Библиографическое описание:

Миненко К. С., Воронцова Н. В., Щепотьев А. В. Социальная и личностная идентификация в условиях глобализации // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 11-12.



Современное общество столкнулось с набирающим силу процессом мировой глобализации. Тенденция глобализации опирается на экономические аспекты интеграции, в т. ч. процессы принудительной интеграции [6,7]. Отношение к процессам глобализации различно: как позитивное, так и негативное, однако сам процесс глобализации набирает обороты. Многие социологи высказывают мнение о том, что данный процесс грозит стиранием таких понятий как личность и индивидуальность, а впоследствии и уничтожению социальной структуры общества [3].

Термин «идентичность» имеет широкий спектр применения. Его используют в таких науках как этнология, психология, культурная и социальная антропология. Данное понятие обозначает понимание человеком своего места в социокультурном пространстве, осознание им своей принадлежности, к какой-либо общественной группе.

Исходя из этого, идентификация определялась как вершина социализации человека, когда он понимал свою культуру и отождествлял себя с ее ценностями, понимал свое место в истории. Таким образом, он мог ответить на вопрос: «Кто он такой? Кем является?»

Между тем, глобализация как раз призвана стереть границы различий между людьми и их общественными структурами. Она выдвигает отношения людей выше национально-государственного уровня. Таким образом, расширяется понятие общности. До этого самыми большими общественными объединениями, звеном которых ощущал себя человек, были нация, государство, народ. Глобализация разрушает данную систему и тем самым ставит под угрозу человеческую идентичность и условия ее формирования [2].

Идентификация и процессы, связанные с ней, играют значимую роль в жизни человека как личности. Благодаря идентичности человек в какой-либо степени отличается от других людей, но также с помощью нее объединяется в социальные группы с другими людьми по схожим целям и интересам:

‒ благодаря идентификации человек не так сильно зависим от общения с обществом в лице других людей;

‒ идентификация вырабатывает у человека возможность отождествлять себя с какими-либо ценностями, интересами, идеалами, то есть вырабатывается система социально значимой ориентации;

‒ идентификация позволяет человеку реализовать свои потребности в приобщении к истории, понимании себя как части исторического процесса;

‒ с помощью идентификации человек постигает коллективные сущности социума, которые обеспечивают его потребность в материальных интересах и духовных основах;

‒ благодаря идентификации человека преодолевает бездуховность — свое одиночество в себе самом. Он начинает ощущать смысл своего существования, наполняя его ценностями и святынями, которые по своему значению намного превосходят смысл биологического существования [4,5].

Мы считаем, что, когда человек обретает смысл своей жизни, вместе с ним он приобретает и духовную устойчивость.

Идентификация человека, или личностная идентификация, имеет серьезную проблематику.

Особенно остро она возникает в период больших социальных потрясений, кризисов, когда общество находится в состоянии стагнации (или даже деградации), когда происходит переосмысление, распад ценностей. Известный социолог Эмиль Дюркгейм дал таким процессам определение «аномия». Достаточно свежий пример данного процесса для Российского общества- это начатая М. С. Горбачевым перестройка и последовавший за ней распад СССР, в итоге — уже второе поколение людей живет в состоянии кризиса идентификации.

В результате, по нашему мнению, это приводит к разобщенности людей, отказу от участия в политической деятельности, отстаивания своей гражданской позиции. Все это отрицательно сказывается как на обществе, так и на человеке, общество становится более жестоким по отношению к отдельному человеку, в результате чего увеличился рост числа самоубийств, так как человек не мог выдержать такого психологического давления, сам же он начинает искать свою идентичность в принадлежности к нелегальным, а иногда и противозаконным организациям. Отсутствие нравственности и моральных ценностей приводят к асоциальному образу жизни человека.

Но, говоря о проблематике идентификации, не нужно забывать, что помимо личностной идентификации существует и коллективная. Данный процесс протекает на уровне социума (группы, общности), который, в свою очередь, представлен определенными субъектами (семья, род, племя, народность, нация).

