Успешные практики формирования финансовой грамотности в образовательном пространстве лицея (методическая разработка обучающего семинара) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.07.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Седова, Е. И. Успешные практики формирования финансовой грамотности в образовательном пространстве лицея (методическая разработка обучающего семинара) / Е. И. Седова, Н. В. Белкина, М. В. Колгушкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9338/ (дата обращения: 18.07.2024).

Препринт статьи



Материалы семинара нацелены на совершенствование профессиональных компетенций учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в вопросах формирования финансовой грамотности обучающихся в образовательном пространстве школы.

Ключевые слова: обучающий семинар, финансовая грамотность, образовательное пространство.

Материалы семинара нацелены на совершенствование профессиональных компетенций учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в вопросах формирования финансовой грамотности обучающихся в образовательном пространстве школы.

Программа семинара выстроена в формате мастер-классов, в ходе которых педагоги МОУ — Лицей № 2 демонстрируют образовательные технологии, эффективные приемы и стратегии, позволяющие формировать финансовую грамотность обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности путём прямого и комментированного показа. Мастер-классы предполагают самостоятельное выполнение участниками семинара различного вида заданий (в т. ч. групповых).

Также в программе семинара представлен опыт разработки образовательной модели формирования финансовой грамотности обучающихся в ОО на примере модели, которая в данной момент реализуется в лицее. Модель, помимо урочной и внеурочной деятельности и программы воспитания, включает такое направление, как наставничество . Это особенность работы педагогического коллектива МОУ — Лицей № 2.

Участники семинара познакомятся с фрагментами методических обучающих игр, входящих в реализуемый в лицее проект «Всё серьёзно, или педагогика в играх». Авторами игр являются учителя МОУ — Лицей № 2.

Полученный на семинаре теоретический и практический опыт будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей деятельности по формированию финансовой (и, в целом, функциональной) грамотности обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности.

Материалы семинара могут быть использованы в работе администраторов образовательных организаций и методистов для организации семинаров, тематических педагогических советов, методических мастерских, индивидуальных консультаций, а также непосредственно в работе педагогов в целях самообразования и повышения своей педагогической компетентности.

Пояснительная записка

Наименование: региональный методический семинар «Успешные практики формирования финансовой грамотности в образовательном пространстве лицея».

Форма проведения: серия мастер-классов по обобщению и трансляции положительного опыта педагогов лицея по формированию финансовой грамотности обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности.

Целевая аудитория : методисты, педагоги общеобразовательных учреждений Саратовской области

Форма семинара : обучающий семинар.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. Преподавание финансовой грамотности как важной части функциональной грамотности является обязательным в 1–11 классах школ. Это закреплено в обновленных ФГОС общего образования. Актуальность данного семинара продиктована необходимостью обмена опытом по вопросам формирования финансовой грамотности для успешной реализации поставленных задач на всех уровнях общего образования.

Цель семинара : совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах формирования финансовой грамотности обучающихся в образовательном пространстве школы, включая урочную и внеурочную деятельность.

Задачи:

  1. Продемонстрировать коллегам успешные практики формирования финансовой грамотности обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности, сложившиеся в образовательном пространстве лицея.
  2. Привлечь внимание педагогов к вопросам формирования финансовой грамотности, повысить их активность, пробудить желание размышлять, способствовать профессиональному росту и успешности педагогов.
  3. Способствовать формированию профессионального сообщества педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал по вопросам формирования финансовой грамотности обучающихся

Предполагаемый результат семинара: повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в вопросах формирования финансовой грамотности обучающихся в урочной и во внеурочной деятельности.

Далее представлены краткие версии выступлений педагогов лицея.

Образовательная модель формирования финансовой грамотности учащихся в МОУ — Лицей № 2 (Белкина Надежда Владимировна, заместитель директора по учебной работе МОУ — Лицей № 2)

Обосновала актуальность транслируемого опыта по формированию финансовой грамотности учащихся.

Познакомила с возможными моделями изучения финансовой грамотности, которые могут быть реализованы образовательными организациями Саратовской области в соответствии с Методическими рекомендациями, разработанными региональным Центром финансовой грамотности Саратовского областного института развития образования в 2022 году.

Обратила внимание на то, что согласно этим рекомендациям каждая образовательная организация самостоятельно принимает решение о наиболее подходящей для неё модели на основе анализа кадровых, организационно-технических и других условий с учётом приоритетов развития школы.

