Клуб «Формула карьеры» как инструмент рекрутинговой социализации, личной эффективности и конкурентоспособности выпускника
Автор: Ашиток Евгения Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 01.09.2022
Статья просмотрена: 49 раз
Библиографическое описание:
Ашиток, Е. В. Клуб «Формула карьеры» как инструмент рекрутинговой социализации, личной эффективности и конкурентоспособности выпускника / Е. В. Ашиток. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7508/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлены результаты апробации авторской программы карьерного клуба «Формула карьеры».
Ключевые слова: студенческая молодежь, рекрутинговая социализация, конкурентоспособность выпускника.
XXI в. предъявляет новые требования к: руководителям, специалистам, студентам, школьникам или владельцам собственных предприятий. Экономическая ситуация быстро меняется, компетенции реактивно трансформируются, усиливается конкуренция на рынке труда. В этих условиях исключительную важность приобретают навыки планирования и построения карьеры, навыки эффективного поведения на рынке труда.
Самоопределение, трудоустройство и становление молодого специалиста – важный этап его профессиональной жизни, связанный с рядом опасений, тревог и проблем, которые были выявлены в ходе нашей работы с выпускниками.
Анализ практики показал, что многим обучающимся свойственно отсутствие активной позиции на рынке труда, необъективная оценка своих возможностей и профессионального уровня, завышенные требования к заработной плате и условиям труда, а главное неопределенные и размытые собственные личностные и профессиональные цели.
Поэтому возникла идея организовать в колледже работу карьерного клуба «Формула карьеры». Клуб реализует известный принцип: развитие человека очень сильно зависит от среды. Хочешь развиваться и улучшаться? – погрузи себя в среду людей, заинтересованных в том же самом.
На встречах клуба, есть возможность, познакомится с инструментами и «прокачать» навыки эффективного трудоустройства, рекрутинговой социализации, овладеть этикетом рынка труда, тем самым повысить уровень личной эффективности и конкурентоспособности.
Клуб работает по утвержденной авторской Программе. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Формула карьеры» имеет социально-педагогическую направленность. Программа «Формула карьеры» рассчитана на один год обучения и составляет 72 учебных часа. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний. Группы формируются исходя из общности интересов, и могут быть разновозрастными.
Для успешной реализации содержательной части Программы работа осуществляется по двум модулям:
- Программа «Азбука карьеры» для участников, впервые столкнувшихся с вопросами карьерного планирования, поможет освоить азы рынка труда и познакомит с основными приемами целеполагания, планирования и карьерной самомотивации.
- Программа «Твоя траектория» ориентирована на участников, которые успешно освоили «Азбуку карьеры» и желают развиваться в данном направлении.
Инновационный характер программы состоит именно в формате ее реализации. Клубная модель позволяет создать максимально эффективное пространство саморазвития, где каждый участник может улучшать свои навыки в дружественной атмосфере, обмениваясь опытом и подпитываясь энергией коллег по клубу, выступать в роли модератора, наставника или наставляемого, выбирая для себя актуальную на сегодняшний день роль. Встречи клуба, в отличие от тренинга или лекции, не направлены на передачу знания от лектора к участникам. Центральная задача встреч карьерного клуба – помочь людям поделиться реальным живым опытом самоорганизации и планирования своей карьеры; найти для себя новые инструменты и попробовать их применять, имея поддержку сообщества.
Встречи проводятся 2 раза в месяц. У каждой встречи есть своя конкретная тема - например, «Для чего мне карьера?», «Собеседование без стресса» и т.п.; встречи следуют определенному логичному тематическому плану.
В начале встречи участники делятся своими результатами, достигнутыми в ходе работы над собой со времени предыдущей встречи. Ведущий клуба задает тему текущей встречи, использует методический материал по теме и предлагает поделиться личным опытом и соображениями по теме дня. Важнейшая часть встречи – озвучивание участниками так называемых «договоренностей». Это какое-либо простое практическое действие, которое участник планирует практиковать, например, «сделаю подборку рекрутинговых сайтов в Закладках браузера», «подпишусь на профильные аккаунты в социальных сетях» и т.п. В завершение встречи участники заполняют анкеты обратной связи. Анкеты позволяют участникам письменно зафиксировать свою договоренность, руководителю клуба - понять, что можно улучшить.
На встречи клуба активно приглашаются эксперты по профильным вопросам: психолог, сотрудники отдела кадров ведущих предприятий, служб занятости города, hr-менеджеры (в том числе удаленно, по средствам видеоконференций). Участники знакомятся с новыми инструментами и приемами.
В программу клуба легко интегрируются вебинары, под учредительством АСИ, АРЧКДВ, ведущих всероссийских hr-платформ. В рамках клуба могут организовываться и профориентационные мероприятия, где студенты могут поделиться со школьниками опытом раннего планирования карьеры и своими успехами на выбранном профессиональном пути.
