Программа наставничества «Педагогический олимп»
Автор: Кобзарева Лариса Андреевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 09.10.2024
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Кобзарева, Л. А. Программа наставничества «Педагогический олимп» / Л. А. Кобзарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9471/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: молодые педагоги, наставничество, наставник, наставляемые
I . Общая информация
Название |
Программа наставничества «Педагогический олимп» муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г.Радужный |
Направление деятельности |
Методическое сопровождение |
Целевая аудитория |
Молодые педагоги МБОУ СОШ № 3 (до 5 лет работы в образовательной организации в должности учитель) |
II . Описание программы
Эпиграф |
Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов… А. С. Макаренко |
Цель |
Реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии |
Задачи |
‒ Обеспечить успешное закрепление в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых); ‒ помочь наставляемым в адаптации: усвоении лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, культуре поведения с обучающимися и коллегами; ‒ формировать сознательное и творческое отношение к профессиональным обязанностям; ‒ мобилизовать внутренние ресурсы образовательной организации для передачи методического опыта молодым специалистам (от педагога к педагогу); ‒ создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне |
Реализуемые формы наставничества |
Наставничество в группе, традиционная форма («один на один») |
Ожидаемые результаты |
‒ Успешное закрепление молодых педагогов в образовательной организации; ‒ создание условий социально-психологического комфорта в образовательной организации для новых членов коллектива; ‒ формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющего когнитивными, ‒ креативными, методологическими и рефлексивными качествами; ‒ организация передачи методического опыта от наставника к наставляемому; ‒ создание условий для позитивных изменений профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемых педагогов; ‒ развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования; ‒ рост рейтинга молодых учителей среди участников образовательных отношений |
Мотивационная стратегия |
Модель педагогического дизайна ADDIE. Выбор модели обусловлен ориентацией на конечный результат — формирование профессиональных компетенций |
Ведущий метод обучения |
Активное обучение |
Обучающие технологии |
Проблемные лекции, мозговой штурм, мастер-классы, самооценивание/анализ, парная и групповая работа, чек-листы и т. п |
Формы организации деятельности |
Корпоративная (семинары, педагогические советы), групповая (мероприятия для группы молодых педагогов), парная (педагог-педагог в системе), индивидуальная (индивидуальные консультации по необходимости) |
Социальные партнеры |
|
Сроки реализации |
1 год, с возможностью пролонгации |
Режим и количество занятий |
9 тематических групповых занятий по согласованию. Парная и индивидуальная работа в соответствии с индивидуальным планом работы наставника с молодым специалистом (педагог-педагог) и программой саморазвития и самообразования |
II . Этапы реализации программы
Наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. В современной России действуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты. В связи с большой эмоциональной нагрузкой педагогов, по причине удаленности от окружного центра, а также формы дистанционных курсов, которые часто не оправдывают наших ожиданий, немаловажным фактором является повышение профессионального уровня начинающих педагогов школы и расширение кругозора через систему грамотно выстроенного их сопровождения с учетом методической темы и задач работы школы.
При реализации проектов в сфере развития профессионализма педагогических кадров необходимо использовать «живой подход»: обсуждать проблемы, которые беспокоят каждого молодого учителя, выявлять профессиональные затруднения и помогать в их разрешении. Такое «обучение действием» должно стать традицией при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей. Система наставничества в коллективе должна ориентироваться на опыт, которым более профессиональный коллега готов поделиться, а не на стаж педагогической работы.
Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя. Для проектирования Программы использован подход обратного педагогического дизайна (модель ADDIE), часто используемый в современном обучении взрослых. Следуя логике ADDIE, выделяются пять этапов.
Этап 1. Анализ
На данном этапе в работе с молодым учителем участвуют представители администрации, руководители методических объединений, педагоги-наставники, педагог-психолог, социальный педагог. Составляется план профессионального становления начинающего педагога, определяется круг его обязанностей и полномочий, проводится анкетирование (приложение 1) и интервьюирование, по результатам которого разрабатывается персонализированная программа наставничества.