Рассказала об основных этапах построения Модели формирования финансовой грамотности учащихся в МОУ — Лицей № 2 в период с 2018 по 2023 гг. (25 сентября 2017 года Правительством РФ утверждена Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017–2023 гг.).

Отметила, что своего рода драйвером работы педагогов лицея по формированию финансовой грамотности учащихся стала Методическая лаборатория по финансовой грамотности. Основной целью деятельности Лаборатории является развитие профессионального сообщества по вопросам финансовой грамотности.

Обратила внимание на тот факт, что к особенностям формирования финансовой грамотности в образовательном пространстве школы относится метапредметность области данного знания. Это обуславливает отсутствие жёсткой структуры образовательной модели формированию финансовой грамотности. Модель, которая в данной момент реализуется в лицее, помимо урочной и внеурочной деятельности и программы воспитания включает такое направление, как наставничество.

Кратко познакомила с тем, как выстраивается работа по каждому направлению: урочная деятельность, внеурочная деятельность, программа воспитания, методическая лаборатория, наставничество.

Из опыта работы по формированию основ финансовой грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности (Григорьева-Савельева Марина Владимировна, методист, учитель начальных классов МОУ — Лицей № 2)

Отметила, что с 1 сентября 2022 года система школьного образования живёт в новых условиях — внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с новым ФГОС НОО преподавание финансовой грамотности является обязательным в 1–4 классах школ. Элементы финансовой грамотности вводятся в такие предметы, как «Математика» и «Окружающий мир». В новом стандарте финансовая грамотность прописана в требованиях к результатам освоения этих предметов.

Познакомила с разделами и содержанием примерных рабочих программ по предметам «Математика» и «Окружающий мир» в начальной школе в соответствии ФГОС НОО, показав связь с соответствующими им элементами финансовой грамотности из Единой рамки компетенций по финансовой грамотности. Привела примеры заданий.

Остановилась на планируемых результатах освоения учебных программ по предметам «Математика» и «Окружающий мир», имеющих непосредственное отношение к финансовой грамотности .

Рассказала об особенностях работы по УМК «Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. «Финансовая грамотность»», содержащем значительный объём информации, что позволяет использовать его не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, для самообразования учащихся, совместной работы с родителями и др.

Представила опыт по формированию финансовой грамотности во внеурочной деятельности, уделив особое внимание проектной деятельности учащихся начальных классов (проекты «Банковская карта», «Моя финансовая задача» и др.).

Поделилась опытом использования инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности в начальной школе.

Порекомендовала отдельные ресурсы, которые будут полезны для учителей начальных классов при работе по формированию финансовой грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Финансовые деловые игры на уроках биологии (Классен Светлана Станиславовна, учитель биологии МОУ — Лицей № 2)

Отметила, что одной из основных задач, решаемых в рамках лицейской Методической лаборатории по финансовой грамотности, является расширение образовательного пространства за счет включения в работу (помимо учителей предметов, заявленных в обновленных ФГОС) других учителей-предметников, заинтересованных в работе по данному направлению.

Обратила внимание на то, что биология и финансовая грамотность взаимообогащают друг друга. В этой интеграции финансовая грамотность выступает как часть социальной компетентности школьника, а биология — это предмет, соединяющий стороны природной, экологической, экономической и культурной жизни человека.

Отметила, что разнообразное содержание позволяет использовать на уроках биологии игровые технологии, а именно технологию деловой игры и различные ее модификации. Деловая игра — это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной «производственной» или «жизненной» ситуации. При этом деловые игры с финансовой направленностью не только помогут разнообразить учебный процесс, но и организовать досуг детей в увлекательной и полезной форме.

Перечислила преимущества деловой игры, познакомила с моделью учебной финансовой деловой игры.

Представила опыт использования финансовых деловых игр на уроках биологии и во внеурочной деятельности: 5–6 кл. («Мой аквариум», «Мой питомец», «Моя клумба»); 7–8 кл. («Финансы и вредные привычки», «Есть ли польза от знаний по биологии при покупке продуктов питания»); 9–11 кл. («Финансы и потребление воды, электричества, газа»; «Какую пользу может принести мусор?», «Финансы и здоровье человека»).

Слушатели семинара приняли участие в финансовой деловой игре «Содержание аквариумного тритона». Им предстояло определить затраты, необходимые для обустройства тритона, а также ответить на вопрос, на чём можно сэкономить.

В качестве результатов использования финансовых деловых игр выделила: повышение интереса к учебным занятиям и к моделируемым проблемам; получение учащимися большего количества информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению навыков принятия конструктивных финансовых решений и др.

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики (математической и финансовой): от ВПР к ОГЭ и ЕГЭ (Седова Вера Викторовна, учитель математики МОУ — Лицей № 2)

Отметила, что результаты оценки качества образования международных и отечественных исследований говорят о том, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, но при этом не умеют грамотно применять эти знания на практике. К сожалению, это касается и такого компонента функциональной грамотности, как математическая грамотность, которая тесно связана с финансовой.

Обратила внимание на то, что в определении математической грамотности особый акцент сделан на использование математики именно для решения практических задач в различных формулировках и областях.

Отметила важность работы учителей всех предметов по внедрению новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной (в т. ч. финансовой) грамотности, в учебный процесс; по разработке и использованию «PISA-подобных» заданий.

Также отметила, что значительная часть актуальных в современном мире экономических и финансовых задач строится на традиционном материале школьного курса математики. Универсальным инструментом математики и практически всех остальных областей человеческой деятельности является процент.

В увлекательной форме представила «эволюцию» практико-ориентированных задач на проценты с 5 по 11 кл. (от ВПР к ОГЭ и ЕГЭ). Отметила, что с каждым следующим годом задачи становятся более ориентированными на реальные ситуации. Акцентировала внимание на том, что подобные задачи помогают мотивировать учащихся, создавать «момент удивления» на уроке, вызвать у детей желание выйти из «зоны комфорта». У подобного формата задач большой воспитывающий потенциал: они позволяют прочувствовать ситуацию и научиться принимать грамотные решения в реальной жизни. В данном случае — финансово грамотные.

Необходимость решения практико-ориентированных экономических задач вызвана еще и тем, что они включены в ЕГЭ «Профиль по математике». Это задачи на банковские вклады, кредиты и проценты.

Участники семинара решили задачу по расчету выплат кредита в микрофинансовой компании, оказывающей услуги быстрого кредитования, «Быстроденьги» (по формуле простого процента). Совместно сделали вывод о необходимости развития у учащихся ответственного, критического отношения к своей роли в различных жизненных процессах, к личному контролю за всем, что для них важно.

Потенциал уроков истории и обществознания по формированию финансовой грамотности: из опыта работы (Давыдова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ — Лицей № 2)

Отметила, что при изучении истории в школе так или иначе рассматриваются все этапы формирования финансовой сферы. Это история появления денег, история торговли и того, как складывались рыночные отношения. Поэтому потенциал истории по формированию финансовой грамотности заключается в том, что она даёт ребёнку возможность — вместе с человечеством — пройти все стадии становления финансовой системы, увидеть начало и увидеть результат, научиться анализировать, делать выводы.

Также отметила, что на сегодняшний день для подготовки занятий по финансовой грамотности создан огромный ресурсный потенциал для учителей всех предметов и, в частности, для учителей истории и обществознания. Однако это создает для педагога проблему подбора конкретных ресурсов к конкретным занятиям.

Рассказала о преимуществах УМК для 5–11 классов «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России», созданного в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В состав УМК входят: учебное пособие; методическое пособие; программный комплекс, включающий сайт, приложения для ПК и мобильное приложение.

Обратила внимание на то, что предпочтение при проведении занятий необходимо отдавать активным формам, ориентированным на получение или подтверждение знаний через самостоятельную творческую деятельность. Представила авторскую внеурочную игру «Путешествие во времени». В ходе игры учащиеся примеряют на себя роль предпринимателя конце 19 века, работают с картами, с историческими данными и законами того времени. И в результате защищают свои бизнес-планы.

Отметила, что потенциал обществознания по формированию финансовой грамотности закреплен в обновленных ФГОС ООО и СОО. Познакомила с электронными ресурсами для подготовки занятий по финансовой грамотности, которые успешно используются на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.

Предложила участникам семинара разработать задания, используя известный приём развития критического мышления «Кубик Блума».

Презентация лицейского методического проекта «Всё серьёзно, Или педагогика в играх». Педагогический КВИЗ ( Белкина Надежда Владимировна, заместитель директора по методической работе МОУ — Лицей № 2)

Отметила, что в прошлом учебном году в лицее началась реализация интересного и перспективного методического проекта «Всё серьёзно, или педагогика в играх». Игровые механики являются очень удобным и эффективным инструментом не только для интересного досуга и командообразования, но и для развития коммуникативного взаимодействия педагогов, мотивации и инициативы, проведения самодиагностики профессиональных дефицитов, приобретения профессиональных знаний, а также для развития компетенций в ходе совместного решения проблемы или, наоборот, конкуренции.

