Развитие потенциальных ресурсов ребенка старшего дошкольного возраста при обучении по курсу «Подготовка к школе» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.03.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Винтенбах, И. В. Развитие потенциальных ресурсов ребенка старшего дошкольного возраста при обучении по курсу «Подготовка к школе» / И. В. Винтенбах, Н. В. Шурганова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7211/ (дата обращения: 02.05.2024).



В структуру современного российского образования наряду с общеобразовательной школой входят учреждения дополнительного образования, создающие условия для художественно-эстетического, духовно-нравственного, культурного, познавательного развития личности ребенка в свободно избираемых видах, формах занятий.

Седьмой год жизни ребенка — ответственный и трудный. Беззаботная, полная радости жизнь заканчивается. Впереди другая жизнь, новые друзья и серьезные испытания. Ребенок поступает в незнакомый коллектив, а это непросто. Нужно будет учиться новому, проявлять инициативу, слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения, доказывать правоту, уметь признавать ошибку, переживать неудачи и радоваться успехам. Поэтому проблема подготовки ребенка к школе остро волнует родителей. Ребенок поступает в школу! Как подготовить его к этому важному событию? Ведь поступление ребенка в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Подготовка к школе является важной проблемой для ребенка. Исходя из важности данной проблемы, педагоги дополнительного образования ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» разработали программы по курсу «Подготовка к школе». В содержательной части представлены материалы из разных образовательных областей (математика, чтение, письмо, изобразительная деятельность, окружающий мир), которыми ребенок сможет овладеть на этапе адаптивной подготовки к школе. Занятия по курсу «Подготовка к школе» не подменяются досрочным изучением школьной программы. Развитие ребенка ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на то, что он сможет сделать под руководством взрослого в данный момент и с учетом «зоны актуального развития» — что ребенок может делать сам.

Не случайно в связи с многочисленными вопросами в психологии возник термин «школьная зрелость» или психологическая готовность ребенка к школе. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, на языке психологии — мотивация к обучению. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника:

— уметь взаимодействовать со сверстниками;

— выполнять требования учителя;

— контролировать своё поведение.

Важно, чтобы ребенок был здоров и вынослив. И, пожалуй, самое главное — у него должно быть хорошее умственное развитие.

Ориентируясь на данные позиции, педагоги определили ценностные ориентиры курса «Подготовка к школе»:

— развитие ребенка;

— здоровье;

— формирование личности.

Основным принципом курса является принцип благополучия, который лежит в основе треугольника: «Родитель — ребенок — педагог» — это дружба, взаимопонимание, взаимопомощь. Ведущая роль в обучении отводится игре, именно от неё зависят особенности психических изменений ребенка в возрасте 5–6 лет. В игре формируются соответствующие психологические новообразования.

Реализация содержательного аспекта учебного материала по курсу «Подготовка к школе» осуществляется через дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы:

— «Я учусь писать красиво»;

— «Цифроград»;

— «Читай — город»;

— «Мир, в котором я живу»;

— «Отражение».

Содержание программы «Я учусь писать красиво» включает в себя изучение первичных навыков грамотности и письма. Через систему увлекательных игр и упражнений дети знакомятся с буквами, звуками, слогами, словами и предложениями. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе в системе дополнительного образования [2, с. 47].

Подготовка к изучению математики осуществляется по программе «Цифроград» посредством упражнений практической жизни, направленных на сенсомоторное воспитание детей. Действия, которые выполняет ребенок, естественны, просты и отвечают потребностям возраста: он сравнивает, анализирует, обобщает, сопоставляет. Эти действия являются основой для развития математического мышления. Они помогают ребенку самостоятельно, через деятельность с предметами, дойти до сути математических операций.

В основе программы лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от задания к заданию, усложняются, что позволяет завладеть вниманием ребенка и направить его энергию в нужное русло [1, с. 92].

Программа «Читай-город» способствует созданию условий для формирования языкового и речевого созревания ребенка дошкольного возраста через выработку умений ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка. Учебный материал включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка и формирует предпосылки учебной деятельности у дошкольников, а также является пропедевтикой дислексии, дисграфии и важнейшим этапом для грамотного освоения языка в школе. Процесс обучения проходит в игровой форме, что помогает педагогам привить любовь к чтению.

Содержание программы «Мир, в котором я живу!» включает в себя изучение первичных представлений о природе и обществе, географическом положении, флоре и фауне. Знакомит с историей жизни людей, прославивших Белгородскую область героическим прошлым родной страны, культурой и бытом Белгородчины, семейными традициями, правилами безопасной жизнедеятельности. В учебном процессе используются различные формы работы: экскурсии, беседы, видеофильмы на историческую тематику, игры, викторины.

Учебный материал программы «Отражение» содействует развитию детей в области изобразительного творчества. В процессе обучения ребенок получает возможность удовлетворить потребность в создании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Развивая воображение, фантазию, пространственное мышление, колористическое восприятие педагоги стараются пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности обеспечивает повышенный интерес ребенка при обучении по курсу «Подготовка к школе».

Развитие потенциала дошкольника происходит в творческой деятельности, непременное условие которой — удовлетворенность ребенка данным видом, получение удовольствия от результатов, яркий эмоциональный фон игр и игровых ситуаций, где ребенок оценивается не по факту участия, а по результату и желанию проявить себя в творчестве.

Каждая программа проходит через игру, что позволяет сформировать у ребенка элементарные навыки письма, чтения, математических представлений, изобразительной деятельности и познакомить с окружающим миром на основе исследовательской деятельности. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе организации различных форм деятельности: игровые задания, подвижные игры, игры-инсценировки, игры на развитие творческого мышления. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, самостоятельно организуются в группы. Основы деятельности составляет игровое моделирование. Ребята приглашаются к рассуждению, творчеству, решают сказочные задачи и придумывают новые сказки, действуют по игровым правилам, которые предусматриваются учебно-игровыми блоками программ. Они становятся участниками заочных путешествий, придумывают вид транспорта, проходят тропой испытаний, пробуют свои силы в интеллектуальных состязаниях, аукционах мудрости и т. д. Создание игровой ситуации способствует проживанию детьми основных разделов программ в их игровом варианте легко доступных ребенку данной возрастной категории [3, с. 50].

Литература:

  1. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М., Просвещение, 1992.-192с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1985.-175с.
  3. Программа «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. — Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
Задать вопрос