Опыт реализации предметной области «Технология» в 5 классе
Автор: Еникеева Екатерина Эрвиновна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 27.02.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Еникеева, Е. Э. Опыт реализации предметной области «Технология» в 5 классе / Е. Э. Еникеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9045/ (дата обращения: 16.12.2024).
Учебный предмет «Технология» в МБОУ СОШ № 4 выполняется с учетом интегрирования знаний по разным предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Технология» структурировано как система тематических модулей. Предмет обеспечивает вхождение обучающихся в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предмета происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются:
— ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021, № 64101)
— Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).
— Примерная рабочая программа учебного предмета «Технология». Обновлённое содержание и активные и интерактивные методы обучения по предмету «Технология» обеспечивают вхождение обучающихся в цифровую экономику, развивают системное представление об окружающем мире, воспитывают понимание ответственности за применение различных технологий — экологическое мышление, обеспечивают осознанный выбор дальнейшей траектории профессионального и личностного развития.
Основной целью освоения предмета «Технология» в 5 классе является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
— овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
— овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
— формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
— формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
— развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Количество часов в 5 классе на изучение предмета — 68 часов
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модуль — это относительно самостоятельная часть структуры образовательной программы по предмету «Технология», имеющая содержательную завершённость по отношению к планируемым предметным результатам обучения за уровень обучения (основного общего образования).
Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования (в соответствии с ФГОС ООО.
Рабочая программа предмета «Технология» для 5 класса размещена на официальном сайте МБРУ СОШ № 4 г. Олекминска РС (Я) по ссылке https://olek4school.obr.sakha.gov.ru/uploads/1616/8545c0374bd7cc9c8d7c5f0e08bf3aacd40f430f.docx
В рабочей программе предмета «Технология» в 5 классе предусмотрено выполнение обязательных индивидуальных и групповых проектов по модулю «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» по следующим темам:
- Индивидуальный творческий проект «Изделие из древесины» — «Подставка под сотовый телефон»;
- Индивидуальный творческий проект «Изделия из металла» — «Подсвечник из бросового материала» (жестяная банка);
- Групповой проект «Питание и здоровье человека» — «Меню для школьника»;
- Индивидуальный проект «Изделие из текстильных материалов» — «Оберег в якутском стиле» ( кожа, текстиль, замша, нити);
- Индивидуальный проект «Изделие из текстильных материалов» — Брошь» (георгиевская лента, текстиль, фетр, бусины).