Автор: Дегтерева Ирина Ивановна

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 08.12.2016

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Дегтерева И. И. Методика формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках обучения грамоте по УМК «Школа России» // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 28-29. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1712/ (дата обращения: 19.02.2018).



Методологической основой учебников системы «Школа России», в том числе и Азбуки, является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь — научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. Это достигается на уроках обучения чтению и письму, где я делаю опору на проблемно-поисковый метод обучения, на организацию проектной деятельности, на применение ИКТ-технологии.

Формирование у первоклассников УУД, необходимых для дальнейшего учебного процесса, способствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Учебник В. Г. Горецкого «Азбука» позволяет решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.

В соответствии с требованиями ФГОС не только изучение каждого раздела, но и каждый урок должен начинаться с целеполагания.

На этапе организационного момента, когда необходимо подготовить учащихся к работе, ставлю конкретную цель: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность

Важно обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность; я на своих уроках использую разрешении проблемной ситуации: разгадывание ребусов, таких игр «Найди одинаковый звук в словах» и др. Это ставит ребенка в положение первооткрывателя и повышает его мотивацию к усвоению материала урока.

На этапе введения в тему урока стараюсь подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества, формирование познавательных и регулятивных УУД). «Как вы думаете, что мы будем обсуждать на уроке? Какова наша учебная задача? Как же может звучать тема урока?»

Довольно часто я использую такой метод как лингвистический эксперимент: «Измени слово окуни так, чтобы в конце был согласный звук?», «Как мишку превратить в мышку?» на этом этапе учащиеся самостоятельно решают поставленную учителем задачу.

В начальной школе у ребенка должно сформироваться умение познавать и исследовать окружающий мир. Обучение поиску информации при работе по «Азбуке» носит первоначальный и основополагающий характер. На полях учебника с помощью соответствующего значка детям предлагается использовать толковый словарь. Такие задания помогут детям понять, что знания содержатся не только в учебнике, но и в других изданиях. Эта работа поможет учащимся осознать необходимость запоминания русского алфавита. Т. е. использование школьного толкового словаря способствует формированию у детей такого познавательного УУД, как поиск и выделение необходимой информации.

В конце букварного периода мы выполняли два исследовательских задания: об истории воздухоплавания и авиации и об истории флота. Те дети, которые только научились читать, эти задания выполнили, добывая информацию с помощью опроса взрослых, а дети, читающие хорошо, использовали информацию из детских энциклопедий.

Учебно-информационные умения обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся, в том числе и моделирование, и умение работать с текстом как источником информации.

Освоение первых шагов способа моделирования представлено в заданиях, через которые учащиеся осваивают особенности моделирования, а именно:

– преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.

– Уметь составить схему, значит уметь: разделить объект на части;

– располагать части в определенной последовательности;

– определять связь между частями;

– оформлять графическое изображение.

При создании различного типа моделей очень важно определить, какая информация должна быть включена в модель (звуки, слова, жанр, тема и др.), какие средства (символы, знаки) будут употребляться для каждой выделенной составляющей текста, какие из них должны иметь одинаковую символику (звуки — «квадратики», слова — «прямоугольники»), а какие― различную (твердый согласный — синий цвет, мягкий — зеленый, сказка-«круг», стихотворение — «треугольник»).

Одним из важнейших общеучебных умений, формируемых на этапе начального образования, является умение работать с текстом как с источником информации.

Для формирования и развития умения учащихся структурировать информацию, учитель должен научить их анализировать отдельные сюжетные линии, выделять существенные моменты и главные ключевые слова, находить причинно-следственные связи между ними и осуществлять последовательное объединение всех этапов события

В заключение хотелось бы отметить, что период обучения грамоте является одним из самых трудных этапов, т. к. дети получают первые сведения о родном языке, литературе, получают практические навыки. В этот период необходимо использовать разнообразные виды работ, которые нацелены на общее развитие школьника

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Р. Ф. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с.
  2. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. — 2010. — № 9. — С. 10.
  3. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 11. — С. 59.
  4. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» — журнал «Начальная школа» № 1/2012., с.26
Основные термины (генерируются автоматически): учебных действий, универсальных учебных действий, обучения грамоте, уроках обучения, уроках обучения грамоте, «Школа России», регулятивных универсальных учебных, Методика формирования познавательных, уроках обучения чтению, успешному обучению учащихся, усвоению материала урока, Начальная школа, УМК «Школа России», период обучения грамоте, урока высокий уровень, формулированию темы урока, этапе начального образования, предметных учебных действий, развития умения учащихся, этапе организационного момента.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос