Повышение мотивации к обучению дисциплин гуманитарного цикла у обучающихся образовательных учреждений пенитенциарной системы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Тимофеев, А. В. Повышение мотивации к обучению дисциплин гуманитарного цикла у обучающихся образовательных учреждений пенитенциарной системы / А. В. Тимофеев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3181/ (дата обращения: 16.12.2024).

Наверное, каждый педагог, работающий в образовательных учреждениях пени­тенциарной системы, сталкивается с одними и теми же пробле­мами. Некоторые из них, увы, решить уже невозможно - например, пере­оценку жиз­ненных приоритетов у осужденных, неоднократно преступивших за­кон; педаго­гическую запущенность; отсутствие желания менять свой образ жизни.

Когда впервые переступаешь порог школы при Исправительной колонии (далее ИК), сразу сталкиваешься со своеобра­зием субкультуры осужденных и их неоднозначными взглядами на жизнь, ду­ховные ценности. Проблема прежде всего в низкой мотивации осу­жденных к учёбе (некоторые учащиеся посещают занятия «из-под палки») и в их жизненных ориентирах, часто противоре­чащих таким понятиям, как нравственность, мораль и т. д.

Никто из нашего педагогического коллектива не сомневался в необходимо­сти решения всех вышеуказанных проблем. Но возникал вопрос: как именно «перепрограм­мировать» наших подопечных на веру в свое будущее? Забыть прежний образ жизни, связанной с крылатой фразой из известной кинокомедии: «Украл, выпил - в тюрьму!» (иногда с заменой архаичного «выпил» на «укололся»)?

Выход из этого тупика занял у нашего коллектива не один год. Одним из вариантов решения этой задачи мы хотели бы с коллегами поделиться. Повышение мотивации к обуче­нию у осужденных, пересмотр ими своих ценно­стных ориентиров (особенно у рецидивистов) оказались возможными через, ка­залось бы, наивный метод обра­зовательных игр и занимательных конкурсов. Так в 2011 г. родилась идея созда­ния дистанционного творческого конкурса по созданию тема­тических кроссвордов «Кроссмейстер», задачами которого являются:

  • формирование потребности к проявлению творческой инициативы;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • совершенствование понятийного аппарата;

  • формирование навыков работы с учебниками, научной и справочной лите­рату­рой, с ресурсами сети Интернет;

  • развитие навыков работы с ИКТ.

Конкурс проводился в 6 этапов. Оценивание производилось как членами жюри, так и пользователями сети Ин­тернет путем голосования на сайте школы (в 2012 г. в голосовании приняло участие 375 пользователей). С 2012 г. в рамках конкурса проводится соревнования школьных команд «Кроссворд-экспресс», суть которого – решить интерактивный online-кроссворд (побеждает команда, которая сделает это быстрее и правильнее).


Рис. 1 Эмблема и кубок конкурса «Кроссмейстер».


В первый год проведения «Кроссмейстера» в борьбу за кубок (см. рис.1) вступили 4 школы при 4-х ис­правительных учреждениях Мурманской области; в 2012 году в конкурсе уча­ст­вовали уже 6 образовательных учреждений (из них 2 муниципальные бюджет­ные общеобразовательные школы, учащиеся старшей ступени 14-16 лет). Таким образом, интерес к мероприятию из года в год только растет.

Но вернёмся к основной идее – повышению мотивации к обучению у людей, жизненно важные потребности которых ограничиваются первыми ступенями пи­рамиды потребностей Маслоу.

Организация и про­ведение такого мероприятия, как «Кроссмейстер», для школьного коллектива (как для педагогов, так и для учащихся) является, по сути, некой интеллекту­альной «встряской», в хорошем смысле этого слова. Азарт, с которым ребята приступают к созданию своих проектов кроссвордов, поразителен. С первого же дня старта конкурса мы наблюдали картину эмоцио­нального преображения своих подопечных. Из вечно хмурых и замкнутых ребят 20-30 лет, да к тому же с посредственной успеваемостью по всем предметам, которых еле удалось уговорить участвовать в мероприятии, они буквально на глазах превращаются в энергичных исследователей-интеллектуалов! И, главное, их пример заразителен для всех учащихся.

