Повышение мотивации к обучению дисциплин гуманитарного цикла у обучающихся образовательных учреждений пенитенциарной системы
Автор: Тимофеев Александр Викторович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 288 раз
Библиографическое описание:
Тимофеев, А. В. Повышение мотивации к обучению дисциплин гуманитарного цикла у обучающихся образовательных учреждений пенитенциарной системы / А. В. Тимофеев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3181/ (дата обращения: 16.12.2024).
Наверное, каждый педагог, работающий в образовательных учреждениях пенитенциарной системы, сталкивается с одними и теми же проблемами. Некоторые из них, увы, решить уже невозможно - например, переоценку жизненных приоритетов у осужденных, неоднократно преступивших закон; педагогическую запущенность; отсутствие желания менять свой образ жизни.
Когда впервые переступаешь порог школы при Исправительной колонии (далее ИК), сразу сталкиваешься со своеобразием субкультуры осужденных и их неоднозначными взглядами на жизнь, духовные ценности. Проблема прежде всего в низкой мотивации осужденных к учёбе (некоторые учащиеся посещают занятия «из-под палки») и в их жизненных ориентирах, часто противоречащих таким понятиям, как нравственность, мораль и т. д.
Никто из нашего педагогического коллектива не сомневался в необходимости решения всех вышеуказанных проблем. Но возникал вопрос: как именно «перепрограммировать» наших подопечных на веру в свое будущее? Забыть прежний образ жизни, связанной с крылатой фразой из известной кинокомедии: «Украл, выпил - в тюрьму!» (иногда с заменой архаичного «выпил» на «укололся»)?
Выход из этого тупика занял у нашего коллектива не один год. Одним из вариантов решения этой задачи мы хотели бы с коллегами поделиться. Повышение мотивации к обучению у осужденных, пересмотр ими своих ценностных ориентиров (особенно у рецидивистов) оказались возможными через, казалось бы, наивный метод образовательных игр и занимательных конкурсов. Так в 2011 г. родилась идея создания дистанционного творческого конкурса по созданию тематических кроссвордов «Кроссмейстер», задачами которого являются:
формирование потребности к проявлению творческой инициативы;
расширение словарного запаса учащихся;
совершенствование понятийного аппарата;
формирование навыков работы с учебниками, научной и справочной литературой, с ресурсами сети Интернет;
развитие навыков работы с ИКТ.
Конкурс проводился в 6 этапов. Оценивание производилось как членами жюри, так и пользователями сети Интернет путем голосования на сайте школы (в 2012 г. в голосовании приняло участие 375 пользователей). С 2012 г. в рамках конкурса проводится соревнования школьных команд «Кроссворд-экспресс», суть которого – решить интерактивный online-кроссворд (побеждает команда, которая сделает это быстрее и правильнее).
Рис. 1 Эмблема и кубок конкурса «Кроссмейстер».
В первый год проведения «Кроссмейстера» в борьбу за кубок (см. рис.1) вступили 4 школы при 4-х исправительных учреждениях Мурманской области; в 2012 году в конкурсе участвовали уже 6 образовательных учреждений (из них 2 муниципальные бюджетные общеобразовательные школы, учащиеся старшей ступени 14-16 лет). Таким образом, интерес к мероприятию из года в год только растет.
Но вернёмся к основной идее – повышению мотивации к обучению у людей, жизненно важные потребности которых ограничиваются первыми ступенями пирамиды потребностей Маслоу.
Организация и проведение такого мероприятия, как «Кроссмейстер», для школьного коллектива (как для педагогов, так и для учащихся) является, по сути, некой интеллектуальной «встряской», в хорошем смысле этого слова. Азарт, с которым ребята приступают к созданию своих проектов кроссвордов, поразителен. С первого же дня старта конкурса мы наблюдали картину эмоционального преображения своих подопечных. Из вечно хмурых и замкнутых ребят 20-30 лет, да к тому же с посредственной успеваемостью по всем предметам, которых еле удалось уговорить участвовать в мероприятии, они буквально на глазах превращаются в энергичных исследователей-интеллектуалов! И, главное, их пример заразителен для всех учащихся.
Казалось бы, что за труд составить кроссворд определенной тематики из 20 слов и украсить его фоном на компьютере? Сейчас это несложно – для этого есть великое множество специальных программ. Наши участники пошли более сложным путем. Отгородившись от окружающего мира различными энциклопедиями и справочниками, а также используя электронные ресурсы сети Интернет, они создавали свои авторские работы, совершенно не похожие на существующие (за плагиат участники безоговорочно дисквалифицировались). Например, работа обучающегося В. Рубцова удивила членов жюри своей оригинальностью – ответы в кроссворд нужно было вписывать в определенном направлении (см. рис.2).
Главным достижением этого мероприятия можно считать то, что учащиеся, самостоятельно работавшие над своим проектом кроссворда (поиск информации, выбор структуры кроссворда, анализ данных), и после подведения итогов конкурса активно включаются в работу уже на уроках, легко применяя навыки работы с источниками, анализируя материал. Со слов коллег, такой эффект возник не только у наших учащихся, но и у конкурсантов из других образовательных учреждений.
Конечно, метод повышения мотивации к обучению (проектно-игровой) – не панацея от безразличия к вопросу саморазвития, отсутствия или низкого уровня ценностных ориентиров. Но он способен дать ощутимый результат для педагога вечерней школы, в независимости от того, находится она с той или другой стороны «колючего забора». Мы прекрасно понимаем, что заинтересовать, «растормошить», отвлечь от асоциальных поступков и избавить от низкой самооценки, да еще и получить стабильный результат – дело исключительно сложное, но нужное.
