Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)
Автор: Юзбашян Хачатур Георгиевич
Рубрика: Этнопедагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.
Дата публикации: 26.05.2021
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Юзбашян, Х. Г. Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона) / Х. Г. Юзбашян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6423/ (дата обращения: 16.12.2024).
Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцент автора ставится на роли и особенностях состязательной борьбы, возможностях возрождения традиционного мировосприятия, в частности, этнокультурных, этно-педагогических и этнопсихологических представлениях. Делается умозаключение, что при внедрении этого вида борьбы и использовании в физическом и эстетическом воспитании в рамках национальной основной школьной системы образования будет создана благоприятная среда для повышения интереса школьников к уроку физической культуры в целом и, в частности, этнокультуры. Полученные в статье результаты, безусловно, будут полезны для подрастающего поколения и общества в целом.
Ключевые слова: этнокультура, воспитание, национальная борьба «Кох», этно-педагогика, этнопсихология.
The proposed article represents materials that are of interest not only as a source for studying the culture of Armenians, but also by the author’s interpretation, understanding the role of the Armenian national struggle “Kokh” in transmitting ethnic stereotypes from generation to generation. The author’s emphasis on the role and nature of competitive activity, opportunities in the revival of the traditional world perception, in particular, ethno-cultural, ethno-pedagogical and ethno-psychological ideas. It also makes the conclusion that, when it is introduced and used in physical and aesthetic education within the framework of the national basic school system, it will create a favorable environment for raising students' interest in the lesson of physical culture, in general, and in particular ethno-culture. Of course, these results are useful for the younger generation and for society as a whole.
Keywords: ethnic culture, education, national, struggle, “Kokh”, ethnic-pedagogy, ethnic- psychology.
Одной из малоисследованных проблем в этно-педагогике, в том числе и этнографии, остаются традиции народно-национальных состязаний и, в частности обычай национальной борьбы «Кох». При соблюдении неписаных правил, обусловленных культурно-бытовой традицией и определяющих круг разрешенных технических действий, может быть достигнута цель схватки-победы над партнером-соперником. Национальная борьба «Кох», к сожалению, мало изучена, и лишь в некоторых публикациях встречаются общие сведения об этом виде борьбы. Необходимо, на наш взгляд, исследовать распространенность традиции состязаний в национальной борьбе «Кох» и приурочивание ее к народным и религиозным праздникам, выявить отдельные стороны игры-представлений (правила, время, место, организация и общий ход состязаний, технические действия, терминология, призы и заклады, возрастной, социальный, этнический и профессиональный состав участников (танцоров-борцов) и зрителей, местные особенности и т. д.). Затем необходимо систематизировать эти сведения, выявить типологию разновидностей (западно-армянской и восточно-армянской) борьбы «Кох», областные различия, изучить эволюцию и генезис традиции, ее общественные функции (воспитательную, военно-прикладную, магическую, обрядовую и др.). Важно разработать аргументированную этно-педагогическую и этнографическую трактовку традиционных состязаний национальной борьбы «Кох». В связи с этим необходимо всестороннее сравнительное изучение (международного опыта) разных этносов мира. У ряда этносов (грузины, молдаване, татары, буряты, казахи, болгары, персы, японцы, монголы, швейцарцы и др.) традиционные виды национальной борьбы нашли практическое применение как средство физического и эстетического воспитания и важный элемент современных праздничных обрядов. В свете этого опыта необходимо изучить возможности практического использования национальной борьбы «Кох» у армян. Существует определённый круг источников, которые содержат разнообразные сведения по изучаемой проблеме. Рассматривая художественное творчество как специфический способ познания окружающей действительности, необходимо использовать и такие источники, как фольклор, народное (например, эпос) ипрофессиональное изобразительное искусство, произведения классиков армянской и мировой литературы. Имеющиеся у нас сведения о традиционном приурочивании состязаний в национальной борьбе «Кох» у армян свидетельствуют об их широком распространении во время весенне-летних календарных праздников. Автор знакомит нас со сведениями о национальной борьбе «Кох» как масленичной потехе, к Масленице часто приурочивались выступления борцов-профессионалов в балаганах и цирках. Состязания в национальной борьбе «Кох» издавна устраивались и на Пасху.
