Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Проказы Зимушки-Зимы»
Автор: Джаладян Ирина Александровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 25.03.2023
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Джаладян, И. А. Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Проказы Зимушки-Зимы» / И. А. Джаладян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8211/ (дата обращения: 16.12.2024).
В конспекте совместной деятельности отражено использование технологий проблемного обучения, кейс-метод с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи:
- Обобщать и закреплять знания по теме «Зима».
- Обогащать словарь действий и признаков по теме «Зима».
- Учить подбирать слова к названным словам по ассоциативно-ситуационному принципу.
- Создавать условия для развития связной речи, логического и творческого мышления, используя технологии проблемного обучения, кейс-метод.
- Продолжать учить согласованию речи и движения, используя полусферы балансиры.
- Развивать познавательную активность и любознательность детей.
- Продолжать развивать артикуляционный и дыхательные аппараты.
- Формирование положительной установки на участие в совместной деятельности, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование и материалы:
Мешок большой, мешки малые 3 штуки, прозрачные акриловые камни по количеству детей, фонарь, подносы с манкой, трубочки по количеству детей, записки с заданиями, карточки с светящимися наклейками и снеговиками на обороте, колючие полусферы для ног по количеству детей, шишки, буквы ЛЕДЕНЕЦ, конфеты сосульки, аудиозапись игры «Снег руками разгребаю», фрагмент стихотворения: мы мороза не боимся, мы санках с горки мчимся.
Ход совместной деятельности
Детей у входа в кабинет просят назвать время года, подобрать слова признаки к слову зима (холодная, суровая, морозная, вьюжная). Наводящие вопросы: Если зимой часто вьюги, то зима … (вьюжная). Если много снега зимой, то зима … (снежная). Аналогично со словами (мягкая, теплая).
Ответившие дети проходят в кабинет, в центре кабинета лежит мешок, педагог предлагает расположится вокруг мешка, совместно рассматривают его, предполагают откуда он здесь оказался и замечают записку.
Текст записки: Доброго времени суток, вот совсем уж скоро НГ, а на НГ принято дарить подарки. Я, Зимушка-Зима приготовила для вас подарок, но чтобы его получить надо разгадать все мои задания, собрать слово заветное по буквам мною спрятанными. Вопрос: Готовы, не испугаетесь? Ответы детей: готовы, не испугаемся.
Упражнение для глаз. Дети заглядывают в мешок, а там фонарик. Размышляют с педагогом, зачем Зима положила фонарик, приходят к выводу, что фонарик используют в темноте. Педагог замечает записку рядом с фонариком, читает: Вы глаза свои закройте, а потом вы их откройте, головами покрутите светящиеся подсказки найдите, их должно быть 12. Вопрос: как вы думаете, почему 12? Ответ: как 12 месяцев в году.
Свет гаснет, и дети совместно с педагогом ищут 12 светящихся наклеек. После того как нашли, проверяют, перечисляют месяцы по порядку.
Свет включают, и дети с педагогом замечают, что все наклейки на карточках, а одна на коробке, открывают, а там буква Л. Назовите букву. Ответ: Л. Букву помещают на магнитную доску.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Педагог предлагает перевернуть оставшиеся карточки, посмотреть, что там нарисовано. Дети смотрят и отвечают, что изображено на обороте карточек: снеговики. Рассуждают, чем заняты снеговики на карточках, приходят к выводу, что это артикуляционная гимнастика. Педагог предлагает детям сделать артикуляционную и дыхательную гимнастику, изображенную на карточках: снеговик улыбается (упражнение «Улыбка»), снеговик с трубой (упражнение «Хобот») , снеговик с лопатой (упражнение «Лопата») , снеговик на качелях (упражнение «Качели») , снеговик на лошадке (упражнение «Лошадь») , снеговик с иголкой (упражнение «Иголка») , снеговики шалят (упражнение «Футбол во рту»).
Далее педагог не заметно от детей из-за головы ребенка достает букву Е: Ой, вот это волшебство. Назовите букву. Ответ: Е. Букву помещают на магнитную доску.
