Лекции в техническом вузе – нужны ли они студентам?
Авторы: Ратникова Людмила Ивановна, Шип Степан Александрович, Мисюкевич Наталья Дмитриевна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 03.04.2016
Статья просмотрена: 719 раз
Библиографическое описание:
Ратникова, Л. И. Лекции в техническом вузе – нужны ли они студентам? / Л. И. Ратникова, С. А. Шип, Н. Д. Мисюкевич. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/860/ (дата обращения: 22.11.2024).
Лекции втехническом вузе— нужны ли они студентам?
Ратникова Людмила Ивановна, доктор медицинских наук, профессор;
Шип Степан Александрович, кандидат медицинских наук, ассистент;
Мисюкевич Наталья Дмитриевна, студент
Южно-Уральский государственный медицинский университет
Представлены результаты анкетирования студентов 5 курса технических специальностей Южно-Уральского государственного университета по вопросам их предпочтений относительно формата лекций, а также востребованности лекций как таковых.
Приоритетным форматом усвоения лекционного материала для большинства студентов технических специальностей являются «классические» лекции (55 % студентов), когда студенты присутствуют на лекции и самостоятельно конспектируют основные моменты. «Продвинутые» формы лекции: распечатанный конспект, электронный конспект + видеозапись лекции, лекция-диалог — востребованы у 28 %, 4 %, 9 % студентов соответственно.
Абсолютное большинство студентов (88 %) высказываются в пользу лекций. При этом, среди опрошенных студентов большинство (48 %) расценивают лекции как интересный источник новых знаний и умений; они отмечают, что им нравится посещать лекции. Значительная доля студентов (40 %) смотрят на лекции с практической точки зрения и расценивают её как удобный инструмент для успешной учебы.
Заставляет серьезно задуматься тот факт, что среди студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, крайне низка (4 %) востребованность в электронных конспектах и видеолекциях, которые в широком общественном сознании позиционируются как новые, эффективные и «продвинутые» форматы организации учебного процесса. Между тем, известно, что именно специалисты технических вузов первыми начали внедрять компьютерные технологии в методологию дистанционного образования.
Ключевые слова: лекция, студенты, мнение, видеолекции.
Известно, что одной из ключевых задач высшей школы является формирование у будущих специалистов умения самостоятельно принимать решения на основании полученных и постоянно обновляемых знаний [1].
Необходимость и важность развития профессиональных навыков и умений у студентов является очевидной как с индивидуальной, так с общественной точки зрения и выступает одним из важнейших аспектов совершенствования профессиональной деятельности [2, 3].
Известно, что услышанная информация усваивается в объёме 12 %, увиденное повышает уровень усвоения до 25 %, а объединение услышанного и увиденного в рамках, например, лекции повышает объём усвоения информации до 70 % [4].
При традиционном обучении важнейшая роль отводится лекции, которая является самым сложным видом работы. Лекция должна побуждать студента к самостоятельной работе по углубленному изучению темы [5].
В настоящее время известны различные форматы проведения лекции:
- классическая форма, когда студенты самостоятельно фиксируют в тетради главные моменты, слушая преподавателя;
- лекция с предварительно подготовленными конспектами, раздаваемыми преподавателем;
- видеолекция и мультимедийная лекция, доступная студентам онлайн;
- лекция-диалог, лекция-беседа, лекция-консультация [6].
В последние годы наряду с традиционными формами организации образовательного процесса широко используются разнообразные электронные вспомогательные материалы, созданные на основе современных IT-технологий [7].
Видеолекция представляет из себя разновидность лекции как вида учебного процесса, поданной в форме видеоматериала, который можно просматривать на экране персонального или планшетного компьютера, смартфона, мультимедийного проектора и прочих электронных устройств. Видеолекции оказывают разносторонний положительный педагогический эффект на обучающихся [8].
В силу всего вышеперечисленного, для преподавателей вузов крайне важно знать мнение студентов по отношению к лекции как одной из основных форм учебного процесса, а также понимать, какие формы организации лекции могут быть интересны и полезны будущим специалистам.
В ранее выполненной работе авторов [9] было изучено отношение студентов медицинского вуза к лекции как форме образовательного процесса. Целью же данной работы стало изучение мнения студентов вуза, обучающихся на технических специальностях.
Цель. Изучить отношение студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, к лекции как форме учебного процесса и востребованность видеолекций в учебном процессе.
Задачи.
- Определить наиболее удобный и эффективный формат лекции в вузе с точки зрения студентов.
- Изучить мнение студентов относительно целесообразности лекций как таковых в учебных планах вуза.
- Оценить востребованность среди студентов видеолекций в учебном процессе.
