Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы экономической теории» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гептина, О. С. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы экономической теории» / О. С. Гептина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7510/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлено описание авторского учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Основы экономической теории», включающего: курс лекций, сборник практических работ с методическими указаниями, рабочую тетрадь, словарь.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, экономическая теория, рабочая тетрадь, курс лекций, словарь.

Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность обучающихся. УМК — это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.

В УМК выделяют четыре основных компонента: Ведущий документ – образовательная программа. Именно на ее основе и разрабатывается весь комплекс. Учебные систематизированные руководства для обучающихся и педагога. Основные и дополнительные программы не могут быть реализованы без дополнительных комплектов материалов информационного, вспомогательного и справочного характера, а также различных предметных руководств, кратких записей занятий, дополнительной литературы научной и методической направленности, системы творческих заданий, шаблонных решений и т.д. Система образовательных методов. Этот компонент образуют различные пособия, целью которых является помощь в освоении содержания образовательной программы. Все методы обучения можно с большой долей условности разделить на современные и традиционные. К традиционным принято относить все виды печатных пособий (фото, таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал, карточки, диафильмы, звукозаписи). К современным – видеофильмы, мультимедийные материалы, образовательные программы и приложения. Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы экономической теории» состоит из следующих структурных элементов: курс лекций; сборник практических работ с методическими указаниями; рабочая тетрадь; словарь.

Учебно-методический комплекс позволяет решать следующие задачи: создание условий для развития интереса к учебной дисциплине; обеспечение качественных образовательных услуг и социализации; формирование информационно-коммуникационной культуры студентов, их адаптация к жизни в обществе посредством информационно-коммуникационной среды; формирование общих и профессиональных компетенций, среди которых особо выделяются ключевые компетенции цифровой экономики, предпринимательские компетенции, специальные компетенции в области управления личными финансами; учебная поддержка студентов – предоставление УМК, максимально приближенного к потребностям и возможностям обучающихся; создание возможностей для контроля работы студентов при выполнении практических работ, заполнении рабочей тетради.

Содержательная составляющая учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Основы экономической теории»: личное финансовое планирование; микроэкономика; макроэкономика; механизм макроэкономического регулирования.

Все элементы учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Основы экономической теории» встраиваются, варьируются, комбинируются. УМК нацелен на долговременное использование, разработанные материалы могут успешно использоваться в Российской системе образования (рис.1).

Учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Основы экономической теории»

Рис. 1. Учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Основы экономической теории»

Предлагаемый курс лекций по учебной дисциплине «Основы экономической теории» предназначен для студентов, изучающих экономическую теорию в течение, как правило, одного-двух семестров. Его можно рассматривать как вводный, базовый для более глубокого, в том числе самостоятельного, изучения экономики. В лекциях рассматриваются ключевые проблемы экономической теории, основанные на достижениях современной мировой науки и практики, с учетом специфики России. Дается представление о ведущих школах и направлениях современной экономической науки. Основное место в курсе лекций отведено проблемам рыночного хозяйства. Наиболее подробно рассматривается система экономических отношений и законов общественной жизни, различные типы рынков. Предмет и метод экономической теории. Общественное производство: сущность, структура, результаты.

Курс лекций содержит введение, краткое описание, предназначение. Весь курс включает 35 лекций. Структура курса лекции состоит из: плана лекции, теоретического материала, вопросов для самоконтроля.

Сборник практических работ с методическими рекомендациями включает в себя материалы к изучению курса лекций «Основы экономической теории», перечень практических работ и варианты заданий, предназначенные для обучающихся.

Структура методических рекомендаций по выполнению практических работ: титульный лист; введение; содержание; тема; цель занятия и МТО; ход работы; краткие теоретические сведения; таблицы; контрольные вопросы; выводы (без формулировок); учебная, нормативная и специальная литература; могут включать тестовые задания.

Во введении проводится критический разбор и отмечается соответствие разработанных методических материалов, тематике практических занятий рабочей программе дисциплины; оценивается полнота охвата учебных умений, определяющих образовательную подготовку по данной дисциплине, и профессиональных компетенций, на которые ориентирована данная дисциплина; можно отметить наличие разнообразных форм проведения практических занятий с обучающимися (групповая, фронтальная, индивидуальная) наличие разнообразных по характеру и уровню сложности познавательной деятельности обучающихся упражнений, задач, заданий и практических работ, предложенных в сборнике; оценить четкость, правильность и грамотность формулировок, оформление, расположение и оригинальность материалов.

Цель отражает тему практического занятия, а также конкретные задачи, поставленные обучающемуся на период выполнения работы. Объем цели работы в зависимости от сложности и многозадачности работы составляет от нескольких строк до 0,5 страницы.

Ход работы отражает поэтапное ее выполнение.

Краткие теоретические сведения. В этом разделе излагается краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления или процесса, приводятся также необходимые расчетные формулы. Материал раздела не должен копировать содержание методического пособия или учебника по данной теме, а ограничивается изложением основных понятий и законов, расчетных формул, таблиц, требующихся для дальнейшей обработки полученных экспериментальных результатов, примеры решения задач.

