Организационно-методические аспекты признания результатов государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в системе независимой оценки квалификации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (53) январь 2025 г.

Дата публикации: 29.12.2024

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Галан, С. С. Организационно-методические аспекты признания результатов государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в системе независимой оценки квалификации / С. С. Галан. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 1 (53). — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/278/9733/ (дата обращения: 15.01.2025).



В статье в сравнительном аспекте рассматривается процедура государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена и профессиональный экзамен в рамках независимой оценки квалификации. В исследовании приведена нормативная база по состоянию на 20.12.2024.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, среднее профессиональное образование, государственная итоговая аттестации, независимая оценка квалификации, профессиональный экзамен, профессиональный стандарт.

Актуальность рассмотрения вопросов соотнесения демонстрационного экзамена и независимой оценки квалификации (далее — НОК) связана с необходимостью исполнения уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации подпункта «а» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета от 01.11.2023 № Пр-2192ГС, который предусматривает признание результатов демонстрационного экзамена в системе НОК [3]. Также пунктом 15.2 Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года зафиксирована задачу по реализации организационно-управленческого механизма использования для целей независимой оценки квалификаций, совмещенной с итоговой аттестацией, ресурсов организаций профессионального образования [4].

На сегодняшний день система среднего профессионального образования (далее — СПО) вызывает большой интерес среди абитуриентов и работодателей реального сектора экономики. В 2023 году в Российской Федерации на образовательные программы СПО поступило 1,2 млн. человек, а в 2024 году более 3 млн. человек [5]. Согласно сведениям СПО-Мониторинг 2024, контингент обучающихся по образовательным программам СПО составляет 3653337 человек (увеличение относительно предыдущего отчетного периода на 2,9 %) [7].

Текущая экономическая обстановка, реализация политики по импортозамещению иностранных товаров, активное развитие различных отраслей отечественной промышленности создает предпосылки для заинтересованности работодателей в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена.

Согласно исследованию, проведенному в 2024 году специалистами Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (Москва), к 2035 году ожидается дефицит рабочих кадров из числа выпускников колледжей более 3,5 мл. человек [10].

На наш взгляд, повышение престижа рабочих профессий и специальностей также вызвано реализацией планомерной государственной политики в сфере СПО, выражающейся во внедрении демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации (далее — ГИА), реализации федерального проекта «Профессионалитет», актуализации ФГОС СПО, проведении профориентационных проектов с обучающимися школ, развитии чемпионатного движения и внедрении целевого обучения по образовательным программам СПО. Вышеуказанные обстоятельства создают предпосылки по обеспечению условий для осуществления бесшовного выхода выпускников, освоивших образовательные программы СПО, на рабочие места.

Одним из инструментов, обеспечивающих осуществление независимой оценки квалификации и профессионального уровня работника требованиям профессиональных стандартов, выступает профессиональный экзамен в рамках НОК, по средствам прохождения которого обеспечивается допуск соискателя (потенциального работника) к осуществлению конкретной трудовой функции на производстве.

По мнению исследователей А. А. Факторович, О. Ф. Клинк, Е. Н. Кулебякина, Т. С. Ширшовой, применение НОК повышает достоверность оценки, обеспечивает обратную связь от работодателей, необходимую для актуализации образовательных программ, в том числе для установления требований к результатам подготовки, соответствующих профессиональному стандарту, а значит, работает на совершенствование качества профессионального обучения и СПО [9].

В настоящий момент перед системой образования и сообществом работодателей, которые признают результаты НОК, встал вопрос необходимости создания условий для признания результатов схожей процедуры — демонстрационного экзамена с целью сокращения сроков подтверждения квалификации и выхода на производство.

Произведем краткий сравнительный анализ рассматриваемых экзаменационных процедур. Первично обратимся к характеристике понятий «демонстрационного экзамена» и «НОК». В настоящий момент в действующем законодательстве об образовании не дается легальное толкование демонстрационного экзамена. Оператор демонстрационного экзамена базового и профильного уровней по образовательным программам СПО (далее — Оператор) определяет демонстрационный экзамен как форму аттестации, направленную на определение уровня освоения обучающимся, выпускником материала, предусмотренного образовательной программой среднего профессионального образования или ее частью, и степени сформированности профессиональных умений и навыков путем проведения независимой экспертной оценки выполненных обучающимся, выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов [6]. Важно обратить внимание, что демонстрационный экзамен выступает одной из форм ГИА по образовательной программе СПО, а также формой промежуточной аттестации по процессуальному модулю. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций [2]. НОК выступает внешней экзаменационной процедурой, проводимой по инициативе соискателя (работника), работодателя вне рамок образовательного процесса.

