Вина как ресурсный комплекс в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ
Автор: Кузьмина Ася Анатольевна
Рубрика: Семейное воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 18.04.2017
Статья просмотрена: 710 раз
Библиографическое описание:
Кузьмина, А. А. Вина как ресурсный комплекс в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ / А. А. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2382/ (дата обращения: 21.12.2024).
В статье автор обосновывает, что методологической основой психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, должна является ориентация на сотрудничающие формы взаимодействия с семьей и фасилитацию родительской активности. В процессе воспитания, коррекции важным являются не только процессы развития и компенсации ребенка, но и эмоциональные переживания родителей, особенно последствия чувства вины. Вина рассмотрена не только как деструктивный, но и как ресурсный комплекс, помогающий мобилизовать ресурсы семьи, и повысить ее жизнеспособность.
Ключевые слова: чувства, вина, ресурсы, гармонизация психологического семейного климата, уровень сплоченности, родители с чувством вины, ответственные родители
Чувство вины возникает тогда, когда наше действие, либо бездействие идет в разрез с представлениями о том, как мы должны действовать в данной ситуации. Возникновение чувства вины может сопровождаться самобичеванием, самоосуждением и самонаказанием (например, вегетативным: подъем температуры, боли в животе и т. д.). То есть, чувство вины — это «эмоциональное осуждение себя за что-то». Но это одно из тех чувств, которое имеет две стороны медали, оно может нести в себе не только деструктивный, но и позитивный компонент.
Если семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, на консультации затрагивает тему вины, то основанием для работы могут быть несколько сфер.
- Работа с осознанием диагноза (признание факта). Здесь возможны разные чувства — не только вина, но и обида, и гнев (на судьбу, на обстоятельства, на докторов). Также эти чувства могут быть направлены и на ребенка — что, в сочетании с любовью к нему, заставляет мучиться от этих амбивалентных эмоций. У родителей может формироваться чувство вины, т. к., по их убеждению, они не могут дать ребенку то, что необходимо для его излечения (например, вывезти к врачам за границу, оплатить альтернативные методы лечения). В данном варианте вина и обида взаимосвязаны, что провоцирует в цепочке эмоциональных реакций «обида — вина» появления гнева, раздражения и агрессии.
В данном направлении работы родителям нужно осознать, что их ребенок, вполне возможно, не будет никогда таким «как все». Это касается и потери возможностей самого ребенка, понимание и принятие того, что для него очень многое останется недоступным. Это и переживание потери собственных надежд, которые связаны с образом «обычного» родителя «обычного» ребенка.
- Работа с проблемой отсутствия личного пространства. Эта проблема встречается и у матерей со здоровыми детьми. Но в случае наличия ребенка, который, например, не может себя обслуживать, или не может самостоятельно передвигаться, или не может себя развлечь — родители практически «привязаны» к нему и физически и морально.
То есть, рождение ребенка с ОВЗ может изменить самоидентичность семьи, уменьшить ресурсы, которые планировались для других членов семьи, сузить возможности досуга и социализации, повлиять на карьерные решения, что так же может вызывать чувство вины. Вина в данном случае связана с уровнем стресса, который высок по интенсивности и длителен по времени. В данном случае требуются ресурсы, несравнимые с ситуацией нормативного родительства: временные (время, которое родитель мог бы посвятить себе, супругу, другим детям), финансовые, личной свободы (например, свобода передвижения).
В данном направлении работы важно обучать членов семьи релаксации и методам снятия нервного напряжения.
- Следующая сфера работы — это семейные (детско-родительские) отношения. Отношения в семьях, где воспитывается ребенок с ОВЗ, могут складываться по-разному. Например, повышенное внимание к ребенку с ОВЗ, и, вызванные этим фактом как ревность у здоровых сиблингов, так и чувство вины у родителей. Возможен вариант негативного сравнения родителями ребенка с ОВЗ с сиблингами — ребенок может чувствовать себя неполноценным, а родители чувствовать вину за данную ситуацию.
В данном направлении работы культурный стиль семьи будет влиять на гармонизацию психологического семейного климата. В семьях, где рождение ребенка с ОВЗ связывают со случайным сочетанием генетических и средовых факторов, родители будут искать помощи (в медицинских и психологических центрах), способствующий реабилитации ребенка и его обучению. Т. к. они понимают, что рождение особого ребенка не обусловлено ни расовыми, ни этническими, ни социально-экономическими причинами.