Казалось бы, что за труд составить кроссворд определенной тематики из 20 слов и ук­расить его фоном на компьютере? Сейчас это несложно – для этого есть великое множество специальных программ. Наши участники пошли бо­лее сложным путем. Отго­родившись от окружающего мира различными энцик­лопедиями и справочни­ками, а также используя электронные ресурсы сети Ин­тернет, они создавали свои авторские работы, совершенно не похожие на существующие (за плагиат участники безоговорочно дисква­лифицировались). Например, работа обучающегося В. Рубцова удивила членов жюри своей оригинальностью – ответы в кроссворд нужно было вписывать в определенном направлении (см. рис.2).

Главным достижением этого мероприятия можно считать то, что уча­щиеся, самостоятельно работавшие над своим проектом кроссворда (поиск ин­формации, выбор структуры кроссворда, анализ данных), и после подведе­ния итогов конкурса активно включаются в работу уже на уроках, легко приме­няя навыки работы с источниками, анализируя материал. Со слов коллег, такой эффект возник не только у наших учащихся, но и у конкурсантов из других об­разова­тельных учреждений.

Конечно, метод повышения мотивации к обучению (проектно-игровой) – не панацея от безразличия к вопросу саморазвития, отсутствия или низкого уровня ценностных ориентиров. Но он способен дать ощутимый резуль­тат для педагога вечерней школы, в независимости от того, находится она с той или другой сто­роны «колючего забора». Мы прекрасно понимаем, что заинте­ресовать, «рас­тормошить», отвлечь от асоциальных поступков и избавить от низкой само­оценки, да еще и получить стабильный результат – дело исключи­тельно слож­ное, но нужное.

Коллегам, заинтересовавшимся идеей, предлагаем ознакомиться с Положе­нием о творческом конкурсе кроссвордов ГКОУ МО ВСОШ при ФКУ ИК № 23 Мурманской области и принять участие в III дистанционном творческом кон­курсе «Кроссмейстер», который состоится в апреле 2013 г. Подробную информацию можно найти на сайте школы: vsosh-ik23.ucoz.ru


Положение о ДИСТАНЦИОННОМ творческом конкурсе «КРОССМЕЙСТЕР»

Цели и задачи. Конкурс «Кроссмейстер» проводится с целью развития творческих способ­ностей обучающихся, расширения их кругозора. Задачи конкурса:

  • формирование потребности к проявлению творческой инициативы;

  • расширение словарного запаса обучающихся;

  • совершенствование понятийного аппарата;

  • формирование навыков работы с учебниками, научной и справочной литера­турой, с ре­сурсами сети Интернет;

  • развитие навыков работы с ИКТ.

Участники конкурса. Обучающиеся общеобразовательных школ.

Оргкомитет. Конкурс проводится ГКОУ МО ВСОШ при ФКУ ИК-23 (далее Школой). Организацию и проведение конкурса осуществляет Оргкомитет, кото­рый формируется из числа педагогов Школы (не менее 5), победителей конкурса Школы прошлых лет (2-3 человека) и состоит из председателя, секретаря и чле­нов жюри.

Права и обязанности Оргкомитета. Оргкомитет обязан:

  • вносить при необходимости коррективы в на­стоящее положение;

  • определять тематику каждого конкурса;

  • контролировать выполнение всех пунктов настоящего положения;

  • принимать и регистрировать конкурсные работы (секретарь);

  • организовывать размещение материалов Конкурса, обеспечивать процесс го­лосования и своевременно объявлять результаты Конкурса на сайте Школы.

Оргкомитет имеет право:

  • принимать к участию в конкурсе несколько работ одного автора, если они раз­ной тема­тики;

  • принимать решение о дисквалификации участника конкурса по представле­нию жюри.

Члены жюри обязаны:

  • проверять работы на соответствие требованиям настоящего положения;

  • оценивать работы в соответствии с критериями в Приложе­нии 2;

  • своевременно представлять результаты оценки работ председателю Орг­комитета.

Члены жюри имеют право:

  • вносить предложение в Оргкомитет о дисквалификации участников, предоста­вивших заимствованные работы;

  • потребовать с авторов работ ссылку на соответствующий источник.

Требования к конкурсным работам

  1. Конкурсная работа представляет собой кроссворд или ребусы определен­ной тема­тики – одной из предлагаемых Оргкомитетом (Приложение 3).

  2. Вид кроссворда выбирается участником самостоятельно.

  3. Формулировка вопроса в кроссвордах должна быть точной, ответ чётким и научно обоснованным; возможны шуточные варианты вопросов.