Базовые положения и процедурные особенности проведения демонстрационного экзамена и НОК представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ процедуры ГИА в форме демонстрационного экзамена и профессионального экзамена по НОК

Процедуры

Критерии

Демонстрационный экзамен

Профессиональный экзамен в рамках НОК

Нормативные основания для проведения

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» (ст. 59),

Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утв. приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 (п. 6)

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ

«О независимой оценке квалификации» (ст. 4)

Органы, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в направлении, относящейся к сфере ведения, связанной с проведением анализируемых процедур

Правительство Российской Федерации, Минпросвещения России

Правительство Российской Федерации, Минтруд России, Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям

Субъектный состав участников правоотношений при проведении процедур

Выпускник, образовательная организация, реализующая образовательную программу СПО; ГЭК (в том числе главный эксперт и члены экспертной группы); технический эксперт, тьютор (ассистент), добровольцы (волонтеры) (при необходимости), представители организаций-партнеров (по согласованию с образовательной организацией), оператор демонстрационного экзамена базового и профильного уровней по образовательным программам СПО (ФГБОУ ДПО ИРПО)

Соискатель, работодатель, центр оценки квалификаций (далее — ЦОК), экспертная комиссия, совет по профессиональным квалификациям (далее — СПК), АНО «Национальное агентство развития квалификаций»

Нормативная база, регламентирующая процедурные аспекты (механику) проведения экзаменов

Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утв. приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800

Правила проведения ЦОК НОК в форме профессионального экзамена, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204

Предмет оценивания

Уровень освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков в соответствии с ФГОС СПО

Соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Уровень квалификации подтверждается в соответствии с Реестром сведений о проведении НОК, URL: https://nok-nark.ru/pk/list/

Количество экспертов, выполняющих оценку заданий экзаменуемого и требования к экспертам

Минимальное количество членов экспертной группы демонстрационного экзамена установлено в конкретном КОД (таблица 11). Лица из сторонних организаций, обладающие профессиональными знаниями, навыками и опытом в сфере, соответствующей профессии или специальности СПО или УГПС, по которой проводится демонстрационный экзамен

Не менее 3 экспертов НОК. Требования к эксперту содержатся в структуре оценочного средства (раздел «Сведения о кадровом обеспечении, необходимом для проведения профессионального экзамена»). Уровень подготовки экспертов подтверждается СПК.

Применяемая система оценивания

Политомическая

Дихотомическая

Инструментарий оценивания

Комплект оценочной документации оценочных средств единых оценочных материалов демонстрационного экзамена

Структура установлена Порядком разработки, публикации и хранения оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена, утв. приказом ФГБОУ ДПО ИРПО от 04.04.2023 № 151 (с изм., утвержд. приказом ФГБОУ ДПО ИРПО от 12.03.2024 № 01–09–42/2024)

Оценочные средства. Структура установлена Положением о разработке оценочных средств для проведения НОК, утв. приказом Минтруда России от 01.11.2016 № 601Н

Разновидности

Демонстрационный базового уровня, демонстрационный экзамен профильного уровня

Наличие стадий (этапов) проведения самой экзаменационной процедуры

Теоретический этап (тестовое задание или задание для оформления и защиты портфолио), практический этап

Место проведения процедуры

Центр проведения демонстрационного экзамена

Центр оценки квалификаций, экзаменационная площадка по проведению НОК

Основания для допуска к процедуре

Освоение выпускником образовательной программы СПО. Приказ образовательной организации о допуске к ГИА. Заявительный порядок применяется только для демонстрационного экзамена профильного уровня

Заявительный порядок. Приказ ЦОК о проведении профессионального экзамена НОК

Необходимость оплаты за проведение процедуры

Безвозмездно

На возмездной основе. На основании заключенного договора между соискателем и ЦОК

Субъекты, принимающие решение о результатах процедуры

Экспертная группа, ГЭК

Экспертная комиссия ЦОК, СПК

Обязательность проведения процедуры

Обязателен для выпускников образовательных программ СПО, для которых конкретный ФГОС СПО устанавливает ГИА