А семье с догматическими представлениями о причинах рождения здоровых и больных детей рождение ребенка с ОВЗ принесет особое потрясение. Некоторые семьи отказываются от лечения и полностью закрываются от внешней поддержки, полагая, что болезнь — следствие неверного поведения кого-то из членов семьи, «кара» и потому семья должна нести свой крест безмолвно. Подобные убеждения усиливают чувство вины.
Кроме вышеизложенного, семья с низким уровнем сплоченности не сможет преодолеть кризис появления ребенка с проблемами развития, поскольку каждый из ее членов будет переживать разные эмоциональные состояния в одиночестве, а значит, не поддерживая других.
В данном направлении работы важно оптимизировать коммуникацию между членами семьи для эффективного функционирования семьи как системы. Эта работа ведется как в обучающем, так и в консультирующем ключе.
Таким образом, чувство вины у родителей может развиваться в следующих ситуациях:
– Неправильное действие. Родитель может себя винить за любое действие, совершенное им. То есть, винить себя за ошибку, причем, любые события в жизни, которые были «спровоцированы» (были следствием) неверным действием вызывают каскад реакций самообвинения. Чувство вины должно проходить после устранения ошибки или по истечению ее актуальности. Но для патологического длительного ощущения вины характерно ее постоянство даже после извинений, исправлений неправильного действия. Человек фиксируется на том, что сделал неправильно, а угнетенное состояние становится постоянным: подавленное настроение превращает все краски жизни в серые, не позволяет в полной мере получать удовольствие от жизни.
– Неправильное бездействие. Часто вина формируется за недостигнутый результат, за то, что «приложено недостаточно сил». Это может быть чувство вины перед другими людьми или перед самим собой.
– Неверное решение с последствиями или без. Решение иногда может оказаться неправильным, поэтому развивается комплекс вины за содеянное перед теми людьми, которые зависели от решения.
– Неправильное отношение к чему-то или кому-то. Эта разновидность вины представляет исключительно самоуничижение перед самим собой. Это вариант внутренней борьбы, конфликта личности, которая борется со своими же проявлениями. Например, человек плохо относится к своим детям, к супруге/супругу. Это поведение давно противится ему самому, но изменять свое поведение он не хочет. На этом фоне развивается обманчивое, но сильное ощущение вины за свои слова и плохое отношение к тем, кто этого не заслуживает. Часто люди сознательно делают ошибки и пренебрегают чем-то в жизни, при этом одновременно жалея о таком отношении.
Предлагаем психологический инструментарий, необходимый для эффективной помощи себе и собственным детям по проблеме вины:
- При воспитании необходимо разъяснить ребенку, что если он сделал ошибку, (поступил плохо), то у него всегда есть ее шанс ее исправить. При данном психологически верном подходе воспитания, в последствии, у него не возникает глубокого чувства вины (виноват — исправлю). Но если родитель (а в последствии и ребенок) воспринимает наказание как подтверждение плохости (виноват — плохой), то формируется психологическая установка, что нужно угождать, подстраиваться под других, и быть «хорошим». Во втором случае акцент делается на оценку личности в целом, а не на исправление конкретной ошибки, и впоследствии ребенок не понимает, что именно ему нужно делать, чтобы быть хорошим (ориентируется не на самооценку и свои поступки, а на одобрение и оценку окружающих).
Именно во втором случае формируется склонность к манипулированию на чувстве вины — стыдить, обязывать, оценивать. Когда ребенок чувствует себя виноватыми, он теряем свой ресурс, обесценивает свои достоинства, хорошие качества, обижается, раздражается, и очень увеличивает свои недостатки. Уже во взрослом возрасте такой человек часто зафиксирован на одном чувстве вины и неспособен объективно принимать участие в социальной жизни, т. к. на все вещи он смотрит однобоко сквозь призму ощущения вины.
- Родителям, каждый раз, когда они ощущают чувство вины, необходимо задать себе вопрос: «Если я сейчас буду переживать, винить себя, мучится, кому от этого будет хорошо?». И поэтому внешне вы можете сказать: «Я виноват(а), признаю», «Мне очень жаль, что так вышло». И дальше по ситуации, найти возможные варианты решения вопроса. Но при этом не зачем переживать внутри чувство вины, заниматься самоедством и самобичеванием. То есть, если вы привыкли постоянно мысленно винить себя, всегда останавливайте этот бессмысленный, вредный, внутренний диалог («Так и знал(а) что...; Я такой(ая) плохой(ая) всех подвел(а); Снова я сделал(а) плохо» и т. п.). Лучше поддержать себя («пусть получилось не очень, но в данный период времени, это возможно лучшее что я смог(ла) сделать, а в дальнейшем, с опытом и практикой, начнет получаться все лучше»).
