Методические рекомендации по организации и проведению конкурса французской песни и поэзии для школьников
Автор: Бродовская Лариса Александровна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 31.01.2022
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Бродовская, Л. А. Методические рекомендации по организации и проведению конкурса французской песни и поэзии для школьников / Л. А. Бродовская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/6983/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Методические рекомендации по организации и проведению конкурса песни и поэзии на французском языке» — это методическая разработка, которая предлагает учителям французского языка оригинальный и эффективный метод обучения языку учащихся школ. Данная разработка призвана обеспечивать всестороннее и творческое развитие детей, углубление страноведческих знаний по французскому языку, способствует повышению мотивации к изучению французского языка.
Ключевые слова: конкурс, французский язык, песни, поэзия, организация.
Всем известно, какую важную роль имеет знание иностранных языков в современном обществе. Трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека, способного жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира без знания иностранного языка. Но в рамках урока нельзя решить весь разнообразный спектр задач, стоящих перед учителем и учениками. В таком случае большое значение должно быть уделено повышению мотивации учащихся и формированию устойчивого интереса к культуре стран изучаемого языка, а также стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.
Непопулярность французского языка в современном обществе приводит к негативному отношению родителей и детей к этому предмету. Поэтому задача учителей французского языка состоит в переориентации участников образовательного процесса на положительное отношение к французскому языку, посредством активного сотрудничества на творческой основе. Успешнее всего это происходит через внеурочную деятельность, в которой есть возможность продемонстрировать достижения и успехи детей.
Внеклассная работа по предмету является одним из самых эффективных средств самореализации и развития творческого потенциала учащихся при обучении иностранному языку. Эмоции и впечатления, полученные во время проведения различных внеклассных мероприятий, становятся прожитым жизненным опытом, который и преобразуется в знания, что, в свою очередь, стимулирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Умелое сочетание французского слова с музыкой, песнями, литературными произведениями, красочными декорациями особенно сильно воздействует на эмоциональный мир ребёнка, будит его мысль, воображение, чувства, и не только развивает способность чувствовать гармонию и красоту, но и вызывает желание самому создавать её, участвуя в творческом процессе.
Ежегодно, начиная с 2014 года, на базе Гимназии № 15 проводится Конкурс песни и поэзии на французском языке. Данное мероприятие имеет большой масштаб и охватывает не только учащихся Гимназии № 15, но и школ г. Костромы и Костромской области. Ученики 2-х — 11-х классов участвуют в концерте, готовят выступления. В подготовке к концерту принимают активное участие и родители учащихся. Познавательным аспектом этого мероприятия как для учеников, так и для их родителей, а также для всех зрителей, кто пришёл на конкурс, является увеличение объема знаний об особенностях культуры франкоговорящих стран, знакомство с французской литературой, поэзией, музыкой.
Ниже мы приведем последовательность организации и проведения конкурса, активные формы и методы его проведения. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта по проведению конкурса песни и поэзии на французском языке. Она предназначена для работы с учащимися 2–11 классов школ с углублённым изучением французского языка, но также может использоваться и в общеобразовательных школах, включая учащихся, изучающих французский язык как второй иностранный.
Данная работа оставляет возможность на ее основе создать новые варианты как методики проведения творческого конкурса по французскому языку (а также на других языках), так и в подборе оборудования, фактического материала и планирования мероприятия.
Этапы организации мероприятия
- Разработка положения о конкурсе
На начальном этапе подготовки к конкурсу необходимо определить его тематику. Тема выбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов. Также возможно связать тему конкурса с актуальными событиями, происходящими в России, Франции, франкоговорящих странах и в мире в целом. Таким образом, к примеру, в 2015 году в связи с нестабильной политической ситуацией в мире, террористическими актами в г. Париж (Франция), дабы привлечь внимание учащихся к данной проблеме, была выбрана тема «Paix sur la Terre» («Мир на Земле»). Организаторы заявляют тему в Положении о Конкурсе, где указывают также более подробную информацию о конкурсе ( Приложение 1 ).
Выявление учащихся, интересующихся поэзией и песенным творчеством, привлечение учащихся и педагогов других школ
На данном этапе учителям школ, учащимся, высылается вся необходимая информация для того, чтобы они смогли подготовить свои выступления на конкурс.
Привлечение учащихся и педагогов других школ
На электронную почту делается рассылка положения о Конкурсе по школам г. Костромы и Костромской области. Все желающие оформляют заявку на участие в Конкурсе до определённого срока и высылают её организаторам, далее они прикрепляют музыкальное сопровождение, а также, при необходимости, видеоролик или презентацию PowerPoint.
- Подбор и инструктаж членов жюри
Для работы в жюри приглашаются преподаватели вузов, учителя музыки и иностранного языка. Члены жюри получают таблицы с именами участников конкурса, а также критериями оценивания их выступлений.
