В настоящее время основным содержанием многих профессий является сочетание умственной деятельности со сравнительно простыми двигательными операциям (работа на компьютерах, пультах управления). В этой связи возникает вопрос о взаимодействии частей системы «человек-машина», предоставляющей собой процесс сложного приспособления, основанного на свойстве пластичности нервной системы, т. е. способности ее приноравливаться к текущим потребностям момента.
Физкультура и спорт — это постоянное составляющая нашей жизни. С рождения человека учат ползать, сидеть, ходить. Почему же, научив его выполнять обычные, «бытовые» движения надолго останавливаются на достигнутом, хотя приводят с ребенком много времени. Только, спустя какое — то время начинают либо корректировать недостатки в физическом развитии ребенка, либо отдают его в престижную секцию. Для максимально эффективного гармоничного развития личности процесс физического совершенствования должен быть непрерывным. Иногда щадящим, но непрерывным. Организм должен требовать постоянного процесса.
Непосредственное воздействие умственного труда проявляется разнопланово. С одной стороны, малая двигательная активность способствует развитию процессов торможения в центрах коры больших полушарий и приводит к снижению тонуса центральной нервной системы. С другой стороны, умственное напряжение вызывает усиленный обмен веществ в головном мозгу: в состоянии возбуждения в работающих центрах мозг поглощает больше кислорода, повышается интенсивность ряда химических реакций, связанных с использованием сахара нервной тканью.
Многочисленными исследователями установлено, что основной причиной такого положения является незначительная мышечная активность (гиподинамия или гипокинезия). Она характеризуется нарушением биосинтеза белка в дифференцированных клетках, электролитных обменом, снижением механической прочности костной ткани к ударным ускорениям, в связи с усиленной элиминацией кальция влияет на ограничение адаптивных возможностей детренированного сердца и сосудов, на снижение активности кроветворных органов.
Биологическая природа человека требует от него мышечной активности. Физическая культура для всех является основой предупреждения заболеваний, и если она осуществляется ежедневно и круглосуточно по отношению к самому себе, то это делает существование человека полноценным.
Интересно отметить, что еще в XVIII в. огромная роль отводилась действию движения как профилактике заболеваний. Так, в 1764 г. первый русский академик анатом А. В. Протасов сделал доклад «О необходимости движения для сохранения здоровья», в котором отмечал, что движение человека — одно из самых важных средств предупреждения различных заболеваний. Вторя ему, французский ученый врач Тиссо писал: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения.
Многочисленные наблюдения показывают, что животные на воле за счет повышенной двигательной активности живут вдвое больше животных, живущих в неволе.
Двигательная активность является многосторонним фактором. Она обеспечивает развитие и сохраняет взаимодействие человека с природой за счет постоянной мобилизации резервных физиологических механизмов, используется для активизации резервных физиологических процессов (центральной и вегетативной нервной системы) за счет совершенствования компенсаторных возможностей организма,
Отсюда можно сделать вывод: жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность. Двигаясь, организм восполняет израсходованное и накапливает энергию.
Правильное распределение в течение суток физической и умственной нагрузки, а также отдыха помогает человеку постоянно сохранять трудоспособность, здоровье, бодрость духа и активную творческую деятельность.
В ряде исследований установлено, что у курсантов, включенных в систематические занятия физической культурной и спортом и проявляющих в них высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному призванию, меньше боятся критики. У них наблюдаются более высокое эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия среди них больше настойчивых решительных людей. Умеющих повести за собой коллектив. Этой группе курсантов в большей степени присущи чувства долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
Всем известно, что курсанты много времени проводят в аудиториях на занятиях, и что сводного времени у них мало. Только разумное и целенаправленное использование этого времени позволит сохранить здоровье и развивать личность. Максимальный эффект достигается при систематических занятий физкультурой с увеличением нагрузок и двигательной активности.
Таким образом, главной задачей современного урока должно являться вооружение курсантов суммой знаний, умений и навыков по физической культуре с тем, чтобы они смогли и после окончание учебы, придя на работу, самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Решение этой задачи и будут выполнением цели — внедрения физической культуры в быт каждой семьи. Значительно усиливает двигательную активность курсантов ежедневное проведение утренней гигиенической гимнастики.