Задания могут быть представлены в разных видах по вариантам.

В выводах кратко излагаются результаты работы: полученные экспериментально или теоретически значения величин, их зависимости от условий эксперимента или выбранной расчетной модели, указывается их соответствие или несоответствие законам и теоретическим моделям, возможные причины несоответствия.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы экономической теории» предназначена для студентов, задания, предлагаемые в тетради, помогут студентам систематизировать полученные знания, развить способности самостоятельной работы с экономической литературой и сформировать навык экономического мышления. А также сформировать общие и профессиональные компетенции, среди которых особо выделяются ключевые компетенции цифровой экономики, предпринимательские компетенции, специальные компетенции в области управления личными финансами. Задания разнообразны по форме выполнения, тетрадь содержит задания на закрепление материала и домашние задания.

Преподавателю рабочая тетрадь поможет лучше организовать проведение занятий, сделать их более интересными.

Словарь-справочник содержит понятия и термины, которые включены в курс дисциплины «Основы экономической теории» для всех специальностей.

Проблема овладения понятийным аппаратом всегда стоит очень остро для каждой дисциплины, в том числе и для «Основ экономической теории». Важность проблемы состоит в том, что невозможно усвоить научные знания, не овладев понятийным аппаратом. Словарь включает свыше 150 наиболее употребительных терминов в «Основы экономической теории».

Цель словаря – разъяснить в относительно сжатой, простой и доступной форме широкий круг разнообразных понятий «Основ экономической теории», раскрыть их смысл и отразить взаимосвязь, сформировать терминологический каркас «Основ экономической теории» и построить развернутую систему ее понятий и терминов. А также оказать методическую помощь студентам, изучающим дисциплину «Основы экономической теории» и преподавателям, ведущим этот курс.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы экономической теории» является целостным инструментом по эффективной реализации ФГОС СПО.

Литература:

  1. Алижанова Х.А. Педагогические условия реализации инновационной системы экономической подготовки // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-3. – С. 18-22.
  2. Дынник К.П. Разработка и реализация Smart-УМК в условиях открытости образовательного пространства // Открытое образование. – 2013. – №5. – С. 9-15.
  3. Шалыгина Ирина Владимировна Учебно-методический комплекс как дидактический объект // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – №5 (8). – С. 170-178.
  4. Понятие учебно-методического комплекса. — Текст : электронный // Zaochnik.com : [сайт]. — URL: https://zaochnik-com.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/ponjatie-uchebno-metodicheskogo-kompleksa/.

Похожие статьи

Анализ рекомендуемых учебных материалов для элективного курса «Технологии современного производства» для 10–11-х инженерных классов школ г. Москвы»

В статье представлен анализ рекомендуемых учебных материалов для элективного курса «Технологии современного производства». Рассмотрены основные разделы и материалы для изучения.

Практико-ориентированное изучение юридических дисциплин в вузе

В статье рассматриваются некоторые вопросы по практико-ориентированному изучению юридических дисциплин в вузе на основе анализа образовательно-правовых актов, общетеоретических положений и научных подходов о юридических дисциплинах, и авторского пони...

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования

В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов уч...

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Об использовании проектной технологии на занятиях элективного курса по биологии

В статье рассматриваются вопросы возможности использования проектной технологии в рамках элективного курса по биологии.

Из опыта работы спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов ИПФ

В данной статье даются методические рекомендации по организации работы преподавания спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов направления трудового обучения и индустриально-педагогических специальностей.

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы

В статье дается краткий анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по осетинскому языку для начальной школы с точки зрения формирования коммуникативных навыков школьников. Описываются виды работ, приводятся примеры заданий и упражнений.

Похожие статьи

Анализ рекомендуемых учебных материалов для элективного курса «Технологии современного производства» для 10–11-х инженерных классов школ г. Москвы»

В статье представлен анализ рекомендуемых учебных материалов для элективного курса «Технологии современного производства». Рассмотрены основные разделы и материалы для изучения.

Практико-ориентированное изучение юридических дисциплин в вузе

В статье рассматриваются некоторые вопросы по практико-ориентированному изучению юридических дисциплин в вузе на основе анализа образовательно-правовых актов, общетеоретических положений и научных подходов о юридических дисциплинах, и авторского пони...

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования

В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов уч...

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Об использовании проектной технологии на занятиях элективного курса по биологии

В статье рассматриваются вопросы возможности использования проектной технологии в рамках элективного курса по биологии.

Из опыта работы спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов ИПФ

В данной статье даются методические рекомендации по организации работы преподавания спецкурса «Технологии преподавания трудового обучения» для студентов направления трудового обучения и индустриально-педагогических специальностей.

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения в современных УМК по осетинскому языку для начальной школы

В статье дается краткий анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) по осетинскому языку для начальной школы с точки зрения формирования коммуникативных навыков школьников. Описываются виды работ, приводятся примеры заданий и упражнений.

Задать вопрос