- Разработка афиши и приглашение гостей конкурса
Создается афиша конкурса, а также пригласительные билеты с целью привлечь внимание к мероприятию и обеспечить наличие зрителей при проведении концерта.
- Проведение конкурса
В назначенный день и время организаторы встречают участников конкурса, а также гостей. В Приложении 2 будет представлен ход мероприятия.
- Подведение итогов и объявление победителей и призёров конкурса
По окончании мероприятия жюри совещается и совместным решением определяет победителей и призеров конкурса в каждой номинации и возрастной категории. Результаты конкурса объявляются на следующий день.
Победители и призёры награждаются дипломами, руководители — благодарственными письмами.
- Публикация отчета о конкурсе и протокола результатов на сайте Гимназии
Протокол результатов конкурса с выявленными победителями и призерами заносится в таблицу.
В 2014 и 2015 годах Конкурс песни и поэзии имел статус городского конкурса, в 2016 году он приобрел региональный статус.
Итак, 5 декабря 2014 года на базе Гимназии № 15 был проведён первый Городской Конкурс французской песни и поэзии «Les nouvelles stars — 2014" («Новые звезды 2014"). Более 40 участников из 7 школ города Костромы продемонстрировали свои творческие номера на сцене актового зала Гимназии № 15. Данное мероприятие было освещено в статье журнала «La langue française» («Французский язык») издательского дома «Первое сентября» (Москва, март 2015).
В 2015 В Гимназии прошёл II Городской Конкурс французской песни и поэзии «Новые звёзды -2015», тема которого звучала следующим образом: «Мир на Земле». 76 учащихся разных школ города Костромы приняли участие в конкурсе и проявили свои таланты. В подготовке к конкурсу в 2015 году активное участие принимали учащиеся 9 класса Гимназии № 15, в результате чего сложился творческий коллектив под названием Cœurs chauds («Горячие сердца»). Вдохновившись победой на Городском конкурсе французской песни и поэзии в г. Кострома, они изъявили желание участвовать во Всероссийском Фестивале. Таким образом, в мае 2016 года в Москве в ДК «Онежский» прошел XI Всероссийский Фестиваль театра и песни на французском языке «Поющий Менестрель — 2016», организованный Ассоциацией преподавателей-практиков французского языка / АПФЯ (Россия) при содействии Посольства Франции в России. Команда Гимназии № 15 г. Костромы Cœurschauds (учащиеся 9 А и 9 В классов) успешно выступила, завоевала II место и приз «Серебряная нота» в номинации «Театрализованная песня».
9 декабря 2016 г. в актовом зале Гимназии № 15 состоялся Региональный конкурс французской песни и поэзии «Новые звёзды — 2016». В этом году Конкурс проходил в два этапа: первый — заочный, где учащиеся писали эссе на французском языке на тему Le français c'est super! (Французский язык — это здорово!), в которых рассказывали о роли французского языка в их жизни и о том, как французский язык может пригодиться им в будущем; второй этап — творческий, где было 4 номинации: индивидуальное и коллективное исполнение песни на французском языке, а также декламация стихотворений на французском языке (сольный и коллективный номер). 93 учащихся из разных школ г. Костромы, а также Костромской области (г. Нея и г. Нерехта) приняли участие в Конкурсе.
15 декабря 2017 года на базе Гимназии № 15 был проведён II Региональный Конкурс французской песни и поэзии Les nouvelles stars — 2017(«Новые звезды — 2017»). Более 60 участников из 4 школ города Костромы, а также из МОУ СОШ № 1 муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области, проявили свои таланты на сцене актового зала гимназии. Конкурс также проходил в два этапа: первый — заочный, эссе на французском языке на тему Le sens de la vie (Смысл жизни); второй этап — творческий.
14 декабря 2018 года на базе Гимназии № 15 прошёл III Региональный Конкурс французской песни и поэзии Les nouvelles stars — 2018 («Новые звезды — 2018"). В 2018 году в Конкурсе участвовало около 30 учащихся из 3 школ города Костромы, а также из МОУ СОШ № 1 муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Темой Конкурса была заявлена строчка из песни знаменитого французского исполнителя Джо Дассена La vie se chante (Жизнь поет).
В 2017 и 2018 годах информация о данном Конкурсе была размещена на сайте Международной Федерации преподавателей французского языка, таким образом члены 180 ассоциаций из 140 стран могли узнать об этом Конкурсе.
Конкурс проводился на базе Гимназии № 25 города Костромы в 2019 году, в 2020 году в связи с коронавирусными ограничениями конкурс проводился в дистанционном формате, работа жюри проходила на базе СОШ № 5, в 2021 году конкурс имел снова дистанционный формат и был проведен вновь в Гимназии № 25.
