функция всегда реализуется в формировании личности обучающихся с точки зрения патриотического и гражданского воспитания. С учетом особенностей профессионального образования следует также...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

В рамках выпускной квалификационной работы «Военно-патриотическое воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования (на базе ВПК «Красная Звезда»)» нами рассматривается деятельность военно-патриотического клуба «Красная Звезда»...

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной...

Таким образом, патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.

Социальные практики как средство формирования...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет... английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское

Осипова Л. Е., Зеленова Н. Г. Мы живем в России: Гражданско-патриотическое воспитание. Ростов-на -Дону. МарТ.

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном... Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном образовании.

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Рубрика: Среднее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение...

В советском обществе патриотическое воспитание являлось составной частью

Ответственными институтами за патриотическое воспитание были общеобразовательная школа

Вместо этого предложенная государством свобода в выборе духовных ценностей и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Патриотическое воспитание обучающихся...

Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном образовании. Тарханова Светлана Юрьевна, преподаватель.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Немалую пользу в деле патриотического воспитания приносит издание кадетских журналов: «Работая на пользу родного корпуса, родной школы, кадеты …готовятся к самостоятельной и живой работе на пользу Родины» [1]...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

Таким образом, на уроках гуманитарного цикла воспитательная функция всегда реализуется в формировании личности обучающихся с точки зрения патриотического и гражданского воспитания. С учетом особенностей профессионального образования следует также...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

В рамках выпускной квалификационной работы «Военно-патриотическое воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования (на базе ВПК «Красная Звезда»)» нами рассматривается деятельность военно-патриотического клуба «Красная Звезда»...

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной...

Таким образом, патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.

Социальные практики как средство формирования...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет... английский язык, военно-патриотическое воспитание, Севастопольское

Осипова Л. Е., Зеленова Н. Г. Мы живем в России: Гражданско-патриотическое воспитание. Ростов-на -Дону. МарТ.

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном... Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном образовании.

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над...

Краеведение как средство патриотического воспитания

Рубрика: Среднее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение...

В советском обществе патриотическое воспитание являлось составной частью

Ответственными институтами за патриотическое воспитание были общеобразовательная школа

Вместо этого предложенная государством свобода в выборе духовных ценностей и...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос