В условиях реформирования системы профессионального образования, перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты, социально-экономической и геополитической ситуацией, связанной с известными событиями, особенно важным становится уровень качества кураторской работы с разновозрастным контингентом обучающихся.
Вопросы воспитания в педагогической науке и педагогических профессиональных сообществах являются достаточно актуальными и, как ни странно, на протяжении столетий со времен Я. А. Коменского- дискуссионными. В современной педагогической науке- учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, монографиях, научных исследованиях изложены различные концепции воспитания и воспитательной деятельности.
Кураторство -— ответственный и социально-ориентированный вид деятельности, требующий максимального времени по принципу «удели внимание всем и каждому», в том числе через свою учебную дисциплину (УД), междисциплинарный курс (МДК), профессиональный модуль (ПМ), учебную практику (УП).
Монопедагогика, т. е. когда педагог несёт (выполняет) учебную нагрузку согласно тарификации по одной УД (МДК, ПМ, УП) встречается реже, за исключение общеобразовательных, общепрофессиональных УД и УД социально-гуманитарного цикла, где на одну ставку «набирается» нормативное количество учебных часов. В основном коллеги в полипедагогическом формате выполняют свою работу, стараясь качественно обеспечить учебно-методическим комплектом, а значит получить качественные ожидаемые (планируемые) результаты.
Совмещать собственно педагогическую нагрузку и работу куратора в таких обстоятельствах бывает затруднительно, что зависит от множества причин: — состояние здоровья педагога; — наличие своих несовершеннолетних детей; — сложность содержания УД, МДК, ПМ, УП, соответственно, предполагающего дополнительное время подготовки (трудоёмкость); — разнородный (контрастный) социальный состав академических учебных групп; — совмещение с административными функциями (список не является исчерпывающим).
В методике организации и проведения семинара-карусели (форма практического занятия для вуза, но адаптация под СПО допустима) содержится достаточно интересная идея, которую проработав можно «переложить» на процесс организации и ведения учебно- кураторской деятельности и, получим некий феномен под названием «кураторская карусель».
При обучении (база 11 классов) три года по специальностям предлагаем следующую модель кураторства, исходя из требований ФГОС, качественных и количественных показателей преподавательского состава и других факторов, в частности:
- Преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла «разбиваются» на два семестра (полугодия) I курса обучения.
- Преподаватели дисциплин общепрофессионального (ОП), социально- гуманитарного (СГ) циклов также могут быть «разбиты» на два семестра (полугодия) II курса обучения.
- Третий курс «богат» МДК, ПМ, УП, соответственно, преподаватели спецдисциплин (как ранее именовались) берут «бразды управления» на поприще воспитания в свои руки.
Те преподаватели, работающие на дисциплинах, которые преподаются весь курс обучения «выводятся» в категорию дежурных («сквозных») кураторов на случаи замены (при увольнении или других перемещений работников, отказа по объективным причинам от кураторства).
Конечно, нельзя не учитывать тот факт, что учебные планы ежегодно меняются структурно и содержательно, какие-то УД ОП, УД СГ сокращаются или встраиваются в МДК в виде разделов, увеличивается (сокращается) количество МДК в ПМ.
Тем не менее воспитательная работа, управление воспитательным процессом как на уровне академической учебной группы, на уровне отделения (факультета) и в целом образовательного учреждения среднего профессионального образования должна оставаться системной на принципах непрерывности.
Итак, предлагаем на каждом курсе (на каждое полугодие) назначать нового куратора, оставляя резерв из «сквозных» преподавателей, которые обучают весь срок обучения фактически одних и тех же обучающихся по нарастающей.
Преимущества такого подхода к организации системы кураторства в ОУ СПО прогнозируем в следующем:
- Каждый педагог привносит воспитательный потенциал, обогащая предметной областью своей УД, МДК, ПМ, УП.
- Сведения о родителях (законных представителях) регулярно обновляются, так как вновь назначенный куратор обязан установить прямую связь и поддерживать обратную.
- У всех педагогов отделения (факультета) к концу обучения об обучающемся «полная картина дня». Как воспитали? Кого воспитали? То есть данные для анализа: «исходное» состояние — «конечное» состояние субъекта образовательного процесса. Можно (нужно) найти точки для корректирующих (предупреждающих) действий. Здесь же, соответственно, коллеги корректируют (дополняют, изменяют) свои Планы учебно-воспитательной работы (ПУВР).