Активизация активных точек стоп, развитие равновесия, активизация речевой деятельности. Дети заглядывают в мешок, достают еще мешок с прикрепленной к ней запиской: Что зимой бывает колким, колючим. Ответы детей: лед, мороз, снег, ветер.
Педагог: предлагаю вас испытать на колючках постоять, да еще и поболтать.
Из мешка достают колючие полусферы для ног, дети снимают обувь и встают на них.
Текст: мы мороза не боимся, мы санках с горки мчимся.
Педагог: Опять фокус (из кармана ребенка достают букву Д). Назовите букву. Ответ: Д. Букву помещают на магнитную доску.
Дыхательная гимнастика. Вмешке дети находят мешочек с трубочками для коктейля и снежинку. Рассуждают, какое может быть задание. Приходят к выводу: нужно дуть на снежинку. Педагог с облегчением рассказывает детям, что утром обнаружила на окне поддоны с манкой, теперь поняла, для чего они. Предлагает детям подуть на манку, может они, что-то обнаружат на подносах.
Педагог просит одного из детей, напомнить правила дыхания: вдох носом — выдох ртом. Дети дуют на манку, обнаруживают под манкой снежинки и среди них букву Е. Букву помещают на магнитную доску.
Самомассаж шишками, активизация словаря. Вмешке находят коробку с шишками, дети открывают ее. В коробке шишки, буква Н, записка: Ого, букву нашел, а с шишками поиграем?
В процессе самомассажа, педагог задает вопросы: Какая эта шишка? Ответы: Эта шишка (еловая, сосновая, коричневая, колючая). Что с шишкой делают? Ответы: Шишку (кидают, прячут, играют). Из шишек делают поделки).
— Что шишка делает? Ответы: Шишка (растет, висит, падает, гниет).
Букву Н помещают на магнитную доску.
Игра средней подвижности «Снег руками разгребая». Из мешка достают снеговика и записку: хочу, чтобы вы сделали снеговика.
Педагог: как же мы с вами можем сделать снеговика. Ответы: слепить — нет снега. Поиграем.
Активизация словаря, подбор однокоренных слов к слову лед.
В мешке дети находят коробку с льдинками (стеклянный камень). Дети берут понравившийся стеклянный камень и говорят однокоренные слова к слову ЛЁД (леденец, ледяной, льдинка, ледяшка, льдина, гололед, гололедица). На дне коробки буква Ц. Букву помещают на магнитную доску.
Педагог: Мешок пуст, можем составить слово-подарок от Зимушки-Зимы. Дети с помощью педагога составляют и читают слово — ЛЕДЕНЕЦ.
— Леденец от Зимушки-Зимы какой должен быть. Ответы: сладкий, гладкий, холодный.
— А где же он? Мешок пуст? Ответы: на окне. (на окне сосулька, она тает).
Педагог взамен настоящей дает сосульки-конфеты: ты сегодня молодец, получаешь леденец!
Анализ совместной деятельности. Вопросы: Понравилось? Что запомнилось? Где было трудно? Что было странно? Где почувствовали волшебство? И что для вас было новым?
Литература:
1. Новогодняя игра с ускорением «Снег руками разгребаем» 4.muz_.igra-sneg_rukami_nagrebaya.mp3
2. Стихотворение «Первый снег» Светлана Коробко
Похожие статьи
Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...
Конспект открытого комплексного занятия с детьми раннего возраста и их родителями «Прогулка по зимнему саду»
В статье представлен план-конспект комплексного развивающего занятия для детей раннего возраста и их родителей. Занятие проводится в игровой форме под музыкальное сопровождение. Все блоки занятия объединены общей тематикой.
Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»
Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Космическое путешествие на планету АБВГДейка»
В статье содержится конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста.
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...
Похожие статьи
Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...
Конспект открытого комплексного занятия с детьми раннего возраста и их родителями «Прогулка по зимнему саду»
В статье представлен план-конспект комплексного развивающего занятия для детей раннего возраста и их родителей. Занятие проводится в игровой форме под музыкальное сопровождение. Все блоки занятия объединены общей тематикой.
Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»
Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Космическое путешествие на планету АБВГДейка»
В статье содержится конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста.
Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи
Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...