За основу были взяты популярные игровые форматы и наполнены профессиональным, полезным, познавательным содержанием.

Представила участникам семинара фрагмент педагогического КВИЗа, который прошел на одном из лицейских педагогических советов.

КВИЗ — это командная интеллектуальная игра, в ходе которой команда за ограниченное время дает ответ на вопрос, заполняя специальный бланк. По окончании игры бланки сдаются жюри, которое по количеству верных ответов выбирает команду-победителя.

Участники семинара не придерживались строго правил игры, отвечали на вопросы с места.

Классический КВИЗ включает семь раундов по семь вопросов. В каждом раунде все вопросы посвящены определенной теме. Предложенный демонстрационный вариант игры состоял из 3 раундов по 3 вопроса по темам: обновленные ФГОС ОО, функциональная грамотность, финансовая грамотность. На обсуждение каждого вопроса было выделено 10–15 сек.

По окончании игры состоялось обсуждение этого игрового формата.

Финансовая грамотность на уроках английского языка (Белякова Екатерина Владимировна, учитель английского языка МОУ — Лицей № 2)

Отметила, что сегодня из школы, как правило, выпускаются ученики, умеющие читать, писать, знающие грамматику, но редко умеющие говорить на иностранном языке, т. е. взаимодействовать и общаться. Исключение составляют лишь выпускники специализированных школ.

Обратила внимание на то, что появление интернета и мобильной связи изменило представление о международных границах, у людей появились новые возможности и направления взаимодействия. Поэтому главный «проект», который сегодня должен реализовываться в школе, — это не «знание» иностранного языка, а владение им.

Дала определение языковой функциональной грамотности как способности человека использовать навыки чтения и письма, разговорные навыки в условиях его взаимодействия с социумом. Эта способность позволяет ему быстро адаптироваться во внешней среде и эффективно в ней функционировать.

Отметила, что любой иностранный язык — это уникальный предмет, в рамках которого не только возможно, но и необходимо проводить работу по формированию всех шести компонентов функциональной грамотности. При этом мерой владения иностранным языком является количество коммуникативных задач, которые человек может решить на определенном языке или на комбинации нескольких языков.

Сделала акцент на важности подбора заданий для формирования финансовой грамотности. Ключевым признаком, качеством любого задания становится его коммуникативная направленность, то есть наличие реальной ситуации общения, к которой это задание можно отнести.

Рассказала об эффективных приемах формирования финансовой грамотности на уроках английского языка.

Представила опыт работы лицейского методического объединения учителей иностранного языка по использованию различных настольных игр в урочной и во внеурочной деятельности. Присутствующие на семинаре учителя приняли участие в модифицированной версии одной из таких игр «Организуй день рождения ребенка» (на англ. яз.). Им предстояло выполнить следующие задания: на ограниченную сумму денег закупить продукты с учётом выбранного меню; заключить (проверить) договор на оказание услуг аниматоров; оформить онлайн-заказ товаров для украшения зала; написать претензию в связи с переносом сроков доставки заказа, учитывая определенные условия.

Опыт наставнической практики старшеклассников «Финансовый наставник» (Белкина Надежда Владимировна, заместитель директора по методической работе МОУ — Лицей № 2)

Остановилась на том, какие интересные и полезные уроки финансовой грамотности можно извлечь из произведений художественной литературы, и как это можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.

Познакомила присутствующих с некоторыми приемами работы с текстом художественного произведения по формированию финансовой грамотности. Отметила, что эти приемы интересны не только филологам, но и учителям других предметов.

Сделала акцент на том, что викторины — это не только отличный способ проверить свои знания литературы, но и обратить внимание на финансовые и экономические аспекты этих произведений, на которые обычно не обращают внимания.

Познакомила с циклом просветительских мероприятий образовательного ресурса «Образовательные проекты ПАКК» (это один из ключевых партнеров Минфина России по финансовому образованию населения). Особо остановилась на материалах ежегодного Конкурса ученических исследовательских и творческих работ «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев».

Участникам семинара были предложены интересные авторские задания по формированию финансовой грамотности: «Права собственности в романе А. С. Пушкина «Дубровский»»; «Финансовые стратегии Хлестакова» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»); «Почему названия многих пьес А. Н. Островского имеют «денежные» названия» и др.

