Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по биологии по разделу «Разнообразие растений» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 11.04.2024

Статья просмотрена: 1141 раз

Библиографическое описание:

Максименко, Н. С. Опорные конспекты для подготовки к ОГЭ по биологии по разделу «Разнообразие растений» / Н. С. Максименко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9152/ (дата обращения: 16.12.2024).



В последнее время большое число учащихся девятого класса выбирают биологию для сдачи экзамена в форме ОГЭ, так как считают этот предмет необходимым для дальнейшего обучения. Однако, учащиеся с трудом осваивают большой объём материала: курс биологии по требованиям ФГОС начинается с пятого класса, вследствие чего осуществляется накопление теоретического материала, который требует конкретизации и систематизации. В девятом классе это особенно необходимо, так как перед выпускниками встаёт задача успешной сдачи экзамена в форме ОГЭ.

На сегодняшний день наблюдается недостаточный уровень познавательной активности обучающихся, что проявляется в снижении их успеваемости. Поэтому успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к самообразованию и саморазвитию.

Для лучшего усвоения программного материала учениками девятых классов необходимо использовать комплексные рабочие материалы, которые содержат чётко систематизированную теорию в виде схем, терминов, таблиц, практические задания различных типов из КИМов ОГЭ по биологии.

Работа с комплексными справочными материалами формирует у учеников умение работать с теоретическими данными, развивает зрительную память и помогает более качественно усвоить нужную информацию.

Таким образом, данный сборник может широко использоваться в процессе обучения.

Целью сборника является систематизация большого объёма материала по биологии в форме, которая будет наиболее оптимальной для запоминания, что необходимо для быстрой и эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по биологии.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся умений переводить информацию в условно-графическую форму, извлекать нужные сведения из биологических рисунков, схем и таблиц.
  2. Обобщение теоретического материала по разделу «Разнообразие растений», приведение его в систему в форме комплексных рабочих материалов.
  3. Формирование у учащихся умений и навыков в решении заданий ОГЭ по биологии.
  4. Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся.
  5. Стимулирование творческого поиска учителей по разработке и активному использованию различных методик подготовки к сдаче ОГЭ по биологии.

1.1 Опорный конспект № 1 «Признаки растений»

Ботаника — наука о растениях, изучающая их внешнее и внутреннее строение, процессы их жизнедеятельности, значение и распространение в природе, взаимодействие растений друг с другом и с окружающей средой.

Основные признаки растений:

  1. Особое строение клетки (клеточная стенка из целлюлозы, наличие пластидов: хлоропластов, лейкопластов и хромопластов, вакуоли с клеточным соком, запасное вещество — крахмал).
  2. Автотрофный тип питания (самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических).
  3. Прикреплённый образ жизни (неспособность к передвижению, исключение, одноклеточные водоросли).
  4. Рост в течении всей жизни.
  5. Поглощение веществ только в виде жидкостей или газов.

Особенности царства растения

  1. Некоторые растения могут питаться готовыми органическими веществами из окружающей среды, т. е. являются гетеротрофами и миксотрофами.
  2. Растения имеют две жизненные формы, чередование двух поколений: гаметофит и спорофит.

Бесполое поколение (образование спор) Половое поколение (образование гамет)

Отличительные особенности гамет от спор

  1. Споры развиваются на спорофите (коробочка на ножке, спороносный колосок, вайи папоротника и др.), а гаметы — на гаметофите.
  2. Споры не обладают способностью к передвижению, а мужские гаметы могут быть подвижны (сперматозоиды — подвижны, спермии — неподвижны).
  3. Споры не участвуют в процессе оплодотворения, а гаметы — участвуют.
  4. Споры имеют плотную оболочку, гаметы — тонкую.

3. Органами полового размножения являются:

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите основные признаки растений.
  2. Как классифицируют растения по способу питания?
  3. Назовите отличительные особенности гамет и спор у растений.

1.2 Опорный конспект № 2 «Систематика растений»

Тело низших растений не имеет настоящих органов и тканей, оно состоит из одной клетки или слоевища (примером таких растений являются водоросли).

Высшие растения имеют органы и ткани.

Систематика растений

Запоминалка:

Ц ирк О громный К упол П ёстрый С ловно Р адуга В ознесся

Систематические таксоны растений

Царство — Растения

Отдел — Покрытосеменные

Класс — Двудольные

Семейство — Бобовые

Род — Чина

Вид — Чина весенняя

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите систематические таксоны растений, начиная с наибольшего.
  2. Опишите многообразие растений. Чем отличаются высшие растения от низших?

Для решения биологических задач различного типа, необходимо использовать такие способы, которые не будут сводиться к заучиванию алгоритмов решения типовых расчётных задач, а будут основываться на умениях переводить на научный язык описание реальной ситуации, самостоятельно выбирать модель при решении задач, обосновывать выбор необходимых теорий, законов или формул.

Теоретический материал и задания, которые содержаться в данной статье, имеют определённую структуру, обеспечивающую достижение поставленных целей. Последовательное выполнение заданий учащимися способствует тому, что, переходя от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную ситуацию и приобретают новые знания и умения. Такой подход позволяет сосредоточиться в рамках предложенной темы (ситуации) и мобилизовать имеющийся запас предметных знаний и умений, а также свой личный жизненный опыт.

Приведённый в сборнике теоретический материал и тематические задания служат примерами и ориентирами для дидактического обеспечения учебного процесса.

Литература:

  1. Лаптева О. В. Биология/ О. В. Лаптева. — Москва: Эксмо, 2022. — Наглядный справочник. Готовимся к ОГЭ и ВПР.
  2. Лаптева О. В. ОГЭ. Биология: алгоритмы выполнения типовых заданий/ О. В. Лаптева. — Москва: Эксмо, 2020.
  3. Мазур О. Ч. Биология/ О. Ч. Мазур, Т. В. Никитинская. — Москва: Эксмо, 2021.

Похожие статьи

План-конспект внеурочного занятия по олекмоведению «Красная книга»

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»

Учебное пособие по проведению практических осенних экскурсий курса общей биологии

План-конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы на тему «Животные»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В стране полезных ископаемых» для детей старшего дошкольного возраста

Особенности элективного курса для старшеклассников «Элементы теории автоматов»

Элективный курс для учащихся 9-х классов «Практико-ориентированные задачи, 1-я часть ОГЭ»

Проблемное изложение раздела «Поверхности» дисциплины «Начертательная геометрия» с учетом межпредметных связей

Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения

Похожие статьи

План-конспект внеурочного занятия по олекмоведению «Красная книга»

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»

Учебное пособие по проведению практических осенних экскурсий курса общей биологии

План-конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы на тему «Животные»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «В стране полезных ископаемых» для детей старшего дошкольного возраста

Особенности элективного курса для старшеклассников «Элементы теории автоматов»

Элективный курс для учащихся 9-х классов «Практико-ориентированные задачи, 1-я часть ОГЭ»

Проблемное изложение раздела «Поверхности» дисциплины «Начертательная геометрия» с учетом межпредметных связей

Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения

Задать вопрос