в форме демонстрационного экзамена, а также для образовательных программ СПО, реализуемых в рамках новой образовательной технологии «Профессионалитет»

Работники лифтовой отрасли (работники, участвующие в процессах монтажа, демонтажа, эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта лифтов) (постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743). Строители, проектировщики и изыскатели, включенные или претендующие на включение в национальные реестры НОСТРОЙ и НОПРИЗ (пп. 3,4 ч. 10 ст. 55.5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Специалисты финансового рынка, работающие в аккредитованных Банком России организациях (письмо Банка России от 02.07.2019 № 06–14–6/5093)

Выдаваемый документ

Документ об образовании и квалификации, цифровой паспорт компетенций (ЦПК)

Свидетельство о квалификации, заключение о прохождении профессионального экзамена

Субъект, осуществляющий пересмотр результатов

Апелляционная комиссия образовательной организации

Апелляционная комиссия СПК

Обозначим возможные практические подходы к признанию результатов ГИА в форме демонстрационного экзамена в системе НОК, которые могут применяться советами по профессиональным квалификациям и другими заинтересованными сторонами (далее — СПК).

1 модель — «Совмещение / сопряжение демонстрационного экзамена и НОК», предусматривающее совмещение (параллельное проведение) демонстрационного экзамена и практической части профессионального экзамена по НОК.

Оптимальным может выступать подход совмещения проведения ГИА в форме демонстрационного экзамена профильного уровня и практического этапа профессионального экзамена НОК. Также возможны варианты совмещения ГИА в форме демонстрационного экзамена базового уровня с профессиональным экзаменом НОК.

Для упрощения процедуры образовательная организация может наделяться статусом экзаменационной площадки по проведению НОК или центра оценки квалификаций (далее — ЦОК) в общем порядке, установленном нормативной базой о НОК.

Теоретический этап профессионального экзамена НОК в контексте рассмотрения вопроса по признанию демонстрационного экзамена в системе НОК определяется как отдельная стадия профессионального экзамена, необходимая для выдачи выпускнику (соискателю) свидетельства о квалификации.

Прохождение теоретического этапа профессионального экзамена НОК при применении настоящей модели может реализоваться до момента прохождения ГИА в форме демонстрационного экзамена, совмещенного с НОК. В случае неуспешного прохождения теоретического этапа профессионального экзамена НОК выпускник допускается до прохождения демонстрационного экзамена в общем порядке, при этом результаты теоретического этапа профессионального экзамена не учитываются при подведении итогов демонстрационного экзамена [8].

Модель 2 — «Модель фактического признания результатов демонстрационного экзамена», в основе которой лежат процедурные мероприятия по передаче Оператором по защищенному каналу связи в адрес СПК сведений о результатах ГИА в форме демонстрационного экзамена и сам факт признания СПК документа об образовании и квалификации / цифрового паспорта компетенций с последующей выдачей выпускнику / соискателю свидетельства о квалификации.

Модель 3 — «Модель признания по содержанию», включающая разработку специальных оценочных материалов демонстрационного экзамена с учетом требований к оценочным средствам НОК, проведение демонстрационного экзамена профильного уровня с участием экспертов демонстрационного экзамена, имеющих статус экспертов НОК, обеспечение проведения теоретического этапа профессионального экзамена по НОК.

Ввиду закрепления частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное СПО признание результатов демонстрационного экзамена в системе НОК должно производиться на безвозмездной основе для выпускника. Оплата услуг по выдаче свидетельств о квалификации или заключений о прохождении профессионального экзамена может осуществляться за счет средств СПК или работодателей, заинтересованных в трудоустройстве таких выпускников.

На основании проведенного анализа нормативных и подзаконных актов, методических документов, организационных практик образовательных организаций, ЦОК и СПК по проведению ГИА, совмещенной с НОК, нами предлагается ряд предложений, которые могут способствовать признанию результатов демонстрационного экзамена в системе НОК:

  1. Для унификации подходов к признанию результатов демонстрационного экзамена прослеживается потребность в разработке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти подзаконного акта, устанавливающего единые процедурные подходы к признанию результатов ГИА в форме демонстрационного экзамена в системе НОК.
  2. Со стороны СПК требуется подготовка и утверждение единого документа, в котором будет установлено соответствие между профессиями, специальностями СПО и профессиональными квалификациями, которые подтверждаются по результатам НОК. В связи с этим ярко прослеживается потребность в формировании универсальных правил осуществления такого соответствия на предмет требований к уровню образования лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности по оцениваемой профессиональной квалификации НОК.
  3. Оператору следует обеспечивать участие экспертов НОК в разработке и валидации единых оценочных материалов демонстрационного экзамена на системной основе.
  4. Привлекать к непосредственной оценке выполнения выпускником заданий демонстрационного экзамена, совмещенного с НОК, членов экспертной комиссии ЦОК с включением их в состав экспертной группы демонстрационного экзамена ГЭК с целью упрощения документооборота. Предлагается включать в состав ГЭК не менее 3 экспертов ЦОК.
  5. В случае расположения центра проведения демонстрационного экзамена на базе образовательной организации рассматривать возможность СПК наделять ее статусом экзаменационной площадки по проведению НОК.
  6. При расположении ЦПДЭ на площадке работодателя, которая выступает экзаменационной площадкой по проведению НОК или ЦОК, обеспечить возможность присвоения Оператором статуса ЦПДЭ для такой площадки.
  7. В отдельных случаях по решению СПК осуществлять признание результатов ГИА в форме демонстрационного экзамена по образовательным программам СПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию.
  8. Требуется уточнение возможных форм документов, подтверждающих признание результатов демонстрационного экзамена как практического этапа профессионального экзамена по НОК, и порядка передачи данных в Реестр сведений о проведении НОК.
  9. Организовывать участие выпускника в прохождении совмещенного демонстрационного экзамена с НОК только на добровольной основе (по личному заявлению соискателя).
  10. Обеспечение признания результатов демонстрационного экзамена в системе НОК должно осуществляться в отношении ГИА тех образовательных программ СПО, которые были разработаны с непосредственным участием работодателя, и где потенциальный работодатель оказывает образовательной организации содействие в реализации такой программы, а также сам признает результаты НОК в своей корпоративно-производственной среде. Признание результатов демонстрационного экзамена в системе НОК не может носить массовый характер.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проблематика признания результатов демонстрационного экзамена в системе НОК требует дополнительного методологического и методического сопровождения со стороны ученых, педагогических работников и представителей управленцев в сфере образования, а также системного анализа и учета результатов различных практик апробации сопряжения анализируемых процедур и признания демонстрационного экзамена как профессионального экзамена в рамках НОК.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. — № 303. — 31.12.2012.
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 04.07.2016. — № 27 (Часть I). — ст. 4171.
  3. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета от 01.11.2023 № Пр-2192ГС. — [Электронный ресурс]. –https://clck.ru/3FAX2A (дата обращения: 20.12.2024).
  4. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 № 51)).
  5. В колледжах России начнут обучение более 1,25 млн студентов // Информационное агентство ТАСС. — 2024. — 26 августа. — [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/3FSMz9 (дата обращения: 20.12.2024).
  6. Демонстрационный экзамен. Глоссарий демонстрационного экзамена // Портал демонстрационного экзамена. — [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/3F8Tth (дата обращения: 02.10.2024).
  7. Информационный бюллетень — М.: ФГАНУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования», 2024–27 с.
  8. Методические рекомендации по совмещению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена профильного уровня с независимой оценкой квалификации (с учетом отраслевых особенностей Совета по профессиональным квалификациям в горно-металлургическом комплексе и Совета по профессиональным квалификациям в машиностроении) // Портал демонстрационного экзамена. — [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/3FUz4P (дата обращения: 20.12.2024).
  9. Применение независимой оценки квалификации в подготовке рабочих и специалистов среднего звена: сборник трудов конференции / А. А. Факторович, О. Ф. Клинк, Е. Н. Кулебякин, Т. С. Ширшова // Стратегические сценарии развития демонстрационного экзамена: сборник статей Всерос. науч.-практич. конф. (Москва, 24–25 окт. 2024 г.). — Чебоксары: ИД «Среда», 2024. — С. 228–236.
  10. Спецсюжет. Обеспеченность экономики кадрами: о важнейших структурных дисбалансах // ЦМАКП. — Тетрадь 12. — 2024. — [Электронный ресурс]. — URL: https://clck.ru/3FUehV (дата обращения: 20.12.2024).

Ключевые слова

среднее профессиональное образование, профессиональный стандарт, демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестации, независимая оценка квалификации, профессиональный экзамен
Задать вопрос