Рассказала о существующей в лицее наставнической практике старшеклассников «Финансовый наставник» (модель «ученик — ученик»): инициативная группа активных, увлеченных литературой старшеклассников в течение учебного года (или по запросу) самостоятельно готовит и проводит ряд внеклассных занятий (мероприятий) по финансовой грамотности для учащихся 5–6 классов. Также ребята самостоятельно разрабатывают различные задания и игры («Продолжи пословицу», «Своя игра» и др.).

Презентация лицейского методического проекта «Всё серьёзно, или педагогика в играх». Интеллектуально-обучающая игра «В погоню за грамотностью!» (Орлова Светлана Вениаминовна, Чернова Светлана Ивановна, учителя английского языка МОУ — Лицей № 2)

Участникам семинара был предложен фрагмент интеллектуально-обучающей игры «В погоню за грамотностью!»

Разработчики игры — учителя английского языка МОУ — Лицей № 2 Орлова Светлана Вениаминовна и Чернова Светлана Ивановна. В качестве ассистентов выступили молодые учителя МОУ — Лицей № 2.

Данный игровой формат разработан для лицейской «Школы молодого педагога» на основе популярной настольной игры «Тривиал Персьют» (разновидность игр-викторин). В варианте игры «В погоню за грамотностью!» все категории вопросов относятся к теме «Формирование компонентов функциональной (в т. ч. финансовой) грамотности учащихся».

Цель игры:

  1. Систематизация знаний по теме «Формирование функциональной (в т. ч. финансовой) грамотности учащихся».
  2. Создание благоприятной атмосферы сотрудничества, обмена мнениями, здоровой конкуренции.

Настольная интеллектуально-обучающая игра «В погоню за грамотностью!»

Данный игровой формат разработан на основе популярной настольной игры «Тривиал Персьют» (разновидность игр-викторин). В варианте игры «В погоню за грамотностью!» все категории вопросов относятся к актуальной сегодня теме — формированию компонентов функциональной (в т. ч. финансовой) грамотности учащихся.

Цель игры:

  1. Систематизация знаний по теме «Формирование функциональной (в т. ч. финансовой) грамотности учащихся».
  2. Создание благоприятной атмосферы сотрудничества, обмена мнениями, здоровой конкуренции.

Инструкция :

  1. Перед вами поле, которое разделено на 6 сегментов разного цвета и дорожки с треугольниками того же цвета, похожими на дольки пирога. Каждый цвет символизирует один из 6 видов функциональной грамотности.
  2. Ваша задача: выбрав себе фишку, собрать «дольки» так, чтобы у вас получился «пирог» с шестью дольками разного цвета.
  3. Для того чтобы их собрать, вам (командам) необходимо правильно ответить на вопросы, связанные с видами функциональной грамотности. На теоретические вопросы отвечает 1 команда, выбравшая вопрос, на практические — все команды. Та команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, забирает «дольку». Время на выполнение теоретического задания — 1 мин, практического — 2 мин.
  4. Игру начинаем с центра поля.
  5. Ходим по дорожкам, назад возвращаться нельзя.
  6. Если попали на клетку «повтор броска», кидаем кубик еще раз.
  7. Если попали на «дольку» того цвета, которая у вас уже есть, пропускаем ход.
  8. Если оказываетесь в центре поля, то сами выбираете категорию вопроса.
  9. Если кубик выпал со знаком «треугольник», то игрок (команда) вправе выбрать любую категорию вопроса.

При подборе вопросов авторы использовали информацию из открытых источников в сети Интернет: «Банк заданий ФИПИ для 5–9 классов», «Банк заданий Института стратегии развития образования Российской академии образования», «Методологические аспекты преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе», тест «Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся».

В зависимости от актуальной темы игру можно изменить, меняя содержание вопросов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями, утвержденными Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732.
  5. Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности: краткий курс / Артём Богдашевский. — Москва: Альпина паблишер, 2019. — 304 с.
  6. Дощинский Р. А. Ярцева В. Е. Как организовать работу по развитию функциональной грамотности в школе // Справочная система «Образование». URL: https://vip.1obraz.ru (дата обращения: 15.03.2024).
  7. Нагоева Р. А. Функциональная грамотность — ноу-хау или продукт трансформации привычных способов деятельности учителя? // Электронный журнал «Поиск научных решений». 2023. № 1. С. 61–72.
  8. Методические рекомендации для образовательных организаций Саратовской области «Реализация основных образовательных программ по финансовой грамотности на уровне начального общего образования и основного общего образования»// ГАУ ДПО «СОИРО», 2022.
Задать вопрос