Вопросы реализации профессионально-воспитательных ценностей во внеучебной деятельности вуза качественно меняют и расширяют профессиональные функции преподавателя высшей школы. Модернизация образования, проходящая в стране, требует существенно повысить эффективность и качество воспитательной работы со студентами как приоритета высшего профессионального образования с учетом основных положений Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) и требований нового образовательного стандарта. В этих условиях очевидной становится роль воспитания как исторически обусловленного объективно — субъективного процесса совершенствования человека и человеческого общества.
Воспитание в период обучения в вузе становится существенным этапом социализации личности, когда молодые люди проходят сложные этапы личностно-профессионального самоопределения, связанные с выработкой собственной жизненной позиции, определением отношения к миру и своей жизни. Современное студенчество является особой социальной категорией, специфической общностью, объединенной общей деятельностью, связями и отношениями, мотивами, интересами и потребностями в учреждениях высшего образования. Соответственно, от высших учебных заведений требуется качественно новое осмысление вопросов воспитания студентов, создания условий для успешного развития, саморазвития и эффективной самореализации студенческой молодежи, ресурсного обеспечения.
В современных педагогических реалиях важными ресурсом воспитания студентов является эффективная деятельность куратора академической группы. Сегодня преподаватель вуза во внеучебной деятельности это и куратор студенческой группы, и координатор деятельности студенческих общественных объединений, и разработчик совместно со студентами инновационных проектов, программ, и наставник студентов в их индивидуальном профессиональном и личностном самоопределении, и художественный руководитель студенческих объединений и студий, и организатор значимых вузовских событий. Однако, опыт практической деятельности в вузе позволяет отмечать, что часто функция куратора студенческой группы высшего учебного заведения сводится лишь к организационной работе: сообщить вовремя необходимую информацию, оказать помощь в выборе старосты и т. д., либо вообще отсутствует. Иногда у преподавателей имеет место установка на то, что студент — взрослый человек, что приводит к не пониманию деятельности куратора во многообразии его ролей. В следствии чего не создаются условия для развития личностных качеств, определения мотивов и потребностей деятельности студентов, появления дружеских связей и отношений, становления субъектной позиции. Все эти недостатки приводят к неполному использованию воспитательных возможностей учебной группы и вуза для развития и саморазвития личности студента. Очевидно, что существующая система кураторства в большинстве случаев носит формальный характер. В связи с этим следует выделять и рассматривать новые подходы к совершенствованию деятельности кураторов, направленной на создание условий для осуществления воспитания студенческой молодежи. Новые роли куратора должны носить характер органического взаимодействия со студентами, демократических отношений, общности интересов и результатов совместной деятельности. Такой подход расширяет рамки основной профессиональной функции преподавателя, она дополняется воспитательной функцией и становится одним из показателей становления личностно-профессиональной позиции вузовского преподавателя.
В представленной статье рассматриваются функции куратора студенческой группы, который в современных условиях как субъект основного профессионального образования, предстает во многообразии ролей, статусов, расширяющих его сферу неформальной субъектной деятельности.
Вся история развития высших учебных заведений в зарубежной и отечественной системе высшего образования показывает, что кураторы — «попечители» (от лат. «сиrаtоr» — попечитель) практически всегда работают в вузе со студентами, хотя следует отметить, что вместе с происходящими изменениями в высшем образовании изменяется их статус, обязанности, и содержание деятельности.
