Опыт использования интерактивных методов восприятия среди студентов и школьников на примере анализа детской инфекционной заболеваемости по Республике Дагестан | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гамзатова, С. А. Опыт использования интерактивных методов восприятия среди студентов и школьников на примере анализа детской инфекционной заболеваемости по Республике Дагестан / С. А. Гамзатова, Р. М. Асланбеков, М. С. Мехтиханов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9307/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена анализу проводимого экспериментального исследования по активизации перцептивной и интерактивной способности с целью повышения когнитивной деятельности студентов и школьников.

Ключевые слова: интерактивная конференция, детские инфекции, профилактические прививки.

Детские инфекционные болезни до настоящего времени остаются актуальной проблемой педиатрии, хотя в научных кругах и существовало мнение о практически полном контроле над инфекционными заболеваниями. По разным данным, ученому сообществу известно около 2000 потенциально опасных возбудителей инфекций, хотя основные нозологические формы заболеваний вызывают порядка 70 из них. Инфекционная патология занимает ведущее место в структуре болезней детского возраста, составляя около 75 % всех случаев заболеваний. В структуре летальности детей инфекционные причины выявляются в 80 % случаев. Согласно статистическим данным, в России ежегодно регистрируются до 40 млн случаев инфекционных заболеваний, из них около половины у детей. В результате тяжелого, осложненного течения инфекционных заболеваний, в первую очередь нейроинфекций, более чем у 30 % детей формируется инвалидность. Согласно данным статистики, увеличилось число детей до 1 года, умерших от генерализованных форм инфекций, в том числе вирусной этиологии [4, с 4].

Практически каждый ребенок с момента рождения сталкивается с различными инфекциями. Детские инфекции имеют достаточно быстрое распространение и способны вызвать локальные вспышки, а иногда эпидемии среди юного и взрослого населения. У переболевших некоторыми инфекционными заболеваниями формируется стойкий или пожизненный иммунитет. Взрослые, впервые заболевшие детскими инфекциями, значительно тяжелее переносят их.

Учитывая высокую актуальность данной патологии, преподаватели цикловой методической комиссии педиатрии, акушерства и гинекологии уделяют большое внимание данному разделу медицины. Нами практикуется проведение интерактивных конференций в Дербентском медицинском колледже им. Г. А. Илизарова по дисциплине «Педиатрия». Данный способ усвоения тяжелого теоретического материала мы перенесли на школьную аудиторию, в которой, в рамках санитарно-просветительской работы, студентами педиатрического кружка «Младенец», проводятся конференции раскрывающие актуальные вопросы заболеваемости детскими инфекционными болезнями в школьной среде. По завершении конференции студенты анализируют уровень усвоения излагаемого материала. С этой целью используется интерактивное анонимное тестирование аудитории, в виде мультимедийной презентации, для закрепления полученных знаний, и выявления сложных для усвоения вопросов. По окончании тестирования аудитория имеет возможность провести самостоятельную проверку тестовых заданий и обратить внимание на ошибки. Студенты-кружковцы объясняли допущенные ошибки и отвечали на вопросы.

Таким образом, складывалась доброжелательная, доверительная атмосфера, помогающая школьникам преодолеть психологический барьер, проявить заинтересованность в получении новых знаний.

Исходя из двухлетнего опыта проведения подобных мероприятий среди школьников выпускных классов, мы смогли провести анализ успешности и наметить новые подходы в соответствии с запросами школьной аудитории. Так, в нашем небольшом эксперименте приняло участие 124 школьника, учащиеся средней общеобразовательной школы № 1 г. Дербент и 107 школьников, учащихся средней общеобразовательной школы № 1 пос. Хазар (табл. 1).

Таблица 1

Анализ успешности усвоения нового материала

Школа и год исследования

Класс

Количество школьников

Успешность

Средний показатель успешности

Колич.

Кач.

СОШ № 1 (г.Дербент)

2022 уч. год

11 А

29

23

79,31 %

73,525 %

11Б

31

21

67,74 %

СОШ № 1 (г.Дербент)

2023 уч. год

11А

32

27

84,37 %

76,56 %

11Б

32

22

68,75 %

СОШ № 1 (пос. Хазар)

2022 уч. год

11 А

27

19

70,37 %

66,215 %

11Б

29

18

62,06 %

СОШ № 1 (пос. Хазар)

2023 уч. год

11А

24

21

87,5 %

77,085 %

11Б

27

18

66,67 %

Эксперимент проводился в двух параллельных выпускных классах. В классе с литерой «А» проводилось тестирование после каждого доклада и в конце конференции, а в классе с литерой «Б» тестирование было только в конце конференции. В качестве тестов предлагались несложные вопросы по данным докладов. Школьники должны были выбрать один правильный ответ или правильную последовательность действий. По данным, полученным за два года, мы отметили более высокую успешность среди школьников классов с литерой «А», что объясняется тем, что материал запомнился и стал более понятным при тестировании сразу после доклада и при повторном тестировании после окончания конференции.