Так же отличные вопросы, помогающие при чувстве вины: «Почему я испытываю вину? На что оно мне указывает?», «Что я могу извлечь полезного из этого опыта (ситуации)?». Учитесь видеть и пользу, а не только внешние обстоятельства и неприятность (например, я не рассчитала время, значит, в следующий раз составлю план; ребенок по вечерам «активный» и плохо засыпает, значит, перед сном я организую спокойный эмоциональный фон и тихие игры). То есть, самое главное при работе с чувством вины, это признать вину (если вы действительно виноваты) и исправить (компенсировать) ошибку, а не оправдать себя (самообман).
Для лучшего понимания практического применения предлагаемой информации приведу пример: в семье родился ребенок с ОВЗ. Есть разные способы реакции родителей.
- Родители с сильным чувством вины. Они переживают чувство вины и находят виноватых: акушера-гинеколога, который не провел вовремя дополнительных тестов и не назначил специальные анализы; наследственность мужа — жены (влияние бабушек-дедушек); врачи в роддоме и т. д. Все это анализируется, переживается, определяется степень виновности. Самому ребенку в подобной ситуации тоже может «достаться» — это же он «виноват» в том, что проблема существует!
- Ответственные родители. Им то же грустно, страшно. В первую очередь за ребенка, за его счастье и успешность в жизни. Но теперь, когда они вынуждены встретиться с проблемой лицом к лицу, эти родители разбираются с ситуацией. Они обследуют ребенка. Они следят, чтобы ребенок пил назначенные лекарства. Они занимаются с ним, они выясняют все, что известно на сегодняшний день о проблеме их ребенка и способах решения, адаптации и компенсации. Они получают помощь консультантов и организуют дома время и пространство так, чтобы их ребенок мог научиться тому, что позволит ему быть успешным в жизни, несмотря на имеющиеся трудности.
При первом способе реакции на проблему вспышки гнева, в результате которых происходит разрядка накопившегося негатива, чередуются с приступами самобичевания и жалостью к ребенку. Но родитель, как взрослый человек несет ответственность за свои эмоциональные реакции, действия, поведение и может исправлять допущенные ошибки. Так же взрослый осознает и признает то, что многое в этой жизни — вне пределов его возможностей. Поэтому, когда появляются проблемы, он выбирает, что будет делать — страдать и искать виноватых, смиряться и терпеть или менять то, что менять то, что возможно. То есть, противоположным чувством вины является ответственность. В итоге, именно родители «второго типа» реагирования получают закономерный отличный результат, максимально возможных в их условиях. У них, как у семьи, и каждого родителя по отдельности есть серьезный повод для радости, гордости, уважения к себе, а так же, что очень важно — полученный опыт успешного преодоления трудностей, который бесценен.
Таким образом, важной составляющей коррекционо-развивающей работы является формирование пространства родительских инициатив — за счет этого у родителя формируется ощущение постоянного продвижения, роста и тогда будут замечены не только глобальные позитивные моменты, но и продвижение в нюансах. Специалистам важно акцентировать внимание на продуктивных шагах, найденных удачных способах взаимодействия родителей с ребенком — это поддерживает и подкрепляет все позитивные сдвиги в родительской позиции и поведении.
В заключение возможно привести ресурсные рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ:
- Ставьте цели и отмечайте результат. При воспитании ребенка с ОВЗ часто результат всегда меньше, чем хотелось бы родителям. Поэтому важно ставить конкретные цели и с ними соизмерять результат. Бессмысленно ставить глобальную цель и пытаться «исцелить ребенка», но всегда можно более конкретными и маленькими действиями изменить самочувствие тем самым сделав себя и ребенка немного счастливее (например, пройдя курс реабилитации и соблюдая рекомендации специалистов по организации жизненного пространства).
- Трезво оценивайте ресурсы. Выстраивайте границы, сохраняя свой внутренний ресурс, свою свободу действовать так, как считаете для себя возможным. У каждого из нас есть «особые» качества — работоспособность, воля, умение учиться, слушать и понимать. У каждого эта способность своя, но мы знаем, что она есть и в трудную минуту на нее полагаемся. Важно увеличивать количество этих точек опоры, то есть, расширять свои возможности. Тогда мы становимся менее зависимыми от обстоятельств и более свободными в выборе средств.