Таким образом, 17 декабря 2021 года в Гимназии № 25 прошел VI Региональный Конкурс в дистанционном формате. В 2021 году участвовало порядка 50 учащихся из 8 школ города Костромы, а также из МБОУ СОШ№ 1 г. Нерехта, МБОУ СОШ№ 2 г. Нея Костромской области.
Опыт проведения данного мероприятия в течение нескольких лет показал, что с каждым годом мероприятие становится более масштабным и значимым. Это в значительной степени влияет на духовный мир учащихся, на развитие личности учеников, выражает индивидуальность национальных культур и их связь с общечеловеческими ценностями.
Мы призываем учителей города и области быть активнее, организовывать для своих учащихся различные интересные внеклассные мероприятия, выявлять новые таланты.
Подводя итог, хотелось бы сказать: «Смелее! У вас всё получится! Пусть «Новые звёзды» зажгутся и на вашей сцене!»
Приложение 1
Положение о Конкурсе по французскому языку для школьников «Les nouvelles stars -2018»
Цель:
Популяризировать французский язык в образовательных учреждениях города Костромы и Костромской области
Задачи:
– Повышение мотивации учащихся к изучению французского языка;
– Приобщение учащихся к французской песенной и поэтической культуре;
– Расширение лингвистического и культурологического кругозора учащихся;
– Поддержка творческого потенциала учащихся и педагогов образовательных учреждений;
– Воспитание у учащихся ценностного отношения к культурному мировому наследию.
Организатор:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Гимназия № 15»
В Конкурсе могут принять участие учащиеся средних образовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования города Костромы и Костромской области, изучающие французский язык как основной и как второй иностранный.
Тема Конкурса — «La vie se chante» ( Жизнь поет )
Конкурс проводится по трём возрастным группам:
– группа А — участники 7 -10 лет;
– группа В — участники 11–14 лет;
– группа С — участники 15–17 лет;
Этапы конкурса:
I этап — предварительный (заочный)
Учащиеся пишут эссе на французском языке на тему «La vie se chante» (Жизнь поет), где рассказывают о свои наблюдениях, как меняется их жизнь, с течением времени, пока они растут, об отношениях со своей семьей, друзьями, о своих мечтах, стремлениях и т. д.
Объём эссе: 50–100 слов
II этап — творческий конкурс
Творческий конкурс проводится по следующим номинациям:
1) Индивидуальное исполнение песни на французском языке (сольный номер);
2) Коллективное исполнение песни на французском языке (дуэт, трио, квартет, хор);
3) Декламация стихотворений на французском языке (сольный номер)
4) Декламация стихотворений на французском языке (коллективный номер, сценка)
Место проведения мероприятия: Гимназия № 15 города Костромы, ул. Шагова, 201. Проезд до остановки «Сосновая Роща» маршрутными такси № 6, 24, 42, 93, 33.
Время проведения мероприятия: 14 декабря 2018 года. Начало Конкурса — в 15 часов. Регистрация участников — с 13.00.
Жюри конкурса:
– директор Гимназии № 15 города Костромы Семенова Н. С.;
– учителя французского языка школ и преподаватели вузов города Костромы;
– учителя музыки Гимназии № 15 города Костромы.
Творческие выступления будут оцениваться по следующим критериям:
Песенные номинации:
– исполнительское мастерство (вокальные способности: голос, чувство ритма, музыкальная точность исполнения) — 5 баллов,
– качество французского языка (фонетика, дикция, языковая грамотность) — 5 баллов,
– музыкальное и художественное оформление (создание образа, артистизм, творческая интерпретация песни) — 5 баллов.
Декламация стихотворений:
– исполнительское мастерство (выразительность, интонация, артистизм, умение держать внимание аудитории) — 5 баллов;
– качество французского языка (фонетика, дикция, языковая грамотность) — 5 баллов,
– художественное оформление — 5 баллов.
Этапы проведения конкурса:
I. В срок до 25 ноября 2018 г. необходимо выслать отсканированные эссе участников конкурса с указанием ФИО участника, класса и школы, а также ФИО руководителя конкурсанта на электронный адрес.
II. После прохождения во II этап участникам высылается приглашение на творческий конкурс.
Далее в срок до 05 декабря 2018 г. участники оформляют заявку (см. Приложение 1) и прикрепляют музыкальное сопровождение организаторам одним из предложенных способов:
– переслать аудиофайл по электронной почте
– выложить аудиофайл в интернет в любой файлообменник и выслать ссылку на него организаторам
В случае необходимости сопровождения выступления видеорядом на большом экране организаторы просят создать слайд-шоу в Power Point с настроенным автоматическим переключением слайдов.
III. Результаты конкурса будут объявлены на следующий день.
Победители и призёры будут награждены дипломами, руководители — благодарственными письмами.
