Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по биологии по разделу «Разнообразие растений»
Автор: Максименко Наталья Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 11.04.2024
Статья просмотрена: 899 раз
Библиографическое описание:
Максименко, Н. С. Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по биологии по разделу «Разнообразие растений» / Н. С. Максименко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9152/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последнее время большое число учащихся девятого класса выбирают биологию для сдачи экзамена в форме ОГЭ, так как считают этот предмет необходимым для дальнейшего обучения. Однако, учащиеся с трудом осваивают большой объём материала: курс биологии по требованиям ФГОС начинается с пятого класса, вследствие чего осуществляется накопление теоретического материала, который требует конкретизации и систематизации. В девятом классе это особенно необходимо, так как перед выпускниками встаёт задача успешной сдачи экзамена в форме ОГЭ.
На сегодняшний день наблюдается недостаточный уровень познавательной активности обучающихся, что проявляется в снижении их успеваемости. Поэтому успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к самообразованию и саморазвитию.
Для лучшего усвоения программного материала учениками девятых классов необходимо использовать комплексные рабочие материалы, которые содержат чётко систематизированную теорию в виде схем, терминов, таблиц, практические задания различных типов из КИМов ОГЭ по биологии.
Работа с комплексными справочными материалами формирует у учеников умение работать с теоретическими данными, развивает зрительную память и помогает более качественно усвоить нужную информацию.
Таким образом, данный сборник может широко использоваться в процессе обучения.
Целью сборника является систематизация большого объёма материала по биологии в форме, которая будет наиболее оптимальной для запоминания, что необходимо для быстрой и эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по биологии.
Задачи:
- Формирование у учащихся умений переводить информацию в условно-графическую форму, извлекать нужные сведения из биологических рисунков, схем и таблиц.
- Обобщение теоретического материала по разделу «Разнообразие растений», приведение его в систему в форме комплексных рабочих материалов.
- Формирование у учащихся умений и навыков в решении заданий ОГЭ по биологии.
- Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся.
- Стимулирование творческого поиска учителей по разработке и активному использованию различных методик подготовки к сдаче ОГЭ по биологии.
1.1 Опорный конспект № 1 «Признаки растений»
Ботаника — наука о растениях, изучающая их внешнее и внутреннее строение, процессы их жизнедеятельности, значение и распространение в природе, взаимодействие растений друг с другом и с окружающей средой.
Основные признаки растений:
- Особое строение клетки (клеточная стенка из целлюлозы, наличие пластидов: хлоропластов, лейкопластов и хромопластов, вакуоли с клеточным соком, запасное вещество — крахмал).
- Автотрофный тип питания (самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических).
- Прикреплённый образ жизни (неспособность к передвижению, исключение, одноклеточные водоросли).
- Рост в течении всей жизни.
- Поглощение веществ только в виде жидкостей или газов.
Особенности царства растения
- Некоторые растения могут питаться готовыми органическими веществами из окружающей среды, т. е. являются гетеротрофами и миксотрофами.
- Растения имеют две жизненные формы, чередование двух поколений: гаметофит и спорофит.
Бесполое поколение (образование спор) Половое поколение (образование гамет)
Отличительные особенности гамет от спор
- Споры развиваются на спорофите (коробочка на ножке, спороносный колосок, вайи папоротника и др.), а гаметы — на гаметофите.
- Споры не обладают способностью к передвижению, а мужские гаметы могут быть подвижны (сперматозоиды — подвижны, спермии — неподвижны).
- Споры не участвуют в процессе оплодотворения, а гаметы — участвуют.
- Споры имеют плотную оболочку, гаметы — тонкую.
3. Органами полового размножения являются:
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите основные признаки растений.
- Как классифицируют растения по способу питания?
- Назовите отличительные особенности гамет и спор у растений.
1.2 Опорный конспект № 2 «Систематика растений»
Тело низших растений не имеет настоящих органов и тканей, оно состоит из одной клетки или слоевища (примером таких растений являются водоросли).
Высшие растения имеют органы и ткани.
Систематика растений
Запоминалка:
Ц ирк О громный К упол П ёстрый С ловно Р адуга В ознесся
Систематические таксоны растений
Царство — Растения
Отдел — Покрытосеменные
Класс — Двудольные
Семейство — Бобовые
Род — Чина
Вид — Чина весенняя
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите систематические таксоны растений, начиная с наибольшего.
- Опишите многообразие растений. Чем отличаются высшие растения от низших?
Для решения биологических задач различного типа, необходимо использовать такие способы, которые не будут сводиться к заучиванию алгоритмов решения типовых расчётных задач, а будут основываться на умениях переводить на научный язык описание реальной ситуации, самостоятельно выбирать модель при решении задач, обосновывать выбор необходимых теорий, законов или формул.
Теоретический материал и задания, которые содержаться в данной статье, имеют определённую структуру, обеспечивающую достижение поставленных целей. Последовательное выполнение заданий учащимися способствует тому, что, переходя от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную ситуацию и приобретают новые знания и умения. Такой подход позволяет сосредоточиться в рамках предложенной темы (ситуации) и мобилизовать имеющийся запас предметных знаний и умений, а также свой личный жизненный опыт.
Приведённый в сборнике теоретический материал и тематические задания служат примерами и ориентирами для дидактического обеспечения учебного процесса.
Литература:
- Лаптева О. В. Биология/ О. В. Лаптева. — Москва: Эксмо, 2022. — Наглядный справочник. Готовимся к ОГЭ и ВПР.
- Лаптева О. В. ОГЭ. Биология: алгоритмы выполнения типовых заданий/ О. В. Лаптева. — Москва: Эксмо, 2020.
- Мазур О. Ч. Биология/ О. Ч. Мазур, Т. В. Никитинская. — Москва: Эксмо, 2021.