Исследователи истории педагогики отмечают, что одним из первых документов высшей школы Российской Империи, в котором регламентировалась деятельность кураторов являлась инструкция для Томского технологического института. Данный документ был утвержден в 1903 году Императором Николаем II, в нем указано, что «…в обязанности куратора входит ходатайство перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов. А также забота об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, в том числе, устройство научных и литературных кружков, кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организация студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, помощь студентам при искании дешевых и здоровых квартир». [4.] Инструкция длительное время была одним из основных документов, которые регламентировали деятельность кураторов в университетах России. В дальнейшем в истории развития высшего образования в России прошел значительный и разнообразный путь, в котором было и забвение, и активное возрождение кураторской работы в высших учебных заведениях. Особенно значительной формой воспитательной работы кураторство становится в 50-е годы XX столетия. Куратор назначается в каждую академическую группу с первого по пятый курс и становится помощником администрации вуза, факультета, кафедры в работе со студентами. Основу деятельности кураторов в этот период составляла информационная и посредническая функция, а также контрольная за учебной деятельностью студентов, особенно на младших курсах. Демократические преобразования, произошедшие в России 90-х годах прошлого столетия, изменили взгляд на куратора академической группы и его роль в студенческой жизни. Появились вузы, которые отказались от института кураторства как устаревшего, считая студента молодым взрослым человеком, способным самостоятельно решать проблемы обучения, особенно выделялись негосударственные вузы. В новых вузах было принято решение о сохранении кураторства лишь на первых курсах, а на старших курсах достаточно лишь одного консультанта — преподавателя курса, поскольку многие преподаватели являлись совместителями, фактически работающими в государственных вузах. Стало бытовать общепринятое мнение, что куратор необходим только на первых курсах как опекун для оказания помощи первокурсникам в адаптации к обучению в вузе. Однако в настоящее время в связи с определением воспитания как приоритета высшего профессионального образования роль куратора и круг его задач расширяется.
Воспитательная система современного вуза, включает в себя деятельность кураторов, как определенную воспитательную подсистему, представляющую собой совокупность различных видов деятельности, форм, методов и средств организации, позволяющих реализовать разные стороны воспитания студентов. Эта работа строится в соответствии с основной целью высшей школы, в «Законе об образовании в РФ» (2012г.) отмечается «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». [7.ст.69гл.8] Соответственно целью воспитания является формирование и развитие, прежде всего Человека — творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания.
В законе ст.2 гл.1 воспитание определяется как органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах, семьи, общества и государства. [7.] Понимание данного определения как методологического ключа позволяет выделять деятельность куратора академической группы, как деятельность, направленную на развитие личности и создание условий для развития, самоопределения и самореализации студента. Отмечаем, что деятельность куратора студенческой группы, это педагогическая деятельность, направленная на помощь студенту в обретении самого себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации. В этой связи деятельность куратора можно рассматривать как индивидуальное педагогическое влияние на личность студента, направленное на оказание помощи в решении его личностных проблем, связанных с успешной учебой, деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением. Для успешности такой деятельности необходимо понимание ее системности, с конкретными направлениями содержания, вытекающими из целевых и концептуальных позиций вуза, ориентированных на подготовку специалиста.
Воспитательная работа в вузе — работа творческая и перенос функций прямого управления-руководства не совместим с ее спецификой, понимание и выделение ее в системе, как целостного социального организма, позволяет рассматривать куратора студенческой группы — преподавателя вуза, как одного из ее субъектов. Именно реализация субъектной специфики куратора позволяет определить его взаимодействие со студентами как процесс позитивного взаимовлияния всех и общий результат содержания деятельности на базе общепринятых ценностей. Куратор как участник этого взаимодействия в реальной совместной деятельности со студентами, выступая его субъектом, проявляет творчество, активность, профессиональную позицию профессиональные знания, умения и компетенции, позитивное влияние.
Современное понимание и классификация кураторства в отечественной высшей школе, выделяемое в публикациях Гришаева О. В., Зелеевой В. П., Кучеровой И. Л., Щербаковой М. В. представляет несколько кураторских типов. [2; 3.] Выделенные типы имеют свои определения, в которых выделяется одна из доминирующих ролей и функций, характеризующая деятельность куратора. Рассматриваются следующие типы: куратор — информатор, куратор- организатор, куратор-психотерапевт, куратор-родитель, куратор- приятель, куратор — беззаботный студент, куратор-администратор. На наш взгляд в деятельности куратора студенческой группы требуется объединение функций, таких как информационная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная), творческая. Выделение общих функций деятельности современного куратора, будет способствовать определению направлений и содержания деятельности куратора, а так же очерчивать формы и виды совместной со студентами деятельности. Каждый вуз в современной ситуации формирует свой комплекс функций кураторов студенческих групп с приоритетом воспитания, индивидуальной поддержки и содействия личностному развитию студентов. Так в Бурятском государственном университете в «Положении о кураторе академической группы» выделены следующие функции:
- «Совместно с профессорско-преподавательским составом и активом группы куратор участвует в организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов.
