В статье автор представляет опыт деятельности краевой инновационной площадки «Электронный курс по родному (нивхскому) языку и национальной культуре коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края». Раскрывает историю обучения языкам коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края в бывшем Дальневосточном техникуме народов Севера по наши дни.
Ключевые слова: родной язык, традиционная культура, коренные малочисленные народы Севера, этнос, техникум.
Хабаровский край – регион проживания разных этносов со своей историей, языком и уникальной культурой. В настоящее время на этой территории проживают восемь коренных малочисленных народов Севера.
Языки двух этносов: нивхского и ульчского преподаются в Николаевском-на-Амуре промышленно-гуманитарном техникуме. Среди профессиональных учреждений Хабаровского края это единственное, которое, на протяжении более чем 90 лет, продолжает традицию по сохранению и развитию этих языков.
Созданный в 1932 году Дальневосточный техникум народов Севера, готовил первых учителей-представителей этих народов. Состав студентов и преподавателей был очень многонациональным, среди студентов были представители коренных малочисленных народов Севера: ульчи, эвены, негидальцы, эвенки, орочи, нанайцы, нивхи, ительмены, удэгейцы, а также корейцы, якуты, русские, украинцы, татары. В 30-40-е годы среди преподавателей были белорусы, евреи, русские, украинцы, а затем и представители КМНС, получившие высшее образование и ставшие педагогами.
Среди выпускников мы можем назвать имена первых писателей, художников, ученых: Алексея Вальдю, Галины Александровны Отаиной, Евгения Павловича Гудана, Дмитрия Ивановича Ангина, Рутена Аёшина. Большинство выпускников сохранили верность выбранной профессии, среди них заслуженные учителя России, отличники народного Просвещения: Кухтина А.А., Перевозная Л.Г., Мартынова Л.А., Прузан Л.И., Фурсова В.Г. и др.
В те далёкие годы в педагогическом училище одними из первоочередных задач всегда были: преподавание национальных языков, подготовка кадров для национальных сёл. К сожалению, в архивах техникума не сохранились имена первых преподавателей родных языков. Лишь упоминается о первом директоре музея педагогического училища в 1966 году. Им стала преподаватель эвенкийского языка Афанасьева Антонина Васильевна, которая обучалась в Институте народов Севера г. Ленинграда.
Известно, что до середины 90-х годов 20 века в педагогическом училище г. Николаевска изучался только нивхский язык. Преподавание вела выпускница Института народов Севера – Рахманова Е.Г. В 1995 году её сменила преподаватель иностранного и родного языка – Тэмина М.Г. В этот период были открыты новые специализации для школьного и дошкольного отделений среди которых была «Учитель родного языка».
В 1997 году началось изучение ульчского языка. Ведущим педагогом стала Ангина С.В., которая готовила учителей не только ульчского языка, но и тунгусо-маньчжурских языков.
Студенты, обучающиеся на специализации «Учитель родного языка», углубленно изучали культуру, фольклор, язык с методикой преподавания. Базой практики стали Центр культуры малочисленных народов Севера г. Николаевска-на-Амуре и школа-интернат в с. Красное. Выпускники, получившие дипломы с данной специализацией преподают родные языки в школах Николаевского, Ульчского, Охотского, Амурского, Нанайского районов.
В начале 2000-х годов была создана программа интегрированного курса по изучению родных языков, декоративно-прикладного искусства и фольклора народов Севера. Теперь студенты педагогических специальностей, не зависимо от национальной принадлежности, изучали материал данного курса.
В 2015 году произошла ликвидация педагогического колледжа-филиала Хабаровского педагогического колледжа. Педагогический коллектив и контингент обучающихся вошли в состав Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. В процессе реорганизации были сохранены педагогические специальности, которые вошли в отделение по «Подготовке специалистов среднего звена».
На базе специальностей: «Дошкольное образование» и «Преподавание в начальных классах» продолжилось обучение родным языкам с методикой преподавания. Студенты этих специальностей изучают родные языки в рамках Предметного модуля «Организация занятий по сохранению и развитию национальной самобытности и культурного наследия коренных малочисленных народов Севера». Предметный модуль включает междисциплинарные курсы по: родному языку и родной литературе, методике преподавания родного языка и родной литературы, декоративно-прикладному искусству и фольклору народов Севера. Кроме этого в модуле предусмотрены часы для учебной и производственной практики на базе школ и дошкольных образовательных организаций в г. Николаевска-на-Амуре.
Помимо учебных занятий, преподаватели привлекают студентов к участию в мероприятиях различного уровня: в конференциях, конкурсах, диктантах, олимпиадах. Ежегодно студенты участвуют в краевом конкурсе научно-исследовательских работ «Студенческая научная весна», межрегиональной образовательной акции «Диктант на родных языках коренных малочисленных народов Хабаровского края». Раз в год, в ноябре один из студентов педагогических специальностей принимает участие в Межрегиональной детско-юношеской конференции «Родная речь», которая проходит в г. Южно-Сахалинске. На этой конференции, обучающиеся представляют свои доклады и исследовательские проекты на родных языках народов Севера.
В 2022 году студенты техникума впервые приняли участие в краевой олимпиаде по родным языкам и национальной культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае. Победителем стала Зырянова Д., изучающая ульчский язык. Её преподаватель – Ангина А.Д., в 2017 году продолжила педагогическую деятельность своей матери.
В 2024 году среди студентов СПО победила Минибаева В., преподаватель Тэмина М.Г. В этом же год студенты впервые приняли участие во II краевом конкурсе проектов «Диалог культур народов Амура». Участвовали в межрегиональной акции «Словодар», организованной Хабаровским педагогическим колледжем им. Героя Советского Союза Д.Л. Калараша и посвященной Международному дню родного языка и т.д.