Коллегам, заинтересовавшимся идеей, предлагаем ознакомиться с Положением о творческом конкурсе кроссвордов ГКОУ МО ВСОШ при ФКУ ИК № 23 Мурманской области и принять участие в III дистанционном творческом конкурсе «Кроссмейстер», который состоится в апреле 2013 г. Подробную информацию можно найти на сайте школы: vsosh-ik23.ucoz.ru
Положение о ДИСТАНЦИОННОМ творческом конкурсе «КРОССМЕЙСТЕР»
Цели и задачи. Конкурс «Кроссмейстер» проводится с целью развития творческих способностей обучающихся, расширения их кругозора. Задачи конкурса:
формирование потребности к проявлению творческой инициативы;
расширение словарного запаса обучающихся;
совершенствование понятийного аппарата;
формирование навыков работы с учебниками, научной и справочной литературой, с ресурсами сети Интернет;
развитие навыков работы с ИКТ.
Участники конкурса. Обучающиеся общеобразовательных школ.
Оргкомитет. Конкурс проводится ГКОУ МО ВСОШ при ФКУ ИК-23 (далее Школой). Организацию и проведение конкурса осуществляет Оргкомитет, который формируется из числа педагогов Школы (не менее 5), победителей конкурса Школы прошлых лет (2-3 человека) и состоит из председателя, секретаря и членов жюри.
Права и обязанности Оргкомитета. Оргкомитет обязан:
вносить при необходимости коррективы в настоящее положение;
определять тематику каждого конкурса;
контролировать выполнение всех пунктов настоящего положения;
принимать и регистрировать конкурсные работы (секретарь);
организовывать размещение материалов Конкурса, обеспечивать процесс голосования и своевременно объявлять результаты Конкурса на сайте Школы.
Оргкомитет имеет право:
принимать к участию в конкурсе несколько работ одного автора, если они разной тематики;
принимать решение о дисквалификации участника конкурса по представлению жюри.
Члены жюри обязаны:
проверять работы на соответствие требованиям настоящего положения;
оценивать работы в соответствии с критериями в Приложении 2;
своевременно представлять результаты оценки работ председателю Оргкомитета.
Члены жюри имеют право:
вносить предложение в Оргкомитет о дисквалификации участников, предоставивших заимствованные работы;
потребовать с авторов работ ссылку на соответствующий источник.
Требования к конкурсным работам
Конкурсная работа представляет собой кроссворд или ребусы определенной тематики – одной из предлагаемых Оргкомитетом (Приложение 3).
Вид кроссворда выбирается участником самостоятельно.
Формулировка вопроса в кроссвордах должна быть точной, ответ чётким и научно обоснованным; возможны шуточные варианты вопросов.
В кроссворде может быть не менее 20 и не более 60 вопросов; количество ребусов по выбранной тематике - не менее 5 и не более 10.
К конкурсу не допускаются заимствованные работы. Участник, нарушивший данное требование, дисквалифицируется (с конкурса снимаются все его работы).
Работы должны быть представлены в электронном виде в любом формате.
Номинации и призовые места. Победители определяются по номинациям:
лучший кроссворд по каждой из предложенных тем по результатам оценивания членами жюри;
школьная команда-победитель соревнования «Кроссворд-экспресс»;
приз зрительских симпатий (по результатам голосования на сайте Школы).
Авторы, допущенные к конкурсу, получают сертификат участника. Образовательное учреждение, обучающиеся которого заняли наибольшее количество призовых мест по всем номинациям, получает переходящий кубок конкурса сроком на 1 год, до определения победителя среди учреждений в следующем учебном году.
Порядок и сроки проведения конкурса. Конкурс проводится в 6 этапов:
Этап (сроки) |
Характеристика этапа |
I (…) |
составление кроссвордов и ребусов обучающимися |
II (…) |
отправка заявок и работ в оргкомитет (заявка отправляется в отсканированном виде, форма заявки приведена в Приложении 1) |
III (…) |
оценивание конкурсных работ: членами жюри в соответствии с установленными критериями, пользователями сети Интернет путем голосования на сайте Школы |
IV (…) |
соревнование школьных команд «Кроссворд-экспресс» |
V (…) |
подведение итогов |
VI (…) |
размещение результатов на сайте Школы, рассылка дипломов и сертификатов участников |
Дополнительные положения. Представленные на конкурс работы не возвращаются, апелляции не принимаются. Автор имеет право в любой момент до объявления результатов отказаться от участия в конкурсе.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Заявка на участие
Фамилия, имя, отчество участника:
Образовательное учреждение:
Творческие работы:
№ |
Вид работы (ребусы или кроссворд), ее характеристика (количество ребусов или разновидность кроссворда) |
Тематика |
|
|
|
|
|
|
С положением о конкурсе ознакомлен: ___________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Руководитель образовательного учреждения, ______________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Дата МП
2. Критерии оценки творческих работ
Критерий |
Максимальный балл |
Соответствие заявленной теме |
20 |
Художественное оформление (техника исполнения, стиль) |
5 |
Оригинальность |
5 |
Точность формулировок и научная обоснованность ответов |
10 |
Симметричность, компактность, характер взаимосвязей |
10 |
3. Тематика работ (для примера приведена тематика работ 2011 г.)
«Поехали!» (к 50-летию первого полета человека в космос; предметная область – физика);
«Вива Италия!» (к году Италии в России; история, география);
«Эврика» (математика);
«Селекция» (биология);
«По страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (к 120-летию со дня рождения М. А. Булгакова; литература);
«Save the Earth!» («Берегите Землю!», английский);
«Александр II — царь-освободитель» (к 150-летию отмены крепостного права; история).