Обычай раздавать яйца в качестве награды победителю состязаний в национальной борьбе «Кох» практиковался, по-видимому, на Пасху. При этом «сначала выступали подростки, юноши, затем люди старшего возраста». Последний участник (танцор-борец), которого уже никто не мог побороть, считался победителем и целый год пользовался почетом. Известно, что в деревенском быту важным критерием оценки достоинств человека были физическая сила, ловкость, выносливость, быстрота, умение бороться до конца поединка. Обычным явлением были поединки танцоров-борцов на престольных праздниках в период между посевной и уборочной страдами или после завершения уборочных работ. В разных селах на праздниках, отмечавших конец сенокоса, по традиции крестьяне устраивали состязания по национальное борьбе «Кох». Полагают, что в глубокой древности данные состязания на народных и религиозных праздниках имели определенный ритуально-магический смысл. Ряд этнографов видят в таких состязаниях на весенних праздниках отголосок древнего аграрно-магического ритуала, символизирующего борьбу зимы и лета [1, с. 5–11].
Цель борьбы: первым повалить партнера-соперника на аспарез-ковер-землю. В каждом виде национальной борьбы круг разрешенных технических действий строго ограничен правилами состязания, что дает возможность выявить сходство и различие между ними. По-видимому, каждая из ее разновидностей имела свой ареал. Этот вопрос со стороны автора не изучен. На наш взгляд, вопрос кроется в исторических особенностях развития армянского этноса на территории армянских нагорий. Судя по имеющимся данным национальной борьбы «Кох», существовал разнообразный арсенал технических действий. «Борьба — одно из естественных физических упражнений человека. Возникла она из естественных необходимостей первобытного человека готовить себя к защите от нападений животных» [2, c. 131–132]. Национальная борьба, как и другие виды состязания, находится в неразрывной связи с общей культурой этноса. Ее появление и развитие связано с потребностями общественной жизни и, прежде всего, общественного производства.
В течение веков в результате тесной связи с общим развитием армянского этноса развивались и устанавливались определенные технические действия национальной борьбы «Кох», как одной из разновидностей физической подготовки. Нападения разных врагов (византийцев, турков-селджуков, арабов, персов, татар-монголов и других), племен и народов влияли на распространение и развитие национальной борьбы «Кох». В те далекие времена бои могли происходить только на близком расстоянии, и основой их была схватка, в которой физическая сила, ловкость, быстрота, выносливость, выносливость, гибкость, равновесие и мужество решали исход сражения.[1] Армянская национальная борьба «Кох», существующая с давних пор придает состязанию торжественность. В храме Сурб Хач (XIв.), который находится в г. Ани- древней столице Армении, на виноградных фризах изображены праздник сбора урожая, схватки борцов между соплеменниками и с соперниками в шкурах диких животных. На этих барельефах хорошо видны захваты за ноги, подножки, броски с упором ногой в живот и т. д. [3, с. 18]. Схватка состоит из следующих последовательно проводимых действий:
а) под музыкальное сопровождение трио два «дудука» и один «дгол» танцоры-борцы приветствуют друг друга («вохчюн») хлопком руки;
б) танец-разминка «тап-пар» или «цап-пар»: танцоры-борцы характерными национальными танцевальными шагами, делая разнообразные движения руками и ногами, одной вверх-назад, а другой вниз-назад, направляются из центра аспареза[2] -ковра-земли в противоположные друг от друга стороны и, дойдя до диагонали углов аспареза-ковра-земли, возвращаются на свои места;
в) танцоры-борцы попеременно толкаются плечами и при третьем толчке энергично отталкиваются друг от друга;
г) начинается схватка традиционным поднятием правой руки танцоров-борцов. Это означает готовность к схватке, после чего звучит свисток судьи, и начинается национальная мелодия борьбы «Кох». Развитие армянской национальной борьбы «Кох» способствует вовлечению молодежи к ведению здорового образа жизни, тем самым обогащая арсенал средств и методов армянской системы физического воспитания в целом.