  4. В кроссворде может быть не менее 20 и не более 60 вопросов; количе­ство ребусов по выбранной тематике - не менее 5 и не более 10.

  5. К конкурсу не допускаются заимствованные работы. Участник, нарушив­ший дан­ное требование, дисквалифицируется (с конкурса снимаются все его работы).

  6. Работы должны быть представлены в электронном виде в любом фор­мате.

Номинации и призовые места. Победители определяются по номинациям:

  • лучший кроссворд по каждой из предложенных тем по результатам оценивания членами жюри;

  • школьная команда-победитель соревнования «Кроссворд-экспресс»;

  • приз зрительских симпатий (по результатам голосования на сайте Школы).

Авторы, допущенные к конкурсу, получают сертификат участника. Образо­вательное учреждение, обучающиеся которого заняли наибольшее количество призовых мест по всем номинациям, получает переходящий кубок конкурса сро­ком на 1 год, до определе­ния победителя среди учреждений в следующем учеб­ном году.

Порядок и сроки проведения конкурса. Конкурс проводится в 6 этапов:


Этап

(сроки)

Характеристика этапа

I (…)

составление кроссвордов и ребусов обучающимися

II (…)

отправка заявок и работ в оргкомитет (заявка отправляется в отсканированном виде, форма заявки приведена в Приложении 1)

III (…)

оценивание конкурсных работ:

членами жюри в соответствии с установленными критериями,

пользователями сети Интернет путем голосования на сайте Школы

IV (…)

соревнование школьных команд «Кроссворд-экспресс»

V (…)

подведение итогов

VI (…)

размещение результатов на сайте Школы, рассылка дипломов и сертификатов участ­ников


Дополнительные положения. Представленные на конкурс работы не возвращаются, апелляции не прини­маются. Автор имеет право в любой момент до объявления резуль­татов отказаться от участия в конкурсе.


ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Заявка на участие

Фамилия, имя, отчество участ­ника:

Образовательное учреждение:

Творческие работы:

Вид работы (ребусы или кроссворд), ее характеристика (количество ребусов или разновидность кроссворда)

Тематика








С положением о конкурсе ознакомлен: ___________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Руководитель образовательного учреждения, ______________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Дата МП


2. Критерии оценки творческих работ

Критерий

Максимальный балл

Соответствие заявленной теме

20

Художественное оформление (техника исполнения, стиль)

5

Оригинальность

5

Точность формулировок и научная обоснованность ответов

10

Симметричность, компактность, характер взаимосвязей

10


3. Тематика работ (для примера приведена тематика работ 2011 г.)

  • «Поехали!» (к 50-летию первого полета человека в космос; предметная об­ласть – фи­зика);

  • «Вива Италия!» (к году Италии в России; история, география);

  • «Эврика» (математика);

  • «Селекция» (биология);

  • «По страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (к 120-ле­тию со дня рож­дения М. А. Булгакова; литература);

  • «Save the Earth!» («Берегите Землю!», английский);

  • «Александр II — царь-освободитель» (к 150-летию отмены крепостного права; исто­рия).


Основные термины (генерируются автоматически): член жюри, сайт Школы, работа, III, конкурс, ДИСТАНЦИОННый творческий конкурс, образовательное учреждение, Мурманская область, понятийный аппарат, творческая инициатива.

Похожие статьи

Формирование готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза

Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Повышение мотивации к развитию и обучению дошкольников посредством мультимедийного способа подачи информации

Оптимизация процесса обучения по физической культуре у школьников начальных классов

Повышение качества занятий по физической культуре в вузе посредством музыкального сопровождения

Повышение эффективности вновь принятых сотрудников за счет внедрения наставничества в процесс профессионального обучения на предприятиях производственной сферы

Похожие статьи

Формирование готовности к непрерывному образованию у студентов педагогического вуза

Стимулирование организационно-управленческих умений студентов педагогических колледжей в условиях студенческого самоуправления

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Повышение мотивации к развитию и обучению дошкольников посредством мультимедийного способа подачи информации

Оптимизация процесса обучения по физической культуре у школьников начальных классов

Повышение качества занятий по физической культуре в вузе посредством музыкального сопровождения

Повышение эффективности вновь принятых сотрудников за счет внедрения наставничества в процесс профессионального обучения на предприятиях производственной сферы