Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году

Педагогика
16.01.2017
529
Поделиться
Библиографическое описание
Пичугина, Н. А. Особенности ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году / Н. А. Пичугина, Н. А. Давыдова, А. В. Марина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 620-622. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38125/.


В статье рассмотрен вопрос об изменениях в структуре и содержании контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии 2017 года.

Ключевые слова: единый государственный экзамен по биологии 2017 года, контрольные измерительные материалы по биологии, изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов по биологии.

В текущем 2016–2017 учебном году единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) по биологии на основании решения Рособрнадзора от 08.07.2016 г. [3] будет проходить в соответствии с новыми требованиями, которые затронули структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее — КИМы). В этой связи школьный учитель биологии должен владеть всеми аспектами этих требований, чтоб обеспечить успешность подготовки своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Изменение формата экзамена направлено, прежде всего, на уменьшение возможности интуитивного угадывания выпускниками правильных ответов. Соответственно этому должен измениться и формат подготовки учащихся.

В ноябре текущего учебного года на официальном сайте Федерального института педагогических измерений были размещены демоверсии КИМов по биологии [1], а ранее, 26 августа, были опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание этих заданий [4].

Проанализируем эти документы и сравним их с ранее действующими [2].

Проведенный нами анализ Кодификатора КИМов за 2015–2016 учебный год и 2016–2017 учебный год не выявил каких-либо изменений в содержательных блоках курса биологии, выносимых на экзамен в 2016–2017 учебном году (таблица 1).

Таблица 1

Содержание школьного курса биологии, выносимое на ЕГЭ по данным кодификатора 2015 и 2016 годов

Содержание курса биологии

Кодификатор 2015- 2016 учебного года

Кодификатор 2016–2017 учебного года

Биология как наука. Методы научного познания.

+

+

Клетка как биологическая система

+

+

Организм как биологическая система

+

+

Система и многообразие органического мира

+

+

Организм человека и его здоровье

+

+

Эволюция живой природы

+

+

Экосистемы и присущие им закономерности

+

+

Сравнение демоверсий КИМов 2015 и 2016 годов установило их отличия. Изменения коснулись структуры экзаменационной работы. Они заключаются в следующем:

1. Изменение структуры самой работы. Если ранее она включала три части — А. В, С или 1, 2, 3, то теперь представлена 2 частями — В, С или 1,2. Первая часть представлена заданиями с кратким ответом, вторая часть — заданиями с развернутым ответом.

2. Сокращение общего количества заданий.

Если в предшествующие годы их количество составляло 40, то сейчас предлагается уменьшить количество до 28.

3. В КИМах 2016–2017 учебного года отсутствуют задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

4. Максимальный первичный балл уменьшен с 61 в 2015–2016 учебном году до 59 в 2016–2017 учебном году.

5. Первая часть КИМов 2017 года содержит 21 задание, что меньше по сравнению с 2016годом, где было 33 задания. Из них 7 заданий — с выбором из готовых ответов. Это то, что ранее входило в часть А. Теперь учащимся предлагается выбрать не один верный ответ из 4-х предложенных, а 2 или 3 ответа из 5–7 предложенных.

Количество тестовых заданий, относящихся ранее к части В, увеличилось с 8 до 14.

Следует отметить, что в первую часть включены новые типы заданий, которые существенно отличаются от заданий предыдущего года. К ним относятся: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

6. Вторая часть КИМов не претерпела изменений. Она содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается учеником самостоятельно. Данные задания направлены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень подготовки по биологии.

7. Увеличение продолжительности экзаменационной работы со 180 до 210 минут.

В обобщенном виде все эти изменения отражены в таблице 2.

Таблица 2

Обобщенные данные об изменениях в КИМах по биологии

п/п

Сравниваемый признак

КИМы 2016

КИМы 2017

1.

Количество заданий с выбором из готовых ответов

25 заданий с выбором 1 ответа и 3 задания с выбором 3 ответов

7 заданий с выбором 2 или 3 ответов

2.

Количество заданий с кратким ответом

8 заданий

14 заданий

3.

Количество заданий с развернутым ответом

7 заданий

7 заданий

4.

Количество заданий на установление последовательности систематических таксонов,

биологических объектов, процессов, явлений;

1 задание

3 задания

5.

Количество заданий на установление соответствий

6 заданий

4 задания

6.

Задания на дополнение недостающей информации в схеме;

1 задание

-

7.

Задания на дополнение недостающей информации в таблице.

1 задание

-

8.

Задания на анализ информации, представленной в графической или

табличной форме.

1 задание

-

Новая модель КИМов ЕГЭ преемственна со сложившейся моделью Обязательного государственного экзамена (ОГЭ) 9 класса по биологии. Отдельные типы заданий, которые в модернизированном виде войдут в КИМы 2017 года, прошли успешную многолетнюю проверку при аттестации обучающихся по программам основного общего образования и имеются в открытом банке заданий ОГЭ.

Многократно отмечалось, что школьная дисциплина биология «не резиновая», и составить совершенно новые задания для экзаменационных работ уже не представляется возможным. Поэтому, хотя тестовая часть экзаменационной работы и будет иметь другую структуру, но ее содержание будет опираться на все 4419 заданий, составленных в предшествующие годы. Эти задания, взятые из всех вариантов экзаменов прошлых лет, опубликованы на сайте ФИПИ в разделе Открытого банка заданий [5]. Они доступны каждому желающему. Мы считаем целесообразным использовать именно эти задания для продуктивной подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году.

Литература:

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по биологии. http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 10.11.2016).
  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по биологии.: http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 10.11.2016).
  3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: [электронный ресурс]. М., 2001–2016. — URL: http://ege.edu.ru/ru/ (Дата обращения: 09.11.2016).
  4. Проект контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по биологии.: http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 15.09.2016).
  5. Федеральный институт педагогических измерений: [электронный ресурс]. М., 2004–2016. — URL: http://www.fipi.ru/ (Дата обращения: 10.11.2016).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
единый государственный экзамен по биологии 2017 года
контрольные измерительные материалы по биологии
изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов по биологии
Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 620-622):
Часть 6 (cтр. 561-663)
Расположение в файле:
стр. 561стр. 620-622стр. 663

Молодой учёный