Примечания: все участники (танцоры-борцы) должны пройти медицинский осмотр и получить письменное разрешение из соответствующего медицинского учреждения на участие в соревновании. Не прошедшие медицинский осмотр к соревнованиям не допускаются. При повреждениях у танцоров-борцов только спортивный врач решает, можно ли продолжать схватку. На одежде танцоров-борцов (чухах или шароварах) не должно быть металлических предметов (пряжек и т. п.); соревнования должны сопровождаться национальной музыкой (армянское трио- «дудук» и «дгол». С правой стороны, должна быть пришита эмблема той организации, от которой участник (танцор-борец) выступает. Взвешиваться участники (танцоры-борцы) обнаженными. Участник (танцор-борец) имеет право выступать не более чем в трех схватках в течение одного соревновательного дня, с перерывом между схватками не менее 50 минут. В официальных соревнованиях вся судейская коллегия должна быть облачена в определенную форму (одежды) национального стиля:
а) костюм-сорочка-брюки (с национальным орнаментом);
б) национальный головной убор (шапка из хлопковой ткани с национальным орнаментом) предназначен только для главного судьи состязания; в) мягкая обувь (с национальной свастикой).
В перечисленных выше формах одежды отражены самобытность и особенности армянской национальной борьбы «Кох».
Заключение. Приведенные выше данные дают нам возможность сделать следующий вывод: физическое и эстетическое воспитание в Древней Армении представляло собой одну из форм древневосточного воспитания; не отгораживаясь ни от Греции, ни от Рима, ни от соседних с ней стран Древнего Востока (Персии, Парфии и других) и вместе с этим усваивая лучшие формы и методы их систем физического и эстетического воспитания, Армения в то же время создала свою самостоятельную систему физического и эстетического воспитания; физическое и эстетическое воспитание у широких народных масс Древней Армении, главным образом, вырабатывалось в процессе производственной деятельности (скотоводство, охота и т. д.), во время военной службы и т. д.
Физические упражнения и средства эстетического воспитания служили также для развлечения (подвижные игры, национальные пляски, борьба «Кох» и многое другое) ;они входили в народный быт и приравнивались к семейным празднествам или народным праздникам; самыми большими национальными праздниками в Древней Армении были «Навасард» и «Вардавар»; в них участвовали широкие народные массы.
Подготовка к праздничным спортивным играм-состязаниям способствовала развитию физических упражнений среди широких масс населения Древней Армении. У историков Древней Армении имеются данные, что физические упражнения проводились на специальных площадках, эти площадки обозначаются термином «аспарез». Наряду с этимдо нас дошлискудные сведения о развитии физической культуры среди женского пола в Древней Армении. Несмотря на потерю своей независимости (вторжение арабов в VII веке н. э., нашествие турок-селджуков в XI веке н. э., нашествие татар-монголов в XIII веке н. э. и т. д.) ; армянский народ сумел сохранить и развить виды физической культуры, куда органически включается свою самобытность армянская национальная борьба «Кох».
- Многовековой иноземный гнет вызвал рост национально-освободительного движения; что повысило интерес к военно-физическому развитию в широких массах армянского общества.
- Участие в национально-освободительном движении, естественно, требовало военно-физических навыков (верховая езда, фехтование, бег, прыжки, национальная борьба «Кох» и др.). Именно поэтому древние виды физических упражнений со временем возродились, а некоторые из них сохранились до наших дней.
