В статье рассмотрен вопрос об изменениях в структуре и содержании контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по биологии 2017 года.
Ключевые слова: единый государственный экзамен по биологии 2017 года, контрольные измерительные материалы по биологии, изменения в структуре и содержании контрольных измерительных материалов по биологии.
В текущем 2016–2017 учебном году единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) по биологии на основании решения Рособрнадзора от 08.07.2016 г. [3] будет проходить в соответствии с новыми требованиями, которые затронули структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее — КИМы). В этой связи школьный учитель биологии должен владеть всеми аспектами этих требований, чтоб обеспечить успешность подготовки своих учеников к сдаче ЕГЭ.
Изменение формата экзамена направлено, прежде всего, на уменьшение возможности интуитивного угадывания выпускниками правильных ответов. Соответственно этому должен измениться и формат подготовки учащихся.
В ноябре текущего учебного года на официальном сайте Федерального института педагогических измерений были размещены демоверсии КИМов по биологии [1], а ранее, 26 августа, были опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание этих заданий [4].
Проанализируем эти документы и сравним их с ранее действующими [2].
Проведенный нами анализ Кодификатора КИМов за 2015–2016 учебный год и 2016–2017 учебный год не выявил каких-либо изменений в содержательных блоках курса биологии, выносимых на экзамен в 2016–2017 учебном году (таблица 1).
Таблица 1
Содержание школьного курса биологии, выносимое на ЕГЭ по данным кодификатора 2015 и 2016 годов
Содержание курса биологии |
Кодификатор 2015- 2016 учебного года |
Кодификатор 2016–2017 учебного года |
Биология как наука. Методы научного познания. |
+ |
+ |
Клетка как биологическая система |
+ |
+ |
Организм как биологическая система |
+ |
+ |
Система и многообразие органического мира |
+ |
+ |
Организм человека и его здоровье |
+ |
+ |
Эволюция живой природы |
+ |
+ |
Экосистемы и присущие им закономерности |
+ |
+ |
Сравнение демоверсий КИМов 2015 и 2016 годов установило их отличия. Изменения коснулись структуры экзаменационной работы. Они заключаются в следующем:
1. Изменение структуры самой работы. Если ранее она включала три части — А. В, С или 1, 2, 3, то теперь представлена 2 частями — В, С или 1,2. Первая часть представлена заданиями с кратким ответом, вторая часть — заданиями с развернутым ответом.
2. Сокращение общего количества заданий.
Если в предшествующие годы их количество составляло 40, то сейчас предлагается уменьшить количество до 28.
3. В КИМах 2016–2017 учебного года отсутствуют задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.
4. Максимальный первичный балл уменьшен с 61 в 2015–2016 учебном году до 59 в 2016–2017 учебном году.
5. Первая часть КИМов 2017 года содержит 21 задание, что меньше по сравнению с 2016годом, где было 33 задания. Из них 7 заданий — с выбором из готовых ответов. Это то, что ранее входило в часть А. Теперь учащимся предлагается выбрать не один верный ответ из 4-х предложенных, а 2 или 3 ответа из 5–7 предложенных.
Количество тестовых заданий, относящихся ранее к части В, увеличилось с 8 до 14.
Следует отметить, что в первую часть включены новые типы заданий, которые существенно отличаются от заданий предыдущего года. К ним относятся: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.
6. Вторая часть КИМов не претерпела изменений. Она содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается учеником самостоятельно. Данные задания направлены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень подготовки по биологии.
7. Увеличение продолжительности экзаменационной работы со 180 до 210 минут.
В обобщенном виде все эти изменения отражены в таблице 2.
Таблица 2
Обобщенные данные об изменениях в КИМах по биологии
№п/п |
Сравниваемый признак |
КИМы 2016 |
КИМы 2017 |
1. |
Количество заданий с выбором из готовых ответов |
25 заданий с выбором 1 ответа и 3 задания с выбором 3 ответов |
7 заданий с выбором 2 или 3 ответов |
2. |
Количество заданий с кратким ответом |
8 заданий |
14 заданий |
3. |
Количество заданий с развернутым ответом |
7 заданий |
7 заданий |
4. |
Количество заданий на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; |
1 задание |
3 задания |
5. |
Количество заданий на установление соответствий |
6 заданий |
4 задания |
6. |
Задания на дополнение недостающей информации в схеме; |
1 задание |
- |
7. |
Задания на дополнение недостающей информации в таблице. |
1 задание |
- |
8. |
Задания на анализ информации, представленной в графической или табличной форме. |
1 задание |
- |
Новая модель КИМов ЕГЭ преемственна со сложившейся моделью Обязательного государственного экзамена (ОГЭ) 9 класса по биологии. Отдельные типы заданий, которые в модернизированном виде войдут в КИМы 2017 года, прошли успешную многолетнюю проверку при аттестации обучающихся по программам основного общего образования и имеются в открытом банке заданий ОГЭ.
Многократно отмечалось, что школьная дисциплина биология «не резиновая», и составить совершенно новые задания для экзаменационных работ уже не представляется возможным. Поэтому, хотя тестовая часть экзаменационной работы и будет иметь другую структуру, но ее содержание будет опираться на все 4419 заданий, составленных в предшествующие годы. Эти задания, взятые из всех вариантов экзаменов прошлых лет, опубликованы на сайте ФИПИ в разделе Открытого банка заданий [5]. Они доступны каждому желающему. Мы считаем целесообразным использовать именно эти задания для продуктивной подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по биологии в 2017 году.
Литература:
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по биологии. http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 10.11.2016).
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по биологии.: http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 10.11.2016).
- Официальный информационный портал единого государственного экзамена: [электронный ресурс]. М., 2001–2016. — URL: http://ege.edu.ru/ru/ (Дата обращения: 09.11.2016).
- Проект контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по биологии.: http://www.fipi.ru/. (Дата обращения: 15.09.2016).
- Федеральный институт педагогических измерений: [электронный ресурс]. М., 2004–2016. — URL: http://www.fipi.ru/ (Дата обращения: 10.11.2016).