Формирование информационной культуры младших школьников — одна из задач проекта «Непрерывное IT-образование»
Авторы: Клемешова Нина Сергеевна, Иванникова Ольга Тимофеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 09.11.2022
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Клемешова, Н. С. Формирование информационной культуры младших школьников — одна из задач проекта «Непрерывное IT-образование» / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7751/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цифровая грамотность сегодня — неотъемлемая часть базовой грамотности, ведь IT-технологии уже проникли практически во все сферы общественной жизни и, по мнению многих специалистов, очень важно начинать прививать цифровые навыки с раннего возраста. Именно поэтому с 2021 года в Белгородской области запущен проект «Непрерывное IT –образование». В рамках проекта более 500 школ области получили мобильные компьютерные классы, которые помогают детям изучать азы информационных технологий. Это передвижная тележка-сейф, в которой хранятся 16 ноутбуков или планшетов, зарядные устройства и Wi Fi-роутеры.
Реализация проекта «Непрерывное IT –образование » проходит на внеурочных занятиях, где дети осваивают планшеты или ноутбуки, учатся работать с клавиатурой, набирают текст, изучают основы безопасности поведения в сети интернет.Обучение построено по системе международной школы математики и программирования «Алгоритмика», т. е. курс обучения выстроен на платформе этой школы.
Содержание занятий внеурочной деятельности каждого класса состоит из 6 модулей, в каждом модуле — от 3 до 6 занятий.
Занятия построены таким образом, что с детьми сначала изучаем новый материал, после дети садятся за компьютеры или планшеты. Каждый ребенок на свою страницу заходит под логином и паролем, затем выбирает из модуля урок и приступает к выполнению заданий. С самого начала обращаем внимание детей, что есть основные задания, которые необходимо выполнить обязательно и дополнительные. Дополнительные задания выполняем только, если справились с основными.Но, как показывает практика, дети очень редко оставляют невыполненными задания «урока». Им очень нравится работать на платформе, ведь с помощью обучающих компьютерных игр дети познают основы цифрового мира и делают первые шаги на пути к осознанному использованию его возможностей.
После выполнения заданий на компьютере работаем в рабочих тетрадях, закрепляем изученный материал. Таким образом, работа с гаджетами — это лишь часть урока, дети много общаются с учителем, а полученные знания закрепляю в специальных тетрадях. Техника захватила мир, с этим уже нельзя поспорить. Однако важно научить школьника правильно ее пользоваться. Нам нужно не просто дать в руки планшеты, а познакомить, как с их помощью можно добывать информацию, хранить информацию, а самое важное мы должны научить безопасно ориентироваться в сети Интернет.
Надо сказать, что сначала в школах с осторожностью восприняли новость о проекте непрерывного IT-образования. Но модераторы помогли учителям освоить новый вектор развития: прислали презентации, рабочие программы, провели обучающие вебинары, семинары. Для преподавателей ведущими методистами Международной школы математики и программирования «Алгоритмика» были проведены курсы по развитию цифровых компетенций . Учителям начальных классов рассказали, как развивать у младших школьников навыки логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Как и педагоги, некоторые родители тоже вначале с опаской восприняли новый курс, но сейчас их мнение изменилось. Этому способствовали проведенные открытые занятия внеурочной деятельности с участием родителей начальной школы.
Родители получили возможность сесть за парты и познакомиться с ходом, структурой урока, пройти по желанию задания на интерактивной образовательной платформе.
После внеурочных занятий в рамках проекта «Непрерывное IT –образования » , ученики стали задавать все больше вопросов по данному направлению. И чтобы поддержать их интерес к информационным технологиям, мы стали приглашать в класс студентов Валуйского колледжа. Студенты демонстрировали учащимся роботы Lego Mindstorms.
Ребята с большим увлечением рассматривали устройство движущейся модели, а благодаря приложению, установленному в телефоне, самостоятельно управляли роботами.
Узнав о возможности создания различных 3D-моделей на основе виртуальных объектов в программе Lego Digital Disigner, дети совместно со студентами строили различные модели с помощью этой программы. Интерфейс Lego Digital Disigner прост и удобен для использования детьми школьного возраста. Использование огромного разнообразия существующих Lego-элементов позволяет ребятам фантазировать, думать и строить.
В рамках сетевого взаимодействия мы также посещали мастерские «Преподавание в младших классах» ОГАПОУ «Валуйский колледж». Студенты на занятиях знакомили детей с набором конструктора для робототехники, учили выполнять различные модели роботов, помогали изучить принцип их действия. При создании собственного робота-вездехода обучающимся необходимо было запрограммировать и запустить его.
Такие занятия за счет игровой формы интересны детям, не вызывают у них скуки, поэтому работают они с удовольствием. В данный момент мы с учеников работаем над исследовательским проектом, который также связан с программированием.
Таким образом, внеурочная деятельность «Информатика» (2021 г), «Основы логики и алгоритмики» (2022 г) оказали влияние на формирование информационной культуры младших школьников.
Хотелось отметить, что благодаря проекту «Непрерывное IT- образование» наши ученики оказались более подготовленными к дистанционному обучению. Школьникам сейчас намного легче учиться онлайн по сравнению с прошлым годом, т. к. они уже владеют навыками работы с компьютерными программами. Дети сами запускают программу, проходят по ссылке. Если у ребенка зависает компьютер или возникает проблема с интернетом, звуком, то он самостоятельно перезагружает компьютер. Чтобы избежать шума, выключает звук, на компьютере, а включает — если спрашивает учитель или он хочет задать вопрос или пишет свои вопросы в чат. Перед каникулами стали осваивать с ребятами платформу гугл.класс. На этой платформе для каждого ребенка составила индивидуальные задания, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.
Министр цифрового развития Белгородской области Евгений Мирошников подчеркивал: «Мы хотим каждого нашего ребёнка сделать успешным, дать максимум возможностей для успешного старта в профессиональной деятельности. И без IT-навыков здесь никуда — они нужны в каждой сфере».
Таким образом, можно сделать вывод: сейчас любой работодатель отдает предпочтение человеку, который разбирается в информационных технологиях. В ближайшее десятилетие спрос на IT-кадры увеличится, поэтому уже сейчас необходимо развивать у школьников широкий спектр умений в области цифровых технологий.
Литература:
1. Клемешова, Н. С. Взаимодействие колледжа и школы в рамках деятельности инновационной площадки с использованием материально-технической базы мастерских, созданных в соответствии с движением «Молодые профессионалы (WSR)» / Н. С. Клемешова, В. П. Клемешов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 103–105. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83369/ (дата обращения: 08.11.2022).
Похожие статьи
Проект «Учимся безопасности»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.
Похожие статьи
Проект «Учимся безопасности»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.