Материалы иметоды. Спомощью анонимного бланочного анкетирования было опрошено 48 студентов Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) г. Челябинска. Структура студентов, ответивших на анкету, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Структуру студентов, принявших участие ванкетировании
ЮУрГУ, 5 курс, факультет компьютерных технологий, управления ирадиоэлектроники (приборостроительный факультет) |
|
специальность: информационная безопасность |
14 студентов |
специальность: радиосистемы |
16 студентов |
специальность: системы управления движением летательных аппаратов |
18 студентов |
ИТОГО |
48 студентов |
Согласно условиям анкеты, студентам предлагалось ответить на два вопроса, выбрав один из пяти предложенных вариантов ответа.
Вопрос № 1: КАКАЯ ФОРМА ЛЕКЦИИ БОЛЕЕ УДОБНА И ЭФФЕКТИВНА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ?
Предлагаемые варианты ответов на вопрос № 1:
- «Классическая» форма лекции, когда студенты слушают лекцию и самостоятельно конспектируют ключевые моменты.
- Студенты перед началом лекции получают готовый «распечатанный» конспект лекции, в котором они в процессе самой лекции могут делать собственные пометки и пояснения.
- Студенты слушают лекцию и самостоятельно конспектируют ключевые моменты. При этом материалы лекции («электронный» конспект и видеозапись лекции) будут доступны на сайте вуза.
- Студенты приходят на лекцию уже подготовленными по теме, а сама лекция проходит в виде беседы и диалога с разбором сложных и спорных вопросов.
- 3атрудняюсь ответить.
Вопрос № 2: НУЖНЫ ЛИ СТУДЕНТАМ ЛЕКЦИИ ВООБЩЕ?
Предлагаемые варианты ответов на вопрос № 2:
- Да, лекции нужны, т. к. они способны повысить интерес к предмету, а также позволяют узнать новую и актуальную информацию, которую подготовил авторитетный в данной области лектор.
- Да, лекции нужны, т. к. они позволяют быстрее и лучше разобраться в теме и подготовиться к практическим занятиям, зачётам и экзаменам, чем самостоятельно искать и изучать необходимую информацию.
- Нет, лекции не нужны, т. к. студент вполне способен самостоятельно разобраться в теме, но при условии легкой доступности необходимой учебной информации (учебники, книги, монографии, статьи, электронные ресурсы).
- Нет, лекции не нужны, т. к. студент впустую «тратит» свое время на изучение «сухой» теории, тогда как для будущей профессии более важны практические навыки и профессиональные умения.
- Затрудняюсь ответить.
Результаты. Результаты ответов студентов на вопрос № 1: «Какая форма лекции более удобна и эффективна для обучения?» представлены на рис. 1.
Рис. 1. Предпочтения студентов технических специальностей ЮУрГУ, относительно формата проведения лекции (доля, %). Указаны варианты ответа на вопрос № 1: «Какая форма лекции более удобна и эффективна для обучения?»
У студентов наблюдается высокая приверженность (55 %) к «классической» форме лекции. На втором месте в порядке приоритетности стоят классические лекции в сочетании с наличием распечатанного конспекта (28 %). Лишь 4 % студентов хотели бы иметь доступ к электронному конспекту и видеозаписи лекции. Лекцию-диалог, требующую от слушателей исходно высокого уровня подготовки, выбрало 9 % респондентов.
Результаты ответа студентов на вопрос № 2: «Нужны ли студентам лекции вообще?» представлены на рис. 2.
Рис. 2. Мнение студентов технических специальностей ЮУрГУ, относительно целесообразности лекций как таковых (доля, %). Указаны варианты ответа на вопрос № 2: «Нужны ли студентам лекции вообще?»
Большинство студентов (48 %) высказывается в пользу лекций, т. к. они «интересны и познавательны». Сопоставимая доля респондентов (40 %) видит склоняются в пользу лекций по причине их ценности для практических занятий, зачетов и экзаменов. Лишь 8 % студентов считает лекции «ненужными», из которых 4 % выбирает самоподготовку и 4 % — склоняется больше к практике.
Выводы. Важным условием для формирования качественной обратной связи с обучающимися является изучение мнения студента к применяемым в процессе преподавания различным формам организации учебного процесса, что, в конечном счете, способствует развитию всей системы образования.
По результатам опроса мнения студентов вуза технических специальностей на примере ЮУрГУ относительно лекции как основной формы организации учебного процесса было установлено следующее:
- Приоритетным форматом усвоения лекционного материала для большинства студентов технических специальностей являются «классические» лекции (55 % студентов), когда студенты присутствуют на лекции и самостоятельно конспектируют основные моменты. «Продвинутые» формы лекции: распечатанный конспект, электронный конспект + видеозапись лекции, лекция-диалог — востребованы у 28 %, 4 %, 9 % студентов соответственно.