Реализация программы проводится в помещении образовательной организации (с возможностью дистанционной/удаленной работы) с применением технических средств обучения и дидактических материалов.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы и методы взаимодействия: беседа, тренинговые упражнения, само- и взаимодиагностика, проигрывание ситуаций, решение кейсов, договоренности, круглые столы, беседы с экспертами по узким вопросам, вебинары, видеоконференции. В пределах одной встречи виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания участников, позволяет избежать потери интереса и мотивации.
На выходе каждый участник имеет разработанное профессиональное резюме, собранное портфолио и Индивидуальный перспективный план развития выпускника.
В результате реализации Программы достигаются следующие эффекты, как для каждого участника клуба (обучающегося), так и для системы профессионального образования, а также общества в целом:
сформированность представлений о важности раннего планирования карьеры;
рост мотивации для рационального использования всевозможных ресурсов через осознание ценности карьеры у современной молодежи;
информационная осведомленность о современных рекрутинговых технологиях, законных способов фриланса;
знание основных принципов и инструментов эффективного трудоустройства;
наличие у студентов soft-компетенций, связанных с рекрутинговой социализацией, адаптацией в производственных условиях/на новом рабочем месте;
сформированные нормы этикета рынка труда у современной молодежи;
повышение интереса к чтению качественной литературы по карьерному планированию, бизнес-планированию, предпринимательству и личной эффективности;
создание инструментов для привлечения внимания к данной проблеме (разработанные тренинги, программа клуба, трансляция результатов внедрения проекта, привлечение в клуб широкой аудитории, выходящей за рамки образовательного пространства);
распространение культуры бережного, уважительного, эффективного отношения ко времени, раннему карьерному целеполаганию и планированию;
внедрение в образовательный процесс современных технологий, обеспечивающих достижения качества профессионального образования, а также трансляция лучших практик в педагогическом сообществе.
Подтверждением эффективности работы колледжа в обсуждаемом направлении является успешное трудоустройство выпускников на предприятия машиностроительного профиля (авиастроение, судостроение), металлургии, связи, строительства, а также на предприятия общественного питания, оптовой и розничной торговли города Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края и Дальнего востока, их успешная адаптация и карьерный рост. Доля занятых выпускников составляет 86%. Молодые специалисты активно учувствуют в общественной жизни предприятий, форумах, слетах, конгрессах, строят карьеру, которой они достойны!
«Формула успешной карьеры» выпускника Губернаторского авиастроительного колледжа – это: время, тот единственный невосполнимый ресурс, который необходимо беречь и максимально продуктивно использовать; упорный труд – целенаправленная деятельность; Hard и soft skills и конечно, во главе угла – ЦЕЛЬ, без которой невозможно достичь высоких результатов!
Похожие статьи
Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда
В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.
О роли студенческого волонтерства в карьерном становлении молодежи
В статье авторы показывают значимость и предлагают создание студенческих волонтерских клубов, а также предоставляют примерную модель организации.
Проект об успешных выпускниках общеобразовательной школы «Начинаются люди со школы…»
В статье освещена работа по реализации проекта «Начинаются люди со школы…».
Разработка онлайн-сервиса по эффективному достижению фитнес-целей в домашних условиях по технологии SMART
Статья посвящена решению проблемы достижения таких фитнес целей, как, например, похудение за счет внедрения системы по повышению мотивации и разработки системы достижения цели по технологии SMART — цель должна быть конкретна, измерима, достижима, акт...
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...
Деловая игра «Шаг в профессию»
В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.
Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг
В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...
Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.
Высокая конкурентоспособность выпускников как результат эффективного взаимодействия вузов и HR-специалистов
В статье проанализированы особенности современного взаимодействия вузов с HR-специалистами компаний, целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.
Похожие статьи
Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда
В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.
О роли студенческого волонтерства в карьерном становлении молодежи
В статье авторы показывают значимость и предлагают создание студенческих волонтерских клубов, а также предоставляют примерную модель организации.
Проект об успешных выпускниках общеобразовательной школы «Начинаются люди со школы…»
В статье освещена работа по реализации проекта «Начинаются люди со школы…».
Разработка онлайн-сервиса по эффективному достижению фитнес-целей в домашних условиях по технологии SMART
Статья посвящена решению проблемы достижения таких фитнес целей, как, например, похудение за счет внедрения системы по повышению мотивации и разработки системы достижения цели по технологии SMART — цель должна быть конкретна, измерима, достижима, акт...
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...
Деловая игра «Шаг в профессию»
В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.
Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг
В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...
Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.
Высокая конкурентоспособность выпускников как результат эффективного взаимодействия вузов и HR-специалистов
В статье проанализированы особенности современного взаимодействия вузов с HR-специалистами компаний, целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.