- Куратор знакомит студентов с организацией учебного процесса в университете, с основными нормативными документами и положениями, с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности.
- Куратор информирует студентов о режиме работы библиотеки, кружков, секций, творческих коллективов, подразделений социального блока университета и т. д..
- Куратор способствует адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, культурному, физическому и творческому совершенствованию.
- Куратор направляет усилия на создание организованного сплоченного коллектива в группе, ведет работу по формированию актива группы.
- Куратор способствует формированию профессиональной ориентации, мотивации к будущей деятельности специалиста, развитию интереса к избранной профессии
- Куратор оказывает помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействует привлечению студентов к трудовой, научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления.
- Совместно с органами студенческого самоуправления участвует в организации коллективного досуга студентов, в привлечении студентов к активному участию в интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятиях университета.
- Куратор информирует руководство о состоянии учебного процесса в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов». [6.]
Выделенные функции имеют предметный, общий характер, но в тоже время детализируют деятельность начинающего куратора. Куратор, выполняя те или иные роли, расширяет возможности своих взаимодействий со студентами в воспитательном и учебном процессе, соответственно его функции усложняются. Выделяются следующие общие функции кураторов: социально-педагогическая, научно-методическая, организационно-воспитательная, коммуникативно-рефлексивная и аналитико-диагностическая. Несомненно, наличие этих функций требует серьезного совершенствования профессионально-педагогической компетентности куратора.
Таким образом, можно отметить, кураторство — одна из профессиональных функций вузовского преподавателя, связанная с его личностно-профессиональной позицией. Проявление профессиональных функций в работе куратора требует серьезного акцента на мировоззренческую и технологическую составляющую деятельности, от которой напрямую зависит развитие личности студента и ее социально значимых качеств. От куратора требуется учет гуманистических основ взаимодействия со студентами и отношение преподавателя к себе как к участнику воспитательного процесса, т.е субъекту воспитания и носителю профессионального знания. Считаем необходимым выделить следующие профессиональные качества, которыми должен обладать куратор как преподаватель высшей школы: педагогическая эрудиция; педагогическое целеполагание; педагогическое (практическое и диагностическое) мышление; педагогическая интуиция; педагогическая наблюдательность; педагогический оптимизм; педагогическая находчивость; педагогическое предвидение; педагогическая рефлексия. Необходимо выделить в работе кураторов такие виды деятельности, как консультирование и наставничество. Консультирование занимает важное место в процессе организации и проведения социально ориентированной деятельности. Наставничество направлено на поддержку студентов непосредственно во время осуществления ими социально — значимой деятельности.
Профессиональная функция куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль деятельности куратора. Выделение кураторства как профессиональной функции вузовского преподавателя, ориентирует на изменение в программах подготовки по направлению «Педагогическое образование», включение в программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в базовой или вариативной части изучение дисциплин (модулей), способствующих получению профессиональных знаний, умений, формированию профессиональных компетенций и опыта кураторской деятельности. Особенно следует обратить внимание на специфику кураторской деятельности как индивидуально ориентированной и творческой деятельности. Поскольку в целом качественная кураторская деятельность в студенческой группе решает задачи становления личности студента как будущего специалиста — профессионала.
Литература:
- Гайдукова С. С. Формирование социально-организационной компетентности будущих педагогов во внеаудиторной воспитательной работе вуза: Автореф. дис…канд. пед. наук: -Краснодар, 2012.-22 с.
- Записная книжка куратора студенческой группы: методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О. В. Гришаев, М. В. Щербакова. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. — 134 с.
- Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl3_1_4.htm
- Мартынова М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства// Университетское управление. — 2004. — № 5–6. — С. 104–106.
- Методический календарь куратора: Методическое пособие / [Сост. В. В. Кугунуров, А. П. Платонова, Т. Д. Дьячковская, Н. М. Мельникова]. Учебно-организационное управление ЯГУ имени М. К. Аммосова. — Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2009.-68 с.
- Рогалева Г. И. Основы кураторской деятельности в вузе: учебно-методическое пособие./Г. И. Рогалева — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.- 98с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –М.: Омега.2013–134с.