Минимальной границей двигательной активности считается тот объём движений, который необходим для сохранения нормального уровня функционального состояния организма и наивысшей работоспособности человека. Максимальная граница двигательной активности должна предостеречь организм от чрезмерно высокого объёма физической нагрузки.
Оптимальная зона воздействия курсанта со средствами физического воспитания (физическими упражнениями солнцем, воздухом и водой) обеспечивает экологическое равновесие. Оно играет важную роль в формировании у курсантов интереса и внутренних мотивов занятия физической культурой, то есть формирует их физическую культуру и здоровый образ жизни. Известно, что занятие физической культурой и здоровый образ жизни человека являются общественными ценностями. Эти общественный ценности курсант должен освоить, то есть превратить их в личные ценности, в личную физическую культуру. Освоение человеком общественных ценностей происходят тогда, когда эти ценности удовлетворяют мотивы, интересы и потребности личности. Поэтому практически важным является определение экологических факторов в процессе физического воспитания курсантов. Которые соответствуют мотивам, интересам и потребностям занимающихся.
К таким факторам следует отнести:
- Доступность упражнений по координационной сложности и функциональному воздействию на организм;
- Удовлетворяющие курсантов температурные, санитарно-гигиенические и природно-рельефные условия;
- Предоставление курсантам права свободы выбора, видов спорта и систематических упражнений (что формирует у студентов «Я» — концепцию и субъективную ответственность за результаты занятий);
- Психологический комфорт в группе;
- Доброжелательные отношения с преподавателем.
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, курсант улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенствование равномерно рассматривать как динамическое состояние. Характеризующиеся стремления личности к целостному развитию посредствам избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельностью. Тем самым обеспечивающей выбор средств, наиболее соответствующей социально-психологическим особенностям.
Ядром физкультурно-спортивной деятельности является отношение, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие её нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение её сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает её мощным средством повышения социальной активности личности.
Физическая культура личности проявляет себя в 3 основных направлениях. Во- первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во- вторых, физическая культура- основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры. В- третьих, она отражает творчества личности, направленное на отношениях, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т. е. «других».
В условиях нашего высшего учебного заведения массовые физкультурно-спортивные мероприятия занимают важное место. Во — первых, они являются методом приобщения курсантов к физической культуре и спорту, повышению уровня их физической подготовленности, воспитание полезных двигательных навыков и умений, стимулирует интерес в дальнейшем занятиями физическими упражнениями и спортом. Во — вторых, создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и подготовленности занимающихся. Доступность этих мероприятий обеспечивается благодаря специальному выбору состязательных упражнений, элементов спорта или видов спорта в целом, дистанции определенной сложности и продолжительности, веса используемых снарядов, количество и интенсивности выполняемых упражнений. В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные мероприятия разделяются на агитационно-пропагандистские, учебно-тренировочные и на спортивные соревнования.
Массовые физкультурно-спортивные мероприятия решают целый комплекс задач:
- Осуществляют пропаганду физической культуры и спорта;
- Способствует выявлению желающих заниматься различными видами спорта и физическими упражнениями;
- Дают возможность выявлять сильнейших из числа занимающихся для комплектования спортивных команд курса, факультета, вуза;
- Способствуют патриотическому воспитанию, особенно в процессе проведения мероприятий, посвященных памятным датам;
- Помогают подведению итогов работы коллектив в физической культуры факультетов и вуза за семестр и учебный год.
Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни курсантов, ибо она представляет собой неотъемлемую общечеловеческой культуры, является областью удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, обеспечивает методы и средства реализации стратегической задачи становления гармонической личности — ее физическое совершенства, играет одну из первостепенных ролей в решении проблемы развития и рационального использования свободного времени.
Итак, повышение двигательной активности — это путь к здоровому образу жизни курсантов. Хорошее здоровье — это богатство курсанта и залог успешной подготовки специалистов. Личным примером, разъяснениями и ссылками на известные факторы преподаватель физической культуры в вузе способен и обязан вносить свой вклад в воспитание здоровой личности. Здоровый образ жизни курсанта обеспечит работу в будущем здорового специалиста, и это ценный вклад в благосостояние нашей страны.
Литература:
1. Тихонова Ю. И. Журнал известия П. Г. П.У им. Белинского «Общественные науки» № 20.2010 г.
2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.- 288с.