ЗАЯВКА
на участие в творческом этапе конкурса по французскому языку « Les Nouvelles Stars -2018»
Полное название учреждения |
|
Фамилия, имя участника (-ов) |
|
Возраст участника(-ов), класс |
|
Фамилия, имя, отчество руководителя конкурсанта (конкурсантов) |
|
Название и авторы песни или литературного произведения |
|
Контактные телефоны, электронная почта |
Приложение 2
Сценарий
II Городского Конкурса французской песни и поэзии для школьников «Les nouvelles stars -2015»
Тема Конкурса — «Paix sur la Terre» («Мир на Земле»)
Музыка для настроения (фон перед началом концерта) «Paix sur la Terre» в различных вариациях
Ведущий 1: Chers amis!Nous sommes très contents de vous voir dans notre école au concours de chansons et de poésies françaises “Les nouvelles stars 2015”.
Cette année le thème de notre concours est «Paix sur la Terre».
Ведущий 2 : Catherine, mais pourquoi «la Paix sur la Terre»?
Ведущий 1 : Ce sujet est très actuel de nos jours. La situation dans le monde entier est très instable, il y a des peuples qui ne veulent pas vivre en paix, ils éduquent leurs enfants dans la haine, ils leur apprennent à tuer, à détester les gens.
Ведущий 2 : Oui, c’est terrible Catherine. Souviens –toi des attentats terroristes qui ont eu lieu récemment en France à Paris. 130 victimes et plus de 350 de blessés.
Ведущий 1 : Oui, Nadine. Et l’attentat terroriste à bord de l’avion russe en Egypte... 224 personnes ont péri. Hommage à tous ces gens innocents. (Минута молчания, заставка)
Ведущий 2 : A cause des guerres et des attentats terroristes beaucoup de gens innocents meurent pour rien, les enfants souffrent, restent orphelins ou mutilés.
Ведущий 1 : T’as raison, Nadine. Voilà pourquoi nous voulons attirer l’attention de tout le monde à ce problème.
Ведущий 2 : Chers amis, comme l’année passée nous avons quelques nominations et cathégories d’age dans notre concours.
Ведущий 1 : Il y aura 2 nominations vocales et 2 nominations de poésies (individuelles et collectives)
Ведущий 2 : D’abord on va écouter les plus petits participants du concours et à la fin — les plus grands.
Ведущий 2 : Donc, on commence par la nomination Interprétation collective des chansons.
Et j’invite sur cette scène les premiers participants du concours -....
Ведущий 1 : Maintenant j’invite sur cette scène les élèves...
(далее следуют выступления участников, следуя порядку программы)
Похожие статьи
Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы
В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...
Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ
В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Использование песен на уроках РКИ
В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...
Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ
Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...
Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка
В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели
В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...
Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку
Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...
Итоговый урок элективного курса по английскому языку
В данной статье рассматривается способ применения технологии проектов на элективных занятиях по английскому языку с целью формирования у обучающихся умения привлекать данные смежных дисциплин, синтезировать их для решения конкретной научно-практическ...
Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы
В статье рассматриваются современные подходы к повышению квалификации педагогических кадров в образовательной системе Республики Узбекистан; раскрыты пути внедрения зарубежных образовательных технологий в программу повышения квалификации преподавател...
Похожие статьи
Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы
В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...
Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ
В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Использование песен на уроках РКИ
В статье представлены три методические разработки уроков на основе песен. Каждая из них содержит лексико-грамматический комментарий, текст песни и упражнения, направленные как на закрепление грамматических навыков и умений, так и на развитие навыков ...
Основные направления работы учителя русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ
Статья содержит описание приёмов, методов активизации знаний на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ. Описан педагогический опыт работы: анализ литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных пробле...
Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка
В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Обучение взрослых иностранному языку посредством андрагогической модели
В статье рассматривается основные характеристики андрагогической модели обучения иностранному языку. По мнению автора, данный подход позволяет грамотно организовать учебную деятельность, создавать для обучающихся комфортные условия для обучения, удер...
Методическое обеспечение обучения дошкольников английскому языку
Статья посвящена аналитическому обзору учебно-методических комплексов (УМК), предназначенных для обучения дошкольников английскому языку. Обозначены основные особенности зарубежных и отечественных изданий, ключевой подход в обучении детей английскому...
Итоговый урок элективного курса по английскому языку
В данной статье рассматривается способ применения технологии проектов на элективных занятиях по английскому языку с целью формирования у обучающихся умения привлекать данные смежных дисциплин, синтезировать их для решения конкретной научно-практическ...
Повышение квалификации педагогических кадров и вопросы повышения профессиональной компетенции преподавателей русского языка и литературы
В статье рассматриваются современные подходы к повышению квалификации педагогических кадров в образовательной системе Республики Узбекистан; раскрыты пути внедрения зарубежных образовательных технологий в программу повышения квалификации преподавател...