Естественно, что процесс коллективной и индивидуальной идентификации тесно взаимосвязаны. Как социум влияет на отдельного человека, так и человек может влиять на общество в целом.

Идентификация неразрывно связывает человека и общество с историей, которая превращает их в ее важнейшее звено. История делает человеческую жизнь более осмысленной и стабильной, связывая ее со смыслами социального целого, с его коллективными сущностями.

Так, человек приобщается к обществу через связь с коллективными сущностями своей истории и культуры. Разрушение коллективных сущностей и связанных с ними социальных связей — вот, что лежит в основе обострения кризиса идентичности. В итоге, когда рушатся идентификационные основы общества в истории, рушится само общество, деградирует его культура.

Там, где рушатся связи, соединяющие коллективные сущности в единое целое, рушится и социальная целостность, а в нем и сам человек. Дело в том, что общество сохраняет себя до тех пор, пока люди, его составляющие, связывают себя с духовными основами его существования в истории. И как только разрывается связь между людьми и обществом по критериям его коллективных сущностей, оно распадается.

В то же время, вне идентичности человеческая жизнь склонна к фрагментации и проживанию через секунду несвязанных эпизодов, в которых теряются сами смыслы существования. Утрата смыслов бытия в глубинах человеческой души, завершая распад данной культуры и духовности в душе человека, ускоряет распад общества.

Когда мы теряем идентичность, мы становимся людьми неидентифицируемой истории, культуры и духовности, следовательно, теряем ощущение живой общности людей, объединенных общими коллективными сущностями, несущими в себе смыслы для того, чтобы жить и чтобы умереть. В современной России происходит радикальное сужение пространства общих ценностей и святынь, выделяется все больше людей, находящихся во все большей духовной дистанции от России, живущих не из самого сердца своей истории, культуры и духовности, из периферии чувств.

Возможно, таким станет наше общество, если глобализация достигнет своей цели. Мы, скорее всего, потеряем нашу идентичность, а значит, перестанем быть самим собой, это ведёт к потере жизненной энергии, творящей человека, а через него и мир его культуры и истории. И здесь уместно вспомнить слова известного Российского историка В. О. Ключевского: «Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего!".

Именно поэтому вопросы идентификации личности в современном мире очень важны в процессе образования на любой стадии обучения и воспитания человека. Процессы глобализации имеют определенные позитивные аспекты, однако они могут приводить к снижению индивидуальности личности.

Очень важно в современном цивилизованном обществе воспитывать и поддерживать в людях индивидуальность, и тогда общество получит много талантливых, умных людей, которые будут способствовать развитию здорового общества.

Литература:

  1. Волова Л. А. Социокультурная интеграция и идентификация в условиях глобализации общества. // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2012. — № 3. — с. 244–251.
  2. Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. — М.: Прогресс-Традиция. — 2011. — 1024 с.
  3. Михайлов В. А., Буянов В. С. Глобализация: учебник. — М.: РАГС. — 2008. — 543 с.
  4. Пузько В. И. Кризис идентичности личности в условиях глобализации. // Философия и общество. — 2007. — № 4 (48). — с.98–114.
  5. Салихов Г. Г. Проблема идентичности в условиях глобализации. // Век глобализации. — 2011. — № 1. — с. 122–129.
  6. Щепотьев А. В. Принудительная экономическая интеграция. // Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России в XXI веке». — Пенза: Приволжский дом знаний. — 2004. — с. 19–22.
  7. Щепотьев А. В. Денежное обращение при принудительной экономической интеграции. // Соломоново решение: финансово-правовой вестник. — 2005. — № 1. — с. 57–59.
Основные термины (генерируются автоматически): условиях глобализации, коллективными сущностями, личностная идентификация, жизни человека, процессом мировой глобализации, условиях глобализации общества, процессам глобализации, процесс глобализации, коллективные сущности, Тенденция глобализации, коллективных сущностей, идентификации человека, вершина социализации человека, угрозу человеческую идентичность, Век глобализации, состоянии кризиса идентификации, Процессы глобализации, образу жизни человека, Кризис идентичности личности, обострения кризиса идентичности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов