Развитие колористических навыков учащихся 8–12 лет с помощью метода подбора цветовой модели картины
Автор: Яковлева Надежда Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 01.11.2024
Статья просмотрена: 6 раз
Библиографическое описание:
Яковлева, Н. А. Развитие колористических навыков учащихся 8–12 лет с помощью метода подбора цветовой модели картины / Н. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9493/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье описываются проблемы по обучению детей колористике — науке, изучающей природу цвета и его возможные характеристики. Автор проводит исследование на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» города Пензы в течении одного учебного года и предлагает авторский комплекс упражнений «Метод подбора цветовой модели картины».
Ключевые слова: живопись, исследование, колористика, цветовая схема картины, колористические навыки.
Изучением особенностей восприятия цвета и вопросами разработки на этой основе гармоничных цветовых моделей занимались многие известные ученые и художники: И. Иттен, А. Матис, Л. А. Венгер, В. С. Кузин [3, с. 14].
Каждый предмет обладает основным, истинным цветом, но в жизни цвет предмета постоянно меняется в зависимости от освещения, времени суток и от других внешних факторов. К тому же, цвет сам по себе имеет такие характеристики как: светлота цвета, цветовой тон, насыщенность. Эти переменные необходимо уметь учитывать ребенку, занимающемуся живописью [1, с. 5.].
Таким образом, мы подходим к проблеме восприятия цветовых нюансов и понятию «сложного цвета» — оттенки цвета, отличные от истинного цвета, состоящего из составных оттенков [2, с .22.].
В исследовании принимали участие учащиеся объединения «Изостудия «В крапинку»» от 8 до 12 лет.
Учащимся предлагалось систематически выполнять упражнения по колористике следующего характера: «Найди лишние цвета на картине» — является диагностическим. Второй комплекс упражнений направлен на умение отличать формальный цвет от сложного. Третий комплекс заданий был направлен на умение видеть цвет в натюрмортах. К каждому из предложенных натюрмортов подбиралась цветовая схема.
Результаты проведенной работы показали, что уровень развития колористических навыков детей зависит от систематической «тренировки глаза видеть цвет».
Выявленная в ходе исследования стратегия экспериментально подтвердилась и позволила разработать вариативные упражнения на основе метода подбора цветовой модели картины.
Цель исследования: изучить особенности развития колористических навыков у детей 8–12 лет по средствам метода подбора цветовой модели картины.
Объект исследования: процесс развития колористических навыков у детей 8–12 лет.
Предмет исследования: особенности развития колористических навыков воображения у детей 8–12 лет по средствам метода подбора цветовой модели картины.
Гипотеза: применение комплекса заданий на основе метода подбора цветовой модели картины позволит развить колористические навыки у детей 8–12 лет.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
- Изучить проблему развития колористических навыков детей в возрасте 8–12 лет в системе преподавания изобразительного искусства.
- Проанализировать особенности развития колористических навыков детей 8–12 лет.
- Провести экспериментальное исследование и анализ результатов.
- Разработать методические рекомендации для педагогов изобразительного искусства по применению комплекса заданий на основе метода подбора цветовой модели картины.
Первым из упражнений на развитие колористических навыков мной была выбрана дидактическая игра «Найди лишние цвета на картине». Применяется она в целях диагностики общих колористических навыков и выявления патологических отклонений в цветовосприятии (протанопия, дейтеранопия, тританопия) [4, с. 34]. Суть задания заключается в поиске лишних цветов в готовой цветовой схеме картин (рис. 1). Выполняется самостоятельно.
Рис. 1. Пример задания «Найди лишние цвета на картине»
Следующий пример задания помогает выявить колористические способности учащихся, направленно на умение отличать формальный цвет от сложного его оттенка. В зависимости от уровня подготовки и возраста учащихся, задание может быть упрощено или усложнено (см. рис. 2).
Рис. 2. Задание на умение отличать формальный цвет от сложного
Третье задание выполняется с натуры. Подбираются локальные цвета предметов — основные, без разбора светотеневых отношений.