- Древние виды физических упражнений сохранены армянским этносом. Неспроста в этом виде борьбы имеется связь поколений; национально-культурные состязания должны стать достоянием широких народных масс, носить организованный характер и войти в нынешнюю армянскую национальную систему физического и эстетического воспитания; безусловно, к таким видом относится армянская национальная борьба «Кох».
- Итак, у армян известно, по крайней мере, три вида национальной борьбы, включающие семь разновидностей. На протяжении длительного исторического периода широкое распространение у армян получили несколько видов и разновидностей национальной борьбы. Они составляли традиционный комплекс игр-представлений-состязаний, которые формировались в ходе развития армянского этноса в условиях постоянных военных сражений. Помимо военно-прикладной функции, эти игры-состязания-представления в разное время выполняли и другие общественные функции (воспитательную, развлекательную, магическую, обрядовую и др.) . Длительное и широкое существование армянской национальной борьбы «Кох» позволяет рассматривать ее как устойчивый элемент традиционной культуры армян, который нуждается в дальнейшем изучении, развитии и распространении. Автор считает, что основные подходы внедрения армянской национальной борьбы «Кох» способствуют всестороннему развитию подрастающего поколения, обогащению двигательной культуры, формированию устойчивого интереса этнокультуры армянского этноса, а также систематическим спортивным занятиям и состязаниям.
Практические рекомендации: Общий контроль по данной работе, по мнению автора данной статьи, надо возложить на Институт возрастной физиологии и физического воспитания.
Литература:
- Гроздова И. Н. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец 19-начало 20 века: весенние праздники/г. Москва, изд. «Наука» -1977г. 357с.
- Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта.- Перевод с венгерского И. П. Абоимова; Под общей редакцией В. В. Столбова.-М.: Изд-во «Радуга», 1982 г.- 399с.
- Туманян Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов: Учебное пособие.- М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 592с.
[1] При написании данной статьи автор пользовался литературными источниками, научными трудами, историческими документами и экспонатами, рассказами стариков а также личными наблюдениями и исследованиями.
[2]«Асперез» — слово персидское, в точном переводе означает конное ристалище ( от «асп»-лошодь, «рез»-ристалище); термин «аспарез» в некоторых армянских исторических источниках (М. Хоренаци и др.) буквально означает не только конное ристалище, но и публичная обычно находилась площадь (арена), перед дворцом; главным образом место для всяческих спортивных состязаний и других народных утех, зрелищ и празднества.
Похожие статьи
Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России
Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...
Проблема сохранения традиций якутского народа
В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...
Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры
Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоотв...
Использование качественного метода в изучении традиций социализации
В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...
Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования
Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...
Приметы и суеверия народов мира
Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...
Традиционная экологическая безопасность долган
Статья посвящена рассмотрению основных традиционных навыков, знаний и умений в области экологической безопасности на основе культурного наследия долган. Исследование вопросов экологической безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ...
Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»
Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXl века. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к во...
Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме
В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...
Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду
В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.
Похожие статьи
Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России
Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...
Проблема сохранения традиций якутского народа
В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...
Сюжетно-ролевые игры как способ формирования экологической культуры
Проблема экологии в глобальном масштабе сегодня привлекает внимание ученых из разных стран. Ведется поиск и разработка новейших технологий для защиты планеты от постоянных разрушительных тенденций в результате явлений технического прогресса и несоотв...
Использование качественного метода в изучении традиций социализации
В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...
Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования
Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...
Приметы и суеверия народов мира
Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...
Традиционная экологическая безопасность долган
Статья посвящена рассмотрению основных традиционных навыков, знаний и умений в области экологической безопасности на основе культурного наследия долган. Исследование вопросов экологической безопасности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ...
Развитие воспитательной компоненты в творческих объединениях КГБУ ДО «КЦИТР»
Несомненно, что взгляды передовой общественности сегодня устремлены на проблемы и трудности воспитания подрастающего поколения XXl века. Очевидно то, что на современном этапе динамично меняющегося исторического времени востребованы новые подходы к во...
Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме
В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...
Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду
В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.