Олимпийское движение как средство социализации людей с ограниченными функциональными возможностями | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

Дата публикации: 27.02.2016

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Олимпийское движение как средство социализации людей с ограниченными функциональными возможностями / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/758/ (дата обращения: 16.12.2024).



Адаптивная физическая культура (АФК) — вид общей физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья. АФК предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя при этом необходимую двигательную координацию, физические качества, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма,

По статистическим данным Организации Объединенных Наций, инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Что касается России, то отсутствие элементарно необходимых условий жизни, возможности систематически заниматься физической культурой и спортом превращает этих людей в неполноценных членов общества. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию инвалида, на его отношение к окружающему миру.

Нормализация физического состояния — один из важнейших аспектов социализации людей с ограниченными функциональными возможностями, решение проблемы социальной и экономической дискриминации их внутри общества, что в первую очередь влияет на их дальнейшую судьбу. В цивилизованных государствах человек с ограниченными возможностями, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, рассматривается как объект социальной помощи, ориентированной на создание условий для полной реализации его личностного потенциала. В настоящее время появилась концепция, согласно которой люди с ограниченными возможностями, при соответствующей подготовке, рассматриваются как имеющие возможность обеспечить свое существование сами, т. е. не быть бременем для общества. После принятия Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. можно сказать, что физическая культура и спорт повернулись к инвалидам лицом. Анализ источников, посвященных реабилитации инвалидов, позволяет сделать вывод о том, что ведется разноплановый поиск путей социализации людей с ограниченными возможностями, но при этом недооценивается роль адаптивной физической культуры. В настоящее время накоплен достаточный опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими серьезные отклонения в состоянии здоровья.

Занятия физическими упражнениями не только способствуют духовному и психическому развитию данной категории населения, но и социальной адаптации и интеграции их в общество. Систематические и планомерные занятия физическими упражнениями расширяют возможности инвалидов и позволяют, при соответствующем подходе к тренировочному процессу, участвовать в российских и международных спортивных соревнованиях. Физкультурно-спортивное движение среди инвалидов в России координируется и направляется Паралимпийским комитетом, созданным в 1996 г., основной целью которого является развитие всесторонняя поддержка спорта для инвалидов. Непосредственная работа с инвалидами ведется следующими организациями:

1) Федерацией физической культуры и спорта инвалидов РФ с поражением опорно-двигательного аппарата;

2) Федерация спорта по футболу среди слепых и слабовидящих РФ;

3) Российской ассоциацией «Олимп»;

4) Федерацией «Спорт слепых»;

5) Российским спортивным союзом глухих;

6) Федерацией паралимпийского фехтования.

Одним из масштабных социальных явлений сегодняшнего дня официально признано олимпийское движение инвалидов, объединяющее организации, спортсменов и других лиц, в том числе людей с особыми потребностями. Оно имеет более чем столетнюю историю. Первые попытки приобщения инвалидов к спорту были предприняты в XIX в. в Германии, В настоящее время для инвалидов с различными заболеваниями проводятся следующие игры под патронажем Международного олимпийского комитета:

  1. Паралимпийские — среди спортсменов с нарушениями опорнодвигательного аппарата и зрения.
  2. Дефлимпийские игры — среди спортсменов с нарушениями слуха.
  3. Специальные олимпиады — среди спортсменов с задержкой умственного развития.

Первые Паралимпийские игры состоялись в Италии в 1960 г., а советские спортсмены впервые приняли участие в них в 1988 г. в Сеуле (Южная Корея). Спортсмены новой России начали участвовать в Паралимпийских играх с 2000 г. (Сидней, Австралия).

Большая работа по реабилитации людей, входящих в данную социальную группу, ведется сегодня и в Екатеринбурге. В конце 90-х гг. на базе Екатеринбургского училища олимпийского резерва была сформирована группа спортсменов-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата для занятий волейболом сидя. Через три года из членов заурядной команды, занимающей 6–7-е места на первенстве России, они выросли до многократных чемпионов, а 90 % из них являются членами сборной страны.

Наибольший успех к команде пришел на XIII Паралимпийских играх в Пекине в 2008 г., где команда заняла почетное 3-е место.

Успешно окончив училище олимпийского резерва, выпускники данной группы получили дипломы об окончании среднего специального учебного заведения спортивной направленности.

Таким образом, создание определенных условий для занятий спортом и учебы решает основную задачу — социализации личности инвалида, поднятия уровня его жизни, наполнения ее новым содержанием, смыслом.

Литература:

  1. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С. П. Евсеев, А. В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2000.
  2. Самыличев А. С. К вопросу о теоретическмх основах методики физического воспитания учащихся/А.С, Самыличев// Дефектология, — (Б.г.:б.ии.), 1997.
  3. Платонов В. Н. Энциклопедия Олимпийского спорта/В. Н. Платонов. — (Б.г:б.и.), 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Россия, адаптивная физическая культура, возможность, игра, инвалид, олимпийский резерв, опорно-двигательный аппарат, состояние здоровья, спортсмен.

Похожие статьи

Театральное творчество как средство социокультурной реабилитации детей с детским церебральным параличом

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Похожие статьи

Театральное творчество как средство социокультурной реабилитации детей с детским церебральным параличом

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников

Задать вопрос