Помимо санитарно-просветительской работы наши студенты оценили уровень заболеваемости детскими инфекциями по Республике Дагестан и г. Дербент. Так, за период с января по декабрь 2023 года по Республике Дагестан и г. Дербент лидирующие позиции занимают острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), острые кишечные инфекции (ОКИ), ветряная оспа, эпидемический паротит, корь [5, с.193, 196]. (рис. 1).

Заболеваемость по Республике Дагестан и г. Дербент

Рис. 1. Заболеваемость по Республике Дагестан и г. Дербент

Всем известно, что одной из важных причин развития инфекционных болезней является отсутствие мер специфической профилактики, которые должны проводиться согласно национальному календарю профилактических прививок. По данным управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в 2023 году было зафиксировано 11927 отказов от проведения профилактических прививок. Основной мотив отказа от проведения прививок — это религиозные убеждения родителей, а также убежденность во вреде прививок, что связано с активной антипрививочной пропагандой, проводимой в интернете, социальных сетях. Так, например, в СССР кори практически не было, что было достигнуто обязательными прививкам. Однако, в 2023 году заболеваемость корью по Республике Дагестан выросла до 4242 случаев. Эти дети не были привиты против кори [1, с.79; 2, с.43].

Таким образом, для снижения заболеваемости по Республике Дагестан и г. Дербент необходимо: обеспечить не менее 95 % охват профилактическими прививками, организовать ежегодный мониторинг в декретированных возрастных группах, следить за уровнем заболеваемости управляемыми инфекциями с анализом привитости, организовать планомерную профилактическую работу среди населения по снижению отказов от профилактических прививок с использованием СМИ, духовенства, социальных сетей, изучить структуру причин постоянных и длительных медицинских отводов для планирования мероприятий по оздоровлению и организации реабилитационного лечения.

Литература:

  1. Акимкин В. Г., Тагирова З. Г., Зульпукарова Н. М.-Г. и др. Анализ инфекционной заболеваемости в Республике Дагестан за 2019–2022 гг. Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2023;22(3):78–84.
  2. Карнаева Н. С., Улуханова Л. У., Гаджимирзаева А. Г., Агаева С. Г. Основные аспекты иммунопрофилактики инфекционных болезней по Республике Дагестан. Детские инфекции. 201 9; 1 8(3):42–45
  3. Лобзин Ю. В., Рычкова С. В., Усков А. Н., Скрипченко Н. В., Федоров В. В. Современные тенденции инфекционной заболеваемости у детей в Российской Федерации // Кубанский научный медицинский вестник. 2020. Т. 27. № 4. С. 119–133.
  4. Мазанкова Л. Н., Горбунов С. Г. Инфекционные болезни у детей: актуальность и междисциплинарные аспекты подготовки педиатров в системе последипломного образования врачей // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2012, № 1, с 4–7
  5. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2023 году: Государственный доклад. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2024. — 36

Ключевые слова

интерактивная конференция, детские инфекции, профилактические прививки

Похожие статьи

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов для педагогов и детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речевого общения у младших школьников

В статье автор приводит результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных знаний и умений учащихся 1 класса одной из школ Республики Ингушетия, описывает методы формирования культуры общения у испытуемых детей, которые применялись на вто...

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Программа «Студенческая весна» как фактор формирования и развития коммуникативных навыков у участников программы

Данное исследование позволит лучше понять динамику изменений в коммуникативных навыках студенческой молодежи в период программы «Студенческая весна», выявить основные тенденции и особенности их развития. Цель данного исследования заключается в изуче...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Похожие статьи

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов для педагогов и детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речевого общения у младших школьников

В статье автор приводит результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных знаний и умений учащихся 1 класса одной из школ Республики Ингушетия, описывает методы формирования культуры общения у испытуемых детей, которые применялись на вто...

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Программа «Студенческая весна» как фактор формирования и развития коммуникативных навыков у участников программы

Данное исследование позволит лучше понять динамику изменений в коммуникативных навыках студенческой молодежи в период программы «Студенческая весна», выявить основные тенденции и особенности их развития. Цель данного исследования заключается в изуче...

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Задать вопрос