На этом этапе образовательная организация проводит следующую работу:
- Издает локальные акты о внедрении и реализации системы наставничества, принимает Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, дорожную карту по его реализации и другие документы (приложение 2).
- Организует контакты с различными структурами по проблемам наставничества во внешнем контуре (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т. п.).
- Осуществляет организационное, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное обеспечение системы наставничества.
- Создает условия по координации и мониторингу реализации системы (целевой модели) наставничества.
- Для дальнейшей более эффективной работы начинающему специалисту предлагает различные рекомендации и памятки, которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, педагогом-психологом. В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с обучающимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых анализируется каждый шаг молодого специалиста.
Основные нормативные правовые акты, разработанные образовательной организацией:
— Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации; приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации»;
— дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
— персонализированная программа наставничества муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Радужный;
— приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
— индивидуальный план работы с молодым специалистом.
Этап 2. Проектирование
На этом этапе сформирована Дорожная карта. Выбраны подходы к обучению: от стандартов — компетентностный, от учебных целей — компетентностный, практико-ориентированный, от основы обучения — от опыта, от направленности — корпоративное, групповое, парное, индивидуальное.
Групповые занятия должны состоять из двух взаимосвязанных блоков:
— теоретического, в ходе которого педагоги получают необходимый объем информации в области педагогики, методики;
— практического, в ходе которого проводятся мастер-классы и демонстрируются лучшие примеры использования в учебном процессе при помощи разнообразных ресурсов.
Выбраны форматы деятельности (вебинары, учебные видео, презентации, рабочая папка с печатным материалом и подборками видеоресурсов, мастер-классы), оценочных средств (открытые уроки, разработки методических материалов, презентация собственного опыта, портфолио), сервисы (чат в социальных сетях, официальный сайт МБОУ СОШ № 3, внутришкольная локальная сеть). Все занятия разработаны таким образом, чтобы молодые педагоги в 100 % объеме могли получить необходимую информацию по теме. Для этого собраны папки с рабочими материалами, которые при отсутствии педагога ввиду болезни или производственной необходимости, помогут детально разобраться в обсуждаемой теме.
Работа по наставничеству ведется по 3-м направлениям:
— «Сотрудничество с методической службой и коллективом»;
— «Методическое сопровождение урока и внеурочная деятельность в условиях ФГОС»;
— «Классный руководитель».
Составлен план общешкольных методических мероприятий и групповых занятий, в который могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с профессиональными запросами молодых педагогов и их затруднениями. Также предусмотрено участие в онлайн-мероприятиях регионального и федерального уровня, предложенных образовательными организациями и общественными движениями. План занятий «Наставник — наставляемый» не разработан, так как предусмотрена только индивидуальная работа в рамках предметных затруднений. Также руководителем проекта, администрацией школы, руководителями методических служб проводится систематическая работа по посещению уроков методической службой, организовано взаимопосещение уроков молодыми педагогами.
План мероприятий на групповой основе
№ |
Мероприятие 1 год программы |
1 |
Знакомство с конструктором рабочих программ по учебным предметам |
2 |
Стартовая диагностика |
3 |
Представление молодых педагогов |
4 |
Исследовательская деятельность школьников |
5 |
Знакомство с приемами активного обучения |
6 |
Работа с родителями |
7 |
Задания на развитие функциональной грамотности |
8 |
Знакомство с педагогическими технологиями в условиях ФГОС |
9 |
Подведение итогов, пролонгация проекта на 2023–2024 учебный год |
№ |
Мероприятия 2 год программы |
1 |
Представление молодых педагогов Установочное заседание. Обсуждение и составление плана работы |
2 |
Новинки контента “ЯКласс” для 2023–2024 учебного года |
3 |
Профилактика эмоционального выгорания педагогов |
4 |
Работа с родителями |
5 |
Знакомство с приемами активного обучения |
6 |
Знакомство с педагогическими технологиями в условиях ФГОС. Технология смыслового чтения |
7 |
Профориентация как система карьерного развития школьника |
8 |
Копилка педагогических идей |
10 |
ВАУ-урок |
9 |
Подведение итогов, пролонгация проекта на 2024–2025 учебный год |