- Обучающиеся находятся в режиме «ожидание» при смене куратора. Некая пауза, которой необходимо умело воспользоваться (различные методы, включая сплочение академической учебной группы, например).
- Работая на «своей» группе педагог так или иначе находится в режиме «контроль». Обучающиеся об этом знают и, как правило, подтягивают «хвосты», меньше пропускают без уважительных причин.
- Педагог и обучающиеся всё полугодие (или год) пребывают в воспитательном пространстве. Легче реализовывать внеучебную деятельность (олимпиады, конкурсы, акции, форумы и пр.), в т. ч. выездные;
- Ребята «не брошены»: условно «История» (при всём уважении к УД и коллегам) только на I курсе. А потом … «мы не видим куратора месяцами (?), только переписка в соц.сетях…».
- Активизируется учебно-исследовательская (проектная) деятельность. В достижениях своих ребят педагоги заинтересованы больше и обучающиеся, в основной массе, это понимают. Главное разработать чёткий алгоритм (инструментарий) работы.
- Планы учебно-воспитательной работы более разнообразны и насыщенны, хотя не выходят за рамки направлений деятельности, потому что повторять мероприятия (содержание) не допускается. То есть каждый педагог, знакомясь с ПУВР коллеги, находит «изюминку», которую можно дореализовать.
- Обучающиеся (курируемая группа) находятся в равных условиях («любимчики» и «плохиши» не успевают появиться), что значительно оздоравливает морально-психологический климат в учебном коллективе.
- Педагог понимает ограниченность продолжительности кураторства (полугодие или год) поэтому работает намного продуктивнее чем, когда- «ещё всё впереди».
- Постоянное совершенствование мастерства педагога.
- Почти нет проблемы выбора кандидатуры на педагогический конкурс (конкурс педагогического мастерства) «Лучший куратор» (в зависимости от номинаций).
Перечень преимуществ не является исчерпывающим, но недостатки такой системы кураторства также имеют место быть, в том числе:
- учебные группы разные по составу, поэтому выбирать получше не получится, если кто-то привык, если уж брать кураторство, то только «тихих-спокойных»;
- недобросовестность коллег (принцип «после меня — хоть потоп»), полугодие закончится, а там будет другой куратор…Заблуждение, конечно;
- возможные конфликты: межличностные, внутриличностные (латентные) из-за неприятия нового куратора. Где-то педагогическая ошибка, с ней надо будет работать;
- проблемы поколений педагогов. Переход учебной группы от куратора/молодого специалиста к куратору/стажисту и наоборот. В помощь «Школа молодого педагога», наставничество в системе «педагог-педагог»;
- нежелание последующего куратора исправлять ошибки (недоработки) предыдущего. Да, такое возможно. Вопросы педагогической культуры, этики — обучающиеся вне зоны. Не они — для нас, а мы — для них;
- педагогу-гуманитарию сложнее с ребятами после педагога-технаря и наоборот. Обучающиеся отчасти привыкают к стилю руководства учебной группой. Необходимо постараться обеспечить «бесшовный» переход;
- вовлеченность коллег в кураторство. Принудительно заставить взять кураторство нельзя, причем причины у коллег могут быть очень уважительные (данный список, как и предыдущие, не является исчерпывающим).
Безусловно, преимуществ больше. Педагог-предметник и он же куратор воспитывает через свои УД (МДК, ПМ, УП).
С целью изучения вопроса «изнутри» нами разработана небольшая анкета (на 10 вопросов), анализ которой позволяет выявить отношение педагогов к реализации «карусельной» идее в целом, доработать отдельные положения и опробировать в пилотном варианте данный подход.
Таким образом, эффективное решение поставленных целей и выдвижение сформулированных задач для достижения целей воспитания, независимо от сроков обучения, специальности или рабочей профессии (в этом случае возрастает роль мастера производственного обучения, в первую очередь), в том числе, в планах учебно-воспитательной работы кураторов, во многом зависит от правильной организации системы данного процесса с учетом резервов (ресурсов в широком понимании), вероятно, неиспользованных предыдущим куратором академической учебной группы.