Участие в этих мероприятиях мотивирует обучающихся к изучению родных языков и культуры, развивает познавательный интерес, формирует этническую идентичность.
Однако не только участием в мероприятиях можно повышать мотивацию студентов к изучению родных языков, но и с помощью новых средств обучения. На сегодняшний день учебники по родным языкам, созданные еще в советский период, не соответствуют современным требованиям и сильно устарели. Поэтому с 2016 года началась активная работа по созданию учебных пособий нового поколения.
В 2020 году была полностью закрыта линейка учебных пособий по нивхскому языку с 1 по 4 классы, которые соответствуют требованию ФГОС (авторы: Юшкина А.А., Тэмина М.Г.). Так как для педагогических специальностей нет учебников по нивхскому языку, то эти пособия активно используются в образовательном процессе, как на занятиях по родному языку, так и на занятиях по методике его преподавания.
В 2024 году было разработано и вышло в свет ещё одно новое пособие «Юру питғы» Литературное чтение на родном (нивхском) языке для 1 класса. Авторы: Тэмина М.Г. и Кравченко И.Н. Оно должно поступить в библиотеки школ Николаевского района и в техникум.
Другая проблема, которая стала актуальной на сегодняшний день, это отсутствие словарей по родным языкам. Те, словари, которые были изданы в 20 веке пришли в негодность. Надо было срочно решать эту проблему.
Благодаря языковом активистам, за 2020-2021г. были оцифрованы словари Ч.М. Таксами, а также разговорники на различные темы. Например, «Охота и рыболовство», «Здоровье», «Дом» и т. д. Для того чтобы этим пользоваться, студенты установили в свои телефоны приложение Word Theme – Мой словарь. Теперь на занятиях по нивхскому языку они активно пользуются электронным словарём.
Другое приложение для смартфонов было создано в 2022 году по инициативе РОО «Ассоциация КМНС Ульчского района» при поддержке ФАДН (Росмолодёжь). Руководитель проекта «Аудио разговорник на нивхском языке (амурский диалект)» Пассар Пётр Андреевич представил его на форуме молодёжи КМНС «Российский Север» и достойно защитил. Преподавателем Тэминой М.Г. был подобран и озвучен материал для разговорника, разработано его название и идея дизайна кнопки. Сейчас студенты также активно используют его на моих занятиях. Годом ранее такой же разговорник был создан по ульчскому языку.
С 2022 года в России объявлено Международное десятилетие языков коренных народов. В Хабаровском крае принят приказ от 30.06. 2022г.№990-рп «О проведении 2022-2032 годах в Хабаровском крае Международного десятилетия языков коренных народов». В 2024 году, 12 июня по Распоряжению Правительства Российской Федерации №1481-р была утверждена Концепцию государственной языковой политики РФ. Одними из целей и задач Концепции являются [1]: сохранение языкового многообразия и развитие языков народов РФ; поддержка и развитие языков народов Российской Федерации в информационном и цифровом пространстве, обеспечение базовыми языковыми технологиями и т.д.
Основными направлениями государственной языковой политики являются [1]: разработка и утверждение грамматик, содержащих нормы языков коренных малочисленных народов Российской Федерации, правил орфографии и пунктуации этих языков; расширение возможностей участия коренных малочисленных народов Российской Федерации в решении вопросов сохранения, поддержки и обучения родным языкам и т.д.
Одними из показателей эффективности реализации настоящей Концепции является [1]:
количество обучающихся, изучающих родные языки из числа языков народов РФ в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего профессионального образования, высшего и дополнительные общеобразовательные программы;
количество языков народов Российской Федерации, изучение которых осуществляется в рамках реализации образовательных программ по родным языкам из числа языков народов Российской Федерации в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего профессионального образования, высшего и дополнительные общеобразовательные программы и т.д.
В 2024 году по Распоряжению министерства образования и науки Хабаровского края №644 от 05 июня 2024 г. Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум получил статус краевой инновационной площадки. Тема инновационной деятельности: «Электронный курс по родному (нивхскому) языку и национальной культуре коренных малочисленных народов Севера».
Цель этой деятельности: сохранение и развитие родного (нивхского) языка и популяризация национальной культуры коренных малочисленных народов Севера.
Задача, которая будет способствовать достижению цели – разработать программу курсов по приобщению к языку и культуре коренных малочисленных народов Севера.
Содержание курса предполагает интегрированное содержание материала: языка и культуры. Был уже проведен первый интегрированный мастер-класс на тему: «Нивхские традиции семейного воспитания». Студенты узнали, как традиционно воспитывали детей в нивхской семье. На практической части занятия они научились изготавливать из бумаги куклу «Акоан», которая была популярна среди детей коренных народов в далеком прошлом.
Инновационная деятельность краевой площадки направлена на реализацию целей и задач Концепции. Будет создано современное цифровое обучающее средство, содержание которого направлено сохранение и развитие нивхского языка. Разработка электронного курса и использование его в образовательном процессе будет создавать условия для изучения родного языка и культуры представителями нивхского этноса и всех желающих. Кроме того, изучение курса на цифровой платформе даст возможность изучать его широкому кругу желающих и заинтересованных лиц.
Таким образом, традиция обучения родным языкам народов Севера продолжается в стенах Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума и в XXI веке, но уже в инновационной деятельности.
Литература:
- Концепция государственной языковой политики Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2024 г. №1481-р.