Рис. 3. Подбор цветовой модели натюрморта
На первом этапе исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей (36 человек).
Второй этап — проведение констатирующего эксперимента, с использованием методики цветового подбора картины.
Третий этап — проведение формирующего эксперимента с введением заданий на подбор цветовой модели картины в экспериментальной группе.
Четвертый этап — контрольный эксперимент. Изменение динамики развития колористических навыков с помощью методик, используемых в констатирующем эксперименте.
Пятый этап — обработка и интерпретация полученных экспериментальных данных.
В результате количественного и качественного анализа всех экспериментальных материалов в констатирующем эксперименте удалось выявить исходные колористические навыки учащихся и провести диагностику отклонений в цветовосприятии. В обеих группах были выявлены типы решения колористических задач
I тип. Этот тип решения характеризуется тем, что испытуемый имеет явные отклонения в цветовосприятии. В контрольной и экспериментальной группе таких детей не оказалось.
II тип. Характеризуется умением определять истинный цвет объекта на картине, но не способен видеть сложные цвета. В контрольной группе таких детей 83 %, а в экспериментальной 98 %.
III тип. Этот тип характеризуется способностью различать сложные цвета и цветовые нюансы. В контрольной группе 16 % детей справляются с этим заданием, в экспериментальной группе таких детей — 2 %. Результаты исследования по данной методике представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты исследования в констатирующем эксперименте.
По результатам диагностики дети контрольной и экспериментальной групп не имеют патологических отклонений в цветовосприятии, способны определять основные цвета на картине. Большая часть детей не способна различать цветовые нюансы и сложные цвета.
На этапе формирующего эксперимента были введен комплекс заданий по колористике. Детям предлагалось выполнять цветовой подбор нюансной гаммы картины и натюрморта сначала под руководством педагога, затем самостоятельно.
В контрольной и экспериментальной группе I типа не выявлено.
II тип в контрольной группе составил 84 %, а в экспериментальной 33 %.
III тип в контрольной группе составил 15 %, а в экспериментальной 66 %. Из полученных данных следует, что способность видеть сложный цвет и различать цветовые нюансы в контрольной группе почти не изменилась, а в экспериментальной группе увеличилась на 20 %.
Рис. 5. Результаты формирующего эксперимента
Следующим этапом стал контрольный эксперимент. На данном этапе I тип был исключен, за многократным отсутствием его подтверждения на этапе констатирующего и формирующего эксперимента. Изменение динамики развития цветовых навыков детей 9–12 лет при помощи метода цветового подбора картины, используемых в констатирующем эксперименте (рис. 6).
Рис. 6. Результаты контрольного эксперимента
По данным контрольного эксперимента видно, что количество детей, способных видеть сложный цвет и различать цветовые нюансы увеличилось до 70 % ( III тип) , что доказывает эффективность комплекса упражнений на основе метода подбора цветовой модели картины. В ходе эксперимента нам удалось изучить особенности развития колористических навыков у детей 8–12 лет по средствам метода подбора цветовой модели картины. Оказалось возможным активизировать колористические навыки детей путем направленного руководства, развивающего умения использовать специфические приемы обучения методом цветового подбора картины.
Выявленная в ходе исследования стратегия экспериментально подтвердилась и позволила разработать комплекс упражнений на основе метода подбора цветовой модели картины. Разработанная методика может использоваться учителями изобразительного искусства и педагогами дополнительного образования.
Литература:
- Гарни Д. Цвет и свет. Подробное пособие по рисованию для начинающих и профессионалов. — Москва: «Эскмо», 2022. — 392 с.
- Иттен И. Искусство цвета. — М., 2020. — 94 с.
- Матюшин М. В. Справочник по цвету: закономерность изменяемости цветовых сочетаний / М. В. Матюшин; вступ. ст. Л. А. Жадовой. — Москва: Аронов, 2007. — 72 с.
- Цветоведение. Комплекс практических работ. Учебно-методическое пособие / Сост.: В. А. Поплёвина; АНПОО «Тамбовский колледж социокультурных технологий» — Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2017. — 144 с.