- Будьте внимательными к себе. Быть родителем и никогда не уставать, не испытывать негативные эмоции невозможно. Реальная оценка своих возможностей позволяет беречь силы и эффективно использовать ресурсы. Родители ребенка с ОВЗ рано или поздно сталкиваются с эмоциональным истощением (накапливается усталость, возникает желание «все бросить»). Нужно обращать внимание на эти чувства и искать пути их преодоления. Например, очень помогает поддержка единомышленников (группы родителей). Или разделение ответственности и взаимная поддержка членов семьи.
Таким образом, при воспитании ребенка с ОВЗ родители могут испытывать разные эмоциональные реакции. Но вопрос здесь не в спектре эмоций, а в возможных вариантах решения вопроса, который вызывает эти эмоции (например, чьей помощью воспользоваться, как выстроить границы, как сохранить время для себя). Если решения найдены, трудности и связанные с ними эмоции станут поводом для радости и уважения к себе.
Конечно, в большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно адекватно оценить возможности ребенка и ситуацию, что может вызывать чувство вины. Поэтому сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей. Если семья выступает как объект помощи, а не активный участник процесса воспитания, то родитель может перекладывать ответственность за развитие ребенка на специалистов, что усиливает чувство вины и снижает внутреннюю мотивацию родительского вклада.
Родители, сотрудничая со специалистами способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые методы обучения, воспитания своего ребенка. А специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей — родителей. Таким образом, особо хочется подчеркнуть, что выстраиваемая помощь ребенку с ОВЗ в коррекционной парадигме не должна лишать родителей инициативы как одной из мер профилактики чувства вины.
Литература:
- Бурмистрова Е. В. Семья с «особым» ребенком: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образования. — 2008. — № 4(17). — С. 81–86.
- Кузьмина А. А. Особенности процесса психотерапии семей с детьми, имеющими особенности развития, в контексте работы горя // Современная психология — Казань: Бук, 2016. — С. 32–35.
- Лукьянченко Н. В. Возможности прикладной социальной психологии в оптимизации работы служб сопровождения (на примере взаимодействия с родителями детей, имеющих особенности развития) // Социальная психология и общество. — 2015. –Т.6. -№ 2. — С. 117–131.
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
- Трэд П. Различные направления. Предупреждение изменений в развитии отношений мать-ребенок и значение этого феномена в терапии // Мать, дитя, клиницист / под ред. Г. Виззиелло, Д. Штерн. — М., 1994.- С. 173–183.
Ключевые слова
чувства, ресурсы, вина, гармонизация психологического семейного климата, уровень сплоченности, родители с чувством вины, ответственные родителиПохожие статьи
Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка
Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...
Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...
Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом
В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.
Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе
Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Современные отцы и матери
В данной статье рассматривается важность воспитания ребенка в полной семье, стремящейся к созданию доброжелательной эмоциональной обстановки в доме между всеми ее членами, с целью формирования в нем психологически здоровой личности.
Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями учащихся
Взаимодействие с родителями учащихся является ключевым фактором для успешного обучения и развития ребенка. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы такого взаимодействия, включающие понимание и уважение потребностей, интересов и особе...
Оказание социально-психологической помощи молодым матерям
В статье анализируется процесс психологического принятия женщиной социальной роли матери до рождения ребенка и в первый год после родов, приводятся результаты исследования психологических изменений у молодых мам, проявляющихся по мере осознания женщи...
Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...
Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников
В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...
Похожие статьи
Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка
Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...
Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...
Позитивная личностная трансформация родителей детей с ОВЗ через совместную работу с учителем-дефектологом
В статье автор раскрывает особенности взаимодействия учителя — дефектолога и родителей детей с ОВЗ, их личностную трансформацию по принятию своего ребенка и социализации всей семьи в целом.
Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе
Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...
Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе
Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...
Современные отцы и матери
В данной статье рассматривается важность воспитания ребенка в полной семье, стремящейся к созданию доброжелательной эмоциональной обстановки в доме между всеми ее членами, с целью формирования в нем психологически здоровой личности.
Психолого-педагогические основы взаимодействия с родителями учащихся
Взаимодействие с родителями учащихся является ключевым фактором для успешного обучения и развития ребенка. В статье рассматриваются психолого-педагогические основы такого взаимодействия, включающие понимание и уважение потребностей, интересов и особе...
Оказание социально-психологической помощи молодым матерям
В статье анализируется процесс психологического принятия женщиной социальной роли матери до рождения ребенка и в первый год после родов, приводятся результаты исследования психологических изменений у молодых мам, проявляющихся по мере осознания женщи...
Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...
Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников
В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...