Особенности ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пичугина, Н. А. Особенности ЕГЭ по биологии в 2016-2017 учебном году / Н. А. Пичугина, Н. А. Давыдова, А. В. Марина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 620-622. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38125/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассмотрен вопрос об изменениях в структуре и содержании контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии 2017 года.

Ключевые слова: единый государственный экзамен по биологии 2017 года, контрольные измерительные материалы по биологии, изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов по биологии.

В текущем 2016–2017 учебном году единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) по биологии на основании решения Рособрнадзора от 08.07.2016 г. [3] будет проходить в соответствии с новыми требованиями, которые затронули структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее — КИМы). В этой связи школьный учитель биологии должен владеть всеми аспектами этих требований, чтоб обеспечить успешность подготовки своих учеников к сдаче ЕГЭ.

Изменение формата экзамена направлено, прежде всего, на уменьшение возможности интуитивного угадывания выпускниками правильных ответов. Соответственно этому должен измениться и формат подготовки учащихся.

В ноябре текущего учебного года на официальном сайте Федерального института педагогических измерений были размещены демоверсии КИМов по биологии [1], а ранее, 26 августа, были опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание этих заданий [4].

Проанализируем эти документы и сравним их с ранее действующими [2].

Проведенный нами анализ Кодификатора КИМов за 2015–2016 учебный год и 2016–2017 учебный год не выявил каких-либо изменений в содержательных блоках курса биологии, выносимых на экзамен в 2016–2017 учебном году (таблица 1).

Таблица 1

Содержание школьного курса биологии, выносимое на ЕГЭ по данным кодификатора 2015 и 2016 годов

Содержание курса биологии

Кодификатор 2015- 2016 учебного года

Кодификатор 2016–2017 учебного года

Биология как наука. Методы научного познания.

+

+

Клетка как биологическая система

+

+

Организм как биологическая система

+

+

Система и многообразие органического мира

+

+

Организм человека и его здоровье

+

+

Эволюция живой природы

+

+

Экосистемы и присущие им закономерности

+

+

Сравнение демоверсий КИМов 2015 и 2016 годов установило их отличия. Изменения коснулись структуры экзаменационной работы. Они заключаются в следующем:

1. Изменение структуры самой работы. Если ранее она включала три части — А. В, С или 1, 2, 3, то теперь представлена 2 частями — В, С или 1,2. Первая часть представлена заданиями с кратким ответом, вторая часть — заданиями с развернутым ответом.

2. Сокращение общего количества заданий.

Если в предшествующие годы их количество составляло 40, то сейчас предлагается уменьшить количество до 28.

3. В КИМах 2016–2017 учебного года отсутствуют задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

4. Максимальный первичный балл уменьшен с 61 в 2015–2016 учебном году до 59 в 2016–2017 учебном году.

5. Первая часть КИМов 2017 года содержит 21 задание, что меньше по сравнению с 2016годом, где было 33 задания. Из них 7 заданий — с выбором из готовых ответов. Это то, что ранее входило в часть А. Теперь учащимся предлагается выбрать не один верный ответ из 4-х предложенных, а 2 или 3 ответа из 5–7 предложенных.

Количество тестовых заданий, относящихся ранее к части В, увеличилось с 8 до 14.

Следует отметить, что в первую часть включены новые типы заданий, которые существенно отличаются от заданий предыдущего года. К ним относятся: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

6. Вторая часть КИМов не претерпела изменений. Она содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается учеником самостоятельно. Данные задания направлены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень подготовки по биологии.

7. Увеличение продолжительности экзаменационной работы со 180 до 210 минут.

В обобщенном виде все эти изменения отражены в таблице 2.

Таблица 2

Обобщенные данные об изменениях в КИМах по биологии

п/п

Сравниваемый признак

КИМы 2016

КИМы 2017

1.

Количество заданий с выбором из готовых ответов

25 заданий с выбором 1 ответа и 3 задания с выбором 3 ответов

7 заданий с выбором 2 или 3 ответов

2.

Количество заданий с кратким ответом

8 заданий

14 заданий

3.

Количество заданий с развернутым ответом

7 заданий

7 заданий

4.

Количество заданий на установление последовательности систематических таксонов,

биологических объектов, процессов, явлений;

1 задание

3 задания

5.

Количество заданий на установление соответствий

6 заданий

4 задания

6.

Задания на дополнение недостающей информации в схеме;

1 задание

-

7.

Задания на дополнение недостающей информации в таблице.

1 задание

-

8.

Задания на анализ информации, представленной в графической или

табличной форме.

1 задание

-

Новая модель КИМов ЕГЭ преемственна со сложившейся моделью Обязательного государственного экзамена (ОГЭ) 9 класса по биологии. Отдельные типы заданий, которые в модернизированном виде войдут в КИМы 2017 года, прошли успешную многолетнюю проверку при аттестации обучающихся по программам основного общего образования и имеются в открытом банке заданий ОГЭ.

Многократно отмечалось, что школьная дисциплина биология «не резиновая», и составить совершенно новые задания для экзаменационных работ уже не представляется возможным. Поэтому, хотя тестовая часть экзаменационной работы и будет иметь другую структуру, но ее содержание будет опираться на все 4419 заданий, составленных в предшествующие годы. Эти задания, взятые из всех вариантов экзаменов прошлых лет, опубликованы на сайте ФИПИ в разделе Открытого банка заданий [5]. Они доступны каждому желающему. Мы считаем целесообразным использовать именно эти задания для продуктивной подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году.

Литература:

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по биологии. http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 10.11.2016).
  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по биологии.: http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 10.11.2016).
  3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: [электронный ресурс]. М., 2001–2016. — URL: http://ege.edu.ru/ru/ (Дата обращения: 09.11.2016).
  4. Проект контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по биологии.: http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 15.09.2016).
  5. Федеральный институт педагогических измерений: [электронный ресурс]. М., 2004–2016. — URL: http://www.fipi.ru/ (Дата обращения: 10.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): задание, биология, единый государственный экзамен, ответ, развернутый ответ, экзаменационная работа, биологическая система, верный ответ, краткий ответ, часть КИМов.


Ключевые слова

единый государственный экзамен по биологии 2017 года, контрольные измерительные материалы по биологии, изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов по биологии

Похожие статьи

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Сложности в работе учителя биологии при разработке рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программыпо биологии.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ

В статье отражены основные организационные основы учебного процесса в контексте реализации современных педагогических технологий и методик обучения в процессе подготовки к единому государственному экзамену.

Учебники и учебные пособия для подготовки к экзаменам: ОГЭ, ЕГЭ, ВПР

Мы подобрали самые важные учебные пособия для подготовки школьников к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе

В статье автор рассматривают примерные задания всероссийских проверочных работ по биологии для 6 класса

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ

В статье рассматривается один из приемов конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании Единого государственного экзамена.

Похожие статьи

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Сложности в работе учителя биологии при разработке рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программыпо биологии.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе

В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ

В статье отражены основные организационные основы учебного процесса в контексте реализации современных педагогических технологий и методик обучения в процессе подготовки к единому государственному экзамену.

Учебники и учебные пособия для подготовки к экзаменам: ОГЭ, ЕГЭ, ВПР

Мы подобрали самые важные учебные пособия для подготовки школьников к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе

В статье автор рассматривают примерные задания всероссийских проверочных работ по биологии для 6 класса

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Приемы конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании ЕГЭ

В статье рассматривается один из приемов конструирования идей решения заданий с параметрами в содержании Единого государственного экзамена.

Задать вопрос