- Абсолютное большинство студентов (88 %) высказываются в пользу лекций. При этом, среди опрошенных студентов большинство (48 %) расценивают лекции как интересный источник новых знаний и умений; они отмечают, что им нравится посещать лекции. Значительная доля студентов (40 %) смотрят на лекции с практической точки зрения и расценивают её как удобный инструмент для успешной учебы.
- Заставляет серьезно задуматься тот факт, что среди студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, крайне низка (4 %) востребованность в электронных конспектах и видеолекциях, которые в широком общественном сознании позиционируются как новые, эффективные и «продвинутые» форматы организации учебного процесса. Между тем, известно, что именно специалисты технических вузов первыми начали внедрять компьютерные технологии в методологию дистанционного образования.
Литература:
- Лаврентьева Н. Н., Миронов И. Л., Ратникова Л. И., Шип С. А. Студенческая наука как ключевой фактор процесса модернизации современного российского медицинского образования // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2013. — № 3. — С. 129–132.
- Ратникова Л. И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. — 2014. — № 1. — С. 9–11.
- Ратникова Л. И. Формирование мотивации студентов медицинского вуза к непрерывному образованию // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: Менеджмент качества и инновации Материалы III Всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. — 2015: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2015. — С. 94–97.
- Конашенко В. И. Применение скринкастов в процессе изучения физики // Системы компьютерной математики и их приложения. — 2015. — № 16. — С. 251–252.
- Ратникова Л. И. Лекции в медицинском вузе: традиция или инновация? // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. — 2014: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2014. — С. 82–84.
- Мальцев Д. В., Шагиева Ф. И., Дигинашева Э. В. О результатах анкетирования преподавателей по проблеме учебного видео // Московское научное обозрение. — 2012. — № 10–2(26). — С. 09–12.
- Ратникова Л. И., Елисеев В. А., Шип С. А., Лаврентьева Н. Н. Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов на кафедре инфекционных болезней // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Научно-практической конференции: сборник. — 2011: Челябинская государственная медицинская академия (Челябинск), 2011. — С. 100–101.
- Шип С. А., Ратникова Л. И. Расширенные видеолекции (РАВИЛ) — инновационный метод повышения качества образования // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. — 2016: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2016. — С. 155–158.
- Ратникова Л. И., Шип С. А., Мисюкевич Н. Д. Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам? // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1. — С. 100–104.
Похожие статьи
Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов
В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям,...
Дополненная и виртуальная реальность в образовании
Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...
Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета
Разработка и последующая реализация комплекса мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, требуют всестороннего и систематического изучения основных характеристик их образа жизни и его особенностей. В этом плане представляе...
Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников
Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров. Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Учен...
Факторы, влияющие на лингво-речевые предпочтения студентов неязыковых вузов
В настоящей работе рассматриваются вопросы, касающиеся изучения английского языка студентами в неязыковых вузах: чем мотивированы студенты и какие аспекты являются для них приоритетными. В процессе анкетирования выявлено, что студенты предпочитают ус...
Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов
Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...
Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе
В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...
Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала
Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...
Молодые российские предприниматели о потребностях в обучении и совершенствовании компетенций для ведения бизнеса (на материалах исследования, проведенного в субъектах Дальнего Востока)
В статье обозначена проблема отсутствия у молодых людей в достаточном объеме компетенций для ведения бизнеса. В современном мире есть множество возможностей для обучения ведению бизнеса. При большом количестве вариантов образовательных курсов как офл...
Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников
В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...
Похожие статьи
Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов
В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям,...
Дополненная и виртуальная реальность в образовании
Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...
Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета
Разработка и последующая реализация комплекса мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, требуют всестороннего и систематического изучения основных характеристик их образа жизни и его особенностей. В этом плане представляе...
Организация онлайн-трансляции вебинаров педагогических работников
Данная статья содержит основные этапы в области организации онлайн-трансляций вебинаров. Сегодня у человека есть возможность обучаться и узнавать о новых продуктах в сфере образования в максимально комфортных с точки зрения психологии условиях. Учен...
Факторы, влияющие на лингво-речевые предпочтения студентов неязыковых вузов
В настоящей работе рассматриваются вопросы, касающиеся изучения английского языка студентами в неязыковых вузах: чем мотивированы студенты и какие аспекты являются для них приоритетными. В процессе анкетирования выявлено, что студенты предпочитают ус...
Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов
Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...
Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе
В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...
Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала
Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...
Молодые российские предприниматели о потребностях в обучении и совершенствовании компетенций для ведения бизнеса (на материалах исследования, проведенного в субъектах Дальнего Востока)
В статье обозначена проблема отсутствия у молодых людей в достаточном объеме компетенций для ведения бизнеса. В современном мире есть множество возможностей для обучения ведению бизнеса. При большом количестве вариантов образовательных курсов как офл...
Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников
В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...